Здавалка
Главная | Обратная связь

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ



ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ

Курс «Введение в общее и частное языкознание» составляет базу всей практической и теоретической подготовки будущего лингвиста независимо от того, в какой сфере деятельности он будет работать после окончания вуза. Однако освоение курса по ряду причин (прежде всего из-за недостатков школьной подготовки и известной сложности учебного материала) вызывает у студентов значительные трудности. Целью настоящей разработки является помощь студентам в организации работы по курсу, а также в преодолении трудностей объективного и субъективного характера.

Разработка включает все необходимые материалы (кроме самого изложения фактов), предназначенные для правильной организации самостоятельной работы студентов по курсу: тематический план курса, требования по организации терминологического словаря, вопросы и задания для самоконтроля, список основных задачников по курсу, тематику докладов, примерную тематику курсовых работ и рекомендации по их выполнению.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Тематический план курса содержит достаточно развернутый перечень разделов и тем курса, указания на формы работы по теме (Л – лекция, П – практическое занятие, С – самостоятельная работа) и на подлежащий изучению в ходе самостоятельной работы материал. Поскольку освоение курса предполагает использование двух основных пособий (А.А. Реформатского и А.Л. Зеленецкого), их соответствующие разделы (параграфы или главы) указаны – наряду с конспектами лекций – в последней рубрике темплана. Компактные списки дополнительной литературы (пособий) по курсу даны при необходимости для каждой темы в разделе «Вопросы и задания для самоконтроля». Кроме того следует иметь в виду, что обычно пособия предлагают свои списки литературы, которую вполне возможно использовать при подготовке к занятиям и – что особенно важно – при выполнении курсовых работ.

 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ» Обязательный материал для самостоятельной работы по теме Раздел 1. Введение Реф., § 6. Изучение конспекта лекции; Реф., §§ 1 –2. Зел., гл. 1. Зел., гл. 2. Раздел 2. Фонетика Изучение конспекта лекции; Реф., §§ 26 – 28.
Формы работы С Л, С П, С П, С Л, С
Разделы, темы курса и их содержание Задачи курса Предмет языкознания, строение курса, связь с другими науками Язык среди явлений действительности Соотношение языка с обществом и мышлением, фун­кции языка Основные членения языка Язык, речь, текст; система и норма языка; парадигматика и синтагматика; синхрония и диахрония Языковой механизм Понятия знака и знаковой системы; язык как знаковая сис­тема; понятие языкового уровня Введение в фонетику Понятие звукотипа, три аспекта фонетики, акустическая и артикуляционная фонетика; методы и приемы исследования звуков речи
№№ п/п 1. 2. 3. 4. 5.

 

Обязательный материал для самостоятельной работы по теме Изучение конспекта лекции; Реф., §§ 29 – 31; Зел., гл. 3. Реф., § 32 Реф., §§ 33 – 36, 39, 40; Зел., гл. 4. Зел., гл. 5. Раздел 3. Грамматика Зел., гл. 6. Изучение конспекта лекции; Реф., §§ 44 – 56-
Формы работы Л, С С П, С П, С П, С Л, С
Разделы, темы курса и их содержание Классификация звуков Критерии классификации, вокализм и консонантизм, пер­вичные и вторичные признаки звукотипов, проблема сонан­тов, понятия центра и периферии системы Фонетическое членение речевого потока Основные проблемы фонологии Понятие фонемы и аллофона в их соотношении со звуком и звукотипом, принципы дистрибутивного анализа, система фонем и их оппозиции; супрасегментные фонемы; по­зиции аллофонов и явление нейтрализации; основные ти­пы дополнительной дистрибуции аллофонов; отечествен­ные фонологические школы Элементы диахронической фонологии Уточнение понятия «звуковой процесс»; типология из­менения фонемного состава означающих (диссимиляция, диэреза, эпентеза, протеза, эпитеза и метатеза); звуковой закон и типы изменений фонемных систем Основные понятия грамматики Две стороны грамматического знака, грамматическое значение и его виды, грамматическая форма и грам­матический способ; виды грамматических знаков Грамматические способы Основные способы различения словоформ и предложений, историческая изменчивость грамматических способов
№№ п/п 6. 7. 8. 9. 10. 11.

