Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЕНЕЗЕ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ



В генезе психических заболеваний играют роль как биологические, так и социальные факторы, которые тесно взаимосвязаны и оказывают постоянно меняющееся влияние на динамику психических заболеваний. Так, при психогенных заболеваниях пусковым моментом для возникновения расстройства являются социальные факторы: всевозможные конфликты, происходящие чаще в микросоциальной среде, потеря близких, потеря работы, судебное преследование и т.д. Однако при длительном существовании психогенного заболевания происходят изменения в обмене веществ, появляется инертность психических процессов, которые уже представляют собой биологические изменения в организме, приводящие к затяжному течению психогенного заболевания.

Несмотря на то, что биологические и социальные факторы тесно переплетаются и оказывают влияние на возникновение и динамику психических нарушений, условно можно выделить две группы психических заболеваний: в одной решающую роль в их возникновении играют биологические факторы (посттравматическая эпилепсия, сенильный психоз и т.д.), в другой – социальные (реактивные психозы, неврозы и т.д.).

Наиболее сложные взаимоотношения биологического и социального можно наблюдать при эндогенных заболеваниях: шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Само название «эндогенное заболевание» уже предполагает ведущую роль биологических факторов в возникновении и динамике клинических проявлений болезни. Однако хорошо известно, что социальные факторы, конфликты, бытовая и семейная неустроенность, потеря близкого человека и т.д. часто не только провоцирую заболевание, но и приводят к обострениям состояния, нарушениям адаптации и усложнению симптоматики.

Тесные взаимоотношения между социальными и биологическими факторами отчетливо прослеживаются при формировании алкоголизма. На ранних этапах формирования алкогольной болезни можно выделить решающую роль то одних факторов, то других – на начальных этапах решающая роль принадлежит социальным: установкам среды на употребление спиртных напитков, традициям, отношению личности к приему спиртного и др.. Социальные факторы играют решающую роль до тех пор, пока не произойдут такие нарушения обменных процессов, что в дальнейшем именно они будут определять течение заболевания. Однако роль социальных факторов в оформлении некоторых расстройств продолжает сохраняться. Так, например, при 11 стадии алкоголизма (преобладание биологических факторов), несмотря на выраженность абстинентных расстройств, имеет место способность прекратить пьянство при угрозе увольнения, распада семьи, под воздействием социальных факторов.

Хорошо известно, что успех лечения алкоголизма зависит от установки больного. Если у больного нет установки на трезвость, то никакими биологическими методами не удастся добиться успеха.

Т.о., в генезе психических заболеваний играют роль и социальные и биологические факторы, находясь при этом в сложных взаимоотношениях, оказывая влияние на динамику психопатологических синдромов.

Неправильное воспитание, особенно при акцентуации характера, обычно приводит к возникновению патохарактерологических реакций и формированию психопатий. Выделяют несколько типичных вариантов неправильного воспитания:

1. потворствующая гиперпротекция (кумир семьи); при этом воспитании наблюдается чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и обязанностей. Это сопровождается преувеличенным восхищением мнимыми талантами, постоянными похвалами и восторгами по поводу любого поступка ребенка;

2. доминирующая гиперпротекция (гиперопека) характеризуется мелочной опекой, постоянным контролем, всевозможными запретами, лишением самостоятельности, навязыванием своих решений и рекомендаций в деятельности ребенка;

3. эмоциональное отвержение (положение Золушки); при этом виде воспитания ребенок постоянно чувствует, что он мешает в семье, что он лишний. Это особенно четко проявляется на фоне внимательного и заботливого отношения к другому ребенку. Иногда эмоциональное отвержение маскируется утрированной, но формальной заботой;

4. гипопротекция (безнадзорность) проявляется недостаточной опекой, отсутствием истинного интереса и внимания к делам и увлечениям ребенка. Иногда дети бывают полностью заброшенными и предоставленными сами себе.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.