МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕСтр 1 из 22Следующая ⇒
Казаков О.Л., Царькова Н.И. ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ: Учебно-методическое пособие. М.: МГИУ, 2009, -
(Аннотация) В пособии изложены основные положения курса «Теория оптимального управления (в промышленном менеджменте, экономических систем)». Собраны теоретические сведения о наиболее распространенных современных методах оптимального управления в экономике, а также материалы по методике их практического освоения. Пособие включает вопросы для самопроверки усвоения теоретических положений, примеры решения задач и задания для самостоятельной работы.
Содержание
Введение………………………………………………………………….. 4 1. Модели оптимизации в экономике…………………………………..10 1.1. Задача об использовании ресурсов (оптимального планирования производства)………………………………………………………………….10 1.2. Задача определения объема выпуска валовой продукции…….11 1.3. Задача оптимального распределения валовых капитальных вложений………………………………………………………………………13 1.4. Задачи условной оптимизации…………………………………..15 1.5. Метод множителей Лагранжа…………………………………..16 Вопросы для самопроверки…………………………………………….17 Примеры решения задач……………………………………………….18 Задания для самостоятельной работы…………………………………24
2. Экономика как объект математического моделирования…………38 2.1. Схема производства и распределения продукции, накопления и потребления………………………………………………………………….38 2.2. Классификация моделей экономических систем…………….40 2.3. Разновидности структурных схем управления экономическими системами……………………………………………………………………42 2.4. Формализованная производственно-технологическая модель экономики…………………………………………………………………..44 2.5. Задачи оптимизации и оптимального управления в экономике…………………………………………………………………………….47 Вопросы для самопроверки………………………………………….51
3. Модели оптимального управления в экономике………………..53 3.1. Задача оптимального управления развитием экономики….53 3.2. Модель развития экономики: магистральная теория………55 3.3. Задача оптимального управления распределением валовых капитальных вложений……………………………………56 3.4. Общий вид задачи оптимального управления………………58 3.5. Метод решения задачи оптимального управления…………59 3.6. Принцип максимума Понтрягина……………………………60 3.7. Синтез оптимального управления……………………………61 Вопросы для самопроверки………………………………………….62 Примеры решения задач……………………………………………..63 Задания для самостоятельной работы………………………………70
Заключение……………………………………………………………72
Приложения……………………………………………………………74 Приложение 1. Решение задач линейного программирования в OpenOffice.org Calc…………………………………………………………75 Приложение 2. Планирование центром оптимального распределения капитальных вложений между предприятиями методом динамического программирования………………………………………………………….80 Приложение 3. Применение метода ДП для поиска оптимального управления предприятием…………………………………………………87 Приложение 4. Учет начальных условий. Траектория выхода на магистраль……………………………………………………………………….93 Приложение 5. Постановка задачи и критерии оптимального управления в динамических системах…………………………………………….99 Приложение 6. Построение траекторий управляемых процессов…114 Приложение 7. Поиск оптимального управления непрерывными детерминированными процессами методами Лагранжа-Понтрягина……..125 Приложение 8. Принцип максимума для дискретных систем……133 Приложение 9. Постановка и решение задачи оптимального управления непрерывными процессами методом ДП в общем виде………….143
Список литературы…………………………………………………….146
ВВЕДЕНИЕ
Экономика служит для удовлетворения потребностей общества в предметах потребления. Внешняя среда существования национальной экономики включает природу, мировую экономику и общество. Элементами экономики являются хозяйственные единицы (предприятия, фирмы, банки и т.п.). Они объединяются в две основные подсистемы экономики - производственную и финансово-кредитную. Эффективность экономики зависит от продуктивности хозяйственных единиц, взаимоотношений между ними и влияния внешней среды. Эта зависимость выражается устойчивыми количественными закономерностями, следовательно, может быть представлена математическими моделями. Под управлением экономикой понимается организация процессов для достижения установленной цели. Оптимальное управление представляет выработку непрерывной во времени функции управления, позволяющей поддерживать экономику в таком состоянии, которое выражается непрерывной во времени функцией и соответствует установленному критерию оптимальности. В настоящее время весьма важным и актуальным является вопрос о практической значимости математических методов для решения различных экономических задач. Подобные вопросы, обостряемые господствующей в настоящее время прагматичностью и утилитарностью мышления, закономерно возникают у студентов, изучающих соответствующий материал. Ответ на поставленный вопрос является актуальным и для различного ранга руководителей и специалистов, находящихся в условиях постоянного поиска путей повышения эффективности функционирования руководимых ими экономических структур. Остановимся кратко на данной