 

Обязательный материал для самостоятельной работы по теме Зел., гл. 7. Изучение конспекта лекции; Реф., 58. Реф., §§ 59 – 61; Зел., гл. 8. Раздел 4. Лексикология Изучение конспекта лекции; Зел., гл. 9.
Формы работы П, С Л, С П, С Л, П, С
Разделы, темы курса и их содержание Проблема грамматической категории Сущность понятия грамматической категории, парадигматика грамматической категории и оппозиции в морфологии, нейтрализация грамматических оппозиций, срав­нение грамматических категорий в разных языках (иностранном и родном) Проблема частей речи Понятия класса слов и части речи, критерии выделения частей речи, состав частей речи в разных языках (иностранном и родном) Основные вопросы теории синтаксиса Предложение как основная синтаксическая единица, членение предложения (члены предложения, словосочетания, синтагмы, непосредственно составляющие), теория валентности, глобальные теории предложения (грамма­тика зависимостей, порождающая грамматика и элементы трансформационной методики, семантический синтаксис), основные понятия актуального членения предложения Проблема слова Слово в лексикологии; слово как знак (соотношение произвольности и мотивированности); значение слова в соотношении с именем и денотатом, типы значений слов; полисемия, классификация значений слова и их система; омонимия и ее соотношение с полисемией
№№ п/п 12. 13. 14. 15.

 


 

 

Обязательный материал для самостоятельной работы по теме Изучение конспекта лекции; Зел., гл. 10. Изучение конспекта лекции; Реф., §§ 11 – 14, 84. Реф., §§ 22, 23. Раздел 5. Классификация языков Изучение конспекта лекции; Зел., гл. 11. Изучение конспекта лекции; Зел., гл. 12. Раздел 6. Общие вопросы языкознания Реф. §§ 68 – 73, Реф., §§ 80 – 83, 87 – 92.
Формы работы Л, П, С Л, С С П, С П, С С С
Разделы, темы курса и их содержание Системность лексики Понятия синонима, антонима и словообразовательного ряда; компонентный анализ лексического значения и понятие лексико-семантического поля Развитие лексики Архаизмы и неологизмы, их основные типы; развитие значений слов; основные понятия словообразования; заимствования, их типы, освоение заимствований Фразеологические единицы и их классификация Морфологическая классификация языков История морфологической классификации; основные по­ложения морфологической классификации и ее противо­речия; важнейшие понятия современной типологии Сравнительно-исторический метод и генеалогическая классификация языков Основные принципы сравнительно-исторического метода, понятие праязыка; основные языковые семьи и группы (индоевропейские языки, языки народов России) Происхождение и развитие письма Происхождение, развитие и общественная дифференциация языка Различные теории происхождения языка, их систематизация; язык на различных этапах развития общества
№№ п/п 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22.

 


ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

Терминологический словарь представляет собой главный «материальный» результат работы студента над курсом «Введение в общее и частное языкознание». Он содержит определения основных лингвистических терминов, которые должны в дальнейшем использоваться при освоении курсов частного языкознания и к которым преподаватели частнолингвистических курсов отсылают студентов, начиная работу по той или иной конкретной теме. Каждый студент должен составить собственный терминологический словарь, который предъявляется на зачете и экзамене как главный отчетный документ, свидетельствующий о проделанной самостоятельной работе. Терминологический словарь должен представлять собой особую тетрадь, где термины даны в строгом алфавитном порядке (см. приводимый далее словник). Заполнять словарь нужно регулярно и постепенно, раскрывая содержание терминов по мере прохождения соответствующего материала на занятиях (лекционных и практических) или по ходу работы над самостоятельно осваиваемыми темами. Разъяснение термина должно быть достаточно ясным и – что очень важно – понятным самому студенту, поскольку в противном случае у проверяющего терминологический словарь преподавателя вполне естественно могут возникнуть вопросы. Кроме определений в словаре желательно приводить собственные, не заимствованные из лекций и пособий примеры, разъясняющие содержание термина. При заполнении словаря вполне естественно прибегать в первую очередь к тем толкованиям терминов, которые предлагаются на лекциях, практических занятиях и в рекомендованных пособиях. При расхождении источников в толковании термина разумно задуматься о причинах подобных расхождений и обратиться с соответствующим вопросом к преподавателю, проводящему индивидуальные консультации (КСР).

Существенно облегчить работу по разъяснению терминов может использование предметных указателей, как правило, содержащихся в пособиях.

Распечатки и электронные версии терминологического словаря для отчета не принимаются. Вся работа должна быть выполнена от руки.

Дополнительно в качестве ориентиров при составлении терминологического словаря можно указать следующие источники:

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966.

Бондаренко Е.В., Мигачев В.А. Словарь лингвистических терминов: Учебное пособие по курсу «Введение в языкознание» (для студентов фак-та иностранных языков). – Белгород, 1997.

Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1990.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М., 1976.

Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 1997.

Русский язык: энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979.


 

Словник


Абсолютная немотивированность

(языкового) знака

абстракция

абстракция обобщающая

и изолирующая

агглютинативный язык

агглютинация

актант

активные органы речи

актуальное членение предложения

акустическая фонетика

акустический образ

алломорф

аллофон

альвеолярный звук

аморфные языки

амплуа актантов

аналитизм

аналитическая форма слова

аналитические языки

аналогия

антонимы

антропофоника

арго

артикль

артикуляционная база

артикуляционная фонетика

архаизм

архаизм-значение

архаизм-название

архетип

архисема и дифференцирующие

семы

архифонема

асимметрия знака

ассимиляция (аллофонов)

ассимиляция (заимствований)

аффикс

аффиксация

аффриката

 

Билатеральность знака

бинарная оппозиция

бинарность (принцип)

боковой звук

буква

буквенное письмо

 

Валентность (глагола)

вариант

велярный звук

вербоцентрические модели

предложения

вид (глагола)

внешняя реконструкция

внутренняя реконструкция

внутренняя флексия

внутренняя форма слова

вокализм

временнóй аспект звукового закона

время (глагола)

вспомогательный глагол

вторичное кодирование

информации

второстепенные члены

предложения

 

Гаплология

генетическое родство языков

главное значение слова

главные члены предложения

глагольная группа (фраза)

гласные и согласные

гласный звук

глубинная структура

гносеология

градуальная оппозиция

грамматизация

грамматика

грамматика зависимостей

грамматическая абстракция

грамматическая категория

грамматическая форма

грамматические знаки

грамматический способ

грамматическое значение

граммема

гуманитарные науки

 

Двойное кодирование

денотат

денотативное значение

дерево непосредственно

составляю­щих (НС)

десенный звук

десигнат

дефонологизация

диалект

диахрония

динамическая система

дискретность языка

диссимиляция

дистантная ассимиляция

дистрибутивная методика

дистрибутивные отношения

дистрибутивный анализ

дистрибуция

дифтонг

дихотомии языка

дихотомическая фонология

диэреза

длинный компонент

дополнительная дистрибуция

дрожащий звук

 

Закрытый слог

звонкий звук

звук речи

звуковой закон

звуковые соответствия

звукотип

знак

знаковая система

знаковая ситуация

значение (означаемое)

значение языковое

значимость (ценность)

зубные звуки

 

Идеальность языкового знака

идеографическое письмо

идиоматика

иерархия

иероглифическое письмо

изменение

изменчивость морфологического

типа языка

изолированные оппозиции

изолирующие языки

изоморфизм

именная группа (фраза)

имя

инвариант (инвариантное значение)

инкорпорирующие языки

интегральные признаки

интегративные отношения

интеллектуально-коммуникативная

функция языка

интерфикс

интонация

инфикс

информация

историзм

исчисляемость фонемы

 

Кальки

категория

квадрат гласных

класс языков

классификационные категории

классы слов

комбинаторный звуковой закон

коммуникант

компонент значения (сема)

компонентный анализ

компрессия высказывания

консонантизм

контактная ассимиляция

контрастная дистрибуция

конфикс

корень (корнеслово)

корреляция

 

Левая валентность

лексико-грамматические

категории (ЛГК)

лексико-семантические группы (ЛСГ)

лексикология

лексико-семантические поля (ЛСП)

лексико-семантический вариант (ЛСВ)

лексическое значение

литературная норма

лицо глагола

локальный аспект звукового закона

 

Маркированный член оппозиции

матрица идентификации фонем

матричное предложение

межуровневые отношения единиц

метатеза

метафора

метод

методология

метонимия

минимальное предложение

минимум высказывания

многозначность слова

многомерная оппозиция

мовированные имена

модель предложения

монофтонг

морф

морфема

морфология

мотивированность знака

мягкий звук

 

Назализация

напряженный звук

небный звук

неглавное значение слова

нейтрализация оппозиции граммем

нейтрализация оппозиции фонем

нейтрализуемые оппозиции

нейтральный и эмфатический

порядок слов

немаркированный член оппозиции

неологизм

неологизм-значение

неологизм-название

неологизм-слово

неосновные члены предложения

неотмеченная форма

непредельные фонологические

единицы

неприкрытый слог

неэквивалентность классов

номинализация

номинация

норма языка (см. система)

ностратические языки

НС-анализ

нулевая валентность

нуль (нулевой знак)

