Здавалка
Главная | Обратная связь

Начинающим авторам полезно познакомиться с наиболее распространенными в видеопроизводстве терминами и их значениями. Во-первых, это кадр.



Слово кадр имеет много значений:

- характеристика скорости видеозаписи (25 кадров в секунду);

- кадр - это пространство, ограниченное прямоугольником с соотношением сторон 4:3 (широкоформатный - 16:9), которое оператор «вырезает» из безграничного окружающего его мира;

- кадром называется отрезок пленки (в кино) или видеоленты, снятый за время от пуска до остановки камеры (и неважно, сколько раз камеру перемещали за этот период), или материал (видео либо кино) от склейки до склейки; в видеопроизводстве кадр имеет именно этот смысл.

Любой кадр рассказывает об одном или нескольких съёмочных объектах: как они выглядят, как соотносятся друг с другом и с другими, второстепенными объектами в объективе видеокамеры. Если в вашем кадре все это «читается», тогда он «хорошо смотрится», то есть правильно скомпонован. Объект (или объекты) съемки - это «главный герой» кадра, он должен привлечь внимание зрителя в первую очередь. Как этого добиться? — Прежде всего, зритель должен иметь возможность как следует его разглядеть, поэтому объект обязательно должен быть в фокусе камеры и хорошо освещен.

Как сравнить один кадр с другим? Оказалось, что в качестве единицы измерения величины кадра удобнее всего использовать размеры человека и частей его тела. Если в видоискателе камеры и соответственно в кадре мы видим человека в полный рост, то такой план называется средним. Он останется таким даже в том случае, если в кадре нет человека, но мысленно мы можем его в нем представить. В монтажных листах средний план для краткости обозначают аббревиатурой СП.

План — это система условного деления кинематографического пространства (то есть пространства, представленного на экране). План определяет степень крупности в кадре снимаемого объекта.В видеопроизводстве есть сложившаяся классификация планов, которые определяются крупностью кадра.

Крупность - это оценка происходящего в кадре. Нужную вам крупность кадра вы можете выбрать, располагая камеру ближе или дальше от объекта съемки. Современные видеокамеры оснащены вариообъективами (ZOOM-объективами) с переменным фокусным расстоянием, которые также позволяют изменять масштаб кадра, не перемещаясь в пространстве вместе с самой камерой (не сходя с места).

Классификация планов.

 
 

1. Очень крупный (ОК) или деталь (Дет.). Крупно (во весь кадр) лицо человека или деталь объекта, предмета (рис. 5.1).

2. Крупный план (КП). Голова человека по плечи (рис. 5.2) или предмет (ваза, очки на столе).

3. Средний погрудный план (Погр.). Человек, снятый по грудь.

4. Средний поясной план (Поясн.). Человек, снятый по пояс (рис. 5.3).

5. Средний поколенный план (Колен.). Человек или группа людей, снятых по колени.

6. Средний план (СП). Человек или группа людей, представленная в кадре в полный рост (рис. 5.4).

7. Общий план (ОП). Главный объект, изображенный с окружающей обстановкой (рис. 5.5).

8. Дальний план (ДП). Объекты, снятые издалека (рис. 5.6), фигура человека занимает по вертикали пятую или меньшую часть.

Кадры разной крупности имеют свою смысловую нагрузку. На ДП изображается пространство - место действия, где будут развиваться события, о которых пойдет рассказ, люди на нем едва различимы. Поэтому такой план часто называют «заявочным».

СП прекрасно передает пространство, на нем можно видеть людей и их общение между собой, окружающую обстановку (рис. 5.4). На общих планах (рис. 5.5) мы не можем различить выражение лиц, решающее значение имеет поза человека и его расположение в пространстве. ОП, как и ДП, часто используется для обозначения места действия (рис. 5.6).

Средний план (СП) наиболее универсален, он позволяет подробнее увидеть человека, его мимику, жесты (которые передают движение души), костюм, его занятие в данный момент. Неплохо читается фон, предметная среда, обстановка. Подмечено, что начинающие операторы эту крупность кадра используют чаще всего (в ущерб другим).

Крупноплановые кадры передают эмоции человека, мимику, выражение глаз, его реакцию на то или иное событие, слова собеседника (рис. 5.2). В крупных планах решающее значение имеет направление взгляда.

Деталь - это часть чего-то целого, которая порой более информативна, чем это целое. Этот план акцентирует внимание зрителя на различных предметах, относящихся к теме.

В любом, даже небольшом сюжете для удержания внимания зрителя целесообразно использовать весь арсенал крупностей планов.В качестве примера можно рассмотреть проведение съемки такого сюжета: в столице нашей Родины, городе Москве (ДП символов города) в РГУФКСиТ (ОП здания РГУФКСиТ) собрались видные специалисты в области прикладных видов спорта (ОП конференц-зала); профессор N в своем докладе предложил (СП профессора) использование нового оборудования (Дет, оборудование на столе) для быстрой адаптации человеческого организма к условиям высокогорья (ОП проекционного экрана). Этот доклад вызвал большой интерес альпинистов страны (ОП зала) и т. д.

Объект, снятый с разными крупностями, - это кадры с разным содержанием. Содержание (то, что хотел сказать автор) и форма (как передано это содержание) неразрывно связаны между собой. Основной закон художественного произведения гласит: форма должна соответствовать содержанию.

Если съёмка выполнена только с одной крупностью кадра да ещё и с одной точки, то вообще смонтировать видеосюжет очень сложно, потому что это противоречит основному закону построения фильма, основанному на свойствах зрительного восприятия человеком окружающего мира. А именно - меняя позиции съемочной камеры, собирая сюжет из отдельных разноплановых кадров, мы во многом копируем зрительное восприятие человеком окружающего мира, деятельность человеческого мозга, наши впечатления в реальной жизни. Допустимо резко менять точку зрения камеры. Число точек съемки может быть значительно большим, нежели число точек зрения, с которых глаз фиксирует событие. Но, подготавливая позиции, с которых будет идти съемка, следует помнить, что нельзя совершать необоснованные прыжки с одной точки на другую. Сцена, состоящая из ряда планов, оставит впечатление единого целого только в том случае, если она будет визуально логично выстроена.

В видеопроизводстве используются ещё и следующие понятия:

- натура (нат.) – любая съемка под открытым небом;

- павильон (пав.) – любая съемка в помещении;

- панорамирование (ПНР) – поворот съемочной камеры по горизонтали, вертикали или наклон для изменения направления съемки.;

- наплыв – плавная смена одного изображения последующим;

- затемнение (ЗТМ) – постепенное угасание изображения до полной темноты на экране;

- «отъезд» или отъезд камеры - это изменение масштаба изображения в кадре от крупного плана к общему, обратное изменение от ОП до КП - это «наезд». По смыслу «наезд» - это конкретизация, например: с ОП города делается «наезд» на дом, где живет герой. «Отъезд» - это обобщение, например: на крупном плане герой ликует после забитого гола, делается «отъезд» до ОП и показывается, что торжествуют вся трибуна.

- объектив с переменным фокусным расстоянием (вариообъектив или ЗУМ, англ. ZOOM) – оптико-электронное устройство, позволяющее осуществить съемку с разным масштабом из одной точки.

Также используются обозначения, связанные с наличием звука в фильме: синхронный звук (С/Х) –звук, записанный одновременно со съемкой изображения; фоновая музыка (ФМ) – музыка, звучащая за кадром;







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.