Здавалка
Главная | Обратная связь

V. 11.1 Клинические проявления.



Для маниакально-депрессивного психоза характерно чередование аффективных психотических приступов или фаз и светлых промежутков, отсутствие изменений личности после многократных приступов болезни.

Для оценки психотических приступов обычно пользуются термином «фаза», понимая под этим ограниченное во времени психопатологическое состояние. После окончания фазы полностью восстанавливается психическое здоровье. Продолжительность фаз от нескольких дней до нескольких лет (в среднем 2-6 месяцев).

Для маниакально-депрессивного психоза характерна сезонность фаз. У некоторых больных фазы возникают в определенные месяцы, чаще весной и осенью. У одних больных фазы возникают ежегодно, у других – наблюдается только одна фаза на протяжении всей жизни.

Депрессивные состояния (фазы) характеризуются триадой психических расстройств:

1.пониженным настроением;

2.замедлением мыслительных процессов;

3.двигательной заторможенностью.

Психические нарушения. Пониженное настроение, подавленность, тоска являются наиболее характерными признаками депрессивной фазы. Выраженность эмоциональных нарушений бывает различной – от легких степеней подавленности и безрадостности до переживания витальной тоски, с безысходностью и отчаянием. Возникновению депрессивной фазы иногда предшествуют нарушения сна, аппетита, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиения, сухость во рту, запоры, задержка месячных у женщин.

В легких случаях эмоциональные нарушения проявляются в подавленном настроении, которое сопровождается склонностью к сомнениям, неуверенностью в своем будущем, плохим самочувствием, психической и физической утомляемостью. В тяжелых случаях нарастает мучительное переживание тоски, несравнимое с житейским горем. Никакие радостные события не могут вывести из этого состояния. Наиболее тяжелой формой проявления аффекта тоски является состояние, получившее название «взрыв тоски». Оно проявляется во внезапном взрыве отчаяния с возбуждением, рыданиями, стонами, суицидальными попытками.

Обычно наблюдаются суточные колебания в выраженности депрессивных переживаний. Больные испытывают тоску и тревогу в утренние часы, к вечеру состояние несколько улучшается. Внешний вид больных соответствует их аффективным переживаниям: мимика и выражение глаз говорят о скорби и печали. Больные сидят в согбенной позе, с опущенной головой, прижатыми к туловищу руками, сдвинутыми коленями.

Замедление мыслительных и ассоциативных процессов выражается в том, что больные отвечают на вопросы с большой задержкой, односложно, тихим голосом, жалуются на отсутствие мыслей или на одни и те же мысли о собственной никчемности и желании умереть. Внимание сосредотачивается с трудом, память на прошлое не страдает, фиксация текущих событий затруднена. Любое интеллектуальное напряжение кажется непреодолимым. Прошлое, настоящее и будущее оценивается мрачно. Нарушения мышления у депрессивных больных могут выражаться в сверхценных и бредовых идеях, обусловленных депрессивным аффектом. Наиболее часто наблюдаются идеи самообвинения, самоуничижения. При легких депрессивных состояниях наблюдаются навязчивые ипохондрические опасения, навязчивые сомнения. В ряде случаев при утяжелении депрессии больные жалуются на отсутствие всякого чувства. У таких больных можно наблюдать и дереализацию, и деперсонализацию. При этом больные говорят, что мир воспринимается не так четко, как раньше, он утратил яркость красок, окружающее похоже на декарации. При сомато-психической деперсонализации больные недостаточно четко воспринимают свое тело: «Я как бы растворяюсь в окружающем, не чувствую своих границ». У больных утрачивается ощущение сытости, они не чувствуют жажды, не испытывают удовлетворения от опорожнения мочевого пузыря, не чувствуют, что спали ночью.

Выраженность двигательной заторможенности различна – от легких степеней до депрессивного ступора. Движения часто замедленны, позы однообразны. Больные жалуются, что им трудно двигаться и говорить.

Больные в депрессивном состоянии не строят планов на будущее, не имеют никаких интересов, у них часто возникает только одно желание – умереть. Стремление к самоубийству у таких больных наблюдается постоянно: в одних случаях это мимолетные мысли, в других эти мысли возникают периодически, особенно в утренние часы. При этом появляются тенденции обдумывания способа совершения самоубийства.

Вегетативные и соматические расстройства обусловлены повышением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы: наблюдаются тахикардия, повышение артериального давления, сухость во рту, отсутствие аппетита, запоры, снижение массы тела.

Маниакальные состояния (фазы) характеризуются противоположными депрессии симптомами:

1. 1.повышенным настроением;

2. 2.ускорением мыслительных процессов и возникновением различных ассоциаций;

3. 3.психомоторным возбуждением.

Маниакальные состояния могут быть относительно легкие – гипомании, средней выраженности – типичные маниакальные состояния и тяжелые – мания с бредом величия, мания со спутанностью.

Развитие маниакального состояния чаще происходит постепенно. Вначале больные испытывают прилив бодрости, улучшается настроение, появляется ощущение физического и психического благополучия. Окружающее воспринимается в радужных красках, все психические процессы протекают легко, с повышенной продуктивностью. Сон у таких больных непродолжительный, но глубокий, по утрам они легко встают и включаются в привычную деятельность. Самооценка обычно повышена, мимика живая. Неприятные события не оказывают влияния на настроение.

Аппетит чаще повышен, отмечаются колебания артериального давления, тахикардия.

При нарастании маниакального состояния настроение становится неадекватным: необычно жизнерадостным, больных охватывает жажда деятельности, однако из-за отвлекаемости внимания не могут довести дело до конца. Ассоциации у таких больных возникают по поверхностным признакам, темп мышления ускоряется.

При маниакальном состоянии могут обнаружиться интересы и способности, которых до заболевания никто не замечал. Больные начинают писать стихи, проявляют склонность к рисованию, однако с ухудшением состояния их деятельность принимает беспорядочный характер и теряет продуктивность.

Поведение больных становится расторможенным, усиливается сексуальность, больные легко заводят знакомства. Женщины ярко и броско одеваются, неумеренно пользуются косметикой, переоценивают свои внешние данные. В этом состоянии утрачивается чувство такта, больные становятся фамильярными, громко смеются, шутят, утрачивают чувство дистанции. При нарастании маниакального состояния больные становятся возбужденными, говорят без умолку, дают советы, во все вмешиваются, поют, танцуют. Мышление становится настолько ускоренным, что больные не успевают высказать всю свою мысль, а выкрикивают только отдельные фразы, или слова (скачка идей). Из повышенного самочувствия и активности легко возникают бредовые идеи величия. Чаще всего речь идет о болезненном преувеличении своих талантов, красоты, заслуг. По содержанию эти идеи жизненны, но не соответствуют действительности. Так, один больной утверждал, что он играл главную роль в революции. При маниакальном состоянии не бывает абсурдных бредовых идей. Больные высказывают идеи, как бы шутя, легко могут от них отказаться. Эти идеи обычно не оказывают влияние на поведение больных.

Смешанные состояния наблюдаются у 20% больных маниакально-депрессивными психозами. Они могут возникать при переходе одной фазы в другую, при этом в клинической картине сочетаются симптомы, характерные для мании и депрессии. Например, депрессивное состояние сочетается с двигательным возбуждением и интеллектуальным торможением, депрессия – с ускорением интеллектуальной деятельности и двигательной заторможенностью.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.