Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнительно-возрастные особенности бредовых идей и навязчивых состояний 46



Федеральное агентство по физической культуре и спорту

Волгоградская государственная академия физической культуры

 

 

Бакулин В.С., Грецкая И.Б.

 

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

И ПСИХОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

(учебное пособие для студентов V курса специальности АФК)

 

Волгоград, 2005 год

 

 

ББК 7509

Б 652

Рецензент: д.м.н., профессор К.Б. Гавриков

 

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Волгоградской государственной академии физической культуры в качестве учебного пособия по возрастной психопатологии и психоконсультированию для студентов специальности АФК

 

Б 652.

Бакулин В.С., Грецкая И.Б. Возрастная психопатология и психоконсультирование (учебное пособие для студентов академии физической культуры специальности АФК). – Волгоград, ВГАФК, 2005. – с. 175.

 

В учебном пособии в доступной форме рассматриваются цели и задачи возрастной психопатологии и психоконсультирования, его организационные и методические основы, раскрывается сущность наиболее часто встречающихся нозологических форм.

 

 

ББК 7509

 

Ó Бакулин В.С., Грецкая И.Б., 2005.

 

Волгоградская государственная

Академия физической культуры, 2005.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ 6

I ПОНЯТИЕ О ПСИХОПАТОЛОГИИ 8

1. Роль биологического и социального в генезе психических болезней 8

2. Методы исследования в психопатологии 10

3. Симптомы и синдромы психических заболеваний, их возрастная динамика 14

4. Возрастные периоды и возрастные кризы 16

II ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ 18

1. Расстройства восприятий, ощущений и представлений, их сравнительно-возрастные особенности 18

1.2 Сравнительно-возрастные особенности расстройств восприятий, ощущений и представлений 27

2. Расстройства памяти и интеллекта 28

2.1 Клинические проявления нарушений памяти 29

2.2 Интеллектуальные расстройства 30

2.3 Основные синдромы нарушений памяти и интеллекта 32

3. Расстройства мышления 34

3.1 Расстройства ассоциативного процесса 34

3.2 Сверхценные идеи 37

Бредовые идеи 37

Основные бредовые синдромы 44

Навязчивые состояния 45

Сравнительно-возрастные особенности бредовых идей и навязчивых состояний 46

4 .Эмоциональные расстройства 47

4.1Симптомы эмоциональных нарушений 49

4.2Симптомы расстройств настроения 49

4.3Синдромы эмоциональных расстройств 51

5. Волевые расстройства 56

5.1 Симптомы волевых нарушений 56

6. Нарушения сознания и самосознания 58

6.1 Нарушения сознания 58

6.1.1Этапы формирования сознания 58

6.1.2Критерии нарушения сознания 59

6.1.3Симптомы помрачения сознания 60

6.1.4Синдромы выключения сознания 61

6.1.5Синдромы помрачения сознания 62

6.2 Сравнительно-возрастные особенности помрачения сознания 65

6.3 Нарушения самосознания 67

III КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ТЕЧЕНИЯ И ИСХОДА 69

1. Классификация психических заболеваний 69

2. Течение и исходы психических болезней 71

IV ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В ПСИХОПАТОЛОГИИ 74

V ЧАСТНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ 77

1. Психические нарушения при черепно-мозговых травмах 77

1.1 Психические нарушения травматической природы у детей и подростков 79

 

1.2 Психические нарушения в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы 80

2. Психические расстройства при нейроинфекции 87

2.1 Особенности течения мозговых психозов у детей 91

3. Психические нарушения при сосудистых заболеваниях 92

3.1Психические нарушения при атеросклерозе мозговых артерий 92

3.2Психические нарушения при гипертонической болезни 95

3.3Психические нарушения при гипотонической болезни 97

4. Психические нарушения при соматических заболеваниях 97

4.1 Психические нарушения при сердечно-сосудистых заболеваниях 101

4.2 Психические нарушения при заболеваниях почек 102

4.3Психические нарушения при заболеваниях печени 103

4.4Психические нарушения при эндокринных заболеваниях 103

4.5Сравнительно-возрастные особенности психических нарушений при соматических заболеваниях 105

