Необходимость и условия интеграции
Характер, интенсивность, формы взаимодействия стран — участниц СНГ определяются их национально-государственными интересами. В зависимости от степени соответствия им находится и решение вопроса о целесообразности, приемлемости линии на экономическую и политическую консолидацию, углубление интеграции. С этой точки зрения и надо рассматривать политические и экономические факторы, действующие в сфере взаимоотношений стран СНГ и образующие зоны общих для них интересов. Всесторонняя консолидация и экономическая интеграция необходимы прежде всего в качестве минимальной компенсации тех серьезнейших геополитических и геостратегических потерь, которые все без исключения новые государства —участники Содружества понесли в результате ликвидации СССР, компенсации общего ослабления их экономического и оборонного потенциалов. Правда, счет этим потерям начался еще с утраты стратегических союзников в лице стран Восточной Европы вследствие распада СЭВ и Варшавского пакта, их быстрой политической и экономической переориентации на Запад. Ситуация усугубилась и вследствие того, что бывшие союзники по «соцлагерю», а также государства Балтии единодушно, пытаясь обогнать друг друга, устремились в НАТО. На восточном фланге СНГ находится КНР с ее растущей демографической, экономической и вооруженной мощью, и нельзя не считаться с тем, что стратегическое союзничество с этой страной вовсе не гарантировано ни для России, ни для других новых государств. Возрастают экономическая мощь и политическое влияние других государств азиатско-тихоокеанского региона, развивающихся ныне наиболее динамично. При этом важно иметь в виду, что в АТР прочные позиции (как в военном, так и в экономическом отношении) занимают США: на этот район приходится более половины американской внешней торговли. Далее, хотя с ликвидацией СССР печальный для его судьбы «антисоюзный» сепаратизм был, естественно, исчерпан, аналогичного порядка центробежные тенденции в ряде случаев возникли на уровне получивших независимость республик и стали угрожать их целостности. Возникшие там движения, оппозиционные официальной власти, а Раздел 7 деления экономической интеграции стран — участниц СНГ
также давние межнациональные противоречия стали факторами возникновения разрушительных вооруженных конфликтов. После 1991 г. регион СНГ превратился в аренду как соперничества многих стран «дальнего зарубежья» между,собой, так и их конкуренции с Россией за приобретение политического и экономического влияния на новые государства. При этом одним (естественно, не афишируемым) из условий поддержки «третьими странами» государств СНГ является превращение последних (особенно таких крупных, как Украина) в противовес Российской Федерации. В целом геополитическая обстановка утратила определенность й стала менее предсказуемой. Вследствие политической дестабилизации и экономического ослабления России участились случаи игнорирова-ния Западом ее интересов и роли в международных делах. Что же можно в обозримой перспективе противопоставить ухудшению геополитической ситуации стран СНГ (каждая из которйх в отдельности, включая Россию, не имеет достаточно мощных внешнеполитических, военных и экономических аргументов)? Конечно, лишь их консолидацию, единение, интеграцию. И это исходный момент объективной общности их интересов. Столь же существенны и факторы экономического характера, в использовании которых заинтересованы в той или иной мере страны СНГ. Во-первых, это использование созданного ранее мощного производственного потенциала, нынешние национально обособленные части которого во многом остаются технологически взаимосвязанными, взаимозависимыми и взаимодополняемыми вследствие сложившегося на территории бывшего СССР разделения труда. Во-вторых, £(то гарантированный .взаимный доступ к сырьевым источникам, возможные совместные действия по их разведке и рациональному использованию. В-третьих, это согласованное и экономически взаимовыгодное использование транспортной инфраструктуры, и прежде всего Той ее части, которая необходима для выхода на внешние рынки. Это важно для всех стран СНГ, но особенно для России, поскольку внешние выходы магистральных коммуникаций (трубопроводных, железнодорожных и в значительной степени морских), обслуживающих ее экспортно-импортные операции с «дальним зарубежьем», практически по всем географическим направлениям оказались на территории других суверенных государств. В-четвертых, это забота о сохранении емкого рынка региона СНГ ради взаимных поставок товаров, что исключительно важно для перерабатывающих отраслей, — и с точки зрения посткризисной перспективы развития экономик новых государств, и в контексте значительных нынешних трудностей выхода указанного сектора производства на мировой рынок, а также в связи с активным продвижением на рынки СНГ третьих стран, чьи фирмы теснят отечественных производителей. V В-пятых, это обеспечение совместных прорывов на мировой рынок с некоторыми видами высокотехнологичной продукции на основе согласованного использования научно-технического потенциала,, защита от недобросовестной конкуренции и возможных дискриминационных мер со стороны третьих стран и транснациональных корпораций. v Наконец, это решение гуманитарных проблем, в