Усиление рекламной компании и оценка ее эффективности ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Туристский рынок является высококонкурентным рынком, так как за привлечение туристов борьба идет на разных уровнях, в частности, между отдельными странами, регионами, городами, гостиницами, предприятиями обслуживания и туристскими фирмами. В условиях жесткой конкуренции чрезвычайно важное значение приобретает разработка программы продвижения туристского продукта и туристских дестинаций в целом и последовательного осуществления конкретных мероприятий по их реализации. Реклама на микроуровне проводится туристскими фирмами, санаториями, гостиницами и другими предприятиями туристской индустрии. Ее основная цель - продвижение на рынке конкретных туристских продуктов и услуг, а также имиджевая реклама отдельных предприятий туристской индустрии. Рекламно-информационная кампания в области туристского бизнеса проводится в двух направлениях: ‒ в расчете на конечного потребителя туристских продуктов; ‒ в расчете на профессиональных работников туристской индустрии, которые участвуют в формировании туристского продукта. В первом случае целевой аудиторией является конечный пользователь турпродукта - турист, а во втором - партнеры и представители турбизнеса, участвующие в формировании туристского продукта (авиаперевозчики, гостиницы и т.п.). От особенностей целевой аудитории также зависит форма и содержание рекламы. Один и тот же турпродукт может быть представлен по-разному в зависимости от адресата рекламы. В нашей маркетинговой программе предлагаем усилить рекламные мероприятия, в частности на телевидении, радио, участии в выставках и ярмарках, а также в сети интернет. Экономическую эффективность рекламы (ЭКР) возможно рассчитывать еще по формуле: ЭКр = П - С , где: (4) П - прибыль; С - средства, затраченные на рекламу. Расчет во многом условен, главным образом из-за невозможности однозначно оценить прибыль. Часто прибыль появляется гораздо позже времени размещения рекламы или проявляется не в денежном выражении. Для сравнительного анализа полезен расчет показателя эффективности расходов на рекламу (cost efficiency index — CEI) по сравнению с другими организациями-конкурентами: CEI = (Vi/Ei)*(Ej/VJ), где: (5) Vi и Vj — объемы продаж организаций соответственно за период времени; Ei и Ej — объем затрат на рекламу организаций i и j соответственно за тот же период. В туристских организациях используется также показатель рентабельности как отношение полученной прибыли к затратам: Р = Пх100/Е , где: (6) Р — рентабельность рекламируемой услуги, %; П — прибыль, полученная от рекламирования туристской услуги; Е— затраты на рекламу услуги. Существует три результата оценки рентабельности: либо эффект существует и рекламная кампания оказалась эффективной, либо эффекта нет и проведение рекламы не рентабельно, либо эффект равен нулю и организация лишь окупает затраты на проведение рекламной кампании. Однако точность оценки в данном случае относительна, так как рекламную деятельность оценить количественно достаточно сложно, что объясняется следующими причинами: ‒ реклама является одним из многих факторов (например, уровень конкуренции, качество продукта, цена и т.д.), которые влияют на сбыт туристской услуги; ‒ поведение каждого конкретного потребителя предсказать сложно; ‒ ситуация на туристском рынке динамична и изменчива. Расчет экономической эффективности рекламы возможно произвести также на основе сопоставления дополнительного валового дохода, полученного в результате применения рекламы, и расходов, связанных с ее осуществлением. По этому методу определяется дополнительный оборот, полученный в результате проведения рекламных мероприятий и сопоставляется с расходами на рекламу. Расчет производится по следующей формуле: ЭР= [(Т*П*Д/100)*(Н/100)]-3,где: (7) ЭР - экономическая эффективность рекламы; Т - среднедневной оборот в дорекламный период; П - прирост среднедневного оборота в рекламный и послерекламный период; Д - число дней учета оборота в рекламный и послерекламный периоды; И - торговая наценка на услугу; 3 - расходы на рекламу. Эта методика используется обычно для определения экономической эффективности отдельных средств рекламы или краткосрочного рекламного мероприятия. Экономическая эффективность рекламных мероприятий санатория «Мыс Видный» в г. Сочи может оцениваться на основе анализа результатов размещения рекламы в СМИ, в частности на радио. Расчёт экономической эффективности рекламы на радио связан с сопоставлением дохода, полученного в результате применения рекламы и расходов по её осуществлении. Исходные данные для расчёта эффективности проведения рекламного мероприятия на радио представлены в таблице 3.2. Таблица 3.2 Доход санатория «Мыс Видный» до и после проведения рекламного мероприятия на радио в 2012 году.