 

Обертон

обобщающая абстракция

обобщенная трансформация

обобщенное представление

обратимость семантического

треугольника

обратный порядок слов

общее языкознание

объект синтаксиса

объективные ГЗ

обязательная валентность

обязательная трансформация

обязательное значение

обязательные второстепенные ЧП

огубленность

одномерная оппозиция

одноместное ударение

означаемое

означающее

означающее слова

омографы

омонимия

омонимия и синонимия в грамматике

омонимия лексическая

омонимы

омоформы

ономасиология

описательная типология

оппозит

оппозиция

опрóщение

органы речи

орфография

 

орфоэпия

осложнение

основа

основные члены предложения

открытая система

относительная мотивированность

относительная хронология

 

Падеж

палатальный звук

палатограмма

панхрония

парадигма

парадигматика

парадигматические отношения

пассивные органы речи

переименование

переносное значение слова

переразложение

периферия системы

пиктография

план выражения языка

план содержания языка

поверхностная структура

погруженное предложение

подкласс

подсистема

подъем гласных

полисемия

политипологичность языка

полная ассимиляция

понятие

понятийная категория

порядок (строгий, нестрогий)

порядок слов

постоянная оппозиция

постфикс

потенциальная бесконечность

правая валентность

праязык

предикатив

предложение

привативная оппозиция

придаточное предложение

придыхание

прикрытый слог

принципы орфографии

примыкание

проблема тождества слова

прогрессивная ассимиляция

произвольность знака

проклиза

пропорциональная оппозиция

пропорциональная оппозиция

значений слов

протеза

противопоставления языка и речи

процесс

прямое и переносное значение слова

прямой порядок слов

 

Развертывание по НС

развитие

разграничительная функция

фонемы

различительный признак (РП)

разноместное ударение

«разрушение» омонимии

распад полисемии

расширение значения

регрессивная ассимиляция

регулярность соответствия

редукция

редупликация

резонаторная полость

реконструкция

рема

референт (см. денотат)

рефонологизация

речевая антонимия

речевая синонимия

речевой аппарат

речь (язык)

родословное древо языков

родство языков

ряд гласных

 

Самостоятельное предложение

свертывание по НС

свободное варьирование

свободное и связанное

значение слова

связанное значение

сема (грамматическая)

семантема

семантика

семантическая валентность

семантические заимствования

семантический словарь

семантический треугольник

семасиология

семема

семиотика

сигнификативное значение

сильная позиция

символическая модель предложения

синекдоха

синкретизм

синонимический ряд

синонимия

синонимы

синтагма

синтагматика

синтагматические отношения

синтаксическая валентность

синтаксическая омонимия

и синонимия

синтетические языки

синхрония

сирконстант

система языка

систематология

слабая позиция

слово

словообразовательный ряд

словосочетание

словоформа

слог

сложная система

смыслоразличительная функция

фонемы

смычный звук

согласный звук

согласование

сонант

соответствия (звуковые)

соотношение понятия и значения

состав предложения

спонтанный звуковой закон

сравнительно-исторический метод

стабильность артикуляции

степени родства языков

степень качества

степень сложности языковой

единицы

стержневое слово словосочетания

стилистические синонимы

структура

структурирование ГК

ступенчатая классификация

субституция

субъективные ГЗ

субъектно-предикатная

модель предложения

сужение значения

супплетивизм

супрасегментные фонемы

суффикс

схема предложения

 

Табу

такт

твердый звук

текст

тема

тематическая группа лексики

тембр

термин

тип языковой (тип в языке)

типологическая теория

типология современная

тоны (акценты)

транскрипция

транслитерация

трансформа

трансформационная методика

трансформационный синтаксис

трансформация

трапеция гласных

треугольник гласных

 

Увулярный звук

удвоение семантического

треугольника

узус

улучшение значения

умлаут

универсология

упорядочение значений слова

(систематизация ЛСВ)

управление

уровень языка

ухудшение значения

 

Факультативная валентность

факультативная трансформация

фарингальный звук

фигура

фиксированное ударение

флексия

флективные языки

фон

фонема

фонетика

фонография

фонологизация

фонологические школы

фонологическое слово

фонология

форма (грамматическая)

формальные ГЗ

форманта звука

формула предложения

фраза

фразеологическая единица

фразеологическое единство

фразеологическое сочетание

фразеологическое сращение

фрикативный звук

фузия

функции фонемы

Характерология

 

Целое и часть

ценность (знака)

центр системы

цепочка единиц (фонем, слов и т. д.)