первую очередь забота каждого из новых государств о судьбе своих граждан, проживающих в других постсоюзных республиках. Наряду с факторами, способствующими осуществлению интеграционных шагов, есть и обстоятельства, им противодействующие, есть действительные трудности в налаживании межстрановых экономических взаимоотношений новых независимых государств. Это прежде всего объективно обусловленное стремление всех новых государств диверсифицировать свои внешнеэкономические связи, расширив круг торговых и финансовых партнеров, равно как и источников поступления новых технологий, за рамками СНГ. Отсюда приоритетное внимание к товарообороту с «третьими странами» с целью получения валютной выручки. Усиливалась и конкуренция со стороны третьих стран на рынках стран СНГ, возрастала кредитная задолженность перед развитыми странами и международными финансовыми.организациями. Значительно возросло участие последних в осуществлении рыночных реформ и в их финансовой поддержке, которое сопрягалось с принятием государствами СНГ определенных обязательств перед этими организациями. Они, так.же как и многие государства Запада, под предлогом недопущения «имперских» устремлений России весьма неодобрительно относятся ко всяким интеграционным инициативам на постсоюзном пространстве, даже если они исходят и не от России. Для реализации факторов, способствующих консолидации стран СНГ в их общих интересах и преодолению влияния факторов, неблагоприятных для этого, необходимо проведение соответствующей политики. Интеграционная политика России в рамках СНГ должна исходить из ряда принципиальных предпосылок, к числу которых относятся следующие. Необходима политическая воля выдерживать этот курс. Такая воля далеко не всегда воплощалась в практической политике в отношении стран СНГ- Вначале на нее, кроме объективно негативных факто-
590 Раздел 7 ров (главным из коих был, конечно, глубокий экономический спад), существенное влияние оказала жесткая позиция реформаторов. Согласно их заявлениям, сохранение тесных связей России с постсоюзными республиками — фактор, ограничивающий свободу маневра при осуществлении внутренних радикальных экономических и политических преобразований. Значит, необходимо ориентироваться на западные страны, в максимально возможной мере дистанцироваться от новых государств, предельно сузить круг наших обязательств перед ними. Реальная жизнь вносит серьезные поправки в такой односторонний подход, однако в целом российская политика в отношении постсоюзного пространства была непоследовательной и противоречивой, преследу-ющей сиюминутные интересы. Важным для определения российской линии в сфере взаимодействия с государствами Содружества стало принятие в сентябре 1995 г. «Стратегического курса России с государствами — участниками Содружества Независимых Государств», утвержденного Указом Президента Российской Федерации. В качестве главной цели политики России в отношении СНГ в документе провозглашается создание экономически и политически интегрированного объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе, а взаимовыгодное экономическое сотрудничество рассматривается как основополагающая предпосылка решения всего комплекса проблей их взаимоотношений. Была создана правительственная комиссия по вопросам СНГ во главе с вице-премьером, чем была заложена основа более четкой координации деятельности российских ведомств по реализации «Стратегического курса». И все же в последующем неоднократно проявлялись рецидивы крайне негативного отношения к идеям экономического и политического сближения стран СНГ. Поэтому вопрос о политической воле в налаживании новых взаимоотношений с государствами СНГ остается актуальным. При организации взаимодействия между странами СНГ абсолютно необходим неформальный учет особой значимости для каждой из стран достигнутого суверенитета, высокой ценности в глазах их народов (не только для правящих и интеллектуальных кругов, но во все большей мере и для широких слоев населения) самой предоставленной возможности национального самоопределения. Нигилизм (который сквозит, скажем, в формулах «парад суверенитетов» и т.п.) здесь недопустим. Для ряда стран включение в интеграционные процессы выступает как одно из средств защиты своей государственности от внутрен- Направления экономической интеграции стран —участниц СНГ 591 них (сепаратизм) и внешних (различные формы экспансии третьих стран и их группировок) угроз. Углубление интеграции и наращивание наднациональных функций консолидирующегося сообщества осуществляется исключительно на добровольных началах. Интеграционные мероприятия могут быть приемлемыми для стран СНГ только в меру их непротиворечивости национально-государственным интересам. Реалистичен и эффективен лишь путь компромиссов, достижения баланса интересов. Экономические взаимоотношения стран и углубление интеграционных процессов в современных условиях могут основываться только на экономической целесообразности (а не на национальных, конфесси-онных или иных подобного рода предпочтениях). Выше критерия экономической выгодности стоят лишь геостратегические интересы. А в обычных хозяйственных взаимоотношениях на макро- и микроуровне приоритетны не воспоминания о былой дружбе и ранее отлаженных связях, а соображения