Здавалка
Главная | Обратная связь

Необходимость и условия интеграции



Характер, интенсивность, формы взаимодействия стран — участ­ниц СНГ определяются их национально-государственными интереса­ми. В зависимости от степени соответствия им находится и решение вопроса о целесообразности, приемлемости линии на экономическую и политическую консолидацию, углубление интеграции. С этой точки зрения и надо рассматривать политические и экономические факторы, действующие в сфере взаимоотношений стран СНГ и образующие зоны общих для них интересов.

Всесторонняя консолидация и экономическая интеграция необходи­мы прежде всего в качестве минимальной компенсации тех серьезнейших геополитических и геостратегических потерь, которые все без исключе­ния новые государства участники Содружества понесли в результа­те ликвидации СССР, компенсации общего ослабления их экономичес­кого и оборонного потенциалов. Правда, счет этим потерям начался еще с утраты стратегических союзников в лице стран Восточной Евро­пы вследствие распада СЭВ и Варшавского пакта, их быстрой полити­ческой и экономической переориентации на Запад. Ситуация усугуби­лась и вследствие того, что бывшие союзники по «соцлагерю», а также государства Балтии единодушно, пытаясь обогнать друг друга, устре­мились в НАТО.

На восточном фланге СНГ находится КНР с ее растущей демо­графической, экономической и вооруженной мощью, и нельзя не счи­таться с тем, что стратегическое союзничество с этой страной вовсе не гарантировано ни для России, ни для других новых государств. Воз­растают экономическая мощь и политическое влияние других госу­дарств азиатско-тихоокеанского региона, развивающихся ныне наибо­лее динамично. При этом важно иметь в виду, что в АТР прочные пози­ции (как в военном, так и в экономическом отношении) занимают США: на этот район приходится более половины американской внешней тор­говли.

Далее, хотя с ликвидацией СССР печальный для его судьбы «антисоюзный» сепаратизм был, естественно, исчерпан, аналогичного порядка центробежные тенденции в ряде случаев возникли на уровне получивших независимость республик и стали угрожать их целостно­сти. Возникшие там движения, оппозиционные официальной власти, а



Раздел 7


деления экономической интеграции стран участниц СНГ



 


также давние межнациональные противоречия стали факторами воз­никновения разрушительных вооруженных конфликтов.

После 1991 г. регион СНГ превратился в аренду как соперничест­ва многих стран «дальнего зарубежья» между,собой, так и их конку­ренции с Россией за приобретение политического и экономического влияния на новые государства. При этом одним (естественно, не афи­шируемым) из условий поддержки «третьими странами» государств СНГ является превращение последних (особенно таких крупных, как Украина) в противовес Российской Федерации.

В целом геополитическая обстановка утратила определенность й стала менее предсказуемой. Вследствие политической дестабилизации и экономического ослабления России участились случаи игнорирова-ния Западом ее интересов и роли в международных делах.

Что же можно в обозримой перспективе противопоставить ухуд­шению геополитической ситуации стран СНГ (каждая из которйх в отдельности, включая Россию, не имеет достаточно мощных внешне­политических, военных и экономических аргументов)? Конечно, лишь их консолидацию, единение, интеграцию. И это исходный момент объ­ективной общности их интересов.

Столь же существенны и факторы экономического характера, в использовании которых заинтересованы в той или иной мере страны СНГ. Во-первых, это использование созданного ранее мощного произ­водственного потенциала, нынешние национально обособленные части которого во многом остаются технологически взаимосвя­занными, взаимозависимыми и взаимодополняемыми вследствие сложившегося на территории бывшего СССР разделения труда. Во-вторых, £(то гарантированный .взаимный доступ к сырьевым источникам, возможные совместные действия по их разведке и ра­циональному использованию.