цепочка элементарных

трансформаций

 

Части речи

частичная ассимиляция

часть (целого)

чередование единиц (языковых)

число (ед. – мн.)

число валентностей

членораздельность (дискретность)

члены предложения

 

Шум

 

Эвфемизм

эквивалентность

эквиполентная оппозиция

экспонент

элемент (системы)

элементарная трансформация

элементарное предложение

энантиосемия

энклиза

эпентеза

эпитеза

этимология

этимон

 

Ядерные предложения

язык-основа

язык-эталон


 


 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Настоящий раздел содержит основной материал для контроля самостоятельной работы и рекомендации по ее организации ко всем темам курса. Большинство разработок по отдельным темам, кроме разделов пособий, указанных в тематическом плане, включают также компактные списки дополнительной литературы. К темам, разбираемым на практических занятиях (помета «П» в тематическом плане), далее даны дополнительные пояснения.

Наиболее рациональным при самостоятельной работе над учебным материалом является следующий порядок действий.

1. Внимательно прочитать вопросы для самоконтроля, чтобы заранее знать, на какие моменты следует обратить особое внимание при последующей работе с пособиями.

2. Прочитать источник (источники), стремясь найти ответы на вопросы для самоконтроля и выписывая определения терминов в терминологи­ческий словарь (руководствуясь рекомендациями соответствующего раздела). При работе с источником следует также обратить внимание на интерпретацию примеров автором.

3. Последовательно ответить на вопросы для самоконтроля, по возможности не обращаясь к пособию.

4. Выполнить, по возможности, практические задания по теме.

5. Повторно вдумчиво перечитать в тексте пособий места со сведениями по вопросам, на которые Вам не удалось ответить, и попытаться выполнить нерешенные задания.

6. Составить список вопросов, которые Вы намереваетесь задать преподавателю на консультации.

Практические занятия (помета «П» в тематическом плане) проводятся по наиболее сложными и важным для усвоения темам курса, их цель состоит в развитии самостоятельного мышления студентов, выработке умений применять на практике полученные знания, использовать исследовательские методы и приемы.

Важно проявлять на практических занятиях максимальную активность, стремиться к самостоятельному решению конкретных задач, ответам на вопросы. Активность следует понимать широко, не сводя ее к непосредственному ответу на данном занятии, гораздо важнее постоянно поддерживать на занятии свои мыслительные способности в рабочем состоянии, мысленно принимать участие в поисках ответа на все обсуждаемые вопросы, сверять свои ответы с ответами других студентов и преподавателя. Абсолютно необходимо при несовпадении собственного ответа на тот или иной вопрос с ответом, предлагаемым или же принимаемым преподавателем, установить для себя причины несовпадения ответов, выяснить, почему преподавателем принят данный ответ. При непонимании мотивов решения преподавателя не следует стесняться задать ему соответствующий вопрос и достичь полного понимания предлагаемого решения. При подобной установке работы студента на практическом занятии оно окажется истинно эффективным и обеспечит основательное усвоение учебного материала.

Кроме того, готовясь к практическим занятиям, целесообразно делать компактные выписки из пособий, располагая их в тех же местах тетради с конспектами лекций и иными записями, где зафиксирован соответствующий материал. Для этой цели тетрадь с конспектами должна иметь достаточно широкие поля. Вполне допустимо также делать дополнительные выписки по тому или иному материалу; нужно только стремиться к тому, чтобы выписки были аккуратно выполнены и тем самым доступны для использования. Совершенно необходимо указывать для каждой выписки страницу источника, чтобы при необходимости легко найти в нем соответствующее место. Это требование является одним из основных при всякой культурной работе с книгой. Вполне допустимо вносить дополнения и исправления также в разъяснения отдельных терминов терминологического словаря. Для этого разумно предусмотреть в них специальные места.

Все вопросы практического занятия, на которые не удалось найти ответ, следует заранее выписать, чтобы специально обсудить их на практическом занятии. Сказанное распространяется и на практические задания.

При подготовке к практическому занятию следует иметь в виду, что предлагаемый список литературы является лишь рекомендованным, но не обязательным. Ответ на тот или иной конкретный вопрос можно не искать в каждом из предложенных пособий, корректировка ответа в любом случае будет дана на практическом занятии. Разумеется, допустимо использовать и любые другие пособия. Важно лишь, чтобы в процессе подготовки к практическому занятию были найдены ответы на максимальное количество вопросов и были выполнены по возможности все практические задания.

 

ТЕМА 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.