Здавалка
Главная | Обратная связь

Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса



В последние годы отечественные экономисты все чаще обраща­ются к анализу зарубежного опыта, надеясь, что он поможет найти пути возрождения России и других стран СНГ. Примеров «экономического


Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса___ 601

чуда» немало, но и не так много. Все они доказывают необходимость благоприятного сочетания внутренних и внешних факторов.

Большой интерес представляет изучение «плана Маршалла»' по­скольку он позволил решить в послевоенной Европе сходные задачи: было восстановлено производство, осуществлена его структурная пе­рестройка, а Западная Германия сумела успешно перейти от тотали­тарной экономики к рыночной, возродить и укрепить демократичес­кие ценности. «План Маршалла» создал основы для дальнейшего меж­дународного экономического сотрудничества.

Состояние современной российской экономики в некотором от­ношении напоминает послевоенную Западную Германию: необходи­мость перехода от тоталитарной экономики к рыночной, нарушение сложившихся экономических связей, сильно развитый военно-промыш­ленный комплекс, сохранение в целом промышленного потенциала и при этом неполное его использование, приток беженцев, резкое паде­ние уровня жизни. В то же время есть значительные различия, главные из которых — сохранение в Германии в тоталитарный период частной собственности, а также традиционной культуры труда и предпринима­тельства.

7.4.1.Цел и и механизм «плана Маршалла»

Основная задача плана, который был оформлен в виде закона США об экономическом сотрудничестве на 1948 г., состояла втом, что­бы «поддержать и укрепить принципы индивидуальной свободы, сво­бодные институты и подлинную независимость в Европе1 путем помо­щи тем странам, которые участвуют в единой программе восстановле­ния, основанной на собственных усилиях стран и их взаимном сотруд­ничестве». Понимая, что европейский рынок оказывает стабилизиру­ющее влияние на мировую экономику, Маршалл утверждал, что США должны ставить своей целью как можно быстрее покончить с зависи­мостью от их помощи. План включал меры по возрождению производ­ства, расширению внешней торговли, поддержанию международной финансовой стабильности, развитию экономического сотрудничества, в том числе всевозможные Шаги, направленные на установление спра­ведливых обменных курсов и снятие торговых ограничений. Следует отметить, что в первые послевоенные годы страны Западной Европы испытывали острейший дефицит валютных ресурсов для оплаты им­порта из США — («долларовый голод»). США оказались перед воз-

1 Назван по имени его автора — госсекретаря США, был нацелен на' оказание экономической помощи США послевоенной Европе.


602

Раздел 7

можностью резкого сокращения своего экспорта в Европу. Поэтому «план Маршалла» был направлен не только на решение экономичес­ких и политических проблем стран Западной Европы, но и на поддер­жание собственного американского экспорта.

США не только финансировали рост экспорта из самих США, в том числе излишков сельскохозяйственной продукции, но и сделали ус­ловием помощи снижение торговых барьеров, что способствовало сво­боде торговли в Европе. Были приняты кодексы о либерализации тор­говли и движения капитала. В то же время благодаря образованию Ев­ропейского платежного союза осуществилась либерализация взаимных платежей.

В качестве составной части закон США об экономическом сотруд­
ничестве 1948 г. включал положение о защите национальной (внутрен­
ней) экономики. Во-первых, это касалось закупки нефти и нефтепро­
дуктов за пределами США и ограничения вывоза нефтепотребляюще-
го оборудования в страны, где возможно использование альтернатив­
ного топлива и источников энергии. Во-вторых, определялся размер
экспорта пшеницы и особо стимулировалось направление излишков
сельскохозяйственного производства для поставки в счет помощи ев-
ропейским странам по «плану Маршалла». , . . ■

Американское правительство гарантировало капиталовложения своих предпринимателей и возвращение в любой'момент инвестирован­ных сумм в долларах. Вся прибыль, полученная американскими компа­ниями в местной валюте, также могла вывозиться в США в долларах. Наряду с гарантиями и привилегиями двусторонние соглашения пред­усматривали снятие всех ограничений с импорта американских това­ров, снижение таможенных пошлин, поставку в США военно-страте­гического сырья.

В ходе реализации «плана Маршалла» происходила перекачка дол­ларов в активы частных американских компаний, так как в силу дефи­цита внешнеторгового баланса стран Западной Европы ассигнованные им государственные средства США возвращались назад, но уже к час­тным фирмам, осуществляющим поставки в Европу. Это позволило оживить американскую экономику.