выгодности (текущей или перспективной), максимизации экономического эффекта и вклада в удовлетворение национальных потребностей. При формировании общих условий и выработке конкретных механизмов интеграции необходимо в полной мере учитывать коренное изменение условий экономической деятельности на постсоюзном пространстве. Для всех новых независимых стран характерны изменение роли государства в управлении экономикой, в том числе внешнеэкономической деятельностью, резкое сокращение централизованно-директивных возможностей и перемещение центра тяжести в принятии управленческих решений по конкретным проблемам этой деятельности на уровень предпринимательских структур. Иначе говоря, политика государств и механизмы интеграции должны строиться в расчете на облегчение и стимулирование межстрано-вого взаимодействия между субъектами рынка «по горизонтали». Для этого требуются: по возможности более полная либерализация таможенных режимов и соответствующая активизация кредитной политики; создание систем страхования от рисков; облегчение условий для перелива капитала и действий иностранных инвесторов, а также нерезидентов на фондовых и валютных рынках; применение общих для стран правил трудовой миграции, правовой и социальной защиты иностранной рабочей силы. Необходимы разработки совместных инвестиционных программ и согласование мер по структурной перестройке производства. Раздел 7 Для обеспечения эффективности интеграционной политикипред-ставляется важным признание возможностей различных «конфигураций» экономического сближения стран. Практически уже сложилось несколько организационно-правовых вариантов осуществления экономической консолидации, взаимодействующих и дополняющих друг друга. Само их наличие отражает определенную несхожесть интересов стран или групп стран, поиск вариантов, наиболее эффективных с точки зрения реализации этих интересов. Новые государства уже выработали определенные механизмы решения проблем на многосторонней основе: СНГ в целом с его многосторонними консультативными органами, Экономический союз. Часть этих государств, оставаясь участником многосторонних структур и решений, отдают предпочтение развитию двусторонних отношений, в которых видят наиболее эффективную форму реализации своих интересов. Наконец, возник и феномен субрегиональной интеграции, проявившийся в создании Центрально-Азиатского союза. Субрегиональный вариант углубления интеграции в известной мере:воплотился в создании Таможенного союза в составе трех, а затем и четырех государств Содружества (Белоруссия, Казахстан, Россия и Киргизия, 1994—1996 гг.). Перечисленные формы сотрудничества в тех илц иных отношениях проникают друг в друга, являясь различными ступенями общего интеграционного процесса. Главный источник трудностей на пути развития экономического взаимодействия стран Содружества — кризис и спад производства. Поскольку динамика и структура внешнеэкономических связей зависят от состояния национальных экономик, глубинные причины кризиса последних и коллизий в их межгосударственных связях в основном одни и те же. Фактор, угнетающе действовавший как на внутреннее производство в каждой из стран, так и на межгосударственный обмен, — резкое падение платежеспособного спроса государства и субъектов рынка. Оно было вызвано всеобщим скачкообразным повышением внутренних и внешнеторговых цен, ужесточением бюджетной и денежно-кредитной политики, усилением налогового пресса, финансовым обескровливанием предприятий, недоступностью для них кредитов, постоянными задержками заработной платы, накоплением колоссальных размеров задолженности, снижением реальных доходов населения. Необходимы, следовательно, крупные меры экономической и социальной политики, приоритетно нацеленные на возобновление экономического роста, активизацию инвестиционной деятельности, преодо- Направления экономической интеграции стран — участниц СНГ__________ 593 ление неплатежеспособности как основу интенсификации хозяйственного взаимодействия стран СНГ. Построение эффективной интеграции нового типа без разработки и успешной реализации подобного рода мер вряд ли возможно. Другой феномен, неблагоприятный для рассматриваемого интеграционного движения, состоит в том, что вследствие несовпадения в странах глубины и темпов рыночных преобразований, равно как и различий принципов внутренней хозяйственной политики, сложились существенно различные модели механизма управления и регулирования социально-экономических процессов. Неодинаковы как степень непосредственного государственного вмешательства в экономику и сферы применения административных методов управления, так и права и свободы субъектов рынка и участников внешнеэкономической деятельности. Значительно разошлись ключевые макроэкономические характеристики стран (дефицит бюджетов и методы его покрытия, параметры инфляции, мера устойчивости национальных валют, динамика ВВП и основных отраслей производства, степень жесткости кредитной политики, уровень либерализации внешнеэкономической деятельности и открытости финансовых рынков и т.