В-третьих, это согласованное и экономически взаимовыгодное ис­пользование транспортной инфраструктуры, и прежде всего Той ее части, которая необходима для выхода на внешние рынки. Это важно для всех стран СНГ, но особенно для России, поскольку внешние выходы магистральных коммуникаций (трубопроводных, железнодорожных и в значительной степени морских), обслужи­вающих ее экспортно-импортные операции с «дальним зарубежь­ем», практически по всем географическим направлениям оказа­лись на территории других суверенных государств.

В-четвертых, это забота о сохранении емкого рынка региона СНГ ради взаимных поставок товаров, что исключительно важно для перерабатывающих отраслей, — и с точки зрения посткризисной перспективы развития экономик новых государств, и в контексте значительных нынешних трудностей выхода указанного сектора


производства на мировой рынок, а также в связи с активным про­движением на рынки СНГ третьих стран, чьи фирмы теснят оте­чественных производителей.

V В-пятых, это обеспечение совместных прорывов на мировой ры­нок с некоторыми видами высокотехнологичной продукции на основе согласованного использования научно-технического потен­циала,, защита от недобросовестной конкуренции и возможных дискриминационных мер со стороны третьих стран и транснацио­нальных корпораций.

v Наконец, это решение гуманитарных проблем, в первую очередь забота каждого из новых государств о судьбе своих граждан, про­живающих в других постсоюзных республиках.

Наряду с факторами, способствующими осуществлению интегра­ционных шагов, есть и обстоятельства, им противодействующие, есть действительные трудности в налаживании межстрановых экономичес­ких взаимоотношений новых независимых государств. Это прежде все­го объективно обусловленное стремление всех новых государств дивер­сифицировать свои внешнеэкономические связи, расширив круг торго­вых и финансовых партнеров, равно как и источников поступления новых технологий, за рамками СНГ. Отсюда приоритетное внимание к товарообороту с «третьими странами» с целью получения валютной выручки. Усиливалась и конкуренция со стороны третьих стран на рынках стран СНГ, возрастала кредитная задолженность перед разви­тыми странами и международными финансовыми.организациями. Зна­чительно возросло участие последних в осуществлении рыночных ре­форм и в их финансовой поддержке, которое сопрягалось с принятием государствами СНГ определенных обязательств перед этими органи­зациями. Они, так.же как и многие государства Запада, под предлогом недопущения «имперских» устремлений России весьма неодобритель­но относятся ко всяким интеграционным инициативам на постсоюз­ном пространстве, даже если они исходят и не от России.

Для реализации факторов, способствующих консолидации стран СНГ в их общих интересах и преодолению влияния факторов, небла­гоприятных для этого, необходимо проведение соответствующей по­литики.

Интеграционная политика России в рамках СНГ должна исходить из ряда принципиальных предпосылок, к числу которых относятся сле­дующие.

Необходима политическая воля выдерживать этот курс. Такая воля далеко не всегда воплощалась в практической политике в отно­шении стран СНГ- Вначале на нее, кроме объективно негативных факто-


 


590

Раздел 7

ров (главным из коих был, конечно, глубокий экономический спад), существенное влияние оказала жесткая позиция реформаторов. Соглас­но их заявлениям, сохранение тесных связей России с постсоюзными республиками — фактор, ограничивающий свободу маневра при осу­ществлении внутренних радикальных экономических и политических преобразований. Значит, необходимо ориентироваться на западные страны, в максимально возможной мере дистанцироваться от новых государств, предельно сузить круг наших обязательств перед ними. Ре­альная жизнь вносит серьезные поправки в такой односторонний под­ход, однако в целом российская политика в отношении постсоюзного пространства была непоследовательной и противоречивой, преследу-ющей сиюминутные интересы.

Важным для определения российской линии в сфере взаимодейст­вия с государствами Содружества стало принятие в сентябре 1995 г. «Стратегического курса России с государствами — участниками Содружества Независимых Государств», утвержденного Указом Пре­зидента Российской Федерации. В качестве главной цели политики Рос­сии в отношении СНГ в документе провозглашается создание эко­номически и политически интегрированного объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе, а взаимовыгодное экономическое сотрудничество рассматривается как основополагающая предпосылка решения всего комплекса проблей их взаимоотношений. Была создана правительственная комиссия по во­просам СНГ во главе с вице-премьером, чем была заложена основа бо­лее четкой координации деятельности российских ведомств по реали­зации «Стратегического курса».

