Здавалка
Главная | Обратная связь

Условные знаки элементов рельефа, не выражающихся горизонталями.



Объекты и детали рельефа, которые невозможно изобразить горизонталями, показываются на картах специальными условными знаками (см. приложение 2).

К таким объектам относятся обрывы, скалы, осыпи, овраги, промоины, валы, дорожные насыпи и выемки, курганы, ямы, карстовые воронки. Цифры, сопровождающие условные знаки этих объектов, указывают их относительные высоты (глубины) в метрах.

Условные знаки естественных образований рельефа и относящиеся к ним подписи характеристик, так же как и горизонтали, печатаются коричневой краской, а искусственных (насыпи, выемки, курганы и т. п.) - черной.

Особыми условными знаками черного цвета изображаются: скалы-останцы, крупные отдельно лежащие камни и скопления камней, являющиеся ориентирами, с указанием их относительных высот; пещеры, горы и подземные выработки с их числовой характеристикой (в числителе - средней диаметр входа, в знаменателе - длина или глубина в метрах); туннели с указанием в числителе их высоты и ширины, а в знаменатиле - длины. На дорогах и тропах,

 

 

1Предельная крутизна ската, допускающая раздельное проведение горизонталей, на картах всех масштабов с нормальной высотой сечения равна примерно 40°. На картах же, на которых высота сечения в два раза больше или меньше нормальной, она соответственно равна 60 и 20°.

 

пересекающих горные хребты, обозначаются перевалы с указанием их высоты над уровнем моря и времени действия.

В приложении 2 (нижний рисунок) изображен участок высокогорного рельефа с его своеобразными формами. Здесь показаны в сочетании с горизонтальными условные знаки наиболее типичных объектов такого рельефа.

Рельеф вечных снегов (фирновых полей) и ледников изображается также горизонталями, но синего цвета. Таким же цветом показываются все относящиеся к нему условные знаки (ледяные обрывы, ледяные трещины, наледи) и числовые отметки высот и горизонталей.

Другие обозначения на топографических картах приведены на с.37-38 дневника ступени.

Научить следопытов ориентироваться по карте за одно занятие невозможно. В обучении ориентированию Вам помогут соревнования по спортивному и туристическому ориентированию. Для них применяются очень подробные карты местности, благодаря чему на сравнительно небольшой по площади территории можно отработать приемы, которые потом применяются и в походах.

Чтобы организовать обучение по спортивному ориентированию, нужно найти в общине или вне ее людей, которые занимаются этим профессионально или занимались ранее. Они объяснят Вам, может быть даже, и Вашим следопытам азы этого вида спорта, а также подскажут, где можно найти спортивные карты местности, наиболее близкой к Вашему населенному пункту.

Если же Вы не можете найти таких специалистов, постарайтесь попасть на проводимый отделом следопытов конференции семинар, на котором предусмотрено обучение спортивному ориентированию.

& Остановимся кратко на сути соревнований. На местности устанавливаются картонные красно-белые треугольные призмы - контрольные пункты (КП). На каждом КП укрепляются средства отметки (карандаш определенного цвета или компостер). Спортсменам перед стартом выдаются контрольные карточки и в большинстве видов соревнований карты местности. Найдя КП, спортсмен отмечает это в контрольной карточке. Задача спортсмена - как можно быстрее найти все КП. В зависимости от того, чем определяется очередность прохождения КП, соревнования бывают разных видов:

«По выбору». Местоположения КП наносятся на карту. Спортсмен сам выбирает очередность их прохождения.

«Заданное направление». Местоположения КП наносятся на карту, соединяясь прямыми линиями, показывающими очередность их прохождения. Путь от КП к КП - произвольный. Но очередность прохождения - как показано линиями.

«Маркированная трасса». На карту наносится только место старта. От места старта на местности развешивается маркировка - кусочки бумаги или ткани одинакового цвета. Двигаясь по маркировке, спортсмен встречает КП, положение которых наносит на карту.

Соревнования по туристическому ориентированию имеют, кроме описанных, еще два вида:

«Линейный маршрут». На карту наносится место старта и линия, показывающая маршрут, по которому нужно бежать. Двигаясь точно по маршруту, изображенному линией, спортсмен встречает КП, которые отмечает в контрольной карточке.

«Азимутальный ход» - командный вид соревнований. На старте команде выдается контрольная карточка, а также список азимутов и соответствующих им расстояний - так описывается маршрут движения группы. Двигаясь по этому маршруту, команда находит КП, которые отмечает в контрольной карточке.

Получив на старте карту, спортсмен первым делом должен ее сориентировать. Ориентировать карту можно по местным предметам и по компасу. Находясь на каком-либо линейном ориентире, например на прямолинейном участке дороги, карту проще всего ориентировать по направлению этой линии, в данном случае дороги. Для этого поворачивают карту так, чтобы изображение дороги на ней совпало с направлением дороги на местности, а изображения всех других объектов, расположенных справа и слева от дороги, находились с тех же сторон на карте (рис. на с. 42 дневника ступени).

Если точно определено местоположение на карте, точка в которой вы сейчас находитесь, и с этого места виден какой-либо другой ориентир, также обозначенный на карте, то сориентировать карту можно так. Поверните карту, чтобы направление «точка, где вы стоите – ориентир», мысленно проведенное на карте, совпало с этим же направлением на местности. Для более точного ориентирования карты к этим точкам прикладывают линейку и вдоль нее смотрят на ориентир. Например, наблюдатель стоит возле большого камня и видит ж.-д. мост (см. с. 43 дневника ступени). Между обозначениями моста и камня на карте он прикладывает линейку, затем поднимает карту на уровень глаз и поворачивает ее так, чтобы взглядом, направленным вдоль линейки, был виден мост (жирная стрелка на с. 43).

