Здавалка
Главная | Обратная связь

Ахлю-ль-бейт и шииты



Прежде чем закончить обсуждение этой темы, хотим сказать, что Ахлю-ль-бейт знали о том, что творили шииты, и о том, как они к ним относились. Поэтому они сами, все до одного, делали все возможное для того, чтобы показать людям их истинное лицо, просветить общественное мнение и защититься от их нападок.

Первым, кому досталась от шиитов, стал ‘Али ибн Абу Талиб t. Он не замедлил назвать их предателями и преступниками, упрямыми и злословящими. Он сказал: «Хвала Аллаху за то, что Он предопределил, и за то, что он испытал меня вами, о группа, которая, если я прикажу ей что-нибудь, не подчиняется мне, а если я призову ее, не внимает моему призыву. Если вас оставить в покое, вы бросаетесь в бой, а если против вас выступают, вы падаете на колени. Если люди соберутся вокруг имама, вы очерняете его и злословите о нем, а если вы сталкиваетесь с трудностями, вы отступаете. Чего ждете вы от своей помощи и борьбы за Истину? Смерти или унижения для вас? Клянусь Аллахом, придет день, который разлучит меня с вами. И мне не приносит пользы ваша дружба, и мне не жаль покинуть вас и расстаться с вами. Неужели религия не объединяет вас? Неужели пыл не подталкивает вас к действию? Разве это не удивительно: Му‘авия зовет простых, грубых людей, и они следуют за ним, не требуя ничего взамен, а я зову вас – притом, что вы наследие Ислама – и обещаю вам награду, а вы бросаете меня и расходитесь в разные стороны?

Вам нет дела до моего довольства, и вы не исполняете моих велений и того, что я требую и жду от вас, и вам нет дела до моего гнева и недовольства, и оно не побуждает вас подчиняться мне. Я обучал вас Книге, и вел с вами спор, и я ознакомил вас с тем, что вы отвергли, и принес вам то, от чего вы отказались… О, если бы слепой прозрел, а спящий проснулся!»[869].

А в другой раз он сказал, обращаясь к ним: «Тьфу на вас! Я уже устал упрекать вас! Неужели вы предпочли жизнь эту жизни вечной? Неужели вы предпочли унижение величию? Когда я призвал вас сражаться с вашим врагом, глаза ваши закатились от ужаса, словно вы в предсмертных муках или в состоянии, подобном опьянению, от растерянности. Ваших ушей достигают слова мои, и вы впадаете в растерянность, словно в сердцах ваших болезнь и вы не разумеете. Вы никогда не будете мне надежной опорой, и никогда не буду я доверять вам и полагаться на вас, и нет мне нужды в вас, ибо вы не принесете мне величия и не поддержите меня. Вы словно верблюды без пастуха: соберетесь с одной стороны и тут же разбредетесь с другой. Клянусь Аллахом, плохое вы топливо для пламени войны!

Против вас строят козни, но вы не строите козни в ответ. На вас нападают со всех сторон, а вы даже не гневаетесь. Ваши враги не смыкают глаз, а вы небрежны, легкомысленны и беспечны. А ведь бросающие друг друга непременно будут побеждены! Клянусь Аллахом, я думаю, что если будет решительный бой, и вы окажетесь со смертью лицом к лицу, вы бросите Ибн Абу Талиба!»[870].

А в другой раз он рассказал людям, насколько они трусливы, вероломны и порочны: «Сколько мне еще покрывать вас подобно тому. Как девственницы прикрывают срамные места свои? Вы словно ветхая одежда: ее зашивают с одной стороны, а она тут же расползается с другой. Как только жители аш-Шама нападают на вас, вы тут же закрываетесь в своих домах и залезаете в свои норы, словно ящерицы или гиены. Клянусь Аллахом, несчастен тот, кого вы станете поддерживать, и кто пошлет вас, тот словно послал сломанную стрелу без наконечника. Клянусь Аллахом, вас много в местах отдыха, но вас мало под знаменами. И, поистине, я знаю, как исправить вас и наставить на истинный путь, однако я не хочу исправлять вас за счет порчи и разложения собственной души. Да будете вы несчастны! Вы не знаете Истину так, как вы знаете ложь, и вы не считаете ложью ложь так, как считаете ложью Истину!»[871].

Он также сказал: «Вы видите, что заветы и договоры Аллаха нарушаются, и не гневаетесь, а когда дело касается договоров ваших предков, вы возмущаетесь. Веления Аллаха приходили к вам, и исходили от вас, и к вам возвращались. Вы позволили притеснителям подобраться к вам, и отдали им то, чем владели, и вы не удержали веления Аллаха в своих руках, отдав им. Вы делаете сомнительное, утопаете в наслаждениях… Клянусь Аллахом, если бы они рассеяли вас под каждой звездой, Аллах собрал бы вас для худшего дня для них»[872].

Он также сказал: «Я словно слышу, как вы шипите, словно ящерицы. Вы не отстаиваете право и не предотвращаете несправедливость и обиду. Я остаюсь один и выступаю в путь, ибо спасется нападающий и погибнет тот, кто медлит и ждет»[873].

Он также сказал, окончательно разочаровавшись в них: «Если вы будете вести себя правильным образом, я поведу вас верным путем, а если вы уклонитесь в сторону, я исправлю вас и верну на истинный путь. Если б вы были тверды, я отесал бы вас, и получилась бы надежная рукоять, однако в вас нет никакой надежности, и на вас нельзя положиться»…

Я хочу сделать вас своим лекарством, а вы на самом деле – моя болезнь. Я словно человек, который применяет против колючек колючки, зная, что это бесполезно. О Аллах! Устали лекари лечить эту нескончаемую болезнь, и устали те, кто черпают из этого колодца… Где те, кого призвали к Исламу, и они тут же приняли его, те, которые читали Коран и тут же следовали ему и обращались к нему по любым вопросам, которых призвали сражаться, и они ринулись в бой с такой охотой и готовностью, с какой бросаются верблюдицы к своим верблюжатам, и достали мечи из ножен, и начали продвигаться по земле, выстроившись рядами. Одни из них погибли, другие остались в живых. Они не радовались рожденным и не печалились, теряя близких. Много плакали глаза их, животы их были втянутыми от поста, губы – распухшими от мольбы, с которой они постоянно обращались к Всевышнему, лица их казались пожелтевшими от бодрствования, и на них лежала печать богобоязненности. Такими были мои уходящие братья, и они достойны того, чтобы мы скучали по ним и тосковали и сокрушались, когда теряем их!»[874].

А вот он изливает на них горечь свою и обращается к Аллаху с мольбой против них: «Поистине, это именно Куфа, на управление которой я трачу столько времени и сил. Это ты, и только ты тянешь из меня все соки, да обезобразит тебя Аллах… О Аллах, поистине, я устал от них, и они устали от меня, мне надоели они, и я надоел им. Замени же мне их людьми лучшими, чем они, и замени им меня худшим, чем я… О Аллах, раствори сердца их подобно тому, как соль растворяется в воде»[875].

Мы уже упоминали о том, что аль-Хасан сказал: «Клянусь Аллахом, я считаю, что Му‘авия лучше для меня, чем эти, утверждающие, что они мои сторонники и при этом хотевшие убить меня и забравшие мое имущество!»[876].

Он также сказал: «Я узнал жителей Куфы, и мне досталось от них. Не нужны мне их нечестивцы. У них нет верности и нет совести ни в словах, ни в делах. Они пребывают в разногласии и говорят нам, что сердца их с нами притом, что мечи их обнажены и направлены на нас»[877].

Аль-Хусейн во время своего пребывания в Кербеле сказал: «О Шис ибн Руб‘и! О Хаджжар ибн Абхар! О Кайс ибн аль-Аш‘ас! О Йазид ибн аль-Харис![878] Разве вы не писали мне, что плоды уже поспели, а сады зазеленели, приглашая меня прийти к моим войскам, готовым к выступлению?»[879].

Аль-Хурр ибн Йазид ат-Тамими сказал по его поручению, стоя перед ним в Кербеле в день его убийства: «О жители Куфы! Поистине, вы достойны упреков и порицания. Вы позвали к себе этого праведного раба Аллаха, а когда он пришел к вам, вы выдали его врагу, и при этом еще и утверждали, что готовы сражаться за него, а потом отнеслись к нему враждебно и захотели убить его. Вы захватили его и окружили его, помешав ему уйти в просторные земли Всевышнего, и стал он в ваших руках подобным рабу, который не может ничем помочь себе и защитить себя. Вы отогнали его и его женщин и детей от бегущих вод Евфрата, из которого пьют иудеи, христиане и огнепоклонники, и в который заходят даже свиньи и собаки. И теперь жажда измучила их. Плохо же вы позаботились о потомке Мухаммада… Да не напоит вас Аллах в день жажды!»[880].

И это о них сказал поэт аль-Фараздак: «О сын Посланника Аллаха! Как можешь ты доверять жителям Куфы после того, как они убили сына дяди твоего Муслима ибн ‘Акыля?»[881].