5. Психопатия и акцентуация характера 106

5.1 Клинические варианты и проявления психопатий 108

5.2 Динамика психопатий 113

6. Алкоголизм и алкогольные психозы 115

7. Психические расстройства при наркомании 121

7.1Клинические проявления психических нарушений при различных видах наркомании 122

8. Психогенные заболевания 131

8.1Реактивные психозы 131

8.2Неврозы 134

8.3Сравнительно-возрастные особенности неврозов 140

9. Эпилепсия 143

9.1 Клинические проявления эпилепсии 143

10. Шизофрения 147

10.1 Психопатология шизофрении 147

10.2 Возрастные особенности шизофрении 150

11. Маниакально-депрессивный психоз 153

11.1 Клинические проявления 153

11.2 Сравнительно-возрастные особенности течения маниакально-депрессивного психоза 156

VI Понятие о психотерапии 158

VII Психологическая помощь 163

1. Психологическая коррекция 163

2. Понятие о психоконсультировании 165

3. Понятие о сопровождении 167

4. Особенности оказания психологической помощи инвалидам 168

VIII Основы психопрофилактики 170

1. Первичная психопрофилактика 171

2. Вторичная психопрофилактика 171

3. Третичная психопрофилактика 172

4. Семейная психопрофилактика 172

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 175

 

ВВЕДЕНИЕ

В решении задач всемерного укрепления здоровья и повышения работоспособности населения важная роль принадлежит широкому внедрению физической культуры и спорта не только в быт здоровых людей, но и людей с ограниченными возможностями.

Знание основ психопатологии необходимо специалистам, работающим с больными людьми и инвалидами. Это связано с тем, что специалисты подобного профиля, прежде всего, имеют дело с личностью, со всеми ее индивидуальными особенностями.

Актуальность данного курса для специалистов адаптивной физической культуры обусловлена рядом факторов:

Подавляющее число больных первоначально обращается не к психиатрам и психологам, а к преподавателям и специалистам «здорового образа жизни»

Часто заболевания внутренних органов приводят к психическим нарушениям и, наоборот, под влиянием эмоциональных стрессов формируются пограничные состояния психики (неврозы, психозы, расстройства личности). Специалист адаптивной физической культуры, работая с больными людьми, нередко первый наблюдает своеобразие поступков и поведения, которые обусловлены психическими нарушениями. Например, больной может затыкать уши или нос при обонятельных галлюцинациях, больные могут совершать непонятные окружающим движения, которые являются ритуальными и освобождают их от навязчивых страхов. При беседе больной может сообщить тренеру о своих переживаниях, опасениях, настроении, высказать неадекватные суждения и бредовые переживания. Известны случаи, когда болезнь отрицает не только больной, но и его родственники, они как бы не видят явных признаков болезни.

На начальных этапах психического заболевания соматические расстройства, которые одним из первых замечает тренер или педагог, более выражены, чем психические нарушения. Например, у студентки мед.училища появились жалобы на сердцебиение, подъемы артериального давления. Терапевты никакой патологии не находили, считая эти расстройства возрастными. Затем у нее исчезли менструации, при обращении к гинекологу патологии не выявлено. Она стала быстро полнеть, но и эндокриногог не обнаружил никаких нарушений. Никто не обратил внимание на понижение настроения, двигательную заторможенность и ухудшение успеваемости. Только после того как она совершила суицидальную попытку, девушка была проконсультирована психиатром и стало ясно, что у нее депрессивное состояние.

В связи с выше изложенным современный специалист в области ФК и спорта должен уметь пользоваться знаниями по возрастной психопатологии и психоконсультированию, что позволит при работе с различными возрастными группами больных выработать правильную тактику тренера и педагога, разработать адекватные психопрофилактические и психотерапевтические мероприятия, обеспечить социальную адаптацию больного и оказать ему при необходимости неотложную помощь.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.