Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика анализа товарооборота и товарного обеспечения оптовой торговли.



Основная цель анализа оптового товарооборота — определить, как оптовая база выполняет возложенные на нее функции по сбыту товаров производителей и обеспечению товарами розничной торговой сети. Особенностью анализа оптового товарооборота является приведение его в сопоставление с розничным товарооборотом зоны, которую обслуживает база.

Методика проведения анализа оптового товарооборота аналогична методике анализа розничного товарооборота. Источниками информации для анализа выступают данные бухгалтерского учета и статистическая отчетность по оптовому обороту. При проведении анализа важное значение имеет обеспечение сопоставимости данных. Анализ проводится как за отчетный год, так и в динамике.

Анализ оптового товарооборота производится в следующей последовательности (рисунок 5.2).

Условием развития оптового товарооборота является его товарное обеспечение. Товарное обеспечение в оптовой торговле формируется за счет различных источников. Анализ поступления и закупок товаров ведется по источникам поступления и поставщикам. При анализе поступления и закупок товаров по источникам исследуется поступление от предприятий своего региона, предприятий других регионов, поступление по импорту, прочие поступления. Анализ поставок товаров отдельными поставщиками осуществляется по количеству, ассортименту, качеству товаров, срокам и другим показателям. Для анализа поставок товаров отдельными поставщиками учитываются данные оперативного учета. На каждого поставщика, на каждый заключенный договор заполняется отдельная карточка с реквизитами, соответствующими реквизитам договора поставки. Особое внимание следует обращать на повторяющиеся факты нарушения условий поставки. В связи с этим к анализу привлекаются и претензионные материалы, а также данные о финансовых санкциях.

Таким образом, можно представить анализ поступления товаров на оптовую базу как совокупность двух этапов. На первом – работники коммерческих служб оптовых предприятий проводят оперативный анализ, в ходе которого дается оценка степени выполнения заключенных с поставщиками соглашений по количеству, качеству и ассортименту поставленных товаров и срокам поставок. В случае нарушения условий соглашения проводятся оперативные мероприятия по проверке качества, отказу от оплаты, возвращению товаров поставщикам и предъявление штрафных санкций согласно с действующим законодательством.

 
 

 


Рисунок 5. 2 Этапы анализа оптового товарооборота

 

На втором этапе экономисты оптовых баз осуществляют согласование отчетных данных о поступлении товаров с товарными запасами и товарооборотом. Такое согласование предусматривает исследование выполнения плана снабжения в разрезе товарных групп, по поставщикам, срокам и объемам снабжения. Исследуется влияние ритмичности поступлений товаров на товарооборот, принимаются меры относительно стабилизации поставок с отсрочкой платежа, разрабатываются рекомендации относительно установления долгосрочных связей с производителями товаров.

При анализе товарной структуры оптового оборота важным моментом является и исследование объема закупок и поставок товаров. Для этого рассчитывается показатель недозакупки товаров по каждой группе товаров (Кнз) по формуле:

 

(5.1)

 

где, НЗ – сумма недозакупки товаров по группам;

Закпл – план закупки товаров.

Общий процент выполнения плана закупки с учетом недозакупки в ассортименте определяется как разница между 100 процентами и коэффициентом недозакупки: 100 – Кнз;

Целесообразно также использовать сведения об удельном весе участия оптового предприятия в обеспечении товарами потребителей, которые находятся в зоне его деятельности.

Топт= ТрЗДП dРОЗН (5.2)
dРОЗН = 1 – dВН   (5.3)

где, Т опт – оптовый товарооборот;

ТрЗДП – розничный оборот предприятий зоны деятельности оптовой базы;

dРОЗН– доля участия оптовой базы в обеспечении розничного товарооборота зоны деятельности оптовой базы, коэффициент;

dВН – доля поставки товаров внерыночным потребителям в общем объеме оптового товарооборота, коэффициент.

Алгоритмы для анализа оптового товарооборота, запасов и поступления смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52, стр. 41-44 ]

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.