А аль-Муфид передает, что он сказал: «Я совершал хадж вместе со своей матерью в 60-м году. Я вел ее верблюда, и когда я вошел в аль-Харам, я встретил там аль-Хусейна ибн ‘Али (мир ему), который покидал Мекку вместе с вооруженными людьми. Я спросил: “Что это за процессия?” Мне сказали: “Это аль-Хусейн ибн ‘Али (мир им обоим)”. Тогда я пришел к нему, поприветствовал его и сказал: “Да дарует тебе Аллах то, о чем ты просишь Его, и да исполнит Он твои желания. Да станут родители мои я выкупом за тебя! О сын Посланника Аллаха, что отвлекло тебя от хаджа?” Он сказал: “Если бы не было причины, я не отложил бы его… Кто ты?” Я ответил: “Я – человек из арабов”. И, клянусь Аллахом, он не спрашивал меня ни о чем более. Потом он сказал мне: “Расскажи мне о людях, которых ты оставил позади”. Я ответил: “Знатока спросил ты. Сердца людей с тобой, а мечи их – против тебя… А предопределение нисходит с небес, и Аллах делает, что пожелает”»[882].

Когда аль-Хусейн увидел, что остался один со своей семьей без помощи и поддержки, он подъехал на коне к свои сторонникам и, остановившись перед ними, сказал: «О жители Куфы! Пропадите вы пропадом! Вы позвали нас на помощь, и мы тут же явились к вам, а вы обратили против нас меч, который был в наших руках, и огонь, который мы развели для врагов, ваших и наших, и вы набросились на своих покровителей и стали помогать своим врагам, без всякой справедливости, и без какого-либо греха с нашей стороны. Горе вам! Вы возненавидели нас. Мечи ваши и души ваши не были готовы, и не пришли вы еще к единому мнению… Однако вы поспешили принести нам присягу, и устремились к этому, подобно бабочкам, летящим на свет, а затем нарушили клятву верности. Прочь, тагуты этой общины, остатки сонмов и отринувшие Книгу Аллаха! Теперь вы бросаете нас без помощи и убиваете нас. Проклятие Аллаха да ляжет на нечестивых!».

Затем он поехал им навстречу, держа в руке обнаженный меч, и при этом он уже понимал, что обречен[883].

И он обратился к Аллаху с мольбой против этих людей, позвавших его в Кербелу, подобно тому, как поступил в свое время его отец. Аль-Муфид передает: «Затем аль-Хусейн (мир ему) поднял руку и сказал: “О, Аллах! Если Ты пока оставишь их жить, то сделай их разрозненными сектами, и сделай пути их различными, и никогда не обличай их властью. Поистине, они позвали нас, чтобы помочь нам, а потом стали нашими врагами и принялись убивать нас!”»[884].

Что же касается ‘Али ибн аль-Хусейна Зейну-ль-‘абидина, то он также говорил людям правду о них и показывал им их истинное лицо. Вот его слова: «Иудеи полюбили ‘Узейра, и сказали о нем то, что сказали притом, что они не имеют отношения к ‘Узейру, и ‘Узейр не имеет отношения к ним. Христиане полюбили ‘Ису и сказали о нем то, что сказали притом, что они не имели никакого отношения к ‘Исе, и он не имел отношения к ним. То же ждет и нас. Группа людей из числа наших сторонников-шиитов полюбит нас и скажет о нас то, что сказали иудеи об ‘Узейре, а христиане – об ‘Исе притом, что они не имеют никакого отношения к нам, а мы не имеем отношения к ним».

Его сторонники предали его и бросили, и от них осталось, как мы уже говорили и как передает Фадль ибн Шазан, всего пять человек[885]. Или даже трое, как передают от Джа‘фара ибн аль-Бакыра: «После убийства аль-Хусейна все люди стали вероотступниками, кроме троих – Абу Халида аль-Кабили, Яхьи ибн Умм ат-Тавыль и Джабира ибн Мут‘има». Йунус ибн Хамза передает подобное сообщение, добавив: «И Джабира ибн ‘Абдуллаха аль-Ансари»[886].

А Мухаммад аль-Бакыр был настолько разочарован в своих сторонниках-шиитах, что даже сказал: «Если вы все люди были нашими сторонниками (шиитами), то три четверти из них были бы сомневающимися, а оставшаяся четверть – глупцами»[887].

А Джа‘фар утверждает, что у его отца было всего четыре или пять верных и надежных сторонников. Он сказал: «Если Аллах желает наслать на них зло, то из-за этих он отводит зло от них. Они – звезды среди моих сторонников, будь то живые или мертвые. Они хранят добрую память о моем отце. Их посредством Аллах раскрывает и разоблачает каждое нововведение. Они избавляют эту религию от того, что привносят в нее нечестивцы, и от искажений сторонников преувеличений». Затем он заплакал. Передатчик сообщения спросил: «Кто же они?». Он ответил: «Те, на ком благословение Аллаха и Его милость при их жизни и после их смерти. Это Бурейд аль-Аджали, Зурара, Абу Басыр и Мухаммад ибн Муслим»[888].

Что же касается аль-Бакыра, то он не доверял даже упомянутым личностям. Хишам ибн Салим передает со слов Зурары: «Я спросил Абу Джа‘фара о награждении работников, и он сказал: “Это дозволено”. Затем он сказал: “Поистине, Зурара хотел довести до сведения Хишама, что я оставляю ни с чем работников султана”»[889].

Что же это были за люди? Сам Джа‘фар сказал о них: «Да проклянет Аллах Бурейда! Да проклянет Аллах Зурару[890].

Что же касается Абу Басыра, то о нем они говорят, что собаки мочились на его лицо[891]. Джа‘фар ибн аль-Бакыр пожаловался на своих сторонников-шиитов, сказав следующее: «Клянусь Аллахом, если бы я нашел из вас трое верующих, скрывающих сказанное мной, я не стал бы молчать о них»[892].

‘Абдуллах ибн Йа‘фур, один из его сторонников и учеников, сказал ему, как передает он сам: «Я сказал Абу ‘Абдуллаху (мир ему): “Я общаюсь с людьми, и все больше удивляюсь тому, что люди, не являющиеся вашими сторонниками, а поддерживающие такого-то и такого-то, надежны, честны, правдивы и верны им, а у ваших сторонников нет этой надежности, правдивости и верности”»[893].

Более того, он сомневался во всех шиитах, и потому давал им только разные фетвы, чтобы уберечь себя от врагов и противников. Об этом мы уже упоминали ранее.

Он часто говорил: «Никто не принимал завещанное мною и не подчинялся моим велениям, кроме ‘Абдуллаха ибн Йа‘фура»[894].

А в другой раз он обратился к своим сторонникам-шиитам с такими словами: «Почему вы настраиваете людей против меня? Поистине, не нашел я человека, который подчинялся бы мне и слушал бы слова мои, кроме одного ‘Абдуллаха ибн Йа‘фура. Я велел ему нечто, и он исполнил мое веление и сделал все так, как я сказал»[895].

Что же касается его сына Мусы, то он дал им такое описание, лучше и точнее которого сложно придумать: «Если бы выделил я партию моих сторонников, я нашел бы их не иначе, как обладающими определенными качествами, и если бы я испытал их, я нашел бы их не иначе, как вероотступниками, и если бы я решил очистить их ряды, из каждой тысячи не устоял бы и один, и если бы я решил просеять их, остались бы со мной лишь те, кто был со мной. Они растянулись на ложах и сказали: “Мы – сторонники Али”»[896].

Вот что говорят Ахлю-ль-бейт, семья ‘Али, о шиитах. Это их мнение о людях, утверждающих, что они являются сторонниками Ахлю-ль-бейт и их последователями, и что они любят их. Они упрекают их, порицают и проклинают, и рассказывают людям о том, какие они на самом деле и как относятся к ним, Ахлю-ль-бейт. Они много раз проклинали их и заявляли о том, что не имеют к ним никакого отношения, однако мы ограничимся приведенными сообщениями – их вполне достаточно для тех, кто на самом деле стремится узнать Истину и выйти на правильный путь. Мы также показали, как на самом деле относятся шииты к семье ‘Али t и семье Пророка r на основе написанного в книгах самих шиитов. Мы расставили все точки над «и»… Так найдется ли видящий и разумеющий?..

Поистине, в этом – напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивался и видел. Я прошу Всевышнего, чтобы Он показал нам Истину Истиной и сделал нас ее приверженцами и последователями, и покажет нам ложь ложью, и поможет нам отдаляться от нее. Он Один ведет нас прямым путем. На Него уповаем мы, и Ему покоряемся и приносим свое покаяние…


 

Оглавление

Предисловие. 4

Глава первая Шииты и Ахлю-ль-бейт. 9

«Ахль» Пророка r или «ахлю-ль-бейт» – «люди его дома». 17

Ахлю-ль-бейт у шиитов. 23

Значение слова «ши‘а» (шииты) в арабском языке. 24

Какое определение шииты дают сами себе?. 25

Глава вторая Шииты и их противоречия Ахлю-ль-бейт. 35

Зейну-ль-‘абидин (‘Али ибн аль-Хусейн) t. 47

Отношение шиитов к сподвижникам Пророка r.. 52

Отношение Ахлю-ль-бейт к Абу Бакру ас-Сыддику t. 56

Мнение Ахлю-ль-бейт об Абу Бакре ас-Сыддике t. 61

Правление Абу Бакра ас-Сыддика t. 70

‘Али t совершал молитву под руководством Абу Бакра t и принимал от него подарки 81

Как Абу Бакр t содействовал ‘Али t в его женитьбе на Фатыме (да будет доволен ею Аллах) 86

