Здавалка
Главная | Обратная связь

Совершенствование форм сотрудничества стран СНГ



В момент ликвидации СССР (декабрь 1991 п) в сферехозяйствен­ных взаимоотношений между бывшими союзными республиками об­разовался правовой вакуум. Не было согласованных правил и проце­дур раздела бывшей союзной собственности и внешних долгов СССР, организации межстранового обмена товаров, тарифных и нетарифных методов его регулирования, взаимных платежей, сохранения и разви­тия производственно-кооперативных связей.

Создание СНГ означало добровольное объединение суверенных стран (бывших союзных республик) как самостоятельных и равноправ­ных субъектов международного права с целью регулировать междуна­родно-правовыми средствами, путем двусторонних и многосторонних соглашений решение проблем политического, экономического, гума-


38*


596

Раздел 7

нитарного, культурного, экологического, военного и иного сотрудни­чества.

Постепенно в результате налаживания двусторонних отношений и принятия многосторонних соглашений в рамках СНГ указанный пра­вовой вакуум стал заполняться, формировались новые для бывших со­юзных республик механизмы и формы межстрановых экономических отношений. Общий вектор — перевод межстрановых хозяйственных отношений на рыночные основы, на принципы и правила, принятые в международной практике, при соблюдении в необходимых случаях и на временной основе некоторой специфики во взаимоотношениях,быв-ших союзных республик.

Важной вехой развития Содружества стало подписание его участ­никами в сентябре 1993 г. Договора о создании Экономического со­юза. В нем выражалось коллективное намерение стран двигаться по пути экономической консолидации и далее к интеграции нового типа.

Первым этапом в направлении формирования Экономического союза стало Соглашение о создании зоны свободной торговли, подпи­санное в апреле 1994 г.

Соглашение о создании зоны свободной торговли направлено на отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, количественных огра­ничений во взаимной торговле, а также на устранение других препят­ствий для свободного движения товаров и услуг внутри зоны. Согла­шение практически действует. Подписан целый ряд документов, при­званных способствовать упрощению таможенных процедур и сотруд­ничеству таможенных служб в области регулирования взаимной тор­говли. Вместе ,с. тем страны — участницы Соглашения сохраняют за собой право самостоятельного и независимого определения режима внешнеэкономических отношений с государствами, не участвующими в этом Соглашении. При подписании Соглашения о создании зоны сво­бодной торговли главы всех государств СНГ заявили, что она рассмат­ривается в качестве переходного этапа к формированию Таможенного союза.

Существенное внимание страны СНГ уделяют вопросам производ­ственной кооперации. Еще до подписания соглашения о зоне свободной торговли в декабре 1993 г. 12 стран СНГ подписали Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств — участников Содру­жества Независимых Государств.

Расширению экономического сотрудничества стран — участниц СНГ, в том числе развитию производственной кооперации, должно


Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса____________ 597

способствовать движение капитала между ними, его интернационали­зация. Основной формой этих процессов может стать создание тран­снациональных и межнациональных компаний, которые имели бы пред­приятия в разных странах СНГ и развивали бы между ними широкую специализацию и кооперацию, причем в первую очередь речь могла бы идти о восстановлении искусственно нарушенных производственных связей, существовавших в бывшем СССР. Необходимо стимулировать создание совместных финансово-промышленных групп заинтересованных стран СНГ. В этих целях страны СНГ в апреле 1994 г. подписали Со-глашение о содействии в создании и развитии производственных, ком­мерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений (подробнее об этом см. в разд. 3).

Необходимым элементом углубления интеграционных процессов является сотрудничество в развитии технического совершенствования производства, науки и техники. Важнейшими направлениями в этой сфере должны стать выявление общих научно-технологических приори­тетов и реализация совместной стратегии в целях формирования еди­ного научного и технологического пространства. Для решения этих проблем подписаны Соглашение о создании общего научно-техноло­гического пространства государств — участников Содружества, Согла­шение о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств — участников Содружества Независимых Государств и др.

Важным элементом развития сотрудничества в производстве и на­учно-технической деятельности в рамках СНГ является создание Евра­зийской патентной системы, формирование которой позволяет вернуть­ся к единой системе патентования, при которой евразийскийпатент будет действовать на территории всех стран—участниц системы. Боль­шая часть стран, подписавших договор, его ратифицировали, что поз­волило сформировать Административный совет и приступить к созда­нию Евразийского патентного ведомства. Евразийское патентное ве­домство создано по образцу Европейской патентной организации, в которую входят 18 европейских государств и которая уже функциони­рует около четверти века.

Для нормализации платежно-расчетных отношений стран СНГ важное значение имеет ускорение практической деятельности Платеж­ного союза. К сожалению, движение к мультинациональной системе, основанной на использовании национальных валют, что предусмотре­но Соглашением, идет крайне медленно. Правда, в децентрализован­ных расчетах на уровне хозяйствующих субъектов и обслуживающих



Раздел 7

их банков доля взаимных платежей в национальной валюте возросла с 15% в 1993 г. до 55% в 1995 г. Однако в межгосударственных торговых взаимозачетах около 70% приходится на механизм бартера, а осталь­ные 30% — на межгосударственный клиринг и расчеты в СКВ.