И все же в последующем неоднократно проявлялись рецидивы крайне негативного отношения к идеям экономического и политичес­кого сближения стран СНГ. Поэтому вопрос о политической воле в на­лаживании новых взаимоотношений с государствами СНГ остается ак­туальным.

При организации взаимодействия между странами СНГ абсолют­но необходим неформальный учет особой значимости для каждой из стран достигнутого суверенитета, высокой ценности в глазах их на­родов (не только для правящих и интеллектуальных кругов, но во все большей мере и для широких слоев населения) самой предоставленной возможности национального самоопределения. Нигилизм (который сквозит, скажем, в формулах «парад суверенитетов» и т.п.) здесь недо­пустим. Для ряда стран включение в интеграционные процессы высту­пает как одно из средств защиты своей государственности от внутрен-


Направления экономической интеграции стран участниц СНГ 591

них (сепаратизм) и внешних (различные формы экспансии третьих стран и их группировок) угроз.

Углубление интеграции и наращивание наднациональных функ­ций консолидирующегося сообщества осуществляется исключительно на добровольных началах. Интеграционные мероприятия могут быть приемлемыми для стран СНГ только в меру их непротиворечивости национально-государственным интересам. Реалистичен и эффективен лишь путь компромиссов, достижения баланса интересов.

Экономические взаимоотношения стран и углубление интеграци­онных процессов в современных условиях могут основываться только на экономической целесообразности (а не на национальных, конфесси-онных или иных подобного рода предпочтениях). Выше критерия эко­номической выгодности стоят лишь геостратегические интересы. А в обычных хозяйственных взаимоотношениях на макро- и микроуровне приоритетны не воспоминания о былой дружбе и ранее отлаженных связях, а соображения выгодности (текущей или перспективной), мак­симизации экономического эффекта и вклада в удовлетворение нацио­нальных потребностей.

При формировании общих условий и выработке конкретных ме­ханизмов интеграции необходимо в полной мере учитывать коренное изменение условий экономической деятельности на постсоюзном про­странстве. Для всех новых независимых стран характерны изменение роли государства в управлении экономикой, в том числе внешнеэконо­мической деятельностью, резкое сокращение централизованно-дирек­тивных возможностей и перемещение центра тяжести в принятии уп­равленческих решений по конкретным проблемам этой деятельности на уровень предпринимательских структур.

Иначе говоря, политика государств и механизмы интеграции дол­жны строиться в расчете на облегчение и стимулирование межстрано-вого взаимодействия между субъектами рынка «по горизонтали». Для этого требуются: по возможности более полная либерализация тамо­женных режимов и соответствующая активизация кредитной полити­ки; создание систем страхования от рисков; облегчение условий для перелива капитала и действий иностранных инвесторов, а также нере­зидентов на фондовых и валютных рынках; применение общих для стран правил трудовой миграции, правовой и социальной защиты иностран­ной рабочей силы. Необходимы разработки совместных инвестицион­ных программ и согласование мер по структурной перестройке произ­водства.


       
   
 
 

Раздел 7

Для обеспечения эффективности интеграционной политикипред-ставляется важным признание возможностей различных «конфигураций» экономического сближения стран. Практически уже сложилось несколь­ко организационно-правовых вариантов осуществления экономичес­кой консолидации, взаимодействующих и дополняющих друг друга. Само их наличие отражает определенную несхожесть интересов стран или групп стран, поиск вариантов, наиболее эффективных с точки зре­ния реализации этих интересов.

