Здавалка
Главная | Обратная связь

Принять участие в торжественном мероприятии клуба и в оценке этого мероприятия



 

&Описание торжественных мероприятий есть в первом разделе и в приложении 1 этой книги.

Хороший организатор проводит мероприятие трижды: первый раз - когда планирует, второй - когда проводит, третий - когда анализирует и подводит итоги. Привычку «трижды проводить мероприятие» следует формировать уже в следопытском возрасте.

Чтобы анализ мероприятия был более полноценным, в подготовке мероприятия следопыты тоже должны участвовать. Тогда между этапами подготовки и этапами анализа (оценки) можно будет установить такое соответствие(см. таблицу 4).

 

Этап подготовки (до мероприятия) Соответствующий этап оценки (после мероприятия)
1. Совместно с детьми определить цели мероприятия. 1 . Выяснить, были ли достигнуты цели.
2. Определить ответственных за отдельные участки подготовки и проведения. 2. Выяснить, как каждый из ответственных выполнил порученное ему.
3 . Отработать места, где ответственные должны работать совместно (например, выход на сцену, хоровое пение, включение фонограмм в нужные моменты). 3 . Определить, насколько сплоченно и скоординировано действовали ребята на таких участках (например, никто ли не сбивался на выходе, весь ли хор пел точно; не было ли вынужденных пауз из-за фонограмм).
4. Взрослый руководитель, учитывая недостатки предыдущих мероприятий, вовремя обнаруживает и совместно с ребятами устраняет подобные ситуации. 4. Ребята определяют недостатки, которые послужат уроком на дальнейшее, и высказывают идеи по их устранению.
5. Совершить молитву о Божьем руководстве при проведении мероприятия. 5. Поблагодарить Господа за руководство при достижении целей и при разборе мероприятия.

На выполнение этого требования можно отвести 3 занятия:

1. ПОДГОТОВКА: раздайте слова, отрепетируйте оценки и другие части мероприятия. Д.з.: выучить слова; потренироваться перед зеркалом выразительно их произносить (паузы, логические ударения, интонация и т.п.).

2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ (желательно в том зале, в котором будет проходить мероприятие).

3. ОЦЕНКА мероприятия.

Между занятиями 1 и 2 можно провести 1-2 рабочие репетиции. Между занятиями 2 и 3 само мероприятие.

19. Уметь преодолевать с соблюдением правил страховки такие естественные препятствия: склон (траверс, подъем, спуск спортивным способом), реку/овраг (переправа по бревну с перилами, навесная переправа), болото (с помощью жердей), при условии, что перила (рабочая веревка) наведены другими участниками.

 

& Для выполнения этого требования следопыты будут использовать такое снаряжение:

ü веревка туристическая основная - веревка, которая выдерживает нагрузку до 1600 кгс и имеет диаметр не менее 10 мм;

ü веревка туристическая вспомогательная имеет разрывную нагрузку не менее 600 кгс и диаметр не менее 5 мм;

üкарабины страховочные. Туристический страховочный карабин представляет собой треугольную или трапециеобразную скобу из алюминия, стали или титана, на которой есть защелка на пружине, снабженная муфтой -металлической втулкой, которая, проворачиваясь на защелке, надевается передней частью на скобу, не позволяя защелке двигаться. При открытой муфте на защелку можно нажать снаружи. Тогда она отогнется (откроется), и в карабин можно встегнуть веревку, другой карабин и т.п. Изнутри скобы чем не дави на защелку - она не откроется. Для безопасности перед началом движения через препятствие нужно закрыть муфту;

üпетли самостраховки («усы» и «прусики») - это определенным образом связанные отрезки вспомогательной (реже основной) веревки. Для самостраховки на подъемах и спусках петля самостраховки связывается, как показано на рис. 30, и среди туристов называется «прусик». Использование «прусика» показано на рис. 31 и на нижнем рис. на с. 25 дневника ступени. «Прусик» можно привязать схватывающим узлом или «двойным проводником» к грудной обвязке. В этом случае петлю самостраховки туристы называют «ус» и применяют в ситуациях, показанных на с. 24 дневника ступени.

 

Рис. 30

 

Рис. 31 «Прусик» вработе

ü страховочные системы - подготовку их к работе следопыты уже освоили, выполняя требование 17.

