Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса
В последние годы отечественные экономисты все чаще обращаются к анализу зарубежного опыта, надеясь, что он поможет найти пути возрождения России и других стран СНГ. Примеров «экономического Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса___ 601 чуда» немало, но и не так много. Все они доказывают необходимость благоприятного сочетания внутренних и внешних факторов. Большой интерес представляет изучение «плана Маршалла»' поскольку он позволил решить в послевоенной Европе сходные задачи: было восстановлено производство, осуществлена его структурная перестройка, а Западная Германия сумела успешно перейти от тоталитарной экономики к рыночной, возродить и укрепить демократические ценности. «План Маршалла» создал основы для дальнейшего международного экономического сотрудничества. Состояние современной российской экономики в некотором отношении напоминает послевоенную Западную Германию: необходимость перехода от тоталитарной экономики к рыночной, нарушение сложившихся экономических связей, сильно развитый военно-промышленный комплекс, сохранение в целом промышленного потенциала и при этом неполное его использование, приток беженцев, резкое падение уровня жизни. В то же время есть значительные различия, главные из которых — сохранение в Германии в тоталитарный период частной собственности, а также традиционной культуры труда и предпринимательства. 7.4.1.Цел и и механизм «плана Маршалла» Основная задача плана, который был оформлен в виде закона США об экономическом сотрудничестве на 1948 г., состояла втом, чтобы «поддержать и укрепить принципы индивидуальной свободы, свободные институты и подлинную независимость в Европе1 путем помощи тем странам, которые участвуют в единой программе восстановления, основанной на собственных усилиях стран и их взаимном сотрудничестве». Понимая, что европейский рынок оказывает стабилизирующее влияние на мировую экономику, Маршалл утверждал, что США должны ставить своей целью как можно быстрее покончить с зависимостью от их помощи. План включал меры по возрождению производства, расширению внешней торговли, поддержанию международной финансовой стабильности, развитию экономического сотрудничества, в том числе всевозможные Шаги, направленные на установление справедливых обменных курсов и снятие торговых ограничений. Следует отметить, что в первые послевоенные годы страны Западной Европы испытывали острейший дефицит валютных ресурсов для оплаты импорта из США — («долларовый голод»). США оказались перед воз- 1 Назван по имени его автора — госсекретаря США, был нацелен на' оказание экономической помощи США послевоенной Европе. 602 Раздел 7 можностью резкого сокращения своего экспорта в Европу. Поэтому «план Маршалла» был направлен не только на решение экономических и политических проблем стран Западной Европы, но и на поддержание собственного американского экспорта. США не только финансировали рост экспорта из самих США, в том числе излишков сельскохозяйственной продукции, но и сделали условием помощи снижение торговых барьеров, что способствовало свободе торговли в Европе. Были приняты кодексы о либерализации торговли и движения капитала. В то же время благодаря образованию Европейского платежного союза осуществилась либерализация взаимных платежей. В качестве составной части закон США об экономическом сотруд Американское правительство гарантировало капиталовложения своих предпринимателей и возвращение в любой'момент инвестированных сумм в долларах. Вся прибыль, полученная американскими компаниями в местной валюте, также могла вывозиться в США в долларах. Наряду с гарантиями и привилегиями двусторонние соглашения предусматривали снятие всех ограничений с импорта американских товаров, снижение таможенных пошлин, поставку в США военно-стратегического сырья. В ходе реализации «плана Маршалла» происходила перекачка долларов в активы частных американских компаний, так как в силу дефицита внешнеторгового баланса стран Западной Европы ассигнованные им государственные средства США возвращались назад, но уже к частным фирмам, осуществляющим поставки в Европу. Это позволило оживить американскую экономику. Помимо значительной материальной помощи «план Маршалла» нес в себе нечто большее — обмен знаниями, ноу-хау, который очень много дал и США, и принявшим помощь странам. Так, в результате использования немецкой научной и технической информации и «импорта» лучших немецких ученых и техников США, получили больше, чем любые денежные репарации. Дж. Джимбел на основании ранее за- Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса 603 секреченных документов подсчитал, что в денежном выражении стоимость переданной в конечном счете частным американским фирмам информации о научно-технических достижениях германской промышленности в области производства синтетического топлива, в резиновой, текстильной, машиностроительной и керамической отраслях, в производстве оптики достигала 10 млрд долл. А Организационные структуры. Для разработки и управления реализацией программы помощи Организацией европейского экономического сотрудничества были созданы горизонтальные — общие (по разработке программы, платежного баланса, внутриевропёйской торговле и платежам) и вертикальные — имеющие дело с определенными товарами (уголь, электроэнергия, нефть, железная руда и сталь, продовольствие и сельское хозяйство, сырье, наземный и морской транспорт, рабочая сила) комитеты. Главными функциями организации были: разработка отдельных программ помощи, разработка программы второго этапа (июль — сентябрь 1948 г.), определение общей суммы помощи и распределение ее между странами. Для управления предоставлением помощи в США была учреждена Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая назначенным президентом США администратором. В организационные структуры США, созданные для реализации «плана Маршалла», входили также: Национальный консультационный совет по проблемам международного денежного обращения и финансам, Государственный консультационный совет. Кроме того, был учрежден пост специального представителя США за рубежом и сбздана в каждой стране специальная миссия — Администрация экономического сотрудничества за рубежом, которые являлись представителями и действовали под контролем администратора. Формы и этапы помощи. Помощь в рамках «плана Маршалла» Вначале помощь оказывалась на срок 15 месяцев, а затем на каждый последующий год. Если она использовалась неэффективно, решался вопрос, давать ли ее в дальнейшем. Помощь предоставлялась в трех формах: Раздел 7 1. Безвозвратными товарными кредитами и «дарами». Выручка от их продажи хранилась на «эквивалентных счетах» эмиссионных банков и могла быть использована только с разрешения американской администрации по осуществлению «плана Маршалла». Безвозвратные кредиты и «дары» составляли ббльшую часть всех ассигнований. 