Здавалка
Главная | Обратная связь

Постановка освещения на съёмочной площадке



 

Современному видеооператору приходится производить съемку как при естественном, так и при искусственном освещении. В обоих случаях свет выполняет две функции. Первая – освещение, нужное для получения нормальной экспозиции, так как без достаточной освещенности снимать технически невозможно. Вторая функция света – создать необходимый эффект, соответствующий символике кадра и идее фильма.

Неправильное освещение может стать причиной, по которой трудно узнать человека на экране. Любительские и профессиональные кадры при одинаково точно подобранной композиции часто отличаются именно качеством света.

Правильно подобранное освещение позволяет наиболее полно передать эмоциональный характер сцены, выражение лиц действующих персонажей, окружающую их обстановку. Мы видим пространство и предметы в нем объемными, и передать эту трехмерность на плоском телеэкране помогает не только правильная композиция кадра, но и освещение, естественное и искусственное.

Все источники освещения на съёмочной площадке имеют название в зависимости от того, в каком месте пространства студии они находятся, и какое воздействие они оказывают на снимаемый объект (рис. 4.5).

Основной вид освещения - рисующий свет. Представляет собой направленный световой луч.Он формирует у зрителя представление о том, откуда исходит главный источник света, образует полутени или резкие тени, за счет чего усиливается воспроизведение объемных форм, подчеркивается фактура (рис. 4.6). Никакой другой свет не должен с ним конкурировать, а лишь дополнять. Иными словами рисующий свет – главный. Такое освещение можно наблюдать в солнечную погоду (рассеянный свет небесной сферы и направленный свет пучка параллельных солнечных лучей).

Прибор рисующего света располагается в ближнем секторе перед объектом и выше оси съемочного объектива. В небольшой студии его мощность может быть примерно от 60 до 200 ватт. Для обычной съемки рисующий свет надо направлять на переднюю часть объекта (лицо героя) сверху и сбоку (лучше слева), хотя рисующим светом можно освещать объект с любой, кроме контровой (задней) стороны, так как в последнем случае на него будет падать его собственная тень. Этот свет красив, но при использовании как одиночный источник сложен и имеет ряд недостатков: у объекта освещена только одна половина, обращённая к источнику освещения, глубокие тени на различных частях тела, в том числе на лице, неосвещённый фон.

Рис. 4.5 Виды источников света и их расположение на съёмочной площадке

 

Заполняющий свет - рассеянный световой поток, не образующий теней на объектах съемки. Такой свет можно наблюдать в облачную погоду, подобное освещение бывает в больших затененных пространствах (например, в тени зданий, деревьев). Этот свет определяет светотональное решение кадра, от него зависит контрастность изображения, и он не выполняет никаких самостоятельных художественных задач. Заполняющий свет создается осветительными приборами рассеянного света для того, чтобы высветить затененные участки и обеспечить достаточную проработку деталей объекта. Мощность порядка 500-1000 ватт. Источник должен располагаться достаточно далеко от объектов и высоко, чтобы оператор не перекрывал сцену своей тенью. Если эта лампа дает слишком сильный свет, можно направить ее в потолок, тогда отраженный свет будет более мягким и рассеянным. Заполняющий и рисующий приборы, как правило, располагают по разные стороны оптической оси камеры. Источник заполняющего света не должен стоять сбоку.

Рис. 4.6 Пример освещения различными приборами: слева – рисующим, справа - заполняющим

Моделирующий свет - световой луч, направленный на объект. Он усиливает объемность формы объекта, создает блики и сглаживает тени. «Отрывает» неосвещенную половину объекта от фона. Не имеет чёткого рисунка и не конкурирует с рисующим светом. Для такого освещения используются менее яркие, чем рисующие, приборы с рассевающими сетками. Моделирующий и рисующий приборы обычно располагают по разные стороны оптической оси камеры. При неправильной установке (например, излишняя яркость) моделирующий свет может нарушить всю световую палитру. Если оператор «не видит» или не понимает моделирующий свет, то от него лучше отказаться. В связи с тем, что свет моделирующего прибора может попасть на переднюю линзу объектива и снизить контраст или вызвать нежелательные блики, этот источник устанавливается в тубусе, либо комплектуется защитными шторками.

Контровой свет дает прибор, расположенный сзади объекта съемки и освещающий его сверху. В результате на объекте образуется светлая окантовка, которая придает изображению живописный вид и позволяет отделить его от фона (рис. 4.7). Контровой свет выявляет фактуру, создает блики. Мощность источника порядка 40-60 ватт.

"Фоновой свет" необходим для подсветки фона (того, что расположено сзади главных объектов), чтобы он не выглядел черной дырой. Освещение фона должно быть равномерным. Интенсивность и направление фонового света подбирают в зависимости от интерьера и задач съемки.

Все виды освещения на практике обычно не используют. В большинстве случаев достаточно двух-трех источников света(рис. 4.7). Очень важно правильно установить приборы относительно объекта съемки и видеокамеры, найти точное, единственно верное их положение. Обычно объект, который снимают, должен быть освещен с трех точек. Мощным направленным прибором создается основной или рисующий свет. За камерой устанавливается прибор рассеянного света, чтобы удалить тень и сделать освещение более мягким. Наконец, третий источник света, укрепленный наверху, высвечивает объект со спины, отделяя его от фона. Приборы должны освещать объект под углами примерно 45 градусов, именно так мы обычно видим людей (рис. 4.7, 4.8).

Рис. 4.7 Пример освещения различными приборами: слева – контровым, справа – тремя вместе: рисующим, заполняющим и контровым

 

Соотношением рисующего и заполняющего света будет определяться характер освещения. Если рисующей составляющей света окажется намного больше, чем заполняющей (так бывает в яркий солнечный день), освещение получится светотеневым, более контрастным. При небольшом различии в этих составляющих освещение будет светотональным, на полученном изображении тени будут мягкие и видны все полутона.

Рис. 4.8 Расположение осветительных приборов и объекта съемки







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.