Развитию нормальных расчетов в отношениях между странами СНГ препятствуют дисбалансы в торговле, которые приходится вы­равнивать за счет официальных межгосударственных кредитов. В этих условиях клиринг принимает двусторонний, а не многосторонний ха­рактер.

Учитывая значение платежного механизма для развития торгов­ли и других форм сотрудничества стран СНГ, необходимо искать пути активизации Платежного союза. Россия полностью сняла все ограни­чения не только на взаимную конвертацию валют стран-союзниц, но и на использование национальных валют во взаимных расчетах.

Россия считает возможным в рамках СНГ исходить из модели раз-носкоростной интеграции, имея в виду, что отдельные страны могут идти по пути углубления интеграции по мере созревания у них усло­вий для этого. Первым этапом к реальному формированию единого экономического пространства стран СНГ стало создание Таможенно­го союза.

Таможенный союз как экономическое объединение государств основывается не только на создании единой таможенной территории государств — участников Таможенного союза, но и на формировании механизма взаимоотношений данного союза с третьими государства­ми и международными организациями на основе единого порядка регулирования внешнеэкономической деятельности. Предполагается формирование однотипного механизма регулирования экономики, ба­зирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифициро­ванном законодательстве.

Завершен первый этап формирования Таможенного союза, в ко­торый первоначально вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. На этом этапе проведены работы по отмене тарифных и количественных огра­ничений во взаимной торговле; унификации нормативных актов, свя­занных с тарифным и нетарифным регулированием в сфере внешней торговли; унификации ставок акцизов на товары, ввозимые на терри­тории государств; достижению полного соответствия торговых режи­мов стран по отношению к третьим странам; определению общего по­рядка совместного ведения таможенной статистики внешней торговли и таможенного оформления подакцизных товаров; принятию норма-


Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса____________ 599

тивных актов по процедуре контроля и обеспечению доставки това­ров, а также мер по техническому содействию в усилении таможенного контроля на внешней границе.

На базе всего этого реально осуществляется переход к единой та­моженной территории, на которой обеспечивается свободное движе­ние товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; гармонизируется хозяй­ственное законодательство; согласовывается денежно-кредитная, бюд­жетная, налоговая и валютная политика.

Трехсторонний Таможенный союз России, Белоруссии и Казах­стана стал реальностью. Подписанный 29 марта 1996 г. Россией, Бело­руссией, Казахстаном и Киргизией Договор об углублении интеграции делает новый шаг к развитию сотрудничества этих стран. Во-первых, к Таможенному союзу присоединилась Киргизия. Во-вторых, расширя­ется круг вопросов сотрудничества. В частности, речь идет о согласо­вании основных направлений, этапов и сроков экономических реформ, совместной разработке и осуществлении системы мер по государствен­ной поддержке производства, созданию условий функционирования общего рынка, обеспечению равноблагоприятных условий для свобод­ной экономической деятельности хозяйствующих субъектов государств. На еще более высокую ступень интеграции нацелены российско-белорусский Договор об образовании Сообщества двух стран, подписан­ный 2 апреля 1996 г., и заключенный ровно через год Договор о Союзе Беларуси и России. Основываясь на принципах суверенитета и равенст­ва стран, их независимости и территориальной целостности, в соответ­ствии с Договором стороны обязались согласовывать свою внешнюю политику, взаимодействовать в обеспечении безопасности, охране гра­ниц, в борьбе с преступностью, разработать общие принципы военного строительства. Осуществлен комплекс мер по обеспечению равных прав граждан обеих стран При получении образования, трудо­устройстве, в оплате труда, вводятся единые стандарты социальной За­щиты.

Новые формы связей между Россией и Белоруссией могут стать примером для углубления интеграционных процессов в масштабе все­го Содружества Независимых Государств.

Восстановление и углубление сотрудничества между странами СНГ — не только необходимое условие для выхода экономики всех стран из глубокого кризиса, в котором они оказались после распада Союза, но и важнейший фактор повышения эффективности и конку­рентоспособности национального производства.


Раздел 7

1. Назовите политические и экономические факторы, oib.

Контрольные вопросы

ределяющие необходимость и целесообразность ин­теграции стран СНГ.

2.Назовите основные многосторонние соглашения стран — участниц СНГ в области экономических вза­имоотношений.

3. Дайте характеристику основных форм производствен-

ного, научно-технического, валютного сотрудничес­тва в СНГ.

ЛИТЕРАТУРА

Гринберг Р. Постсоюзное экономическое пространство: коллизии и сценарии развития // Российский экономический журнал. 1996. № 10.

Договор о создании Экономического Союза // Экономист. 1994. № 4.

Кириченко В. СНГ: динамика единения и размежевания // Российский экономи­ческий журнал. 1993. № 10.

Кириченко В. Состояние и проблемы экономических отношений в СНГ // Во­просы экономики. 1995. № 10.

Кириченко В. Эволюция и перспективы экономических отношений России со странами СНГ//Российский экономический журнал. 1995. № 1.

Стратегический курс России с государствами — участниками СНГ // Российс­кая газета. 23 сентября 1995 г. № 186.

Чекуров В. Распад СССР и пути формирования новой системы экономических отношений России в постсоюзном пространстве // Вопросы экономики. 1995.

№2.

Шишков Ю. Тернистый путь России в мировую экономику // Российский эко­номический журнал. 1996. № 1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.