проблеме, поскольку ее сложность и многоплановость приводят к существованию различных точек зрения. Прежде всего, подчеркнем, что удивительно высокая эффективность математики в естественных и технических науках постоянно подтверждается всей практической деятельностью человека; подчас даже выдающиеся ученые нашего времени пишут эмоциональные статьи о «непостижимой эффективности математики в естественных науках». Наиболее грандиозные технические проекты XX века — развитие авиации, освоение атомной энергии, выход в космос — без использования мощного математического инструментария не могли бы быть осуществлены в современном виде и качестве при минимальном количестве катастрофических ошибок. Для экономических наук и экономики вообще дело обстоит сложнее, однако даже самый общий взгляд на проблему приводит к осознанию того, что тезис о возможной высокой эффективности математики в экономике является вполне естественным и логичным. Действительно, вся математика изначально и многие ее разделы впоследствии своим происхождением и развитием обязаны именно практической, хозяйственной, экономической жизни общества. Выйдя из самих ее основ и неоднократно пройдя классический цикл «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», развив в себе мощные количественные методы анализа, математика не может не найти эффективные приложения в самых различных сферах человеческой деятельности. Данное обстоятельство подчеркивает, в частности, неправомерность острого противопоставления математики и реального мира, равно как теории и практики вообще. В то же время, справедливость общих положений еще не означает их безусловного приоритета в каждом конкретном случае, а любой метод в любой области знания имеет свою сферу применения, подчас весьма ограниченную. По этим причинам не следует преувеличивать и тем более абсолютизировать роль и возможности математических методов и математики вообще — возникающие «натяжки» легко выявляются и вызывают у обучающихся негативное отношение к предмету. Как показывает практика, существует широкий класс экономических структур, управление которыми осуществляется на интуитивном уровне без какого-либо использования математических моделей и методов и дает вполне приемлемые результаты. К таким структурам относятся, как правило, организации, работа которых трудно поддается формализации и не может быть описана четкими количественными показателями и критериями, либо отдельные предприятия мелкого масштаба. Применение математики в организациях и на предприятиях такого типа сводится к элементарным арифметическим расчетам в рамках задач бухгалтерского учета. Данные обстоятельства создают и укрепляют иллюзию возможности успешного управления любыми экономическими системами без использования какой-либо серьезной математики вообще. Однако такая точка зрения является излишне упрощенной: имеющиеся примеры не умаляют прикладных возможностей математики, а лишь свидетельствуют о возможности и функционирования некоторых экономических структур без должного математического обеспечения, оставляя при этом открытым вопрос об эффективности самого функционирования. Ситуация кардинально меняется при управлении экономическими и техническими системами, характеризующимися сложной организационной структурой, высоким уровнем технической оснащенности, широким диапазоном возможных производственных ситуаций, быстрым изменением условий функционирования. В таких условиях интуиция, догадка, «чутье» как основа принятия управленческих решений — несмотря на отдельные достоинства интуитивного подхода — зачастую оказываются малопродуктивными! Действительно, интуиция формируется лишь на основе ранее приобретенного опыта и накопленных знаний в той или иной сфере деятельности, что требует значительных временных затрат, сопряжено с неизбежными ошибками в управлении и сопровождается устойчивым снижением экономической эффективности. В жестких экономических условиях данный путь может «слишком дорого стоить» и оказаться непозволительной роскошью. Более того, для целесообразного управления сложными экономическими системами недостаточно ведущихся на каждом предприятии бухгалтерских расчетов, которые лишь отражают сложившееся положение вещей и не ориентированы на поиск оптимальных управленческих решений (хотя исходные данные и результаты таких расчетов могут служить материалом для реализации оптимизационных задач управления). Ошибки в управлении сложными дорогостоящими или даже уникальными экономическими системами имеют чрезвычайно высокую цену. Для исключения или, по меньшей мере, снижения риска возникновения таких ошибок неизбежно приходится прибегать к использованию математических моделей, уматывающих и выражающих в математической форме весь спектр существенных соотношений между различными количественными характеристиками и параметрами управляемых систем и окружающего их реального мира. Иными словами, математическая модель представляет собой математическое описание исследуемых систем, процессов или явлений (конечно, не абсолютно точное, а приближенное). Задачи управления, опирающиеся на грамотно построенные математические