Родство по браку между Абу Бакром ас-Сыддиком t и Ахлю-ль-бейт 91

История Фадака. 97

Отношение Ахлю-ль-бейт к ‘Умару t. 107

Ахлю-ль-бейт хвалят ‘Умара ибн аль-Хаттаба t. 120

‘Али t выдал свою дочь Умм Кульсум замуж за ‘Умара ибн аль-Хаттаба t 122

‘Умар ибн аль-Хаттаб t уважал Ахлю-ль-бейт и относился к ним с почтением 126

Любовь Ахлю-ль-бейт к ‘Умару t и их присяга ему. 130

Отношение Ахлю-ль-бейт к ‘Усману ибн ‘Аффану t. 140

Родство по браку между Бану Умеййа и Бану Хашим.. 144

‘Али t присягает ‘Усману t. 153

‘Усман ибн ‘Аффан t и его взаимоотношения с Ахлю-ль-бейт. 157

Отношение шиитов к трем праведным халифам.. 162

Смелость ‘Али t. 166

Шиитские хадисоведы и факыхи. 178

Отношение Ахлю-ль-бейт к врагам праведных халифов. 218

Глава третья Шииты и ложь, которую они возвели на Ахлю-ль-бейт 226

Временный брак (мут‘а) 230

Шариат. 242

Имамы.. 253

Появление Предстоятеля. 257

Странные утверждения. 259

Снова странные вопросы и утверждения. 262

Смешно и грустно. 265

Шииты оскорбляют Ахлю-ль-бейт. 270

Неуважительное отношение шиитов к последнему из пророков r.. 271

Неуважительное отношение шиитов к остальным пророкам.. 277

Неуважительное отношение шиитов к Ахлю-ль-бейт. 280

Сын Пророка r.. 281

Дочери Пророка r.. 282

Неуважительное отношение шиитов к ‘Али t. 282

Фатыма – дочь Пророка r.. 289

Аль-Хасан ибн ‘Али t. 291

Аль-Хусейн ибн ‘Али t. 293

Остальные Ахлю-ль-бейт. 296

‘Али ибн аль-Хусейн t. 298

Мухаммад аль-Бакыр и его сын. 300

Муса ибн Джа‘фар. 302

‘Али ибн Муса. 304

Девятый имам.. 306

Десятый имам.. 307

Ахлю-ль-бейт и шииты.. 311

 

 


[1] Абу Дауд и ат-Тирмизи, хадис сахих.

[2] Из сказанного профессором Мухаммадом ‘Абд-аль-Мун‘имом аль-Барри, руководителя центра исламских исследований при аль-Азхаре, в его книге «Аль-джузур аль-йахудиййа фи китаб ‘иляль аш-шараи‘ ли-с-Садук аш-ши‘ий ад-дирасат ан-накдиййа», глава вторая. Добавлено к книге издателем.

[3] Сура 9, «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 100.

[4] Сура 9, «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 100.

[5] Аль-Джаухари, «Ас-сыхах», т. 4, с. 1629.

[6] «Асас аль-баляга», с. 11.

[7] Абу аль-Хусейн Ахмад ибн Фарис Закария, «Макайис аль-люга», т. 1, с. 150.

[8] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 33.

[9] «Аль-муфрадат фи гараиб аль-Кур’ан», с. 28.

[10] Сура 3, «Али Имран» («Семейство Имрана»), аят 33.

[11] Сура 40, «Гафир» («Прощающий»), аят 46.

[12] Ар-Рагыб аль-Асфахани, «Аль-муфрадат», с. 29-30.

[13] Сура 38, «Сад» («Сад»), аят 64.

[14] Сура 59, «Аль-Хашр» («Сбор»), аят 20.

[15] Сура 15, «Аль-Хиджр» («Хиджр»), аят 67.

[16] Сура 7, «Аль-Араф» («Ограды»), аят 96.

[17] Сура 2, «Аль-Бакара» («Корова»), аят 126.

[18] Сура 20, «Та Ха» («Та Ха»), аят 40.

[19] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 13.

[20] Сура 2, «Аль-Бакара» («Корова»), аят 217.

[21] Сура 18, «Аль-Кахф» («Пещера»), аят 71.

[22] Сура 22, «Аль-Хаджж» («Паломничество»), аят 47.

[23] Сура 28, «Аль-Касас» («Рассказ»), аят 12.

[24] Сура 11, «Худ» («Худ»), аят 40.

[25] Сура 12, «Йусуф» («Иосиф»), аят 65

[26] Сура 12, «Йусуф» («Иосиф»), аят 88

[27] Сура 12, «Йусуф» («Иосиф»), аят 93.

[28] Сура 12, «Йусуф» («Иосиф»), аят 99-100.

[29] Сура 28, «Аль-Касас» («Рассказ»), аят 29.

[30] Сура 11, «Худ» («Худ»), аят 72.

[31] Сура 11, «Худ» («Худ»), аят 73.

[32] Сура 28, «Аль-Касас» («Рассказ»), аят 12.

[33] Сура 28, «Аль-Касас» («Рассказ»), аят 13.

[34] Сура 12, «Йусуф» («Иосиф»), аят 25.

[35] Сура 7, «Аль-Араф» («Ограды»), аят 83

[36] Сура 11, «Худ» («Худ»), аят 81.

[37] Сура 25, «Аль-Фуркан» («Различение»), аят 57.

[38] Сура 26, «Аш-Шуара» («Поэты»), аят 170-171.

[39] Сура 29, «Аль-Анкабут» («Паук»), аят 32.

[40] Сура 29, «Аль-Анкабут» («Паук»), аят 33

[41] Сура 37, «Ас-Саффат» («Выстроившиеся в ряды»), аят 133-135.

[42] Сура 3, «Али Имран» («Семейство Имрана»), аят 121.

[43] Сура 8, «Аль-Анфаль» («Трофеи»), аят 5.

[44] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 53.

[45] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 53.

[46] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 33-34.

[47] Сура 11, «Худ» («Худ»), аят 73.

[48] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 33.

[49] «Аш-ши‘а фи аль-мизан», с. 447.

[50] Сура 11, «Худ» («Худ»), аят 71-71

[51] Абу ‘Али аль-Фадль ибн аль-Хасан ат-Табарси, один из крупнейших шиитских ученых шестого века. Автор пятитомного «Тафсира».

[52] Мулла Фатхуллах аль-Кашани, один из радикально настроенных шиитских ученых.

[53] Сура 28, «Аль-Касас» («Рассказ»), аят 30.

[54] «Маджма‘ аль-байан», т. 4, с. 211.

[55] «Маджма‘ аль-байан», т. 4, с. 250.

[56] Абу аль-Хасан Ибрахим аль-Кумми, имам шиитских толкователей Корана, пользовавшийся огромным авторитетом и живший в третьем веке по хиджре.

[57] «Тафсир», т. 2, с. 139.

[58] ‘Абдуллах ‘Али ибн Джум‘а (ум. в 1112 г.х.). Один из радикальных шиитов.

[59] «Нур ас-сакылейн», т. 4, с. 126.

[60] «Манхадж ас-садикын», т. 7, С. 95.

[61] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзинки»), аят 33.

[62] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союхники»), аят 33-34.

[63] Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», т. 4, с. 270.

[64] Аль-Бухари. «Книга толкования Корана».

[65] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 33.

[66] Вот имена двенадцати имамов у шиитов: 1) ‘Али ибн Абу Талиб; 2) Аль-Хасан, сын ‘Али; 3) Аль-Хусейн, второй сын ‘Али; 4) ‘Али Зейну-ль-‘абидин, сын аль-Хусейна; 5) Мухаммад аль-Бакыр, сын ‘Али Зейну-ль-‘абидина; 6) Джа‘фар ас-Садик, сын Мухаммада аль-Бакыра; 7) Муса аль-Казым, сын Джа‘фара ас-Садика; 8) ‘Али ар-Рида, сын Мусы аль-Казыма; 9) Мухаммад аль-Джавад, сын ‘Али ар-Рида; 10) ‘Али аль-Хади, сын Мухаммада аль-Джавада; 11) Аль-Хасан аль-‘Аскари, сын ‘Али аль-Хади; 12) Мухаммад аль-Махди, сын аль-Хасана аль-‘Аскари.

[67] Аз-Зубейди, «Тадж аль-‘арус», т. 5, с. 405.

[68] «Лисан аль-‘араб», т. 8, с. 188.

[69] Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Муса ан-Нобхати, один из крупнейших и признанных шиитских ученых, живший в третьем веке по хиджре.

[70] «А‘йан аш-ши‘а», т. 1, с. 11, глава первая.

[71] «А‘йан аш-ши‘а», т. 1, с. 13-14.

[72] Сеййид Амир Мухаммад аль-Казыми аль-Казвини, «Аш-ши‘а фи ака‘идихим ва ахкамихим», с. 16. Отсюда следует, что шииты – последователи, сторонники и приверженцы семейства ‘Али t, но не семейства Пророка r, а разница вполне очевидна…

[73] «Аш-ши‘а фи аль-мизан», с. 17, 19.

[74] «Асль аш-ши‘а ва усулюха».

[75] «Аль-кафи» аль-Кулейни считается одним из важнейших шиитских источников хадисов, и он – один из четырех шиитских «Сахихов», и для них он – то же, что и «Сахих» аль-Бухари для мусульман. Их ожидаемый и поныне 12-й имам якобы сказал: «Его достаточно для наших последователей и приверженцев». «Мунтаха аль-амаль», с. 298. «Ас-сафи», т. 1, с. 4. «Мустадрак аль-васаиль», т. 3, с. 532-533. «Нихайат ад-дирайа», с. 219. «Раудат аль-джаннет», с. 553.

[76] Пятый имам у шиитов.