Помимо значительной материальной помощи «план Маршалла» нес в себе нечто большее — обмен знаниями, ноу-хау, который очень много дал и США, и принявшим помощь странам. Так, в результате использования немецкой научной и технической информации и «им­порта» лучших немецких ученых и техников США, получили больше, чем любые денежные репарации. Дж. Джимбел на основании ранее за-


Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса 603

секреченных документов подсчитал, что в денежном выражении стои­мость переданной в конечном счете частным американским фирмам ин­формации о научно-технических достижениях германской промышлен­ности в области производства синтетического топлива, в резиновой, текстильной, машиностроительной и керамической отраслях, в произ­водстве оптики достигала 10 млрд долл.

А Организационные структуры. Для разработки и управления реализацией программы помощи Организацией европейского эконо­мического сотрудничества были созданы горизонтальные — общие (по разработке программы, платежного баланса, внутриевропёйской торговле и платежам) и вертикальные — имеющие дело с определен­ными товарами (уголь, электроэнергия, нефть, железная руда и сталь, продовольствие и сельское хозяйство, сырье, наземный и морской тран­спорт, рабочая сила) комитеты. Главными функциями организации были: разработка отдельных программ помощи, разработка програм­мы второго этапа (июль — сентябрь 1948 г.), определение общей сум­мы помощи и распределение ее между странами.

Для управления предоставлением помощи в США была учрежде­на Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая назначенным президентом США администратором. В организацион­ные структуры США, созданные для реализации «плана Маршалла», входили также: Национальный консультационный совет по проблемам международного денежного обращения и финансам, Государственный консультационный совет. Кроме того, был учрежден пост специально­го представителя США за рубежом и сбздана в каждой стране специ­альная миссия — Администрация экономического сотрудничества за рубежом, которые являлись представителями и действовали под кон­тролем администратора.

Формы и этапы помощи. Помощь в рамках «плана Маршалла»
предоставлялась в виде субсидий или кредита, в том числе с оплатой
его поставками в США сырья и материалов, необходимых им вследст­
вие дефицита ресурсов. Выбор формы помощи и условия возмещения
кредитов зависели от характера и целей предоставления конкретных
сумм и учитывали наличие достаточных гарантий того,' сможет ли дан­
ная страна выплатить долг, не подвергая риску осуществление програм­
мы восстановления. .

Вначале помощь оказывалась на срок 15 месяцев, а затем на каж­дый последующий год. Если она использовалась неэффективно, решался вопрос, давать ли ее в дальнейшем. Помощь предоставлялась в трех формах:


       
   
 
 

Раздел 7

1. Безвозвратными товарными кредитами и «дарами». Выручка от их продажи хранилась на «эквивалентных счетах» эмиссионных бан­ков и могла быть использована только с разрешения американской администрации по осуществлению «плана Маршалла». Безвозвратные кредиты и «дары» составляли ббльшую часть всех ассигнований.

2. Обычными кредитами под низкие проценты, которые подле­жали возврату. Кредиты выдавались на срок 3,5 года (льготный пе­риод — 7,5 года), процентная ставка составляла 2,5% годовых. Первые 3,5 года проценты не выплачивались. Погашение принималось, кроме долларов, стратегическим сырьем, предусматривалась отсрочка.

3. В виде обусловленной помощи, по которой получившие долла­ры страны выдавали в обмен на них соответствующую сумму нацио­нальной валюты по официальному курсу. Эта валюта направлялась в распоряжение других стран-участниц для развития внутриеврс(пейской торговли. В 1950 г. данная система была заменена Европейским пла­тежным союзом.

Первой форме помощи соответствовали так называемые эквива­лентные фонды. На них возлагалась большая надежда в ограничении инфляции. Дело в том, что западноевропейский импорт, финансиро­вавшийся США по программе Маршалла, предоставлялся не непосред­ственным потребителям, а государствам. Деньги, полученные от про­дажи этих товаров, были «дубликатом» помощи в национальной ва­люте. Естественно,..что первым намерением правительств стран, полу­чающих помощь, было включить данные.фонды в доход и потратить на текущие расходы. В этом случае дефляционный эффект пассивного сальдо торгового баланса (превышения стоимости импорта над стои­мостью экспорта) был бы сведен на нет инфляционными затратами государства. Однако закон США 1948 г., вводивший в действие про­грамму восстановления, в Европе, устанавливал, что 95% эквивалент­ных фондов должны были принадлежать участвующим странам, но могли быть задействованы только с разрешения Администрации по со­трудничеству в Европе. И хотя американская Администрация эконо­мического сотрудничества не могла диктовать, как их тратить, но мог­ла не согласиться с их инфляционным использованием.