Новые государства уже выработали определенные механизмы ре­шения проблем на многосторонней основе: СНГ в целом с его много­сторонними консультативными органами, Экономический союз. Часть этих государств, оставаясь участником многосторонних структур и ре­шений, отдают предпочтение развитию двусторонних отношений, в которых видят наиболее эффективную форму реализации своих инте­ресов. Наконец, возник и феномен субрегиональной интеграции, про­явившийся в создании Центрально-Азиатского союза. Субрегиональ­ный вариант углубления интеграции в известной мере:воплотился в создании Таможенного союза в составе трех, а затем и четырех го­сударств Содружества (Белоруссия, Казахстан, Россия и Киргизия, 1994—1996 гг.). Перечисленные формы сотрудничества в тех илц иных отношениях проникают друг в друга, являясь различными ступенями общего интеграционного процесса.

Главный источник трудностей на пути развития экономического взаимодействия стран Содружества — кризис и спад производства. Поскольку динамика и структура внешнеэкономических связей зави­сят от состояния национальных экономик, глубинные причины кризи­са последних и коллизий в их межгосударственных связях в основном одни и те же.

Фактор, угнетающе действовавший как на внутреннее производ­ство в каждой из стран, так и на межгосударственный обмен, — резкое падение платежеспособного спроса государства и субъектов рынка. Оно было вызвано всеобщим скачкообразным повышением внутренних и внешнеторговых цен, ужесточением бюджетной и денежно-кредитной политики, усилением налогового пресса, финансовым обескровлива­нием предприятий, недоступностью для них кредитов, постоянными задержками заработной платы, накоплением колоссальных размеров задолженности, снижением реальных доходов населения.

Необходимы, следовательно, крупные меры экономической и со­циальной политики, приоритетно нацеленные на возобновление эконо­мического роста, активизацию инвестиционной деятельности, преодо-


Направления экономической интеграции стран участниц СНГ__________ 593

ление неплатежеспособности как основу интенсификации хозяйствен­ного взаимодействия стран СНГ. Построение эффективной интеграции нового типа без разработки и успешной реализации подобного рода мер вряд ли возможно.

Другой феномен, неблагоприятный для рассматриваемого интег­рационного движения, состоит в том, что вследствие несовпадения в странах глубины и темпов рыночных преобразований, равно как и раз­личий принципов внутренней хозяйственной политики, сложились су­щественно различные модели механизма управления и регулирования социально-экономических процессов. Неодинаковы как степень непос­редственного государственного вмешательства в экономику и сферы применения административных методов управления, так и права и сво­боды субъектов рынка и участников внешнеэкономической деятельнос­ти. Значительно разошлись ключевые макроэкономические характерис­тики стран (дефицит бюджетов и методы его покрытия, параметры ин­фляции, мера устойчивости национальных валют, динамика ВВП и ос­новных отраслей производства, степень жесткости кредитной полити­ки, уровень либерализации внешнеэкономической деятельности и от­крытости финансовых рынков и т.п.).

Наиболее существенные макрорасхождения наблюдались в 1992—1993 гг., особенно велик разброс таких показателей, как дефи­цит государственных бюджетов, исчисленный в отношении валового внутреннего продукта, — от 5 до 30%, индексов оптовых цен в про­мышленности — от 9 до 32 раз, среднемесячных индексов прироста инфляции — от 27 до 48%. Национальные денежные доходы населения увеличивались по странам также крайне неравномерно: от 7 до 29 раз.

Ситуация, таким образом, оказалась объективно неблагоприят­ной для интеграционных инициатив. Однако в течение последующих лет дифференциация макроэкономических характеристик ослаблялась, происходило снижение темпов спада производства. В некоторых стра­нах обозначилась тенденция к увеличению объемов производства. Так, в 1996 г. семь стран СНГ, опередив Россию, обеспечили рост валового внутреннего продукта. Произошло и некоторое сближение в политике рыночных преобразований на основе внесения в последние элементов организованности и планомерности. В странах, где реализовывался преимущественно либерально-радикальный подход, стали принимать меры по усилению государственного регулирования экономики, умень­шению социальных издержек перехода к рынку. В странах же, где из­начально преобладал консервативный подход к экономическому реформированию, усилился либеральный акцент, связанный с радика-


Курс...


