Здавалка
Главная | Обратная связь

V. 8.3 Сравнительно-возрастные особенности неврозов.



Депрессивный невроз возникает в позднем возрасте в связи со стойкой травмирующей ситуацией, выходящей за рамки проблем личности стареющего человека. Депрессивный невроз в этом возрасте развивается медленно, его клиническая картина стерта, в ней преобладают выраженная тревожность и слезливость, ворчливость и апатия, ипохондрические и астенические жалобы. В этом возрасте и состоянии часто возникают суицидальные мысли без стремления к реализации. У лиц позднего возраста депрессивному неврозу сопутствуют близкие к сверхценным идеи ущемленности, невезения, непоправимости случившегося.

В старческом возрасте наблюдается поглощение симптомов депрессивного невроза нарастающими изменениями психики сосудисто-возрастного генеза.

Клиническая картина депрессивного невроза у детей различна в различные возрастные периоды. У детей дошкольного возраста из-за незрелой психики она атипична: у них преобладают вегетативные расстройства, тревога, страхи, нарушения поведения. Обычно нарушен сон, аппетит, снижена масса тела. К травмирующим ситуациям, приводящим к депрессивному неврозу, в этом возрасте относят потерю родителей или длительную разлуку с ними.

В младшем и среднем школьном возрасте травмирующей ситуацией является школьная неуспеваемость или переживание собственного физического дефекта. В младшем школьном возрасте в клинике депрессивного невроза преобладают вялость, заторможенность, грусть с оттенком раздражительности, возможны грубость, упрямство, озлобленность. Детей в среднем школьном возрасте характеризует тревожность, боязливость, нарушения сна, страхи темноты, одиночества, плаксивость.

Истерические невротические расстройства у детей представлены вегетативными и сенсомоторными расстройствами: истерической рвотой, задержкой мочи, нарушениями сна, обмороками, сердцебиением, одышкой. Иногда отмечаются расстройства типа астазии-абазии, когда ребенок не может ни стоять, ни ходить, однако в постели свободно двигает ногами. Часто встречаются припадки с хаотичным двигательным возбуждением (в основном в младшем школьном возрасте). После моторного приступа может развиться аффект – остановка дыхания на несколько секунд, сопровождающийся цианозом. Выход из приступа сопровождается сонливостью и оглушенностью.

Астенический невроз у детей характеризуется типичной для взрослых раздражительностью и слабостью, отчетливой моторной и вегетативной симптоматикой. Кроме этих симптомов у детей отмечается неусидчивость, двигательная расторможенность.

У детей выделяют невроз страхов и невроз навязчивых состояний. Страхи носят сверхценный характер, обычно связаны с травмирующей ситуацией У дошкольников это часто страхи темноты, животных, предметов, которые ранее испугали ребенка. У младших школьников наблюдается страх перед школой, особенно, если вначале учитель был несправедлив. Такие дети вместо занятий бродят по улицам, затем, опасаясь наказания, убегают из дома. У некоторых детей могут утрачиваться навыки опрятности. У подростков страхи связаны с опасениями за жизнь.

Невроз навязчивых состояний имеет два варианта: обсессивный и фобический. Обсессивный невроз характеризуется различными навязчивыми действиями – тикообразными подергиваниями, которые воспринимаются как болезненные. У школьников навязчивые действия приобретают характер ритуалов, играющих защитную роль от навязчивых страхов. Ритуалы могут носить и символический характер, когда ребенок, чтобы избежать предполагаемой опасности, совершает сложные действия. При фобическом неврозе у школьников возникает страх загрязнения, острых предметов, тревога за здоровье родителей. В более позднем возрасте появляются ипохондрические страхи.

К системным неврозам относят:

3. заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленные судорогами мышц, участвующих в речи),

4. тики (автоматизированные привычные действия: мигание, подергивание головой, покашливание и др.),

5. энурез (психогенно обусловленное неосознанное упускание мочи, чаще в ночное время),

6. энкопрез (непроизвольное выделение небольшого количества кала при отсутствии соматических нарушений, объясняющих это расстройство),

7. патологически привычные действия (зафиксировавшиеся произвольные действия: сосание пальца, обкусывание ногтей и др.), они наблюдаются у младших школьников в ситуациях эмоционального напряжения.

 

 

V. 9 ЭПИЛЕПСИЯ

 

Эпилепсия – хронически протекающее заболевание, вызванное поражением центральной нервной системы, проявляющееся различными пароксизмальными состояниями и довольно частыми изменениями личности. При неблагоприятном течении приводит к эпилептическому слабоумию. Заболевание может возникнуть в любом возрасте, однако преимущественно начало эпилепсии приходится на молодой возраст (до 20 лет). Эпилепсия -довольно распространенное заболевание (по данным разных авторов этой болезнью страдают от 1 до 5 человек на 1000 населения).

Эпилепсия является полиэтиологическим заболеванием. К ее возникновению могут привести разнообразные факторы, действующие как внутриутробно и во время родов, так и в постнатальном периоде, особенно в ранние годы жизни (травмы, инфекции, интоксикации).

При эпилепсии с поздним началом (после 30 лет ) у более молодых основным этиологическим фактором чаще является черепно-мозговая травма, в более позднем возрасте – сосудистая патология головного мозга. Имеет значение и наследственная отягощенность. Но по поводу того, в чем это выражено, имеются противоречивые данные. Ряд авторов считает, что передается не само заболевание, а предрасположенность к нему. В настоящее время распространено мнение, что эпилепсия чаще всего возникает при сочетании наследственной предрасположенности с дополнительными вредностями, обычно в виде экзогенных факторов (травмы, инфекционные поражения центральной нервной системы и др.).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.