[77] Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Йа‘куб аль-Кулейни, «Ар-раудат мин аль-кафи», т. 8, с. 80.

[78] «Аль-усуль мин аль-кафи», т. 1, с. 188.

[79] «Аль-усуль мин аль-кафи», т. 1, с. 194.

[80] «Аль-усуль мин аль-кафи». т. 1, с. 180.

[81] «Ман ля йахдуруху аль-факых», т. 4, с. 414-415.

[82] Шестой имам у шиитов.

[83] «Аль-худжжат мин аль-усуль», т. 1, с. 175. Подобное сообщение передается и от его отца.

[84] Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Машгари аль-‘Амили. Родился в 1032 г. х. в деревне Машгар, одной из деревень Джебель ‘Амиль. Один из крупнейших шиитских ученых, автор нескольких книг, среди которых – упомянутая книга и книга «Васаиль аш-ши‘а фи тахсыль масаиль аш-шари‘а». Она состоит из семидесяти глав, и в ней собраны шиитские хадисы, обосновывающие различные нормы Шариата. Умер в месяце рамадан 1104 г. х. в Хорасане.

[85] Аль-Хурр аль-‘Амили, «Аль-фусуль аль-мухимма», с. 152.

[86] Имеется в виду ‘Али ибн Абу Талиб t.

[87] «Аль-усуль мин аль-кафи», т. 1, с. 196-197.

[88] Предисловие к «Тафсиру» аль-Кумми шиита сеййида Таййиба аль-Мусави аль-Джазаири.

[89] Сура 3, «Али Имран» («Семейство Имрана»), аят 81.

[90] «Возвращение» - одно из положений шиитской ‘акыды: они убеждены, что Аллах перед Судным днем вернет всех людей, и сторонники и приверженцы ‘Али t помогут ему, и он отомстит своим врагам – сподвижникам и их сторонникам, которые лишили его законного права на правление, как считают шииты. См. книгу автора «Аш-ши‘а ва ас-сунна», с. 65-76.

[91] Аль-Кумми, «Ат-тафсир», т. 1, с. 106.

[92] Абу ан-Надр Мухаммад ибн Масуд аль-‘Аййаши ас-Сальми ас-Самарканди, известный как аль‘-Аййаши. Один из крупнейших шиитских ученых конца третьего века по хиджре. Ан-Наджаши сказал о нем, что он достоин доверия, надежен и правдив, и один из авторитетных ученых шиитов. Ан-Наджаши, «Ар-риджаль», с. 247. А Ибн ан-Надим сказал о нем, что он – один из факыхов шиитов-имамитов и один из уникальных и выдающихся людей своего времени. «А‘йан аш-ши‘а», т. 1, с. 57. А о его «Тафсире» сказано, что он принят всеми, и никто не подвергал его критике и не указывал на какие-либо его недостатки. Предисловие Мухаммад Хусейна ат-Табатабаи к его «Тафсиру».

[93] Аль-‘Аййаши, «Ат-тафсир», т. 1, с. 181. «Аль-бурхан», т. 1, с. 295. «Ас-сафи», т. 1, с. 274.

[94] Сура 8, «Аль-Анфаль» («Трофеи»), аят 8.

[95] Сура 41, «Фуссылат» («Разъеснены»), аят 42.

[96] Сура 32, «Ас-Саджда» («Земной поклон»), аят 16.

[97] Сура 3, «Али Имран» («Семейство Имрана»), аят 191.

[98] Сура 48, «Аль-Фатх» («Победа»), аят 29.

[99] Сура 9, «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 117.

[100] Сура 48, «Аль-Фатх» («Победа»), аят 18-19.

[101] Сура 3, «Али Имран» («Семейство Имрана»), аят 195.

[102] Сура 8, «Аль-Анфаль» («Трофеи»), аят 74.

[103] Сура 9, «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 100.

[104] Сура 59, «Аль-Хашр» («Сбор»), аят 8-9.

[105] Сура 57, «Аль-Хадид» («Железо»), аят 10.

[106] Сура 3, «Али Имран» («Семейство Имрана»), аят 68.

[107] Сура 5, «Аль-Маида» («Трапеза»), аят 55.

[108] Сура 9, «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 105.

[109] Сура 9, «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 88.

[110] Сура 63, «Аль-Мунафикун» («Лицемеры»), аят 8.

[111] Сура 48, «Аль-Фатх» («Победа»), аят 12.

[112] Сура 48, «Аль-Фатх» («Победа»), аят 26.

[113] Сура 48, «Аль-Фатх» («Победа»), аят 10.

[114] Сура 60, «Аль-Мумтахана» («Испытуемая»), аят 1.

[115] Сура 9, «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 40.

[116] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 6.

[117] Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 32.

[118] «Манхадж ас-садикын», т. 4, с. 240. «Кашф аль-гумма», т. 1, с. 224.

[119] «Манхадж ас-садикын», т. 4, с. 240. «Кашф аль-гумма», т. 1, с. 224.

[120] «Нахдж аль-баляга», с. 143. «Аль-иршад», с. 126.

[121] «Нахдж аль-баляга», с. 91-92.

[122] «Нахдж аль-баляга», с. 177-178.

[123] «Нахдж аль-баляга», с. 383.

[124] «Нахдж аль-баляга», с. 383.

[125] «Нахдж аль-баляга», с. 383.

[126] «Нахдж аль-баляга», с. 557.

[127] «Аль-гарат», т. 2, с. 479-480.

[128] Мулла Мухаммад Бакыр ибн Мухаммад Такый аль-Маджлиси (1037-1110 г. х.). Один из злейших врагов суннитов и их противников. После него и по сей день не было среди шиитов человека с таким острым языком и поливавшего своих противников столь отвратительной бранью. Они называют его «Хатимат аль-муджтахидин» и «имамом имамов среди поздних ученых». Аль-Кумми сказал: «Аль-Маджлиси – шейх Ислама и мусульман, распространитель мазхаба и религии, имам, выдающийся ученый и редактор. Ни одному мусульманину не было даровано столько упорства и решительности в распространении мазхаба, возвышении слова Истины, борьбе с нововведениями и безбожием, воскрешении забытого и утраченного ясной религии, распространении высказываний имамов мусульман различными способами и прекрасными путями». «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 3, с. 121.

[129] Этот шейх был имамом своей эпохи в науках хадиса и других шариатских науках, шейхом Ислама при правителе Исфахана, он решал религиозные и мирские вопросы, преподавал и руководил молитвой. Автор нескольких книг, среди которых «Бихар аль-анвар», в которой он собрал все виды наук. Книга эта состоит из нескольких томов. У него много сочинений на арабском и фарси. «Раудат аль-джаннет», т. 2, с. 78.

[130] Аль-Маджлиси, «Хайат аль-кулюб», т. 2, с. 621.

[131] «Нахдж аль-баляга», т. 3, с. 7. Под редакцией Мухаммада Абдо.

[132] То есть имама и халифа выбирают путем обсуждения и совета, а не путем назначения, как считают шииты, противореча словам их же непогрешимых, как они считают, имамов.

[133] Зейну-ль-‘абидин, «Сахифат камиля», с. 13.

[134] Аль-Хасан аль-‘Аскари, «Ат-тафсир», с. 65. «Аль-бурхан», т. 3, с. 228.

[135] Аль-Хасан аль-‘Аскари, «Ат-тафсир», с. 196.

[136] Следует обратить внимание на то, что мы приводим версию самих шиитов, а это – довод против них.

[137] Ибн Бабавейхи аль-Кумми, «‘Уйун ахбар ар-Рида», т. 2, с. 87.

[138] Сура 48, «Аль-Фатх» («Победа»), аят 29.

[139] Сура 9, «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 40.

[140] «Мурудж аз-захаб», т. 3, с. 52-53.

[141] Хашим ибн Сулейман ибн Исма‘иль, родился в одной из деревень ат-Тубли в середине 11-го века. Умер в 1107 г. х. Аль-Хувансари сказал о нем: «Достойный человек, выдающийся ученый, факых, у него были обширные знания в области толкования Корана, арабского языка и биографий передатчиков хадисов. Он был замечательным хадисоведом, и в этой науке уступал разве что шейху аль-Маджлиси. Среди его сочинений – «Аль-бурхан фи тафсир аль-Кур’ан». «Раудат аль-джаннет», т. 8, с. 181. «А‘йан аш-ши‘а».

[142] Сура 2, «Аль-Бакара» («Корова»), аят 222.

[143] Аль-‘Аййаши, «Ат-тафсир», т. 1, с. 109. «Аль-бурхан», т. 1, с. 215.

[144] Аль-Кумми, «Китаб аль-хисаль», с. 640.

[145] «‘Уйун ахбар ар-Рида», т. 1, с. 115.

[146] Абу Джа‘фар Мухаммад ибн ‘Али ибн аль-Хасан ибн Бабавейхи аль-Кумми по прозвищу «ас-Садук». Родился в начале 4-го века по хиджре, уме в 381 г. х. Вырос в Куме. Его могила находится в ар-Риййи. Один из авторитетнейших шиитских ученых и хадисоведов. Его книга «Ман ля йахдуруху аль-факых» - один из четырех самых достоверных шиитских сборников хадисов. У него есть и другие книги, и его книги – основа шиитского мазхаба. Шииты говорят о нем: «В Куме не было никого с такой памятью и такими знаниями, как у него». «А‘йан аш-ши‘а», т. 1, с. 104. Аль-Хилли, «Аль-хуляса». Аль-Маджлиси сказал о нем: «Все наши товарищи считают его надежным и достойным доверия, поскольку все сообщения, приводимые в его книге, достоверны, и он – одна из опор религии».

