Анализ товарооборота и выпуска продукции
В ходе анализа определяется правильность оценки предприятием ресторанного хозяйства своих возможностей и возможностей конкурентов. Оценка достигнутых результатов является основой планирования производственной программы и товарооборота на будущий период. Результаты анализа производственной программы и товарооборота позволяют определить оптимальный план производства и реализации продукции. В процессе анализа товарооборота и выпуска продукции важно получить ответы на следующие вопросы: – были ли цели, задачи и основные направления развития предприятия ресторанного хозяйства реальными? – реальными ли были запланированный выпуск продукции и товарооборот предприятия ресторанного хозяйства ? – правильно ли были изучены сильные и слабые стороны деятельности предприятия ресторанного хозяйства ? – были ли правильными предположения о доле рынка?. – были ли выделены наиболее эффективные сегменты потребительского рынка и т.п. Анализ объема, структуры и динамики розничного товарооборота ведется с использованием данных оперативного ежедневного учета соответствующих плановых материалов, выборочных обследований, данных инвентаризации, статистической отчетности. Особое место принадлежит оперативному анализу. Экономический анализ в современных нестабильных рыночных условиях позволяет сделать своевременную корректировку управленческих решений, что дает возможность достичь запланированных целей развития. Анализ выпуска продукции и товарооборота осуществляется по четырем аспектам: – анализ выпуска продукции собственного производства; – анализ товарооборота; – анализ товарных запасов и запасов сырья; – анализ поступления товаров и сырья. Осуществляя экономический анализ важно обеспечить сопоставимость сравниваемых данных. Для обеспечения сопоставимости показателей необходимо в фактические данные отчетного периода внести соответствующие коррективы с учетом происшедших изменений в материально-технической базе, в режиме работы, учесть изменение цен на сырье и покупные товары.
Рис 6.1 Структура товарооборота заведений (предприятий) ресторанного хозяйства
В процессе анализа выпуска продукции собственного производства рассчитываются следующие показатели: – динамику и степень выполнения плана производства продукции собственного производства в целом за год и по кварталам; – динамику и степень выполнения плана производства обеденной продукции по видам; – динамику и степень выполнения плана выпуска продукции по видам; – структуру обеденной продукции, полуфабрикатов, кондитерских изделий, прочей продукции; – динамику и степень выполнения плана выпуска продукции по структурным подразделениям (если такие имеются); – среднее количество блюд, которое покупает в среднем один посетитель предприятия ресторанного хозяйства (если есть особенности сезонного спроса, то в разрезе сезонов); – среднее количество блюд в расчете на одно место в день. – коэффициент использования производственной мощности в разрезе отдельных видов оборудования (тепловое, механическое, погрузочно-разгрузочное и т.д.); – в предприятиях закрытого типа динамику и степень охвата контингента услугами ресторанного хозяйства. Основная цель анализа производства продукции собственного производства – это определение возможных резервов его оптимизации. В процессе анализа товарооборота рассчитываю следующие показатели: – динамику и степень выполнения плана товарооборота в целом за год и по кварталам; – ритмичность выполнения плана товарооборота за год, квартал; – динамику и степень выполнения плана товарооборота по видам; – динамику и степень выполнения плана товарооборота по покупным товарам в разрезе отдельных групп; – динамику и степень выполнения плана товарооборота по структурным подразделениям (если такие имеются); – коэффициент использования пропускной способности предприятия ресторанного хозяйства; – среднегодовые темпы роста товарооборота за ряд лет. Важным показателем анализа хозяйственной деятельности является состав товарооборота заведения (предприятия) ресторанного хозяйства. Анализ товарооборота по составу показывает, насколько заведение (предприятие) ресторанного хозяйства справилось с основной задачей – выпуском и реализацией продукции собственного производства. Об этом свидетельствует динамика удельного веса собственной продукции в валовом товарообороте. Основная цель анализа товарооборота – это определение возможных резервов оптимизации его объема и структуры. Выявленные тенденции развития общего объема и структуры товарооборота предприятия и его структурных единиц – основа для разработки плановых показателей на предстоящий период. В процессе анализа товарных запасов и запасов сырья рассчитываются следующие показатели: – обеспеченность товарными запасами в днях в целом по предприятию и по отдельным товарным группам; – обеспеченность запасами сырья в днях в целом по предприятию и по отдельными видам сырья; – соответствие фактических товарных запасов и запасов сырья нормативным; – анализ товарооборачиваемости товарных запасов и запасов сырья; – влияние факторов на отклонение товарооборачиваемости товарных запасов и запасов сырья. Важной особенностью анализа запасов сырья в предприятиях ресторанного хозяйства является то, что при расчете обеспеченности запасами сырья в днях расчет выполняется с учетом запасов в стоимостном и натуральном измерении. При расчете обеспеченности запасами сырья в днях расчет учитываются запасы сырья в натуральном измерении и среднедневная потребность сырья в натуральном измерении. Алгоритмы для анализа товарооборота, запасов и поступления предприятий ресторанного хозяйства смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52, 47-50]
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|