Эквивалентные фонды дополнили внутренние резервы капитала европейских стран. С другой стороны, они облегчили государственное управление ресурсами и позволили направить их на политически жела­тельные цели, что в свою очередь усилило контроль государства над экономикой.


Опыт международного сотрудничества в преодолении кризиса____________ 605

Механизм обусловленной помощи складывался, следующим обра­зом. Был сделан прогноз о перспективных дефицитах и положитель­ных сальдо внутриевропейской торговли. Тем странам, которые запла­нировали дефицит, были выданы права заимствования для получения национальной валюты от тех, у кого намечалось положительное саль­до. Зависимость от поставщиков привела к превращению прав заим­ствования в трансфертные путем разрешения передачи их (а следова­тельно, и соответствующей долларовой помощи) тем странам, кото­рые могли обеспечить необходимые поставки.

Перелив капитала из США не имел большого значения для наполнения инвестиционных ресурсов. Его роль в процессе стимули­рования экономического роста состояла в том, чтобы стабилизировать систему международных платежей, что позволило европейским стра­нам использовать свой потенциал роста полностью, без внешних огра­ничений и дефляционных шоков.

Более отдаленным итогом «плана Маршалла» является импульс к европейской интеграции, центром которой стала Организация евро­пейского экономического сотрудничества, которая первоначально спо­собствовала отмене торговых ограничений, в частности количествен­ных ограничений, между странами Западной Европы, при этом сохра­няя эти барьеры по отношению к импорту из США. Лишь позднее, по мере восстановления и укрепления западноевропейской экономики, страны ОЕЭС стали распространять снятие количественных ограниче­ний и на поставки товаров из США. Внутриевропейская платежная система положила начало целенаправленному регулированию европей­ской валютной системы. Но переход к конвертируемости европейских валют был осуществлен только к концу 50-х годов.

В экономической политике европейских стран происходили изме­нения, направленные на поиск и применение государством новых ме; тодов экономического регулирования. Изначально здесь было заложе­но противоречие. С одной стороны, условием американскри помощи был отказ страны, ее принимающей, от дальнейшей программы нацио­нализации и планов, которые будут причинять ущерб частному пред­принимательству. С другой стороны, восстановление можно было осу­ществить только при ведущей роли государства, которое обеспечивало на первых этапах население продовольствием, а промышленность — сырьем, старалось ликвидировать безработицу. В некоторых случаях пришлось национализировать не способные к самообеспечению отрас­ли промышленности: железные дороги, воздушный транспорт, сферу социальных услуг, отдельные отрасли тяжелой промышленности.


     
 
 
   
 
   

Раздел 7

Уровень вмешательства государства в экономику был разным. Это и естественно, ведь страны решали как общие, так и свои специфичес­кие задачи. Так, Франция и Швеция пошли по пути государственного (индикативного) планирования. Во Франции бсуществлялся жесткий государственный контроль за кредитом. Великобритания не торопи­лась с применением планирования, а национализацию рассматривала как меру «спасения» стагнирующих отраслей, а не как средство стиму­лирования роста эффективности. Высок был уровень национализации промышленности в Австрии, Бельгии, Италии.

Несмотря на различия в задачах и методах проведения экономи­ческой политики в европейских странах, программа восстановления Европы была успешно выполнена. Довоенный уровень производства был достигнут уже в начале 50-х годов, а темпы роста экономики в це­лом и новых отраслей промышленности, в частности, к 1952 г. оказа­лись выше ожидаемых. Немалую роль в этом сыграла помощь по «пла­ну Маршалла», но ее значение для экономики конкретных стран не было одинаковым.

Осново'й для распределения фондов по «плану Маршалла» между странами было состояние платежного баланса по отношению к долла­ровой зоне, а не потребность в инвестициях или предварительная оцен­ка вероятной эффективности использования фондов. Главные получа­тели помощи — Великобритания и Франция — прошли через кризис платежного баланса в 50-х годах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.