модели, приводят к достоверным, приемлемым для практического применения результатам, однако являются весьма сложными, и для их решения, как правило, не существует простых рецептов и явных формул. Тем самым объективно возникает потребность в разработке специальных математических методов решения поставленных задач. Как показывает история науки последнего времени, рациональное применение математических методов может дать исключительно весомый дополнительный экономический эффект, многократно окупающий затраты на постановку и исследование задачи управления, разработку или адаптацию метода ее решения и реализацию его на ЭВМ. Не случайно современный развитый мир является свидетелем нарастающего процесса математизации широкого спектра наук: экономических, социальных и даже чисто гуманитарных, не говоря уже о естественных и технических. При этом проявляется следующая общая закономерность: чем крупнее масштаб управляемых систем, тем более весомый экономический эффект дает применение математических методов не только в абсолютном, но и в относительном исчислении. Ускоренному проникновению математики в различные сферы деятельности человека в значительной степени способствует бурное развитие компьютерных технологий. Само появление ЭВМ с их большой вычислительной мощностью позволило ставить и решать столь сложные задачи, подступиться к которым без помощи ЭВМ было совершенно немыслимо. Обрела практический смысл разработка сложных математических методов и алгоритмов управления, значительная часть которых без привязки к ЭВМ превращается в отвлеченное формализованное построение. Как признают многие ведущие ученые мира, целенаправленное использование вычислительной мощности ЭВМ является принципиально новым методом познания реального мира: огромный количественный рост производительности вычислений привел к качественным сдвигам в науке в целом и в математике в частности. В современных условиях математические методы реализуются, как правило, в виде специального программного обеспечения для ЭВМ и их наиболее широкого класса — персональных компьютеров. Важно заметить, что при этом многие сложности и специфика реализуемых математических методов скрываются за фасадом простого и удобного пользовательского программного интерфейса; часто складывается обманчивое впечатление, что математика не играет здесь никакой существенной роли, хотя дело обстоит совершенно наоборот! Математическим методам свойственно различаться глубиной логического анализа. В связи с этим подчеркнем, что любую задачу управления с достаточной для практических целей точностью можно решить путем последовательного рассмотрения всех допустимых вариантов управления, или методом перебора (если множество допустимых вариантов бесконечно, то перебор проводится с некоторым малым приращением значений управляющих параметров). Логика метода перебора является наиболее простой и, тем самым, весьма привлекательной для реализации. Однако за внешней простотой данного метода скрывается следующая серьезная проблема: объем вычислительных работ, связанных с простым перебором, для сложных реальных задач может оказаться столь велик, что с его проведением в разумные приемлемые сроки не смогут справиться даже самые мощные ЭВМ. В то же время практическую значимость представляет не столько потенциальная, сколько актуальная разрешимость задачи: решение задачи управления, являясь оптимальным или близким к таковому, должно быть получено оперативно, в режиме «реального времени», иначе оно устареет и потеряет свою значимость еще до окончания поиска решения. В соответствии с данным обстоятельством возникает объективная необходимость в разработке иных более эффективных методов решения, пусть логически более сложных, но позволяющих снизить трудоемкость вычислений. Отметим, что методологическая проблема выбора наиболее адекватной формы изложения сложных математических дисциплин для студентов экономических специальностей не является окончательно решенной. Ограниченность часов на изучение темы, сильно варьирующийся уровень математической подготовки студентов, да и сами цели обучения студентов-экономистов требуют специального подхода к преподаванию. В этих условиях особую важность приобретают вопросы соблюдения баланса между строгостью и доступностью изложения, а неизбежный отказ от излишней формализации и строгих доказательств не должен сопровождаться потерей логики и стройности изложения. Высокая потенциальная эффективность математизации не реализуется самопроизвольно, а требует подготовки математически грамотных специалистов. Подчас даже неглубокой математической подготовки достаточно, чтобы понять, на каком направлении деятельности предприятия или организации могут быть полезны математические оценки, прогнозы и оптимизация. Напротив, недостаточный уровень подготовки и понимания возможностей математики может служить причиной отказа от применения математических методов даже в тех случаях, когда они заведомо позволят выявить скрытые резервы и дать значительный дополнительный экономический эффект. Не подлежит сомнению, что изучение математики формирует системность и аналитичность мышления, исключительно важные для специалистов любых направлений. При этом важно показать, что математика не есть «абстрактное искусство», демонстрирующее излишнее усложнение действительности, — ее изучение позволяет овладеть мощными методами количественного анализа, имеющими широкие практические приложения. Данное положение во многом определяет отношение студентов-экономистов ко всему циклу математических дисциплин. Экономика служит для удовлетворения потребностей общества в предметах потребления. Внешняя среда существования национальной экономики включает природу, мировую экономику и общество. Элементами экономики являются хозяйственные единицы (предприятия, фирмы, банки и т.