Социально-экономическая сущность и состав розничного товарооборота
Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям для коллективного потребления. Розничный товарооборот различают как экономическую категорию и как экономический показатель. Как экономическая категория розничный товарооборот выражает экономические отношения по поводу обмена денежных доходов на товары. Розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителя, т.е. сферу потребления, где и потребляются. При этом товар превращается в деньги, и создаются условия для нового цикла воспроизводства. Как экономический показатель розничный товарооборот характеризует объем деятельности предприятия и его структурных подразделений, отрасли в целом. От этого показателя зависят объем дохода от реализации и прибыли. В государственно-директивной экономике объем розничного товарооборота был главным (исходным) показателем, который определял все другие показатели. В условиях рыночной экономики, хотя главным показателем, результатом деятельности предприятия является прибыль, значение экономического показателя «объем розничного товарооборота» все еще имеет важное значение. Как экономический показатель розничный товарооборот измеряется объемом, составом и структурой. Объем розничного товарооборота - это выручка от продажи товаров за определенный период. Состав товарооборота определяется по его формам, методам продажи, ассортиментной структуре, которая представлена ассортиментными разновидностями проданных товаров по группам (30 групп продовольственных и 60 групп непродовольственных товаров) или отдельным товарным наименованиям. Структура товарооборота - отношение объема товарооборота по отдельным товарам или товарным группам в общем его объеме. По объему, составу и структуре товарооборота можно судить об уровне потребления. В состав розничного товарооборота включаются: 1. Выручка от продажи товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле, аптеках, на автозаправочных станциях и на других подобных предприятиях. 2. Товарооборот предприятий ресторанного хозяйства, который включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров. 3. Выручка от продажи сахара с сахарных заводов, подсолнечного масла с заводов, производящих масло, с жирокомбинатов при закупке сельскохозяйственных продуктов от населения. 4. Выручка от продажи книг, газет, журналов, в том числе по подписке. 5. Выручка от продажа швейных изделий, головных уборов, трикотажных, меховых и кожаных изделий и т.п. из мастерских; выручка мастерских за пошив и ремонт одежды, белья, головных уборов, обуви, услуги по ремонту товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, индивидуальных транспортных средств и т.п.; выручка мастерских за химчистку и крашение, ремонт и строительство жилых помещений и домов. 6. Стоимость порожней стеклянной тары, проданной и не возвращенной населением, плата за доставку товаров на дом. 7. Стоимость товаров, выданных в виде выигрышей по денежно-вещевым лотереям. 8. Продажа товаров в порядке мелкого опта из розничной торговой сети и с мелкооптовых баз торговых предприятий различным учреждениям для их текущих хозяйственных нужд. В розничный товарооборот не включаются: 1. Продажа товаров по безналичному расчету организациям, учреждениям и предприятиям. 2. Отпуск товаров собственного производства работникам предприятия за счет оплаты труда. 3. Стоимость тары, которая возвращена поставщикам. 4. Внутренний отпуск товаров в границах торговой организации (со склада магазина в предприятие ресторанного хозяйства, перемещение товаров между магазинами, возврат товаров из магазина на склад). 5. продажа розничными предприятиями населению проездных билетов и талонов на все виды городского пассажирского транспорта, лотерейных билетов, продажа населению почтовых марок, конвертов отделениями связи и т.п. Состав розничного товарооборота регулируется «Инструкцией об учете розничного товарооборота и товарных запасах» (Утверждена приказом Министерства статистики Украины от 28 декабря 1996 г. № 389./ Бухгалтерский учет и аудит, № 5, 1997). Различают следующие формы розничного товарооборота: В зависимости от конечного потребителя: - продажу товаров и предоставление платных торговых услуг непосредственно населению для личного потребления; - продажу товаров организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или дальнейшей реализации, т.е. мелкооптовый товарооборот. В зависимости от формы расчета: - реализацию товаров за наличные; - продажа товаров по безналичному расчету. В зависимости от срока расчетов за реализованные товары: - продажа товаров с непосредственной оплатой в момент совершения сделки; - продажа товаров в кредит. Розничный товарооборот имеет важное социально-экономическое значение: 1. Осуществляя смену форм стоимости, розничный товарооборот создает необходимые предпосылки для воспроизводства товаров. 2. Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров. Розничная продажа завершает процесс доведения товаров от производства до непосредственных потребителей. Товар выходит из обращения и вступает в сферу личного потребления. 3. Розничный товарооборот - важное звено в распределении национального дохода. Через розничный товарооборот реализуются денежные доходы населения, получаемые в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. 4. Розничный товарооборот выражает уровень жизни населения. В фонде личного потребления населения розничный товарооборот занимает более 70%. 5. Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость национальной валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота. Увеличение или снижение объема реализации товаров массового потребления вызывает соответствующие изменения в поступлении денег в кассы банка. 6. Развитие товарооборота отражает социально-экономические пропорции между производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением, а также между ростом товарооборота и потребностью в торговой сети, материальных и трудовых ресурсах отрасли. Закономерности развития розничного товарооборота: – непрерывное увеличение; – качественные изменения. По мере роста благосостояния спрос переключается в большей мере на непродовольственные товары, растет доля продаж непродовольственных товаров; – региональные особенности, которые определяются действием социально-экономических, демографических и др. факторов. Различны величины товарооборота на душу населения в разных областях и регионах Украины. Факторы,влияющие на развитие товарооборота: государственное регулирование торговой деятельности, состояние конкуренции на данном региональном товарном рынке, общая макроэкономическая ситуация в стране, стратегия деятельности предприятия, товарная специализация предприятия, месторасположение предприятия, ценовая и маркетинговая политика предприятия, обеспеченность товарооборота товарными, трудовыми ресурсами, материально-технической базой, продолжительность работы предприятия, пропускная способность предприятия, уровень обслуживания покупателей, организация рекламы, условия поставки товаров.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|