[147] Ибн Бабавейхи, «Китаб аль-хисаль», т. 2, с. 342.

[148] Абу аль-‘Аббас ‘Абдуллах ибн Джа‘фар ибн аль-Хасан аль-Хумейри аль-Кумми. Шейх и достойный и уважаемый человек Кума. Надежный и заслуживающий доверия человек из числа сподвижников имама Мухаммада аль-‘Аскари t. Он приехал в Куфу чуть позже 290 г. х. Он передавал свои знания жителям Куфы. Автор нескольких книг, в том числе «Курб аль-иснад». «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 2, с. 177. Один из учителей аль-Кулейни, который приводит в «Аль-кафи» несколько сообщений от него. Он писал в соавторстве с Абу аль-Хасаном, а также с Абу Мухаммадом. Предисловие к «Курб аль-иснад», с. 2.

[149] «Курб аль-иснад», с. 31.

[150] Эту книгу шииты активно распространяют и называют ее «Абджад аш-ши‘а» или «Асрар Аль Мухаммад» и заявляют, что ее прочтение – обязанность каждого шиита. В этой книге они передают якобы от Джа‘фара ас-Садика его слова: «У кого из любящих нас и наших приверженцев нет книги Салима ибн Кайса аль-‘Амири, у того нет ничего от нашего дела, и она – одна из тайн Мухаммада r». И это они говорят о книге, в которой каждая страница полна отвратительных ругательств и мерзких слов – впрочем, подобно сотням остальных шиитских книг… Поистине, Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся…

[151] «Ар-раудат мин аль-кафи», т. 8, с. 245.

[152] Аль-Маджлиси, «Хайат аль-кулюб», т. 2, с. 640.

[153] То есть, они выбрали не истину вместо лжи, а одну ложь вместо другой по причине своего фанатизма.

[154] «Ар-раудат мин аль-кафи», т. 2, с. 296.

[155] Смотрите, какой ненавистью по отношению к арабам наполнены их сердца и как она проявляется… А ведь именно арабы первыми вняли призыву Ислама и донесли его послание до всего остального мира.

[156] Обратите внимание: они не упомянули даже ‘Али t и его семейство – только Сальмана, поскольку он был персом.

[157] «Аш-ши‘а ва ас-сунна фи аль-мизан», с. 20-21. Это книга неизвестного автора, который безуспешно пытался ответить посредством нее на нашу книгу «Аш-ши‘а ва ас-сунна» – он не смог найти в ней ни одной ошибочной фразы или сообщения, не соответствующего упомянутому там источнику, как не смог подвергнуть критике ни один из рассматриваемых в книге вопросов или опровергнуть хотя бы один из сделанных нами выводов. И хвала Аллаху за то, что Он даровал нам успех и помог нам отстаивать честь Пророка r, святыни Ислама и приверженцев истинной и чистой религии Единобожия. О Аллах наставь нас и впредь на истинный путь и сделай нас одними из тех, кто слушает слова и следует за лучшими из них: «Господь наш, прости нам и нашим братьям, которые уверовали раньше нас, и не помещай в сердца наши злобу по отношению к верующим. Господи, поистине Ты – Сострадательный, Милосердный!».

[158] Сура 5, «Аль-Маида» («Трапеза»), аят 71.

[159] Аль-Кумми, «Ат-тафсир», т. 1, с. 175-176.

[160] Сура 9, «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 40.

[161] «Аль-гарат», т. 1, с. 307.

[162] «Аль-гарат», т. 1, с. 210.

[163] Аль-Майсам аль-Бахрани, «Шарх нахдж аль-баляга», с. 400.

[164] Абу аль-Хадид, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 1, с. 332.

[165] ‘Иззуддин ‘Абду-ль-Хамид ибн Абу аль-Хасан ибн Абу аль-Хадид аль-Мадаини. Автор книги «Шарх нахдж аль-баляга». Один из выдающихся, достойных, заслуженных и уважаемых людей, приверженец непогрешимых и пречистых Ахлю-ль-бейт. В качестве указания на его высокое положение, большие заслуги перед религией и истинную приверженность повелителю верующих t достаточно его замечательных комментариев к «Нахдж аль-баляга», которые необычайно содержательны и заключают в себе много пользы. Он родился в первые дни месяца зу-ль-хиджжа 586 г. х. Свой двадцатитомный труд «Шарх нахдж аль-баляга» он написал для библиотеки визиря Муаййидуддина Мухаммада ибн аль-‘Альками. Завершив свой труд, он отправил его через брата Муваффикуддина Абу аль-Ма’али, и получил за это сто тысяч динаров, красивую одежду и коня. «Раудат аль-джаннет», т. 5, с. 20-21. Родился в аль-Мадаин. А в те времена в аль-Мадаин процветал шиизм, радикализм и фанатизм, и он пошел по их пути и принял их мазхаб. Он перенял их убеждения с семью основами, причем он склонялся к преувеличениям и радикализму. Затем он уехал в Багдад, где после радикального шиизма стал му‘тазилитом, и это прослеживается в его комментариях. Умер в Багдаде в 655 г. х.

[166] «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 1, с. 185.

[167] Имеется в виду Абу Бакр ас-Сыддик. Бакр – это молодой верблюд, и он презрительно назвал его «отцом верблюжонка».

[168] «Шарх ибн Абу аль-Хадид», т. 1, с. 130.

[169] Ат-Туси, «Тальхыс аш-шафи», т. 2, с. 372.

[170] ‘Али ибн аль-Хусейн ибн Муса, известный как «ас-Сеййид аль-Муртада» и прозванный «‘Алям аль-худа» (355-436 г. х.). Один из основателей шиитского мазхаба и шиитских лидеров. Шииты превозносят его брата, автора «Нахдж аль-баляга», до небес. Например, аль-Хувансари сказал о нем: «Шариф аль-Муртада был единственным в своем роде, уникальным человеком с точки зрения его знаний и понимания, его слов и его поэзии, и его авторитета, великодушия и щедрости, что же касается его сочинений, то все они – не имеющие предшественников и подобий основы мазхаба. Среди них – книга «Аш-шафи» об имамстве, и содержание этой книги вполне соответствует ее названию – она всеобъемлюща и дает ответы на все вопросы. «Раудат аль-джаннет», т. 4, с. 295. Аль-Кумми сказал о нем: «Он – господин всех ученых общины, сберегший и воскресивший наследие имамов, обладатель двух слав. У него было столько знаний в разных областях, сколько не было ни у кого, что относится к его уникальным достоинствам, которые признавали как его приверженцы, так и его противники… У него немало известных трудов – например, «Аш-шафи» об имамстве – на эту тему нет сочинений, подобных этой его книге. Аятуллах аль-Аляма говорит: «Имамиты получили от него большую пользу, и он – опора их мазхаба и автор книг, на которых основан их мазхаб». «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 2, с. 39-40.

[171] «Аш-шафи», с. 171.

[172] «Тальхыс аш-шафи», т. 2, с. 428

[173] Ат-Табарси, «Аль-ихтиджадж».

[174] Ан-Нобхати, «Аль-фирак аш-ши‘иййа», с. 41. Аль-Кумми, «Ат-тафсир», т. 1, с. 156.

[175] Аль-Кулейни, «Ар-раудат мин аль-кафи», т. 8, с. 254.

[176] Аль-Каши, «Ар-риджаль».

[177] Мухаммад ибн Мухаммад ибн ан-Ну‘ман аль-‘Акбари аль-Багдади. Родился в 338 г. х., а умер в 413 г. х. в Багдаде. Погребальную молитву по нему совершал ас-Сеййид аль-Муртада. Его прозвали «аль-Муфид», потому что «отсутствующий аль-Махди назвал его так» (как утверждают шииты). «Ма’алим аль-‘уляма’», с. 101. Это был один из великих шейхов шиитов, их лидеров и устазов, и жившие после него извлекли для себя пользу из его знания. Его заслуги в области фикха, калама и передачи хадисов широко известны, он один из самых надежных и знающих людей своего времени. В его время закончилась эпоха лидерства имамитов… У него около двухсот сочинений различного объема. «Раудат аль-джаннет», т. 6, с. 153. Шииты рассказывают, что отсутствующий (12-й) имам назвал его в своей книге верным, идущим верным путем братом и благоразумным служителем: «О искренне любящий нас служитель, наш помощник, внушающий Истину и указывающий на нее, борющийся за Истину и призывающий к ней словом правдивым…» Предисловие к «Аль-иршад», с. 4.

[178] «Аль-иршад», С. 4.

[179] «Насих ат-таварих», т. 5, с. 143-144.

[180] «‘Уйун аль-ахбар», т. 1, с. 313.

[181] «Мунтаха аль-амаль», т. 2, с. 212.

[182] Сура 58, «Аль-Муджадала» («Препирательство»), аят 9.

[183] Сура 59, «Аль-Хашр» («Сбор»), аят 9.

[184] Сура 59, «Аль-Хашр» («Сбор»), аят 10.

[185] Аль-Арбили, «Кашф аль-гумма», т. 2, с. 78.

