Здавалка
Главная | Обратная связь

I.3 СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ИХ ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА.



Прежде чем говорить о возрастных особенностях психических заболеваний, необходимо рассмотреть общие закономерности формирования психики на протяжении всей жизни человека. Существует достаточное количество систематик, характеризующих возрастные этапы формирования психики в онтогенезе. Чаще всего используются, выделенные Г.К.Ушаковым периоды развития психики. Необходимо помнить, что все выделяемые периоды достаточно условны, но их необходимо учитывать для разработки приемов воспитания, обогащения знаниями соответственно уровню развития, понимания природы болезненных явлений психики. При изучения формирования психики в постнатальном онтогенезе Г.К.Ушаков выделил две формы:

- с преобладанием образных субъективных категорий (образов представлений) – эта форма свойственна детскому возрасту и характеризуется яркими образными фантазиями и воображениями

- с преобладанием безобразных субъективных категорий (понятий) – эта форма типична для лиц зрелого возраста.

В формирующейся психике ребенка выделяют следующие этапы:

- моторный – до 1 года. Для этого этапа характерно то , что на любой раздражитель имеется двигательная реакция. Это двигательное беспокойство, нецеленаправленные движения в ответ на раздражение, крик, плач. Такая реакция наблюдается на чувство голода, неудобное положение, мокрые пеленки и т.д. Моторика ребенка совершенствуется на протяжении всей жизни, но в этот период именно двигательными реакциями проявляется общение с окружающими.

- сенсомоторный – до 3 лет. Для этого этапа характерна более сложная двигательная активность, обусловленная ответами на различные сенсорные раздражители. Движения становятся более целенаправленными: ребенок поворачивает голову в сторону звука, тянется к игрушке. С переходом ребенка в вертикальное положение, когда он начинает ходить, сенсомоторные реакции становятся еще более сложными, деятельность – целенаправленной. На основе сенсомоторных реакций формируются восприятие, внимание, аффективные реакции. Во время этого этапа у ребенка накапливается запас представлений о происходящих событиях и появляется возможность сопоставлять реально воспринимаемые объекты с имеющимися о них представлениями.

- аффективный – с 3 до 12 лет. Этому этапу в первые годы присущи обобщенная аффективность в оценке окружающего и возникновение дифференцированного отношения к окружающим, исходя из удовлетворения или неудовлетворения его потребностей. Позднее вся деятельность ребенка сопровождается аффективной окраской восприятия событий, исходя из отношения к ним: приятные – неприятные, добрый – злой, желанный – нежеланный и т.д.. Для этого периода характерны лабильность и нестойкость аффективных реакций, живость их и непосредственность реагирования.

- идеаторный – с 12 до 14 лет. Этот этап начинается с обогащения ребенка понятиями, суждениями и умозаключениями. С этого этапа у ребенка появляется возможность строить предварительный план действий. У него появляется удвоенность реальности, т.е. он может оперировать объектами реально существующими и образами воспоминаний. Постепенно возникают предпосылки для широкого использования абстрактных понятий, способность к построению гипотетических суждений, анализу их связи с практической деятельностью. В этот период на основе темперамента и сложившегося характера начинается формирование личности. Аффективность в этот период приобретает новые качества, появляются высшие человеческие эмоции – эстетические, этические.

При относительно своевременном формировании этапов развития психики следует говорить о синхронии развития. Однако идеального развития психики не бывает, так как не существует однотипных условий жизни. В связи с этим чаще наблюдается асинхронность развития.

Под влиянием различных факторов (длительная соматическая болезнь, неправильные условия воспитания, конфликтные ситуации в семье и т.д.), воздействующих на том или ином этапе развития психики ребенка, может затормозиться развитие определенных структур личности и нарушиться последовательность их формирования. При этом у взрослых лиц могут обнаруживаться черты характера, свойственные именно тому периоду развития ребенка, в котором наблюдалось неблагоприятное воздействие.

Например, ребенок, переживший в аффективном периоде развития длительную разлуку с родителями, уже будучи взрослым, обнаруживает склонность к аффективным реакциям, свойственным именно аффективному этапу формирования психики: чрезмерной аффективной лабильности, непосредственной реакции, впечатлительности и т.д.. Неблагоприятные ситуации для ребенка не проходят бесследно, даже если внешне не наблюдается явных нарушений психической деятельности в период их воздействия, при этом они могут не нарушать синхронность развития структур личности. Наряду с этим другие структуры личности могут развиваться быстрее, опережая хронологические сроки их формирования. Нарушения сроков формирования могут наблюдаться как между отдельными структурами личности, так и между психическим и физическим развитием. Сочетание акселерации одних систем с ретардацией других называют асинхронией. В пубертатном периоде признаки асинхронии имеют функциональный характер и обусловлены бурным развитием различных систем организма. После этого периода происходит постепенное уменьшение асинхронии.

Принято выделять 4 функциональные системы, последовательно формирующиеся в онтогенезе: моторную, сенсомоторную, аффективную и идеаторную. К периоду зрелости они представляют собой иерархию сочетания этих уровней в структуре целостной психической деятельности.

У взрослого человека при психических заболеваниях обычно могут быть нарушены все четыре уровня психической деятельности. У детей психические расстройства зависят от возраста. У ребенка не наблюдается таких расстройств, для формирования которых необходима определенная степень зрелости именно этой системы. Так, например, у детей аффективные и идеаторные системы не достигли зрелости, в связи с этим и не наблюдается типичных аффективных синдромов и бредовых состояний.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.