Расходы на рекламу на радио составили 1500 тыс. руб., наценка на услуги гостиницы - 30 %. В этом случае экономическая эффективность рекламного объявления на радио составила: ЭР=[(21680,8 *18,8*30:100) *(30:100)]- 1500 = 2168,4 тыс. руб. Таким образом, реклама оказалась успешной и принесла значительный экономический эффект. Возможно также оценивать экономическую эффективность рекламы путем сопоставления затрат на рекламу на один реализованный туродень обслуживания и полученных доходов на один туродень: ЭР = ДТ / ЗТ, где: (8) ЭР - эффективность рекламной деятельности; ДТ - доход на один туродень; ЗТ - рекламные затраты на один туродень. Данное соотношение характеризует размер дохода от одного туриста за день обслуживания на единицу средств, затраченных на рекламную деятельность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинговые исследования туристского рынка обеспечивают достоверное знание о сегментах, положении конкурентов на нем, возможных перспективах развития и о положении вашей компании в отрасли. Благодаря своевременной информации можно разработать и воплотить в жизнь стратегию перспективного развития компании в целом, адекватную реальной рыночной ситуации. Используя маркетинговые исследования для достижения поставленных целей, туристскому предприятию удается избежать не только ненужных временных, материальных и иных затрат в настоящем, но и обеспечить свое уверенное развитие и процветание в будущем. Проведенное исследование маркетинговой деятельности санатория «Мыс Видный» позволяет сформулировать следующие основные выводы и рекомендации: 1. один из основных признаков, формирующих поведение потребителей, - уровень дохода, в первую очередь более низких по доходности и уровню покупательских затрат. Чем выше уровень дохода, тем важнее для респондентов становится дизайн интерьера, дополнительный сервис, месторасположение санатория, качество обслуживания и качество товара, значение же цены уменьшается по мере повышения дохода; 2. анализ конкурентоспособности показал, что санаторий «Мыс Видный» имеет среднее конкурентное положение. Возможности, слабости и опасности присущи аналогичным предприятиям. Финансовое состояние предприятия - устойчивое; 3. предложена концепция маркетингового управления «Все включено», которая определяется как система управления субъектно-объектными отношениями с помощью маркетингового инструментария для создания комплексного туристского продукта наиболее полно удовлетворяющего потребности и предпочтения туристов. Данная система является комплексным маркетинговым инструментом, включающим в себя элементы рекламы и такой маркетинговый процесс, как ценообразование Основным субъектом выступает турист как главный потребитель услуг системы «Все включено», которая нацелена на максимальное удовлетворение их рекреационных потребностей. Объектом системы являются различного рода отношения, возникающие в процессе реализации туристской услуги в системе «Все включено»; 4. наличие системы «Все включено» является для многих потребителей ключевым фактором при выборе санатория. Данный факт позволяет выделить клиентов, предпочитающих отдых по системе «Все включено» в отдельный сегмент курортно-гостиничного рынка РФ. Используемая идея развития санатория будет активизировать деятельность по реализации программы развития туризма; 5. учитывая специфику деятельности туристского рынка, тенденции его развития, а также объективные преимущества, целесообразно строить рекламную политику на основе комплексного принципа, не следует игнорировать возможности использования новых средств распространения рекламы, обеспечивающих точечный контакт с целевой аудиторией. Кроме того, необходимо строго контролировать и по возможности корректировать ход всей рекламной кампании; 6. при оценке эффективности своей рекламы, следует отметить, что конечный успех всей коммерческой деятельности предприятия во многом зависит от того, насколько качественной, креативной и действенной является его рекламная кампания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Академия рынка: Маркетинг Пер с фр. А. Оливье, А. Дейян, Р. Урсе, Ф. Букерель и т.