Траверс- это движение вдоль склона (рисунок сверху на с. 24 дневника ступени). Для траверса на участнике должны быть обвязка или грудная часть страховочной системы с привязанными или пристегнутыми к ним двумя «усами» с карабинами на концах.

Подойдя к началу перил, участник настегивает один из карабинов на перильную веревку и идет вдоль перил ниже их, держась за них руками по обе стороны от карабина. Дойдя до пункта промежуточной страховки, участник сначала настегивает карабин другого «уса» на следующий участок перил и только потом отстегивает карабин от предыдущего участника.

Переправа по бревну с перилами (бум) изображена внизу на с. 24 дневника ступени. Для такой переправы на участнике должны быть обвязка или грудная часть страховочной системы с привязанным (или пристегнутым) к ним «усом» с карабином на конце.

Подойдя к перилам, участник пристегивается карабином к перилам, становится на бревно ниже перил по течению и, держась за перила переходит на противоположный берег.

Навесная переправа - наиболее сложный этап полосы препятствий, но и наиболее интересный для следопытов. В условиях занятий, тренировок и соревнований навесная переправа оборудуется, как показано на верхнем рисунке с. 22 дневника ступени. На ней обозначены:

1. Судейская сопровождающая веревка;

2. Рабочая веревка;

3. Граница крепления рабочей веревки;

4. Карабины для сопровождающей веревки команды;

5. Судейский фал;

6. Веревка судейской страховки;

7. Границы безопасной зоны (контрольная линия).

Для прохождения навесной переправы на участнике должны быть обвязка с беседкой или сблокированная страховочная система и карабины: 2 на обвязке с беседкой (один на обвязке, один на беседке) или 1 на системе (встегивается в бедренную часть).

Подойдя к переправе, участник:

1) пристегивает судейский фал нижним карабином к обвязке или к грудной части системы так, чтобы при последующем прохождении переправы судейский фал не терся о рабочую веревку;

2) становится спиной к противоположному берегу, берется руками за рабочую веревку и забрасывает на нее ноги;

3) подтянувшись, пристегивает к рабочей веревке карабин бедренной части системы. Если на участнике обвязка с беседкой, то пристегнуть нужно оба карабина. Удобнее сначала пристигнуть карабин на беседке, а затем на обвязке;

4) захватив веревку руками и подтягиваясь, переправляется на противоположный берег;

5) переправившись за контрольную линию, сначала отстегивается от рабочей веревки, спрыгивает на землю, затем отстегивает судейский фал.

Подъем по склону требует наличия на участнике обвязки или грудной части страховочной системы с карабином и «прусика».

Участник привязывает «прусик» схватывающим узлом к перильной веревке, затем пристегивает «прусик» двойным проводником к карабину и, перемещая схватывающий узел впереди рук, поднимается по склону. При этом участник должен стараться, чтобы участок перил перед ним не касался земли. А если перильная веревка сложилась в петлю ниже одной из ног участника - это уже нарушение правил страховки.

Спуск по склону спортивным способом. Для его прохождения у участника должно быть то же снаряжение, что и для подъема, плюс рабочие рукавицы.

Наверху, возле опоры, к которой привязана перильная веревка, участник привязывает «прусик» схватывающим узлом к перилам, встегивает «двойной проводник» в карабин и надевает рукавицы. Затем берет руками перильную веревку так, чтобы схватывающий узел был между руками, и становится спиной к спуску. Можно также завести участок веревки между руками за пояс, как это показано на с. 25 дневника ступени. Затем участник идет по спуску ставя ступни ног носками вверх по склону.

Преодоление болота по жердям. Турист берет жердь, подходит к началу болота и кладет жердь другим концом до следующей кочки. После этого, удерживая равновесие, проходит по жерди на следующую кочку и становится на нее. Перекладывает жердь, не касаясь поверхности болота впереди себя, от данной кочки на следующую и снова, сохраняя равновесие, переходит дальше. Так продолжается до конца болота.