     
 
 
   

Раздел 7

лизацией преобразований собственности, ослаблением административ­ного начала в управлении. Правда, это в значительной мере было пред­определено тем, что в разработке программ экономического рефор­мирования и контроле за их осуществлением усилилась роль МВФ и Всемирного банка.

Страны Содружества имеют и собственный опыт формирования общего правового поля хозяйственной деятельности. Начало его на­копления связано с первым этапом формирования Таможенного союза. На этой стадии меры согласования политики и унификации хозяйствен­ных правил коснулись главным образом внешнеэкономической и та­моженной сфер. Решение этих задач открыло дорогу реализации со­гласованного подхода к более глубоким и сложным проблемам эконо­мического законодательства и хозяйственной практики, касающимся налогообложения, ценовой и бюджетной политики, валютного регу­лирования, функционирования финансово-кредитных учреждений, за­логовых, страховых и инвестиционных систем и т.п.

Таким образом, предварительным условием интеграционных мер является преодоление принципиальных различий в хозяйственных меха­низмах, а функцией интеграционной политики в последующем призва­ны стать поддержание единообразия в главных страновых макроэко­номических и институциональных характеристиках, создание право­вого поля, на котором страны взаимодействуют по единым правилам. И практика показала реальную возможность продвижения к унифика­ции подходов в экономической политике, к преодолению тормозящей экономическую консолидацию «разномастности» хозяйственных меха­низмов.

Еще один серьезный отрицательный момент связан с коренным изменением ценовой ситуации в постсоюзном ареале. Так, сам по себе резкий взлет цен на топливо и исходное сырье, транспортных тарифов привел к тому, что многие сложившиеся в прошлые времена хозяйствен­ные связи оказались настолько неэффективными, что просто не подда­ются реанимации.

В силу рассмотренных обстоятельств происходит экономическая ревизия многих линий взаимодействия постсоюзных государств. Об­ращает на себя внимание минимизация в структуре этого взаимодейст­вия такого мощного в прошлом блока, как производственная коопера­ция в высокотехнологичных сферах производства вооружений. Прак­тически все новые государства сократили оборонный заказ, и рассчи­тывать на его восстановление в прежнем масштабе не стоит. Поэтому развитие хозяйственных, производственно-кооперационных связей меж-


Направления экономической интеграции стран участниц СНГ__________ 595

ду странами СНГ возможно лишь на базе глубокого преобразования структуры и технико-технологических основ производства.

Строго говоря, ныне уже исключена «реинтеграция» в смысле вос­становления прежних линий, былых объемов и форм связей; речь мо­жет идти о построении нового типа интеграции: нового по методам, формам, да и натурально-вещественному наполнению хозяйственных связей. И тут обнаруживается серьезнейшая проблема: слабость техно­логического ядра такого рода интеграционных процессов. Речь идет о том, что, с одной стороны, все страны испытывают жизненную потреб­ность в технико-технологической модернизации производства. С дру­гой стороны, ни один из участников Содружества не может быть для других стран крупномасштабным донором новейших, высокоэффектив­ных технологий. Отсюда и стремление выйти в их поиске за пределы СНГ.

И все же очень многое можно сделать на путях научно-техничес­кого сотрудничества новых государств. Важно только, не ограничива­ясь звонкими, но не очень предметными декларациями о создании «еди­ного научно-технологического пространства» и заключением «рамоч­ных соглашений», перейти к кропотливому практическому поиску и энергичному задействованию имеющихся научно-технического и про­изводственного потенциалов отдельных стран и их групп: у одних — это передовые технологии нефтегазового комплекса, у других — совместное производство и продажа на мировом рынке некоторых об­разцов вооружений, транспортного, горнодобывающего и металлур­гического оборудования, у третьих — сооружение «под ключ» произ­водственных и социальных объектов на территории третьих стран и т.п.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.