Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность и анализ товарных запасов



 

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на торговых предприятиях запасов этих товаров.

Товарные запасы представляет собой массу товаров, предназначенную для продажи, которая находится в процессе перемещения от производителя к потребителю.

Формирование оптимальных размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию:

- обеспечивать устойчивость товарного ассортимента,

- осуществлять определенную ценовую политику,

- повышать уровень удовлетворения спроса потребителей.

Запасы товаров торгового предприятия различаются в зависимости от их местонахождения, назначения, вида и периода образования.

По местонахождению запасы товаров включают: запасы в пути; запасы на складах заготовительных организаций, оптовых торговых предприятий; запасы на распределительных базах и складах розничных предприятий и в розничной сети.

· По назначению запасы товаров делится на:

а) запасы текущего хранения, которые предназначены для обеспечения бесперебойной реализации товаров, пополнения ассортимента, образования резерва для предупреждения возможных перебоев в производстве или торговле;

б) запасы сезонного хранения, которые образуется в связи с сезонностью производства или спроса на отдельные товары;

в)запасы досрочного завоз, которые обеспечивают бесперебойную торговлю в труднодоступных и отдаленных районах, куда доставка товаров возможна только в определенные периоды года;

г) подготовительный запас, который создается в тех случаях, когда перед реализацией товары требуют специальной подготовки (сушка, раскрой, и т.д.);

д) страховые запасы, которые необходимы в случае непредвиденной задержки очередной партии товаров.

· По времени (периоду образования) запасы подразделяются на: плановые, фактические, на начало периода (входные), на конец периода (выходные).

· По размеру запасы различают: максимальные, минимальные, средние, нормативные (оптимальные), сверхнормативные.

Товарные запасы измеряются:

стоимостными показателями – денежные единицы;

натуральными показателями – тонны, метры, штуки, декалитры и т.д.;

относительными показателями – дни.

Стоимостные и натуральные показатели характеризуют количество товаров.

Относительные показатели характеризуют – обеспеченность торгового предприятия товарными запасами на конкретную дату.

Основными факторами, влияющими на размер товарных запасов и скорость их оборачиваемость, являются:

- соотношение между спросом и предложением.

- равномерность и устойчивость потребления отдельных товаров

- ритмичность производства отдельных товаров.

- уровень конкуренции на рынке товарных ресурсов.

- своевременность выполнения поставщиками договорных обязательств.

- уровень инфляционных ожиданий.

- местонахождение и специализация торгового предприятия.

- объем и структура товарооборота

- организация и частота завоза товаров

- площадь торгового зала и форма торгового обслуживания посетителей.

- финансовое состояние предприятия.

Анализ товарных запасов должен быть направлен на выявление резервов ускорения товарооборачиваемости, рационального их использования. Исходными данными для анализа товарных запасов являются данные статистической и бухгалтерской отчетности (форма № 3-торг «Отчет о продаже и запасах товаров в торговой сети и сети общественного питания », форма № 1 «Баланс», утвержденные нормы запасов товаров), материалы наблюдений, выборочных обследований, результатов уценки и др.

Анализ состояния товарных запасов и товарооборачиваемости производится одновременно и включает:

– анализ товарных запасов в целом по предприятию путем их сопоставления в днях и сумме на конец года с установленными нормативами и с соответствующими показателями на начало года (при определении товарных запасов в днях на конец года используется товарооборот IV квартала);

– анализ товарных запасов по товарам и товарным группам;

– анализ товарных запасов по кварталам, по структурным подразделениям;

– анализ качества товарных запасов (удельный вес неходовых и залежалых товаров в общей сумме товарных запасов, средний размер уценки товаров, процент реализации уцененных товаров);

– анализ товарооборачиваемости в целом по предприятию, по товарам и товарным группам, по кварталам, по структурным подразделениям;

– анализ влияния факторов на товарные запасы в сумме, в днях, на товарооборачиваемость.

Завершается анализ товарных запасов разработкой мероприятий по повышению эффективности управления товарными запасами.

Алгоритмы для анализа товарных запасов торгового предприятия смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52, стр 35-36 ]

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.