Осваивать технику преодоления естественных препятствий рекомендуем в форме соревнований. Если в вашем населенном пункте есть туристический клуб или секция в доме детского творчества или на станции юных туристов, вы можете обратиться туда с вопросами по непонятным местам приведенного выше описания, с разрешения тренера поприсутствовать на тренировках, а может быть, и на соревнованиях. Со временем, при достаточных навыках у ваших следопытов им может тоже предоставиться возможность поучаствовать в таких соревнованиях. Суть соревнований в следующем:

Участники проходят дистанцию, на которой смоделированы все препятствия из описанных выше. Фиксируется время, затраченное на прохождение всей дистанции - т.н. чистое время. Затем к нему прибавляется штрафное время, начисленное в виде дополнительных секунд за допущенные ошибки, что отображено в таблице 5.


Таблица 5

 

 

Ошибка Штрафное время, секунд На каком этапе начисляется штраф
Преодоле­ние болота по жердям Б У м С П У С к Подъем, траверс Навесная переправа
Заступ за контрольную линию ü ü ü ü ü
Не закрыта муфта карабина   ü ü ü ü
Одно касание земли ногой / рукой ü        
Потеря устойчивости на спуске     ü      
Ошибка при вязании узлов     ü ü    
Применение схватывающего узла на горизонтальных перилах   ü   ü    
Несвязанный узел     ü ü    
Выпуск веревки из рук   ü ü ü    
Работа без рукавиц     ü      
Неправильное положение страховочной веревки, рук на веревке   ü ü ü    
Касание поверхности жердью впереди участника ü          
Нахождение 2 участников на 1 участке веревки   ü ü ü ü  
Перетирание судейского фала         ü  
Движение по вертикальным перилам на скользящем карабине     ü ü    
Отсутствие/прекращение страховки/самостраховки   ü ü ü ü  
Срыв с повисанием на страховке/самостраховке   ü ü ü    
Срыв с повисанием на судейской страховке         ü  
Непрохождение этапа участком ü ü ü ü ü  
                         

 

Результат, который получился после сложения - общее время. По нему определяются места участников.

Если в вашем клубе есть свое необходимое снаряжение, то работу над этим требованием можно осуществить после изучения узлов за 9 занятий:

1. ТРЕНИРОВКА В ПОЛЬЗОВАНИИ КАРАБИНАМИ. Дети учатся правильно держать карабины и работать ими. Карабин следует держать одной рукой, широкой частью вверх, защелкой от себя. Открыв муфту (одной рукой, той же, которой держим карабин, если муфта автоматическая или типа «щелчок») и отведя защелку, пальцы руки должны оказаться лежащими по сторонам муфты, а не спереди на ней. Настегнув карабин на веревку, отпускаем защелку и закрываем муфту той же рукой. Если карабин оказался висящим на веревке так, что при открытии защелки веревка зажимается, нужно вначале перевернуть карабин и только потом открывать муфту и защелку.

 

Дети должны также научиться одновременно работать с карабинами обеими руками, особенно если имеются карабины разных моделей. Для этого можно на полянке или в спортзале натянуть между 2 опорами основную веревку, выстроить ребят за 10-15 м до веревки в шеренгу (параллельно веревке), выдать карабины (можно и «прусики») и давать различные задания, например:

ü добежать до веревки, пристегнуть один карабин, вернуться, вновь сбегать к веревке, пристегнуть другой, вернуться;

üдобежать до веревки, снять оба карабина, вернуться;

üдобежать до веревки, нацепить на нее один карабин, вцепить в него снизу другой, вернуться и т.п.

2. ТРАВЕРС: следопыты проходят траверс, обращая особое внимание на перестегивания в пунктах промежуточной страховки. Каждый следопыт должен пройти траверс 4-5 раз, на время.

3. ПЕРЕПРАВА ПО БРЕВНУ

4 ПОДЪЕМ Занятия проводятся аналогично занятию 2

5. СПУСК

6. СПУСК, БУМ, ПОДЪЕМ, ТРАВЕРС: Каждый следопыт хотя бы 4 раза на время проходит один за другим эти этапы.

7. ПРЕОДОЛЕНИЕ БОЛОТА с помощью жердей. Каждый следопыт 3-4 раза проходит этап. Потом отрабатывается командное прохождение: первый участник оставляет свою жердь на последнем пролете, второй - на предпоследнем и т.д. Так 3-4 раза.

