Здавалка
Главная | Обратная связь

II 3. РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ



 

Мышление – обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. Основным элементом мышления является понятие.

Понятие – отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений в отличии от ощущений, восприятий и представлений, которые отражают либо отдельные конкретные свойства предметов и явлений (ощущения), либо эти конкретные явления и предметы в целом (восприятия), либо воспроизведение образов, воспринятых в прошлом (представления). Например, понятие «дом» отражает общие свойства самых различных построек разнообразной архитектуры, величины, стиля, месторасположения, содержит смысл «собственного жилища» и т.д.

Одной из самых главных особенностей понятий является то, что они базируются не только на собственном опыте человека, но и включают в себя опыт предыдущих поколений, закрепленный с помощью языка. Именно поэтому овладение языком способствует усвоению всего багажа знаний, накопленных человечеством.

Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнение и обобщение, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий.

Одно из проявлений расстройства мышления является нарушение ассоциации, которое зависит от характера болезни, ее стадии, типа лечения и исхода.

 

II 3.1 Расстройства ассоциативного процесса:

1. Ускорение мышления – выражается в ускоренном течении ассоциативных процессов; мысли очень быстро сменяют друг друга, их так много, что больные не успевают их высказывать. Внешне такая речь больных может напоминать шизофазию (разорванную речь), однако, если ее записать на диктофон, то можно найти в ней определенный смысл, чего нет при шизофазии. Для патологически ускоренного течения ассоциативных процессов характерна отвлекаемость: мышление больного становиться поверхностным, склонным к моментальному переключению; все, что попадает в поле зрения такого больного, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, дает новое направление его идеям. Крайняя степень отвлекаемости проявляется в скачке идей, когда мысли больных молниеносно сменяя друг друга, переключаются с одного предмета на другой так быстро, что уже трудно уловить в них какой-либо смысл.

2. Замедление мышления – характеризуется бедностью ассоциаций, замедленным течением ассоциативного процесса, его заторможенностью. Больные с такими явлениями жалуются, что у них «часами не бывает никаких мыслей в голове», «ничего не приходит в голову». На вопросы они обычно отвечают лаконично, односложно, иногда только словами «да» или «нет», часто после очень долгой паузы, когда уже создается впечатление, что больной не понял или не расслышал вопроса. Сами больные в таком состоянии говорить не начинают, ни к кому, ни за чем не обращаются.

3. Патологическая обстоятельность мышления - заключается в чрезвычайной вязкости, тугоподвижности мыслительных процессов; больным очень трудно переключиться с одной темы на другую, они застревают на самых незначительных деталях, им все кажется важным, нужным – каждая мелочь, каждый штрих, они не могут выделить главного. Патологическая обстоятельность мышления характеризуется малой продуктивностью, подчас вообще непонятно, что больной хотел сказать, какой смысл имела его длинная витиеватая речь (лабиринтное мышление).

4. Персервация мышления (лат. Perservatio - настойчивость) – патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выражается в повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов. Чаще всего такие больные правильно могут ответить только на первый вопрос, а затем однообразно повторяют тот же ответ или части его.

Больного, страдающего тяжелой формой церебрального атеросклероза, спрашивают, где он лечится. Больной отвечает: «В больнице имени Соловьева». – «Сколько времени вы здесь?» - «Больница Соловьева». – «Чем вы сегодня занимались?» - «Больница Соловьева».

5. Вербигерация (от лат. Verbum - слово и gero – веду ,совершаю) – речевая стереотипия – бессмысленное иногда ритмическое повторение одних и тех же слов, реже – фраз или их обрывков.

6. Паралогичное мышление – характеризуется отсутствием в мышлении логической связи: выводы, которые в таких случаях делает больной не только не закономерны, но и совершенно нелепы: «Я заболел шизофренией, потому что в детстве ел мало манной каши» или «Я хочу спать, а потому научите меня, пожалуйста, музыке».

7. Резонерство – склонность к пустым рассуждениям, когда «очень много слов и очень мало мыслей». Такое мышление характеризуется бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности: «Вы видите, как это важно, мне бы хотелось сказать и отметить, что это очень важно, важность значительная, это надо отметить, вы же не будете думать, что это не важно».

8. Разорванность мышления – выражается в отсутствии связи между отдельными мыслями или даже отдельными словами. Речь такого больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, поэтому ее называют словесной окрошкой или салатом. Патологическое мышление, резонерство и разорванность мышления наиболее характерны для шизофрении.

9. Бессвязность мышления – характеризуется полной хаотичностью, бессмысленностью, речь состоит из набора несвязанных между собой слов: «Чудо-чудо… жили-были…ах, как холодно…день, пень, лень… до свидания…»Бессвязность может напоминать разорванность мышления, но главное отличие в том, что разорванное мышление возникает на фоне ясного сознания; бессвязность мышления всегда является следствием помрачения сознания (обычно по типу аментивного синдрома).

10. Символическое мышление. Символика свойственна и нормальному мышлению, когда она отражает общепринятые идеи, взгляды и связана с реальностью (например, символика гербов, математических знаков, наконец, рисунков в виде сердца, пронзенного стрелой). При патологическом символизме (свойственном в основном больным шизофренией) эта патология мышления сугубо индивидуальна и непонятна окружающим. Эта символика может касаться отдельных слов, понятий, всего строя мышления. Больной может понимать символически и речь окружающих.

Больной при беседе с врачом, пишущим его историю болезни, отвечал адекватно до тех пор, пока врач не попросил объяснить смысл поговорки «Куй железо, пока горячо». Больной, спокойно до того сидящий, вдруг вскочил и кинулся к окну. На вопрос, почему он так поступил, ответил: «Вы же сами сказали: «Куй железо…» значит, «беги, пока не поздно».

Больные с символическим мышлением могут придавать особый смысл самым обыденным вещам («желтый цвет обоев – значит, здесь живут ненадежные, склонные к изменам люди; слова «хороший аппетит» говорят о том, что этот человек сживет со света всех ему неугодных). При выраженных изменениях мышления речь больных может состоять из одних им понятных символов, в том числе и неологизмов (употребление новых, ни на что не похожих словообразований; больной при выражении удовольствия говорит «блюм-блям», а при недовольстве - «пури-прури». Наглядным примером символического мышления может быть творчество больных (стихи, рисунки и т.д.). Например, Метерлинк – очень талантливый человек, к сожалению, страдавший шизофренией, вывел в своей пьесе-сказке образ Синей птицы, ставшей для всех людей символом недосягаемого, призрачного счастья.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.