п.). Они объединяются в две основные подсистемы экономики - производственную и финансово-кредитную. Эффективность экономики зависит от продуктивности хозяйственных единиц, взаимоотношений между ними и влияния внешней среды. Эта зависимость выражается устойчивыми количественными закономерностями, следовательно, может быть представлена математическими моделями. Под управлением экономикой понимается организация процессов для достижения установленной цели. Оптимальное управление представляет выработку непрерывной во времени функции управления, позволяющей поддерживать экономику в таком состоянии, которое выражается непрерывной во времени функцией и соответствует установленному критерию оптимальности. Для изложения теории оптимального управления используется следующая схема. В первой части курса лекций приводятся характерные модели оптимизации в экономике, служащие базой для постановки задач оптимального управления и их решения. Во второй части экономика рассматривается как объект математического моделирования. Даются основные понятия и обозначения. Определяются задачи оптимизации и оптимального управления в экономике. В заключительной третьей части строятся модели оптимального управления в экономике и рассматриваются принципы их решения. Для изложения теории оптимального управления используется следующая схема. В первой части курса лекций приводятся характерные модели оптимизации в экономике, служащие базой для постановки задач оптимального управления и их решения. Во второй части экономика рассматривается как объект математического моделирования. Даются основные понятия и обозначения. Определяются задачи оптимизации и оптимального управления в экономике. В заключительной третьей части строятся модели оптимального управления в экономике и рассматриваются принципы их решения.
МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ 1.1. Задача об использовании ресурсов (оптимального планирования производства)
Будем рассматривать статическую задачу планирования, в которой параметры остаются неизменными на всем плановом периоде. Пусть конечный продукт как часть валового продукта состоит из видов продукции (номенклатура продукции). Целью увеличения объема конечного продукта, а следовательно, и валового продукта выберем максимизацию дохода (выручки) от реализации этой продукции. Если - доход (выручка, цена) от реализации единицы продукции -ого вида ( ). Тогда, если планируется выпустить единиц продукции -ого вида, то суммарный доход по всем видам продукции будет выражаться величиной: . Отсюда целевая функция примет вид: . Объем выпускаемой продукции зависит от используемых ресурсов и основных производственных фондов (ОПФ). Поэтому, если для производства используются видов ресурсов и их затраты для выпуска единицы продукции определяются ОПФ, то можно ввести следующие обозначения: - имеющийся запас (резерв) -ого вида ресурсов; - количества единиц, или объем -ого вида ресурсов, затрачиваемой, или расходуемый на выпуск одной единицы -ого вида продукции. Тогда объем выпускаемой продукции зависит от следующих ограничений: , . Доход от реализации выпускаемой продукции зависит от спроса на нее. Обозначим объем спроса на продукцию -ого вида через число единиц продукции этого вида . Тогда ограничения по спросу примут вид: , . Следует оговориться, что данные о спросе на продукцию прогнозируются или определяются полученными заказами. Если спрос превышает предложение, то соответствующие ограничения могут отсутствовать. Наконец, введем стандартные ограничения на неотрицательность переменных, имеющие ясный прикладной смысл: , . Таким образом, задача об использовании ресурсов сформулирована полностью и имеет общий вид: при ограничениях , ; , ; , . Эта задача относится к задачам линейного программирования и решается универсальным симплекс-методом (Приложение 1). Оптимальное решение задачи позволяет провести анализ его на чувствительность к изменениям исходных условий, т.е. выявить недефицитные ограничения, что может позволить уменьшить запас имеющихся ресурсов, а следовательно, снизить расходы на их приобретение и хранение. Однако некоторые непредвиденные изменения исходных данных такой статической задачи в ходе планового периода могут привести к тому, что полученное оптимальное решение - оптимальный план окажется нереализуемым и потребуется его корректировка.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|