Здавалка
Главная | Обратная связь

Написание сценария можно разбить на три главных этапа.



Первый – определение замысла фильма или разработка темы.

Второй – сбор материала и ознакомление с предстоящими съёмками.

Третий – написание текста сценария.

Первый этап предусматривает разработку темы на основе замысла, который определяется ключевой фразой фильма. Иногда замысел, первоначально изложенный на бумаге, бывает таким четким и ясным, что при последующем его сравнении с готовым фильмом не обнаруживается никакого различия. Но чаще всего замысел – лишь толчок к созданию будущего фильма.

Заявка - это замысел, коротко изложенный на бумаге, или текст, из которого, однако, все ясно о будущем фильме. В классическом кинопроизводстве за заявкой следует литературный сценарий, а за ним - режиссерский сценарий. В идеале в заявке есть тема, герой и сценарный ход (то есть принцип драматургического построения), раскрывающий тему и героя. Она обычно умещается на нескольких страницах машинописного текста.

Замысел - это большая часть успеха. Он непременно конкретизируется в выборе темы фильма, его продолжительности (метража), определении жанра (стиля) и вида фильма, отборе объектов, и т.д.

Замысел всегда имеет достаточно четкую цель, к примеру, показать учебно-тренировочный сбор со студентами, осветить работу кафедры или рассказать об известном тренере. Но решение о съёмке какого-либо из этих сюжетов, не прекращает работу над замыслом. Мало сказать: «Хочу снять фильм об этом специалисте». Ведь о нем можно снять хроникальный фильм, чтобы сделать известным его имя, а можно и учебный фильм, знакомящий всех с его научной работой, наконец, снять очерк, рассказывающий о многосторонней деятельности и личной жизни ученого.

Непросто выбрать вид и жанр фильма. Для спортивного ВУЗа прежде всего представляет интерес учебное и спортивное кино, а форма подачи материала может быть различной. Можно снять репортаж, очерк, документальный или информационно-методический фильм.

Безусловно, при подготовке сценария будущей ленты важно точно уяснить: предусматривается ли диалог, интервью или дикторский текст? А может быть, и то, и другое вместе? Предполагается ли использовать музыкальное или шумовое оформление и, если да, то какое, где его брать?

Перед написанием сценария необходимо также ответить на следующие вопросы:

1) какую цель вы преследуете, приступая к работе над фильмом?

2) для какой аудитории предназначен фильм?

Следует подчеркнуть, что, каким бы ни был вид или жанр фильма, самое важное – с первых шагов точно определить его цель и аудиторию, то есть помнить о зрителе, для которого снимается лента.

Очень редки случаи, когда удается создать фильм одинаково интересный широкой аудитории. Удачной, как правило, получается только та лента, которая рассчитана на определенную категорию зрителей.

Таким образом, даже как будто «бессценарный» фильм снимается на основе более или менее разработанного плана. Если же этот план возник и держится в уме – это все равно сценарный план. Он просто не изложен на бумаге.

Необходимо также подчеркнуть, что снять удовлетворительный фильм по приблизительному плану невозможно. Импровизация в таком сложном деле, как видеосъемка, хороша только в том случае, если она основывается на четком сценарии. А импровизация на всех этапах создания фильма – это наивность, дилетантизм.

Разработка темы может идти быстро или медленно, проясняя шаг за шагом отличительные черты вашего фильма. Первый вариант заявки может представлять собой сравнительно короткий текст, и тема в нем будет изложена в общих чертах. Мало-помалу идея фильма будет выкристаллизовываться. Кстати, в этом одна из причин того, что лучше начинать с заявки, нежели сразу браться за подробный сценарий.

Таким образом, первый этап работы над сценарием достаточно сложен, и дело совсем не ограничивается только темой фильма. Заявка на его создание должна дать ясное представление о будущей картине.

Второй этап: сбор и изучение (если необходимо) материала и ознакомление с тем, что предстоит снимать. После принятия и утверждения заявки можно переходить к более детальной разработке сюжета. Это очень ответственная и чрезвычайно интересная работа.

Естественно, ознакомление с материалами, имеющими отношение к теме будущего фильма, состоялось уже раньше. Но теперь следует собрать всю информацию, которая будет в той или иной степени использована в фильме, и проверить ее точность.

Хорошо, если у вас появятся оригинальные идеи для съемки. Используйте метафоры, гиперболы, аллегории и др. (на первых порах можно воспользоваться чужими находками); продумайте, где и в какое время суток лучше снимать, какими планами, в каких ракурсах, с каких точек и т. д.

Если есть возможность, то надо познакомиться с местами, где будет производиться съемка, связаться с людьми, с которыми придется работать, подумать над тем, как снимать отдельные (может наиболее сложные) планы. Сбор материала и его изучение зачастую завершаются первым вариантом сценария. Конечно, над ним придется еще работать и возможно немало, но чаще всего первый вариант после изменений и дополнений станет тем документом, по которому будет снят фильм.

Сложнее собрать материалы для научно-популярного или учебного фильма, где в центре внимания находится какая-либо научная, учебная или методическая проблема, требующая детального знания.

Книги, журналы, отдельные статьи – это источники, необходимые для создания сценария, особенно для написания дикторского текста. Конечно, не всегда удается детально выписать каждый план, но вы убедитесь в дальнейшем, что эта подготовительная работа очень полезна для вашего фильма. Для съемки некоторых эпизодов может потребоваться дополнительная помощь привлечённых специалистов, которые грамотно опишут показываемый процесс, сжато изложат суть проблемы или правильно покажут выполнение необходимого упражнения, приёма, действия.

Нужно помнить, что в небольших фильмах продолжительностью десять-пятнадцать минут не может быть раскрыто более трех-четырех вопросов, задействовано значительное число объектов. Длинные фильмы тяжелее для целостного восприятия и могут просто утомить (усыпить) зрителя.

Глубоко заблуждаются те, кто думает, что при создании фильмов на узкоспециальные темы (например, учебные фильмы в области спорта) нужно прежде всего заботиться о достоверности фактов и ясности изложения, а будет ли при этом их произведение привлекательным, зрелищным или скучным, не имеет никакого значения.

Научно-популярные и учебные фильмы должны не только нести зрителю знания, но и доставлять эстетическое наслаждение. Поэтому, чтобы удержать внимание зрителя, для каждого фильма нужно искать не только интересную тему, но и занимательную форму.

Однако, добиваясь занимательности, не следует забывать о логике повествования. В одном случае можно сначала заявить проблему, сообщить выводы, а затем на примерах обосновать их. В другом случае, начав с частных примеров, - подвести зрителя к общему заключению и выводам. Материал обязательно должен обладать внутренним единством, вопросы излагаться последовательно, выводы логично обосновываться.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях нет возможности подготовить детальный сценарий фильма. В документальном кино далеко не все сюжеты позволяют заранее разработать подробный сценарий. Так фильмы, в которых используется метод скрытой камеры для показа «жизни, как она есть», снимаются на основе приблизительного плана. Но во всех случаях можно заранее продумать и предусмотреть такие вещи, которые на первый взгляд кажутся непредсказуемыми.

В большинстве документальных фильмов самыми трудными для сценария являются начальные и финальные кадры. Поскольку такой фильм зачастую представляет собой кусок жизни, которая течет, подобно реке, первый и последний кадры должны быть особенно выразительными.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.