Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности формирования и оценки эффективности оборотных активов торговых предприятий



Оборотные активы торговых предприятий – этот (как и промышленного предприятия) совокупность материальных и денежных ценностей (экономических ресурсов) предприятия, которые находятся в постоянном кругообороте, меняют свою материальную форму в протяжении одного операционного цикла и в полном объеме переносят свою стоимость на товары, которые реализуются предприятием.

Оборотные активы торговых предприятий рассматриваются как экономическая категория и как инструмент рыночного механизма.

Как экономическая категория оборотные активы понимают как экономические отношения, выражающие процесс кругооборота тех денежных средств, которые обеспечивают авансирование оборотных фондов и фондов обращения.

Как инструмент рыночного механизма оборотные активы это обособленная часть финансовых ресурсов предприятия, которая предназначена и используется для авансирования соответствующих фондов с целью обеспечения непрерывного их кругооборота.

Оборотные активы торговых предприятий классифицируются по нескольким признакам:

- по натурально-вещественному составу,

- по принципу организации их планирования: нормируемые и ненормируемые оборотные активы,

- по источникам формирования (собственные (закреплённые) оборотные средства (в размере совокупного норматива), заёмные, привлечённые и прочие источники.,

- по ликвидности: быстроликвидные (денежные средства, ценные бумаги, облигации), средней ликвидности - дебиторская задолженность, замедленной ликвидности - товарные запасы.

Состав, структура и анализ оборотных активов торговых предприятий имеют свои особенности.

1. Традиционная классификация оборотных активов торгового предприятия по составу представлена на рисунке 3.1.

То есть, в составе оборотных активов розничных и оптовых торговых предприятий отсутствуют такие элементы оборотных активов как производственные запасы, продукция отгруженная, незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, которые характерны только для предприятий осуществляемых производство продукции. В заведениях (предприятиях) ресторанного хозяйства такой элемент оборотных активов как производственные запасы имеется.

2. Оборотные активы торговых предприятий имеют специфическую структуру, которая существенно отличается от структуры оборотных активов предприятий осуществляемых производство продукции.

А именно в оборотных активах торгового предприятия наибольшую долю занимают активы, вложенные в товарные запасы и материальные ценности.

 

 

            Оборотные активы          
                   
денежные средства   дебиторская задолженность, связанная   товарно-материальные активы и затраты
                         
в кассе с закупкой товарно-материальных активов товарные запасы
                         
в пути с реализацией затраты будущих периодов
                         
на расчетном счете с расчетами с бюджетом и работниками запасы малоценных и быстроизнашиваемых предметов
                         
на специальных счетах     другие оборотные активы
                   
в краткосрочных финансовых вкладах        

 

Рисунок 3.1 Состав оборотных активов торгового предприятия

3. Для оценки эффективности оборотных активов торгового предприятия используется комплексная система показателей. Все показатели делятся на три группы:

- показатели деловой активности предприятия - это показатели, характеризующие оборачиваемость оборотных активов, скорость их обращения, с какой они переходят из денежной в товарную и далее опять в денежную форму;

- группа показателей, которые отражают сопоставление "эффекта" (полезного результата) с затратами — суммой оборотных активов. Ко второй группе показателей относятся: фондоотдача и рентабельность оборотных активов. В качестве результата берутся основные показатели деятельности торгового предприятия: товарооборот, доходы от реализации, прибыль от реализации, прибыль до налогообложения, прибыль чистая. Комплекс показателей формируется двух видов: прямые, которые определяются делением результата на среднюю сумму оборотных активов, и обратные - делением средней суммы активов на результат.

Перечень показателей эффективности использования оборотных активов представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Система показателей эффективности использования оборотных активов торгового предприятия

Наименование показателя Условное обозначение
1. Длительность одного оборота оборотных активов в днях tОА
2. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов
3. Период оборота денежных средств tДС
4. Оборачиваемость дебиторской задолженности tДЗ
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности tКЗ
6 Оборачиваемость товарных запасов tТЗ
7. Коэффициент фондоотдачи оборотных активов (экономическая отдача) КФОА
8. Коэффициент фондоемкости (загрузка оборотных активов) КФЁОА
9. Рентабельность оборотных активов РОА
10. Интегральный коэффициент использования оборотных активов   оборотных активов оборотных активов КИНТЕГОА

 

Коэффициенты и показатели, перечисленные в таблице 3.1, отражают эффективность использования всей совокупности оборотных активов торгового предприятия. В практике их применения определяются указанные показатели по отдельным видам оборотных активов, таким как товарные запасы, тара, денежные средства и т.д, то есть, перечень показателей значительно больше, чем тот, который указан в этой таблице. Особенно важно, чтобы в торговом предприятии поддерживалась финансовая устойчивость, которая оценивается его платежеспособностью. Последняя означает, что предприятие располагает ликвидными оборотными активами и способно своевременно выполнять обязательства по текущим платежам.

Руководствуясь общим методологическим подходом в оценке "эффекта" и "эффективности", чтобы оценить эффективность использования оборотных активов торгового предприятия, необходимо выполнить три этапа анализа, в процессе которых рассчитать: - динамику и структуру оборотных активов торгового предприятия;

- показатели деловой активности торгового предприятия, то есть оборачиваемость оборотных активов в целом и его составных элементов;

- рентабельность оборотных активов и загрузку оборотного капитала торгового предприятия.

Алгоритмы для расчетов показателей эффективности использования оборотных активов торгового предприятия смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52, стр. 25-29 ]

СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.