[186] Бехауддин Абу аль-Хасан ‘Али ибн аль-Хусейн Фахруддин ‘Иса ибн Абу аль-Фатх аль-Арбили. Родился в начале седьмого века по хиджре в местности аль-Арбиль близ Мосула. Умер в Багдаде в 693 г. х. Аль-Кумми сказал о нем: «Аль-Арбили – один из крупнейших ученых имамитов, достойный ученый, поэт и литератор, выдающийся человек, обладающий большими знаниями хадисовед, великий, достойный доверия и обладающий многими достоинствами человек. Его перу принадлежит «Кашф аль-гумма фи ма‘рифат аль-аимма», написание которого он завершил в 687 г. х. Он написал немало стихов, в которых восхвалял имамов. Многие из них он приводит в «Кашф аль-гумма». Книга же эта очень ценная и полезная, «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 2, с. 14-15. А аль-Хувансари сказал о нем: «Он был одним из крупнейших шиитских хадисоведов и величайших ученых седьмого столетия. Все имамиты согласны в том, что ‘Али ибн ‘Иса – один из величайших их представителей и ученых, репутация которого безупречна, и он – признанный и надежный передатчик, «Раудат аль-джаннет», т. 4, с. 341-342.

[187] «Кашф аль-гумма», т. 2, с. 147

[188] «Аль-бурхан», т. 2, с. 125.

[189] Абу аль-Мансур Ахмад ибн ‘Али ибн Абу Талиб из Табарстана. «Этот человек – один из наших достойнейших товарищей первых веков. Он – автор книги “Аль-ихтиджадж”, которая известна и признана шиитами». Он также сказал о нем в «Амаль аль-амаль»: «Достойный ученый, надежный, заслуживающий доверия хадисовед, автор прекрасной и очень полезной книги “Аль-ихтиджадж”». «Раудат аль-джаннет», т. 1, с. 65. А ат-Табарси сказал: «Шейх, достойный ученый и благородный человек, факых и выдающийся, надежный, достойный доверия хадисовед». «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 2, с. 404.

[190] Ат-Табарси, «Аль-ихтиджадж», с. 230.

[191] Нуруллах ибн Шарафуддин аш-Шуштари. Один из крупнейших шиитских ученых Индии. Был судьей в Лахоре в эпоху Джихан-гирея, одного из правителей монголов. Был хадисоведом, оратором, редактором, достойным и благородным человеком, выдающимся ученым. Автор ряда книг о шиитском мазхабе, содержащих также опровержение доводов противников и ответ им. Казнен в Акбарабаде в одиннадцатом веке. Его называют третьим шахидом. «Раудат аль-джаннет», т. 8, с. 160.

[192] Аш-Шуштари, «Ихкак аль-хакк», т. 1, с. 16.

[193] «Аль-фуру‘ мин аль-кафи», Китаб аль-ма‘иша, т. 5, с. 68.

[194] «Кашф аль-гумма», т. 2, с. 161.

[195] Ан-Нобхати, «Фирак аш-ши‘а», с. 78.

[196] «Китаб аш-шафи», с. 238. «Шарх нахдж аль-баляга», т. 4, с. 140.

[197] Аль-Хасан аль-‘Аскари, «Ат-тафсир», с. 164-165.

[198] Аль-Муфид, «Аль-иршад», с. 268.

[199] Аль-Муфид, «Аль-иршад», с. 268.

[200] Абу аль-Фарадж ‘Али ибн аль-Хусейн ибн Мухаммад. Родился в Исфахане в 284 г. х., вырос в Багдаде. Умер в 356 г. х. Его полюбили Бану Бавейхи, и он стал их приближенным. Скорее всего, причина заключалась в том, что и он, и они были шиитами. Автор многих сочинений – литературных произведений и поэзии. Самые известные из его книг – «Аль-агани» и «Макатиль ат-талибиййин». О нем упоминает Мухсин аль-Амин при перечислении поэтов и историков. «А‘йан аш-ши‘а», т. 1, с. 175.

[201] Аль-Асфахани, «Макатиль ат-талибиййин», с. 129.

[202] Автор книги – Мирза Такый Хан Сайбахр, современник шаха Насыруддина и его сына Музаффаруддина. Его книга не имеет равных и подобных. «А‘йан аш-ши‘а», т. 2, с. 132.

[203] «А‘йан аш-ши‘а», т. 2, с. 590.

[204] Рафидиты – «отвергающие».

[205] «А‘йан аш-ши‘а», т. 2, с. 590.

[206] Аль-Каши, «Ар-риджаль», с. 18, 20.

[207] «Ар-раудат мин аль-кафи», т. 8, с. 245.

[208] Аль-Каши, «Ар-риджаль», с. 70.

[209] Аш-Шуштари, «Маджалис аль-му’минин», с. 89

[210] «Кашф аль-гумма», т. 1, с. 190.

[211] «Нахдж аль-баляга», с. 366-367.

[212] «Насих ат-таварих», т. 3, с. 2.

[213] Абу Исхак Ибрахим ас-Сакафи аль-Куфи аль-Асфахани. Родился около 200 г. х., а умер в Исфахане в 238 г. х. Один из выдающихся шиитских авторов и передатчиков. Ан-Навари ат-Табарси сказал о нем: «Ибрахим ас-Сакафи известен и признан нашими товарищами. Он – один из крупнейших авторов и передатчиков, как следует из его биографии, и от него передавали достойные люди». «Аль-мустадрак», т. 3, с. 549-550. А аль-Хувансари сказал о нем в «Раудат аль-джаннет», что он шейх-хадисовед, распространитель мазхаба, Абу Исхак Ибрахим ас-Сакафи аль-Асфахани, автор книги «Аль-гарат», из которой в «Аль-бихар» приводится немало сведений… И у него около пятидесяти замечательных сочинений. «А‘йан аш-ши‘а», т. 2, с. 103.

[214] «Нахдж аль-баляга», с. 81, хутба 37.

[215] ‘Али аль-Бахрани, «Манар аль-худа», с. 373. «Насих ат-таварих», т. 3, с. 532.

[216] Ибн Майсам, «Шарх нахдж аль-баляга», с. 488.

[217] Мухаммад ибн аль-Хасан ибн ‘Али ат-Туси. Родился в 385, а умер в 460 г. х. в Неджефе. Прозван «шейх ат-таифа». «Танкых аль-макаль», т. 3, с. 105. «Опора шиитов, человек, поднявший их знамена, их шейх и признанный лидер. Его перу принадлежат сочинения во всех исламских науках. В этом он был примером и имамом. Из его книг получили знание многие люди. Сам он учился у аль-Муфида, ас-Сеййида аль-Муртада и других». «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 2, с. 357. Он – автор двух из четырех шиитских «Сахихов» - книг «Ат-тахзиб» и «Аль-истибсар». Его перу принадлежат сочинения во всех исламских науках, и к его трудам обращаются по всем вопросам. «Раудат аль-джаннет», т. 6, с. 216.

[218] Имеется в виду состоявшаяся в декабре 656 года под Басрой битва между сторонниками ‘Али t, считавшими, что он должен стать халифом после ‘Усмана t, и его противниками, которых возглавляли Тальха, аз-Зубайр и ‘Аиша, да будет доволен ими всеми Аллах. Во время битвы ‘Аиша сидела в защищённом паланкине, установленном на верблюде, вокруг которого разгорелась решающая схватка, в связи с чем это сражение, завершившееся победой ‘Али, и стали называть “верблюжьей битвой” или же “днём верблюда”.

[219] «Аль-усуль мин аль-Кафи», китаб аль-худжжа, т. 1, с. 277.

[220] «Аль-усуль мин аль-Кафи», китаб аль-худжжа, т. 1, с. 277.

[221] Слова ‘Али t, сказанные им, когда люди хотели присягнуть ему после убийства ‘Усмана t. «Нахдж аль-баляга», хутба 92, с. 136.

[222] Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 23, с. 390.

[223] «Аль-усуль мин аль-кафи», китаб аль-худжжа, т. 1, с. 422. Этот мерзкий человек считает, что Коран искажен, и в него внесены добавления, и из него что-то изъято! Так поступили шииты: не обнаружив там ни слова, ни полслова об имамстве ‘Али t, они заявили, что Коран подвергся искажению. Фанатизм, доводящий человека до того, что он начинает клеветать и наговаривать на Аллаха, поистине омерзителен. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха. Автор данной книги доказал всю несостоятельность их утверждений, опираясь на их же источники и обращая их слова против них же, в своей книге «Аш-ши‘а ва ас-сунна».

[224] «Аль-усуль мин аль-кафи», т. 1, с. 180. Удивительно то, что Единобожие для них вообще неважно: пусть каждый из них поклоняется, чему хочет, лишь бы он верил в непогрешимых имамов. Мы видим, как они поклоняются их могилам и гробницам и клянутся их именами. А об Аллахе они и не вспоминают… Пусть Он выведет их на истинный путь!

[225] Аль-Кумми, «Аль-и‘тикадат», с. 130.

