Сущность и анализ товарных запасов
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на торговых предприятиях запасов этих товаров. Товарные запасы представляет собой массу товаров, предназначенную для продажи, которая находится в процессе перемещения от производителя к потребителю. Формирование оптимальных размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию: - обеспечивать устойчивость товарного ассортимента, - осуществлять определенную ценовую политику, - повышать уровень удовлетворения спроса потребителей. Запасы товаров торгового предприятия различаются в зависимости от их местонахождения, назначения, вида и периода образования. По местонахождению запасы товаров включают: запасы в пути; запасы на складах заготовительных организаций, оптовых торговых предприятий; запасы на распределительных базах и складах розничных предприятий и в розничной сети. · По назначению запасы товаров делится на: а) запасы текущего хранения, которые предназначены для обеспечения бесперебойной реализации товаров, пополнения ассортимента, образования резерва для предупреждения возможных перебоев в производстве или торговле; б) запасы сезонного хранения, которые образуется в связи с сезонностью производства или спроса на отдельные товары; в)запасы досрочного завоз, которые обеспечивают бесперебойную торговлю в труднодоступных и отдаленных районах, куда доставка товаров возможна только в определенные периоды года; г) подготовительный запас, который создается в тех случаях, когда перед реализацией товары требуют специальной подготовки (сушка, раскрой, и т.д.); д) страховые запасы, которые необходимы в случае непредвиденной задержки очередной партии товаров. · По времени (периоду образования) запасы подразделяются на: плановые, фактические, на начало периода (входные), на конец периода (выходные). · По размеру запасы различают: максимальные, минимальные, средние, нормативные (оптимальные), сверхнормативные. Товарные запасы измеряются: стоимостными показателями – денежные единицы; натуральными показателями – тонны, метры, штуки, декалитры и т.д.; относительными показателями – дни. Стоимостные и натуральные показатели характеризуют количество товаров. Относительные показатели характеризуют – обеспеченность торгового предприятия товарными запасами на конкретную дату. Основными факторами, влияющими на размер товарных запасов и скорость их оборачиваемость, являются: - соотношение между спросом и предложением. - равномерность и устойчивость потребления отдельных товаров - ритмичность производства отдельных товаров. - уровень конкуренции на рынке товарных ресурсов. - своевременность выполнения поставщиками договорных обязательств. - уровень инфляционных ожиданий. - местонахождение и специализация торгового предприятия. - объем и структура товарооборота - организация и частота завоза товаров - площадь торгового зала и форма торгового обслуживания посетителей. - финансовое состояние предприятия. Анализ товарных запасов должен быть направлен на выявление резервов ускорения товарооборачиваемости, рационального их использования. Исходными данными для анализа товарных запасов являются данные статистической и бухгалтерской отчетности (форма № 3-торг «Отчет о продаже и запасах товаров в торговой сети и сети общественного питания », форма № 1 «Баланс», утвержденные нормы запасов товаров), материалы наблюдений, выборочных обследований, результатов уценки и др. Анализ состояния товарных запасов и товарооборачиваемости производится одновременно и включает: – анализ товарных запасов в целом по предприятию путем их сопоставления в днях и сумме на конец года с установленными нормативами и с соответствующими показателями на начало года (при определении товарных запасов в днях на конец года используется товарооборот IV квартала); – анализ товарных запасов по товарам и товарным группам; – анализ товарных запасов по кварталам, по структурным подразделениям; – анализ качества товарных запасов (удельный вес неходовых и залежалых товаров в общей сумме товарных запасов, средний размер уценки товаров, процент реализации уцененных товаров); – анализ товарооборачиваемости в целом по предприятию, по товарам и товарным группам, по кварталам, по структурным подразделениям; – анализ влияния факторов на товарные запасы в сумме, в днях, на товарооборачиваемость. Завершается анализ товарных запасов разработкой мероприятий по повышению эффективности управления товарными запасами. Алгоритмы для анализа товарных запасов торгового предприятия смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52, стр 35-36 ]
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|