8. НАВЕСНАЯ ПЕРЕПРАВА. Проводится аналогично занятию 2.

9. СОРЕВНОВАНИЯ В ЗВЕНЕ. Лучше проводить на лагерном собрании: нужны судьи на каждый из этапов и много снаряжения.

Следопыты должны перед занятиями 2-6, 8, 9 надеть все снаряжение самостоятельно.

Если же у Вас в клубе нет необходимого снаряжения, - обратитесь к руководителю следопытов конференции или областному координатору и узнайте, когда кто-нибудь из них вместе со снаряжением может приехать к Вам в клуб и провести эти занятия. А возможно, Вам и вашим следопытам придется подождать до лагерного собрания.

                             
 
191 Тренир. в пользов. карабинами
 
192 Траверс
 
193 Бум
 
194 Подъем
 
195 Спуск
 
 
196 Спуск, подъем, бум, траверс
 
197 Преодол. Болота по жердям
 
198 НП
 
199 Соревн. По тех. преод. препятствий
 

 

 


20. Правильно уложить в рюкзак вещи для похода длительностью несколько дней.

 

& Рюкзак должен ровно и плотно прилегать к спине человека, не давить плечи вниз, не болтаться, не отвешивать назад, держать низко центр тяжести, слитно с корпусом участника реагировать на быстрые изменения положения тела (для удобства оперативной реакции в лыжном походе или на горных склонах). Рюкзак должен быть по возможности обтекаем, регулироваться по всем направлениям, легко надеваться, не мешать при ходьбе, желательно, чтобы участник мог в случае необходимости мгновенно освободиться от него. Хорошо, если рюкзак умеет «дышать», а самое главное - рюкзак должен быть удобен!

Опытные туристы при укладке снаряжения рекомендуют следующее: выровнено и мягко создайте рюкзаку облегающую спинную плоскость, тяжелые вещи - вниз, со смещением от центра ближе к спине, хрупкое и ценное надо обложить мягким и разместить наверху, предметы первой необходимости - под рукой: сверху, в клапане, в карманах, в закрепляющих ремнях.

Укладка рюкзака - это искусство, основанное на практических навыках. Надо так суметь уложить вещи, чтобы любую из них можно было оперативнодостать, чтобы они не мешали друг другу, не испортились и сохранились в случае падения рюкзака, чтобы все было упаковано компактно и удобно. Перед укладкой пустой рюкзак надо положить спинкой на пол, входом к себе, расправить все складки, уголки, лямки, стягивающие ремни.

Чтобы поддержать форму рюкзака и сохранить осанку, кроме станковых, полужестких и эластичных регулируемых систем, положительный эффект дают два листа или труба из «пены» (пенополиэтилена), проложенные по контуру. Это справедливо для любого простого рюкзака или обыкновенного «Абалака». Особенно крепко уплотните дальние нижние углы в местах прикрепления ремней лямок. Такой вариант простой, но эффективной укладки довольно разнообразного снаряжения показан на рисунке-схеме: «Укладка рюкзака».

 

Удобство упаковки основано также на компоновке вещей в функциональные пакеты - блоки. Желательно все держать в чехлах. Кроме этого, части снаряжения неплохо взаимокомбинируются. Хрупкое, бьющееся или то, что может лопнуть, раздавиться (медаптечка, фонарик, пластиковые емкости, приборы, оптика, экспонаты и прочее) - можно перекрыть лавинной лопатой, убрать в котел, охватить веревкой, завернуть в пуховку и т.п. Не следует привешивать что-либо к рюкзаку сзади на отвес, не поднимайте до проблемного состояния центр тяжести упаковками над верхним клапаном, вспомните: главное - это удобство для переноски. Укладка и упаковка всего снаряжения в рюкзаке должна быть плотной, не смещаться, не греметь. Лучшая проверка всех этих советов на практике: качественно уложенный рюкзак может без боязни прокувыркаться по небольшому склону (возможно и с участником) и все будет в полном порядке.

Один из основных принципов упаковки рюкзака - чем позже понадобится, тем глубже клади. А вот еще по одному принципу есть разные мнения.