[226] Один из крупнейших шиитских ученых аль-Хади Кашиф аль-гыта’ (1289-1361) сказал об этой книге в своей книге «Мустадрак нахдж аль-баляга»: «Книга “Нахдж аль-баляга” или то, что выбрал Абу аль-Хасан Мухаммад ар-Рида из слов нашего господина повелителя верующих… одна из величайших исламских книг… Она – свет для тех, кто осветил ею свой путь, спасение для тех, кто схватился за нее, довод и доказательство для тех, кто опирается на нее и суть для тех, кто размышляет над сказанным в ней». Предисловие к «Мустадрак нахдж аль-баляга», с. 5. Он также сказал: «Мы убеждены в том, что все хутбы, наставления, постановления и высказывания в этой книге – на таком же уровне, что и передаваемое от Пророка r и от Ахлю-ль-бейт из числа достоверных сообщений». «Мустадрак нахдж аль-баляга», с. 191. А вот что он сказал о комментариях Мухаммада Абдо, одного из шейхов египетского «Аль-азхара»: «Одни из лучших комментариев к ней сделаны ученым, шейхом Мухаммадом ‘Абдо. Его комментарии кратки, но содержательны. «Мустадрак нахдж аль-баляга», с. 192. А вот что сказал один из ученых-суннитов об этой книге: «Ее сочинил для них аш-Шариф ар-Радый, и в этом ему помогал его брат аль-Муртада. Они брали короткую речь, передаваемую от повелителя верующих, и добавляли к ней… Достоверных высказываний ‘Али t в этой книге – десятая часть, если не двадцатая. Все остальное – слова ар-Радыйа и аль-Муртада». Шах ‘Абду-ль-‘Азиз ад-Дахляви, «Мухтасар ат-тухфат аль-исней ‘ашриййа», с. 58. И, несмотря на то, что книга эта была написано спустя долгое время после смерти ‘Али, его высказывания приводятся в ней без иснада.

[227] «Нахдж аль-баляга», хутба 92, с. 136.

[228] «Шарх нахдж аль-баляга», т. 1, с. 132.

[229] «Шарх нахдж аль-баляга», т. 1, с. 135.

[230] «Нахдж аль-баляга», с. 322.

[231] Абу аль-Фадль Наср ибн Маззах ат-Тамими аль-Куфи, прозванный «аль-‘Аттар». Один из передатчиков первых веков, на уровне поколения, заставшего сподвижников, и в первых трех ступенях пречистых имамов. «Раудат аль-джаннет», т. 8, с. 166. Ан-Наджаши сказал: «Идущий верным путем, праведный человек, автор книг “Сафин”, “Аль-джемаль” и “Макталь аль-Хусейн” и других». Ан-Наджаши, с. 301-302.

[232] «Сафин», с. 105.

[233] «Тарих раудат ас-сафа».

[234] Ат-Туси, «Аль-амали», т. 2, с. 121.

[235] Ат-Табарси, «Аль-ихтиджадж», с. 50.

[236] «Асль аш-ши‘а ва усулюха», с. 91.

[237] Ибн Абу аль-Хадид, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 1, с. 132.

[238] Ибн Абу аль-Хадид, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 1, с. 134-135.

[239] «Нахдж аль-баляга», с. 136.

[240] Ахмад ибн Абу Йа‘куб ибн Джа‘фар, шиитский писатель времен Аббасидов. Его дед был вольноотпущенником Абу аль-Мансура, и он любил путешествовать. Он объехал мусульманские страны на Востоке и Западе, и в 260 г. х. посетил Армению, а потом поехал в ар-Рамну, после чего вернулся в Египет и страны Магриба. Во время своей поездки по странам он написал книгу «Китаб аль-бульдан», а также «Ат-тарих». У него есть и другие книги. Умер в 284 г. х. «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 3, с. 246. А автор «А‘йан аш-ши‘а» упомянул о нем среди шиитских историков.

[241] Аль-Йа‘куби, «Ат-тарих», т. 2, с. 132-133.

[242] Аль-Йа‘куби, «Ат-тарих», т. 2, с. 158.

[243] Аль-Йа‘куби, «Ат-тарих», т. 2, с. 138.

[244] У нас, суннитов, имеется немало подобных сообщений о том, что Абу Бакр советовался со своими сподвижниками в различных вопросах, и среди тех, с кем он советовался, был ‘Али t, и он предпочитал его мнение мнению других: «Аль-бидайат ва ан-нихайа» Ибн Кясира, «Рийад ан-нудра» Мухибба ат-Табари, «Кянз аль-‘уммаль», «Тарих аль-мулюк ва аль-умам» ат-Табари, «Ат-тарих» Ибн Хальдуна и так далее... Однако мы обещали не обращаться к иным источникам, кроме шиитских и не станем отступать от выбранного пути.

[245] Аль-Муфид, «Аль-иршад», с. 107.

[246] «Шарх нахдж аль-баляга», т. 4, с. 228.

[247] «Шарх нахдж аль-баляга», т. 2, с. 718. «‘Умдат ат-талиб», с. 361.

[248] «Аль-иршад», с. 186.

[249] «‘Умдат ат-талиб», т. 3, с. 352. «Хакк аль-йакын», с. 213.

[250] В сборнике Абу Дауда упоминается о том, что ‘Али t сказал: «Однажды мы с аль-‘Аббасом, Фатымой и Зейдом ибн Харисой пришли к Пророку r, и я сказал: “О Посланник Аллаха! Предоставь мне право распоряжаться хумусом, о котором говорится в Книге Всевышнего Аллаха, и я разделю его при твоей жизни, чтобы потом никто не оспаривал мое решение”. И я разделил его при жизни Посланника Аллаха r. Потом Абу Бакр также предоставил мне это право, а в последний год правления ‘Умара к нему привезли много богатств, и он выделил из них столько, сколько причитается нам, и послал это мне. Я же сказал: “В этом году мы не нуждаемся в этом, а мусульмане нуждаются. Распредели же это среди них” – и он распределил его среди них».

[251] Ибн Абу аль-Хадид, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 4, с. 118.

[252] Ат-Табарси, «Аль-ихтиджадж», с. 53, «Китаб Салим ибн Кайс», с. 253. Аль-Маджлиси, «Мир’ат аль-‘укуль», с. 388.

[253] «Тальхыс аш-шафи», с. 354.

[254] Ат-Туси, «Аль-амали», т. 1, с. 38.

[255] Благородные сподвижники Посланника Аллаха r всегда думали о делах Пророка r, и их заботило то же, что и его, потому что они любили его и были искренне преданны ему… Смотрите, как они слушались его, как следовали за ним…

[256] Посмотрите, как сподвижники любили и жалели друг друга, сочувствовали и помогли друг другу, вопреки утверждениям шиитов.

[257] Шииты не стыдятся придумывать подобные истории и приписывать подобные пошлые фразы благородным и даже непогрешимым, согласно их убеждениям, личностям…

[258] Радикальные шииты вроде аль-Кумми и аль-Маджлиси передают такую историю: «Когда Посланник Аллаха r захотел выдать Фатыму за ‘Али, он сообщил ей об этом, и она сказала: “Тебе, конечно же, лучше знать… Только курейшитки говорят мне о нем, что он мужчина с большим животом, длинными руками, широкими и тяжелыми плечами, с залысинами по обеим сторонам лба, с большими глазами, у него лопатки как лопатки верблюда, веселый, и у него нет имущества”. Пророк r же не опроверг эти описания (согласно шиитским источникам), а сказал: “О Фатыма! Разве не знаешь ты, что Аллах управляет этим миром, и что Он избрал меня над всеми людьми, а тебя избрал над женщинами миров? Фатыма, поистине, когда я был вознесен на небо, я увидел на камне в Иерусалиме надпись: нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – Посланник Аллаха, Я поддержал его помощником и помог ему этим помощником. И я спросил: а кто мой помощник? Он сказал: ‘Али ибн Абу Талиб”». Аль-Кумми, «Ат-тафсир», т. 1, с. 336. «Джаля аль-‘уйун», т. 1, с. 185.

[259] «Джаля аль-‘уйун», т. 1, с. 169.

[260] «Аль-амали», т. 1, с. 39. «Джаля аль-уйун», т. 1, с. 176.

[261] Абу аль-Муаййад аль-Муваффак ибн Ахмад аль-Хаварезми, шиитский факых, хадисовед, оратор и поэт. Его перу принадлежит книга о достоинствах Ахлю-ль-бейт. Умер в 568 г. х. «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 2, с. 11-12.

[262] Аль-Хаварезми, «Аль-манакыб», с. 251-152. «Кашф аль-гумма», т. 1, с. 358. Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 10, с. 38-39. «Джаля аль-‘уйун», т. 1, с. 184.

[263] «Кашф аль-гумма», т. 1, с. 348-349. «Бихар аль-анвар», т. 1, с. 47-48.

[264] Аль-Йа‘куби, «Ат-тарих», т. 2, с. 117.

[265] Аль-Йа‘куби, «Ат-тарих», т. 2, с. 117.

[266] Ат-Туси, «Аль-амали», т. 1, с. 107.

[267] «Джаля аль-‘уйун», с. 235, 242.

[268] «Джаля аль-‘уйун», с. 237.

[269] «Кашф аль-гумма», т. 1, с. 504.

[270] «Китаб Салим ибн Кайс», с. 353.

[271] «Китаб Салим ибн Кайс», с. 255.

[272] Сура 29 «Аль-Анкабут» («Паук»), аят 41.

[273] «Аль-усуль мин аль-кафи», Китаб аль-худжжа, т. 1, с. 472.

[274] Джамалюддин Ахмад ибн ‘Али ибн аль-Хусейн аль-Хасани, автор книги «‘Умдат ат-талиб». Аль-Кумми сказал о нем: «Величественный человек, сеййид, один из выдающихся ученых шиитов-имамитов. Учился двенадцать лет у сеййида Абу аль-Маиййа… умер в 828 г. х. «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 1, с. 350.

[275] Аль-Муфид, «Аль-иршад», с. 253.