2. Обычными кредитами под низкие проценты, которые подлежали возврату. Кредиты выдавались на срок 3,5 года (льготный период — 7,5 года), процентная ставка составляла 2,5% годовых. Первые 3,5 года проценты не выплачивались. Погашение принималось, кроме долларов, стратегическим сырьем, предусматривалась отсрочка. 3. В виде обусловленной помощи, по которой получившие доллары страны выдавали в обмен на них соответствующую сумму национальной валюты по официальному курсу. Эта валюта направлялась в распоряжение других стран-участниц для развития внутриеврс(пейской торговли. В 1950 г. данная система была заменена Европейским платежным союзом. Первой форме помощи соответствовали так называемые эквивалентные фонды. На них возлагалась большая надежда в ограничении инфляции. Дело в том, что западноевропейский импорт, финансировавшийся США по программе Маршалла, предоставлялся не непосредственным потребителям, а государствам. Деньги, полученные от продажи этих товаров, были «дубликатом» помощи в национальной валюте. Естественно,..что первым намерением правительств стран, получающих помощь, было включить данные.фонды в доход и потратить на текущие расходы. В этом случае дефляционный эффект пассивного сальдо торгового баланса (превышения стоимости импорта над стоимостью экспорта) был бы сведен на нет инфляционными затратами государства. Однако закон США 1948 г., вводивший в действие программу восстановления, в Европе, устанавливал, что 95% эквивалентных фондов должны были принадлежать участвующим странам, но могли быть задействованы только с разрешения Администрации по сотрудничеству в Европе. И хотя американская Администрация экономического сотрудничества не могла диктовать, как их тратить, но могла не согласиться с их инфляционным использованием. Эквивалентные фонды дополнили внутренние резервы капитала европейских стран. С другой стороны, они облегчили государственное управление ресурсами и позволили направить их на политически желательные цели, что в свою очередь усилило контроль государства над экономикой. Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса____________ 605 Механизм обусловленной помощи складывался, следующим образом. Был сделан прогноз о перспективных дефицитах и положительных сальдо внутриевропейской торговли. Тем странам, которые запланировали дефицит, были выданы права заимствования для получения национальной валюты от тех, у кого намечалось положительное сальдо. Зависимость от поставщиков привела к превращению прав заимствования в трансфертные путем разрешения передачи их (а следовательно, и соответствующей долларовой помощи) тем странам, которые могли обеспечить необходимые поставки. Перелив капитала из США не имел большого значения для наполнения инвестиционных ресурсов. Его роль в процессе стимулирования экономического роста состояла в том, чтобы стабилизировать систему международных платежей, что позволило европейским странам использовать свой потенциал роста полностью, без внешних ограничений и дефляционных шоков. Более отдаленным итогом «плана Маршалла» является импульс к европейской интеграции, центром которой стала Организация европейского экономического сотрудничества, которая первоначально способствовала отмене торговых ограничений, в частности количественных ограничений, между странами Западной Европы, при этом сохраняя эти барьеры по отношению к импорту из США. Лишь позднее, по мере восстановления и укрепления западноевропейской экономики, страны ОЕЭС стали распространять снятие количественных ограничений и на поставки товаров из США. Внутриевропейская платежная система положила начало целенаправленному регулированию европейской валютной системы. Но переход к конвертируемости европейских валют был осуществлен только к концу 50-х годов. В экономической политике европейских стран происходили изменения, направленные на поиск и применение государством новых ме; тодов экономического регулирования. Изначально здесь было заложено противоречие. С одной стороны, условием американскри помощи был отказ страны, ее принимающей, от дальнейшей программы национализации и планов, которые будут причинять ущерб частному предпринимательству. С другой стороны, восстановление можно было осуществить только при ведущей роли государства, которое обеспечивало на первых этапах население продовольствием, а промышленность — сырьем, старалось ликвидировать безработицу. В некоторых случаях пришлось национализировать не способные к самообеспечению отрасли промышленности: железные дороги, воздушный транспорт, сферу социальных услуг, отдельные отрасли тяжелой промышленности. Раздел 7 Уровень вмешательства государства в экономику был разным. Это и естественно, ведь страны решали как общие, так и свои специфические задачи. Так, Франция и Швеция пошли по пути государственного (индикативного) планирования. Во Франции бсуществлялся жесткий государственный контроль за кредитом. Великобритания не торопилась с применением планирования, а национализацию рассматривала как меру «спасения» стагнирующих отраслей, а не как средство стимулирования роста эффективности. Высок был уровень национализации промышленности в Австрии, Бельгии, Италии. Несмотря на различия в задачах и методах проведения экономической политики в европейских странах, программа восстановления Европы была успешно выполнена. Довоенный уровень производства был достигнут уже в начале 50-х годов, а темпы роста экономики в целом и новых отраслей промышленности, в частности, к 1952 г. оказались выше ожидаемых. Немалую роль в этом сыграла помощь по «плану Маршалла», но ее значение для экономики конкретных стран не было одинаковым. Осново'й для распределения фондов по «плану Маршалла» между странами было состояние платежного баланса по отношению к долларовой зоне, а не потребность в инвестициях или предварительная оценка вероятной эффективности использования фондов. Главные получатели помощи — Великобритания и Франция — прошли через кризис платежного баланса в 50-х годах. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|