Многие туристы стран СНГ укладывают рюкзаки по принципу «тяжелое вниз, мягкое к спине», т.е. чем тяжелее вещь, тем ниже и ближе к спине она кладется в рюкзак. По такому принципу упакован рюкзак на левом рисунке внизу на с. 28 дневника ступени. Но туристы стран Запада применяют другой принцип: «чем тяжелее, тем выше и ближе к спине». Этот принцип в последние годы был опробован и многими туристами Украины и России во время экспедиций в Карпаты и на Кавказ. «Так удобнее», - был их вывод. Кроме того, такой принцип хорошо гармонирует и с первым. На основании этих двух правил, схема упаковки рюкзака может выглядеть, как на рисунке на с. 27, а один из примеров укладки - правый рисунок внизу на с. 28 дневника ступени. Также на с. 26 изображено устройство анатомического рюкзака. Цифрами обозначены:

1 - фиксатор ремней лямок. Служит для регулировки ремней;

2 - ремешки для изменения объема и закрепления снаряжения на рюкзаке;

3 - амортизирующая подушка;

4 - мягкий бедренный пояс;

5 - полосы рамы;

6 - задняя стенка рюкзака;

7 - грудной ремень для перераспределения части веса на грудную клетку;

8 - лямки (несущие ремни с поролоновыми прокладками);

9 - регулировочная пряжка для укорочения лямки. Нижние регулировочные пряжки приводят к поднятию рюкзака по спине, т.е. меняется положение подушки 3.

Чтобы следопыты научились правильно паковать рюкзак, они должны иметь возможность многократно потренироваться.

Сначала объясните им принципы упаковки рюкзака. Потом предложите объяснить исходя из этих принципов, в какую зону рюкзака лучше положить: варочную посуду; туристический коврик, костровое оборудование, консервы, одежду, крупы, варочную, посуду, ложку, миску, нож, предметы гигиены, набор завхоза, спальник, кроссовки, палатку. Путем беседы объясните и покажите, как уложить это все в рюкзак. Затем ребята пусть попробуют также сделать сами. Можно сразу на время: потом будет с чем сравнить. После двух-трех повторов измените список: дополните или поменяйте некоторые вещи. И вновь 3-4 попытки на время.

Наилучшей мотивацией для активной работы над этим требованием будет включение его в программу предстоящих соревнований на уровне конференции или области.

Следопыты должны уметь упаковывать и анатомический рюкзак, и «колобок».

На работу над этим требованием отводится 4 занятия:

1) Знакомство с рюкзаками разных моделей. Принципы упаковки рюкзаков. Упаковка рюкзака «колобок» (2 списка вещей) на время. Повторение преимуществ рюкзаков разных типов.

2) Устройство анатомического рюкзака и его упаковка. Упаковка анатомического рюкзака - 2 способа (тренировка на время). Повторение названий деталей рюкзака. Д.з.: На с. 26 написать название деталей рюкзака.

3) Тренировка в упаковке рюкзаков (добавляем снаряжение). Повторение принципов упаковки рюкзака. Обсуждение вместе со следопытами, какие вещи кладутся в какие области рюкзака (см. рис. на с. 27 дневника ступени). Д.з. : На с. 27 дневника написать примеры вещей, которые кладутся в соответствующие зоны рюкзака.

ü Тренировка в упаковке рюкзака вместе с другими этапами предстоящих соревнований.

ü Участие в соревнованиях на уровне области или конференции.

4) Сдача зачета: упаковать вещи одного из списков в рюкзаки типов «колобок» и анатомический (или станковый). Показать дневник ступени с выполненными письменными д.з. на с. 26-27.

Если же Ваши следопыты уже работали над этим требованием в ступени «Спутник», тогда построить занятия можно так:

1. ПОВТОРЕНИЕ. Принести на занятие 3-4 разных списка вещей. Пусть каждая пара попробует уложить эти вещи в анатомический рюкзак и в рюкзак типа «колобок». Если к концу занятия следопыты восстановят свои навыки и покажут результаты на хорошем уровне, тогда необходимость в повторном обучении отпадает. Вернуться к теме придется лишь во время тренировки к соревнованиям по начальной следопытской технике.

Если же навыки следопытов не на очень высоком уровне, то придется провести еще одно такое же занятие, а домой следопытам задать заполнение с. 26-27 дневника ступени.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.