[276] Са‘ид ибн Хибатуллах ибн аль-Хасан, родился в шестом веке по хиджре. Умер в 573 г. х. в Куме и похоронен там. Выдающийся ученый, факых, хадисовед, толкователь Корана, редактор, надежный, достойный доверия передатчик, автор книги «Аль-хараидж ва аль-джараих», а также «Кысас аль-анбийа» и «Шарх ан-нахдж». Один из величайших шиитских хадисоведов. «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 3, с. 58.

[277] «Джаля аль-‘уйун», с. 673-674.

[278] То есть порожденный Абу Бакром, появившийся из семени, вышедшего из его чресел.

[279] Ад-Данбали, «Ад-дуррат ан-наджафиййа», с. 113.

[280] «Аль-иршад», с. 186.

[281] Аль-Йа‘куби, «Ат-тарих», т. 2, с. 213.

[282] Абу аль-Фарадж аль-Асфахани, «Макатиль ат-талибиййин», с. 142. «Кашф аль-гумма», т. 2, с. 64.

[283] Аль-Йа‘куби, «Ат-тарих», т. 2, с. 213. «Мунтаха аль-амаль», т. 1, с. 240.

[284] «Макатиль ат-талибиййин», с. 87.

[285] «Ат-танбих ва аль-ишраф», с. 263.

[286] «Кашф аль-гумма», т. 2, с. 74.

[287] «Макатиль ат-талибиййин», с. 561-562.

[288] «Аль-иршад», с. 302-303, «Аль-фусуль аль-мухимма», с. 242. «Кашф аль-гумма», т. 2, с. 237.

[289] «Кашф аль-гумма», т. 2, с. 90.

[290] «Кашф аль-гумма», с. 334. «Аль-фусуль аль-мухимма», с. 283.

[291] Фадак – деревня (оазис) в Хайбаре или в Хиджазе. Там был источник воды и пальмы. Аллах даровал Фадак Пророку r без военных действий.

[292] Камалюддин Майсам ибн ‘Али Майсам аль-Бахрани. Родился в седьмом веке по хиджре. Выдающийся ученый, знаток религии, философ, редактор, мудрец, умело оперировавший умозрительными и передаваемыми доказательствами, наставник великих и благородных. Автор комментариев к «Нахдж аль-баляга». Говорят, что ат-Туси учился у него. Умер в 679 г. х. «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 1, с. 419. Его перу принадлежат замечательные сочинения, подобных которым никогда не было. «Раудат аль-джаннет», т. 7, с. 218.

[293] Аль-Бахрани, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 5, с. 107.

[294] Ад-Данбали, «Ад-дурра ан-наджафиййа», с. 331-332.

[295] Аль-Бахрани, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 5, с. 107. «Ад-дуррат ан-наджафиййа», с. 332.

[296] Редко находятся такие наглые и смелые в выражениях люди, как аль-Маджлиси. Он поливает грязью любого сподвижника Пророка r, о котором упоминает, проклинает его, обвиняет во всех смертных грехах и называет кафиром. В главе о Фадаке он пишет, что когда Абу Бакр потребовал от Фатымы привести свидетелей, которые подтвердили бы, что Фадак действительно принадлежит ей, ‘Али сказал ему: «Ты требуешь свидетелей? Разве свидетели это все?» Абу Бакр ответил: «Да». Тогда ‘Али сказал: «А если бы свидетели засвидетельствовали, что Фатыма совершила прелюбодеяние, что бы ты сделал?» Он ответил: «Подверг бы ее установленному наказанию, как и любую другую женщину!» Аль-Маджлиси, «Хакк аль-йакын», с. 193. Посмотрите, какие отвратительные истории придумывает этот человек, какие мерзкие слова приписывает достойным и благородным людям…

[297] Аль-Бахрани, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 5, с. 107.

[298] «Аль-усуль мин аль-кафи», т. 1, с. 34.

[299] «Аль-усуль мин аль-кафи», т. 1, с. 32.

[300] Аль-Кумми, «Китаб аль-хисаль», с. 77.

[301] Аль-Кумми, «Китаб аль-хисаль», с. 77.

[302] «Аль-фуру‘ мин аль-кафи», Китаб аль-васайа, т. 7, с. 47-48.

[303] «Аль-фуру‘ мин аль-кафи», т. 7, с. 137.

[304] «Аль-фуру‘ мин аль-кафи», т. 4, с. 347.

[305] «Хакк аль-йакын», с. 202-203.

[306] Аль-Муртада, «Аш-шафи», с. 231.

[307] Ибн Абу аль-Хадид, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 4, с. 82.

[308] Ибн Абу аль-Хадид, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 4, с. 82.

[309] «Аль-усуль мин аль-кафи», т. 1, с. 539.

[310] «Аль-усуль мин аль-кафи», т. 1, с. 543.

[311] Аль-Бухари и Муслим.

[312] Аль-Бухари и Муслим.

[313] Ат-Тирмизи.

[314] «Нахдж аль-баляга», с. 557.

[315] Аль-Бахрани, «Шарх нахдж аль-баляга», с. 463. «Ад-дурра ан-наджафиййа», с. 394.

[316] Ибн Абу аль-Хадид, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 4, с. 519.

[317] «Нахдж аль-баляга», с. 350.

[318] Ибн Абу аль-Хадид, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 3, с. 92.

[319] Аль-Бахрани, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 4, с. 96-97.

[320] «Нахдж аль-баляга», с. 193.

[321] «Нахдж аль-баляга», с. 203-204.

[322] Сура 24, «Ан-Нур» («Свет»), аят 55.

[323] Все произошло так, как он сказал. После его смерти отворились врата искушений и смут, и они не закрыты и по сей день. Об этом же говорится и в одном из хадисов.

[324] «Бихар аль-анвар», т. 4.

[325] Абу Ханифа ад-Динавари Ахмад ибн Дауд из числа жителей города ад-Динавар в горах Хамдана. Надежный, достойный доверия передатчик, известный своей правдивостью, как описал его Ибн ан-Надим. Умер в 281, 282 или 290 г. х. Много знания перенял от Йа‘куба ибн Исхака аль-Лейси ан-Нахви, который тоже был шиитом. Имамит. «Аз-зари‘а иля тасаниф аш-ши‘а», т. 1, с. 339.

[326] Ахмад ибн Дауд ад-Динавари, «Аль-ахбар ат-тываль», с. 152.

[327] «Китаб аш-шафи фи аль-имама», с. 213.

[328] Мухибб ат-Табари, «Рийад ан-нудра», т. 2, с. 85.

[329] Аль-Байхакы, т. 10, с. 130. Ибн Асир, «Аль-камиль», т. 2, с. 201. Аль-Бухари, «Ат-тарих аль-кабир», т. 4, с. 145.

[330] Ибн Адам, «Китаб аль-харрадж», с. 23. Аль-Балязари, «Футух аль-бульдан», с. 74.

[331] Ибн Абу аль-Хадид, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 3, с. 146. Ибн аль-Джаузи, «Сират ‘Умар», с. 193.

[332] ‘Алям аль-худа, «Аш-шафи», с. 171. Ат-Туси, «Тальхыс аш-шафи», т. 2, с. 428

[333] Аль-Хаким, «Мустадрак» т. 3, с. 93.

[334] Ибн Са‘д, «Табакат», т. 3, с. 269-270.

[335] Ибн Абу аль-Хадид, «Шарх нахдж аль-баляга», т. 3, с. 147.

[336] «Аш-шафи», т. 2, с. 428.

[337] Ат-Туси, «Тальхыс аш-шафи», т. 2, с. 428.

[338] Аль-Кумми, «‘Уйун ахбар ар-Рида», т. 1, с. 313. Аль-Кумми, «Ма‘ани аль-ахбар», с. 110.

[339] Аль-Мас‘уди, «Мурудж аз-захаб», т. 3, с. 51. «Насих ат-таварих», т. 2, с. 144.

[340] «Ар-раудат мин аль-кафи», т. 8, с. 101.

[341] Аль-Йа‘куби, «Ат-тарих», т. 2, с. 149-150.

[342] Ат-Табари, «Тарих аль-умам ва аль-мулюк», т. 5, с. 16.

[343] Ибн Кясир, «Аль-бидайат ва ан-нихайа», т. 7, с. 139.

[344] Ибн аль-Асир, «Аль-камиль», т. 3, с. 29.

[345] Ибн Са‘д, «Табакат», с. 340.

[346] «Аль-кафи фи аль-фуру‘», т. 6, с. 115-116. «Аль-истибсар», т. 3, с. 353. «Тахзиб аль-ахкам», т. 8, с. 161.

[347] «Тахзиб аль-ахкам», т. 9, с. 262.

[348] «Аш-шафи», с. 116.

[349] «Танзих аль-анбийа’», с. 141.

[350] Рашидуддин Абу Джа‘фар Мухаммад ибн ‘Али ибн Шахр Ашуб ас-Сарури аль-Мазендрани. Гордость шиитов, распространитель Шариата, воскресивший достоинства, и был он морем знаний. Шейх имамитских шейхов, автор книги «Аль-манакыб» и других. Он был имамом и уникальным человеком своего времени. Для шиитов он – словно аль-Хатыб аль-Багдади для суннитов. Умер в 588 г. х. в Алеппо. «Аль-куна ва аль-алькаб», т. 1, с. 321.

[351] Ибн Шахр Ашуб, «Манакыб аль Аби Талиб», т. 3, с. 162.

[352] Аль-Арбили, «Кашф аль-гумма фи ма‘рифат аль-аимма», с. 10.

[353] Ибн Абу аль-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.