Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-экономическая сущность и состав розничного товарооборота



 

Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям для коллективного потребления.

Розничный товарооборот различают как экономическую категорию и как экономический показатель.

Как экономическая категория розничный товарооборот выражает экономические отношения по поводу обмена денежных доходов на товары. Розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителя, т.е. сферу потребления, где и потребляются. При этом товар превращается в деньги, и создаются условия для нового цикла воспроизводства.

Как экономический показатель розничный товарооборот характеризует объем деятельности предприятия и его структурных подразделений, отрасли в целом. От этого показателя зависят объем дохода от реализации и прибыли.

В государственно-директивной экономике объем розничного товарооборота был главным (исходным) показателем, который определял все другие показатели. В условиях рыночной экономики, хотя главным показателем, результатом деятельности предприятия является прибыль, значение экономического показателя «объем розничного товарооборота» все еще имеет важное значение.

Как экономический показатель розничный товарооборот измеряется объемом, составом и структурой.

Объем розничного товарооборота - это выручка от продажи товаров за определенный период.

Состав товарооборота определяется по его формам, методам продажи, ассортиментной структуре, которая представлена ассортиментными разновидностями проданных товаров по группам (30 групп продовольственных и 60 групп непродовольственных товаров) или отдельным товарным наименованиям.

Структура товарооборота - отношение объема товарооборота по отдельным товарам или товарным группам в общем его объеме.

По объему, составу и структуре товарооборота можно судить об уровне потребления.

В состав розничного товарооборота включаются:

1. Выручка от продажи товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле, аптеках, на автозаправочных станциях и на других подобных предприятиях.

2. Товарооборот предприятий ресторанного хозяйства, который включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров.

3. Выручка от продажи сахара с сахарных заводов, подсолнечного масла с заводов, производящих масло, с жирокомбинатов при закупке сельскохозяйственных продуктов от населения.

4. Выручка от продажи книг, газет, журналов, в том числе по подписке.

5. Выручка от продажа швейных изделий, головных уборов, трикотажных, меховых и кожаных изделий и т.п. из мастерских; выручка мастерских за пошив и ремонт одежды, белья, головных уборов, обуви, услуги по ремонту товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, индивидуальных транспортных средств и т.п.; выручка мастерских за химчистку и крашение, ремонт и строительство жилых помещений и домов.

6. Стоимость порожней стеклянной тары, проданной и не возвращенной населением, плата за доставку товаров на дом.

7. Стоимость товаров, выданных в виде выигрышей по денежно-вещевым лотереям.

8. Продажа товаров в порядке мелкого опта из розничной торговой сети и с мелкооптовых баз торговых предприятий различным учреждениям для их текущих хозяйственных нужд.

В розничный товарооборот не включаются:

1. Продажа товаров по безналичному расчету организациям, учреждениям и предприятиям.

2. Отпуск товаров собственного производства работникам предприятия за счет оплаты труда.

3. Стоимость тары, которая возвращена поставщикам.

4. Внутренний отпуск товаров в границах торговой организации (со склада магазина в предприятие ресторанного хозяйства, перемещение товаров между магазинами, возврат товаров из магазина на склад).

5. продажа розничными предприятиями населению проездных билетов и талонов на все виды городского пассажирского транспорта, лотерейных билетов, продажа населению почтовых марок, конвертов отделениями связи и т.п.

Состав розничного товарооборота регулируется «Инструкцией об учете розничного товарооборота и товарных запасах» (Утверждена приказом Министерства статистики Украины от 28 декабря 1996 г. № 389./ Бухгалтерский учет и аудит, № 5, 1997).

Различают следующие формы розничного товарооборота:

В зависимости от конечного потребителя:

- продажу товаров и предоставление платных торговых услуг непосредственно населению для личного потребления;

- продажу товаров организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или дальнейшей реализации, т.е. мелкооптовый товарооборот.

В зависимости от формы расчета:

- реализацию товаров за наличные;

- продажа товаров по безналичному расчету.

В зависимости от срока расчетов за реализованные товары:

- продажа товаров с непосредственной оплатой в момент совершения сделки;

- продажа товаров в кредит.

Розничный товарооборот имеет важное социально-экономическое значение:

1. Осуществляя смену форм стоимости, розничный товарооборот создает необходимые предпосылки для воспроизводства товаров.

2. Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров. Розничная продажа завершает процесс доведения товаров от производства до непосредственных потребителей. Товар выходит из обращения и вступает в сферу личного потребления.

3. Розничный товарооборот - важное звено в распределении национального дохода. Через розничный товарооборот реализуются денежные доходы населения, получаемые в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

4. Розничный товарооборот выражает уровень жизни населения. В фонде личного потребления населения розничный товарооборот занимает более 70%.

5. Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость национальной валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота. Увеличение или снижение объема реализации товаров массового потребления вызывает соответствующие изменения в поступлении денег в кассы банка.

6. Развитие товарооборота отражает социально-экономические пропорции между производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением, а также между ростом товарооборота и потребностью в торговой сети, материальных и трудовых ресурсах отрасли.

Закономерности развития розничного товарооборота:

– непрерывное увеличение;

– качественные изменения. По мере роста благосостояния спрос переключается в большей мере на непродовольственные товары, растет доля продаж непродовольственных товаров;

– региональные особенности, которые определяются действием социально-экономических, демографических и др. факторов. Различны величины товарооборота на душу населения в разных областях и регионах Украины.

Факторы,влияющие на развитие товарооборота: государственное регулирование торговой деятельности, состояние конкуренции на данном региональном товарном рынке, общая макроэкономическая ситуация в стране, стратегия деятельности предприятия, товарная специализация предприятия, месторасположение предприятия, ценовая и маркетинговая политика предприятия, обеспеченность товарооборота товарными, трудовыми ресурсами, материально-технической базой, продолжительность работы предприятия, пропускная способность предприятия, уровень обслуживания покупателей, организация рекламы, условия поставки товаров.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.