п.). Наиболее существенные макрорасхождения наблюдались в 1992—1993 гг., особенно велик разброс таких показателей, как дефицит государственных бюджетов, исчисленный в отношении валового внутреннего продукта, — от 5 до 30%, индексов оптовых цен в промышленности — от 9 до 32 раз, среднемесячных индексов прироста инфляции — от 27 до 48%. Национальные денежные доходы населения увеличивались по странам также крайне неравномерно: от 7 до 29 раз. Ситуация, таким образом, оказалась объективно неблагоприятной для интеграционных инициатив. Однако в течение последующих лет дифференциация макроэкономических характеристик ослаблялась, происходило снижение темпов спада производства. В некоторых странах обозначилась тенденция к увеличению объемов производства. Так, в 1996 г. семь стран СНГ, опередив Россию, обеспечили рост валового внутреннего продукта. Произошло и некоторое сближение в политике рыночных преобразований на основе внесения в последние элементов организованности и планомерности. В странах, где реализовывался преимущественно либерально-радикальный подход, стали принимать меры по усилению государственного регулирования экономики, уменьшению социальных издержек перехода к рынку. В странах же, где изначально преобладал консервативный подход к экономическому реформированию, усилился либеральный акцент, связанный с радика- Курс... Раздел 7 лизацией преобразований собственности, ослаблением административного начала в управлении. Правда, это в значительной мере было предопределено тем, что в разработке программ экономического реформирования и контроле за их осуществлением усилилась роль МВФ и Всемирного банка. Страны Содружества имеют и собственный опыт формирования общего правового поля хозяйственной деятельности. Начало его накопления связано с первым этапом формирования Таможенного союза. На этой стадии меры согласования политики и унификации хозяйственных правил коснулись главным образом внешнеэкономической и таможенной сфер. Решение этих задач открыло дорогу реализации согласованного подхода к более глубоким и сложным проблемам экономического законодательства и хозяйственной практики, касающимся налогообложения, ценовой и бюджетной политики, валютного регулирования, функционирования финансово-кредитных учреждений, залоговых, страховых и инвестиционных систем и т.п. Таким образом, предварительным условием интеграционных мер является преодоление принципиальных различий в хозяйственных механизмах, а функцией интеграционной политики в последующем призваны стать поддержание единообразия в главных страновых макроэкономических и институциональных характеристиках, создание правового поля, на котором страны взаимодействуют по единым правилам. И практика показала реальную возможность продвижения к унификации подходов в экономической политике, к преодолению тормозящей экономическую консолидацию «разномастности» хозяйственных механизмов. Еще один серьезный отрицательный момент связан с коренным изменением ценовой ситуации в постсоюзном ареале. Так, сам по себе резкий взлет цен на топливо и исходное сырье, транспортных тарифов привел к тому, что многие сложившиеся в прошлые времена хозяйственные связи оказались настолько неэффективными, что просто не поддаются реанимации. В силу рассмотренных обстоятельств происходит экономическая ревизия многих линий взаимодействия постсоюзных государств. Обращает на себя внимание минимизация в структуре этого взаимодействия такого мощного в прошлом блока, как производственная кооперация в высокотехнологичных сферах производства вооружений. Практически все новые государства сократили оборонный заказ, и рассчитывать на его восстановление в прежнем масштабе не стоит. Поэтому развитие хозяйственных, производственно-кооперационных связей меж- Направления экономической интеграции стран — участниц СНГ__________ 595 ду странами СНГ возможно лишь на базе глубокого преобразования структуры и технико-технологических основ производства. Строго говоря, ныне уже исключена «реинтеграция» в смысле восстановления прежних линий, былых объемов и форм связей; речь может идти о построении нового типа интеграции: нового по методам, формам, да и натурально-вещественному наполнению хозяйственных связей. И тут обнаруживается серьезнейшая проблема: слабость технологического ядра такого рода интеграционных процессов. Речь идет о том, что, с одной стороны, все страны испытывают жизненную потребность в технико-технологической модернизации производства. С другой стороны, ни один из участников Содружества не может быть для других стран крупномасштабным донором новейших, высокоэффективных технологий. Отсюда и стремление выйти в их поиске за пределы СНГ. И все же очень многое можно сделать на путях научно-технического сотрудничества новых государств. Важно только, не ограничиваясь звонкими, но не очень предметными декларациями о создании «единого научно-технологического пространства» и заключением «рамочных соглашений», перейти к кропотливому практическому поиску и энергичному задействованию имеющихся научно-технического и производственного потенциалов отдельных стран и их групп: у одних — это передовые технологии нефтегазового комплекса, у других — совместное производство и продажа на мировом рынке некоторых образцов вооружений, транспортного, горнодобывающего и металлургического оборудования, у третьих — сооружение «под ключ» производственных и социальных объектов на территории третьих стран и т.п. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|