д. М., 2003 2. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб.: Питер, 2010. 3. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. – М.: Русская Деловая Литература, 2009. 4. Быстров С.А. , Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. – Спб.: Издательский дом «Герда», 2011. 5. Волков С.К. Основные этапы развития маркетинга в туризме. Философия современного туризма / С.К. Волков // Современная модель эффективного бизнеса: монография (книга 4). - Новосибирск, Изд-во 2009. - 0,64 п.л. 6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М., 2008. 7. Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов, 2011. – 274 с. 8. Джанджугазова Е., А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 9. Дурович А. Маркетинговые исследования в туризме: Учеб.-практ. Пособие / А.Дурович, Л.Анастасов. - М.: Новое знание, 2010. 10. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. – М. : Прогресс, 2009. – 660 с. 11. Князева И.В. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие. – Новосибирск, 2008. 12. Котлер Ф., Боуэн Д. и Мейкенз Д. Маркетинг: Гостеприимство и Туризм. М.: ЮНИТИ, 4-е изд.2011. 13. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Пер. с франц. – СПб., 2011. 14. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы: системный анализ процессов реформирования региональной экономики. Становление федерализма и местного самоуправления. – М. : ЛЕНАНД, 2012. – 1024 с. 15. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009. 16. Нечипоренко В. Особенности маркетинговых исследований в туризме// Маркетинг Про. 2009. № 6. [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/tourism.htm 17. Петин А.Н. Оценка рекреационного потенциала староосвоенного региона. Белгород: Изд. БелГУ, 2010.— 168 с. 18. Стратегия развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края до 2020 года / Департамент экономического развития Краснодарского края [электронный ресурс] 19. Финансовый менеджмент в санаторно-курортной сфере / Уральский гос. экон.ун-т; Европейско-Азиатский ин-т управл. и предприним. О.Б. Веретенникова, Л.И. Васильцова. – Екатеринбург : АМБ, 2011. – 208 с. 20. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка – М.: Финансы и статистика, 2009. – 560 с. 21. Черчиль А. Гилберт Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2009. 22. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие/Чудновский А.Д., М.А. Жукова, В.С. Сенин. – 4-е изд. – М.:КНОРУС, 2011. 23. Эванс Д., Берман Б. Маркетинг М., 2010.
[1] Петин А.Н. Оценка рекреационного потенциала староосвоенного региона. Белгород: Изд. БелГУ, 2010.— 168 с. [2] Нечипоренко В. Особенности маркетинговых исследований в туризме// Маркетинг Про. 2009. № 6. [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/tourism.htm [3] Петин А.Н. Оценка рекреационного потенциала староосвоенного региона. Белгород: Изд. БелГУ, 2010.— 168 с. [4] Стратегия развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края до 2020 года / Департамент экономического развития Краснодарского края [электронный ресурс] [5] Финансовый менеджмент в санаторно-курортной сфере / Уральский гос. экон.ун-т; Европейско-Азиатский ин-т управл. и предприним. О.Б. Веретенникова, Л.И. Васильцова. – Екатеринбург : АМБ, 2011. – 208 с. [6] Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы: системный анализ процессов реформирования региональной экономики. Становление федерализма и местного самоуправления. – М. : ЛЕНАНД, 2012. – 1024 с. [7] Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов, 2011. – 274 с. [8] Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. – М. : Прогресс, 2009. – 660 с. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|