Основываясь на этом принципе, можно определить место своего нахождения на линейном ориентире. Например, вы хотите узнать, в какой точке дороги (см. с. 47 дневника ступени) вы сейчас находитесь. Для этого можно найти на местности какой-нибудь точечный ориентир, обозначенный на карте (на с. 47 это геодезический знак), сориентировать карту способом, показанным на с.42дневника ступени, а затем поднять карту на уровень глаз и приложить линейку так, чтобы она проходила через обозначение этого ориентира и взглядом вдоль линейки можно было увидеть сам этот ориентир на местности.

На местности, бедной ориентирами, а также когда нет времени выполнять подобные манипуляции с линейкой, карту ориентируют по компасу. Есть разные конструкции компасов, но наиболее удобен для следопытов спортивный жидкостный компас «Сокол». Устройство его показано на с. 44 дневника ступени. Цифрами на этом рисунке обозначены:

1 - плата;

2 - указатель нужного тебе направления;

3 - лупа;

4 - линия отсчета азимутов;

5 - кольцо со шкалой (лимб);

6 - колба с жидкостью;

7 - резиновые упоры;

8 - линии сопоставления с севером (с магнитным меридианом);

9 - магнитная стрелка;

10 - вилка северного направления;

11 - масштабная линейка;

12 - линии сопоставления с нужным направлением;

13 - сантиметровая линейка.

Чтобы сориентировать карту по компасу, ее следует повернуть так, чтобы его стрелка расположилась вдоль вертикальных линий сетки карты, а северный конец стрелки был направлен в верхнюю часть карты.

Чтобы точнее сориентировать карту при помощи спортивного компаса, нужно:

1) повернуть колбу с лимбом, установив против лини отсчета азимутов букву С (как на с. 45 дневника ступени);

2) приложить компас к карте так, чтобы линии магнитного меридиана на карте были параллельны линиям сопоставления (8 и 12) и боковым граням компаса;

3) не перемещая компас по карте, повернуть ее вместе с компасом так, чтобы белый конец магнитной стрелки показывал на букву С на шкале (находился между линиями вилки северного направления) как показано на с. 45 дневника ступени.

Ориентируя карту по компасу, можно одновременно определить направление движения. Пусть, например, вы находитесь на КП-5 (см. с. 46 дневника ступени) и вам нужно определить, в какую сторону идти к КП-13. Для этого:

1) приложите компас к карте так, чтобы:

üодна длинных граней платы проходила через ориентиры КП на карте;

üтреугольная стрелка на плате компаса показывала направление движения по карте.

В нашем примере по карте от КП-5 к КП-13 направление сверху вниз, а не снизу вверх, и стрелка на плате показывает сверху вниз;

2) поверните колбу с лимбом так, чтобы буква С на нем была обращена в верхнюю часть карты, а линии сопоставления с севером были строго параллельны линиям магнитного меридиана;

3) повернуть компас вместе с картой так, чтобы белый конец магнитной стрелки оказался между линиями вилки северного направления.

Треугольная стрелка на плате покажет направление движения к КП-13 по местности.

Научить ребят основным навыкам ориентирования можно не менее, чем за 5 занятий:

1) Условные знаки. Изображение рельефа на картах.

2) Ориентирование карты: по компасу; по местным предметам. На этом занятии детям раздаются карты местности и компаса. Совершается прогулка по данной местности. В разных местах делаются остановки, во время которых ребята должны выбрать наиболее подходящий способ ориентирования карты и сориентировать каждый свою карту.

3) Тренировка по ориентированию «По выбору».

Сначала совершается, прогулка с картами. Но теперь и в движении дети должны постоянно держать свои карты сориентированными и, кроме этого, в любой момент быть готовыми показать на карте место, где они находятся. С этой целью делаются 3-4 остановки. Затем детям дается задание выйти в определенное место, показанное на карте - 3-4 таких места. Причем места нужно подобрать так, чтобы дети выходили на 1-2 места по азимуту. Само слово «азимут» говорить не нужно.

После прогулки дети парами с интервалом 5-8 минут убегают искать КП на дистанции «По выбору». КП уже должны быть расставлены.

4) Тренировка «Заданное направление» + «Линейный маршрут». Сначала дети бегут дистанцию «Заданное направление». Потом им объясняется суть соревнований «Линейный маршрут» и они бегут такую дистанцию.

5) Тренировка «Маркированная трасса». Сначала детям объясняются суть соревнований и правила отметки КП. Можно даже пройти всем вместе 1,5-2 км до старта по маркировке и отметить 2-3 встретившихся КП. Затем дети парами бегут с интервалом 5-8 минут дистанцию «Маркированная трасса». После этого можно сделать перерыв на обед, а затем провести репетицию предстоящих соревнований, в которых будут дистанции нескольких видов, например, «Маркировка», «Заданное» и «Линия».

Во время туристических походов все ребята из класса «Исследователь» должны по очереди пробыть в должности штурмана, обязанность которого - вести группу, руководствуясь картой и компасом. Штурман, который без единой подсказки провел группу от начала до конца хотя бы однодневного похода, так, что группа ни разу не заблудилась, и при этом мог в любой момент похода правильно показать на карте место, в котором в данный момент находилась группа, - получает отметку в зачетную карточку о выполнении этого требования.

КОММЕНТАРИИ ТРЕБОВАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.ИМЕТЬ ВОЗРАСТ НЕ МЕНЕЕ 12 ЛЕТ

Приступать к работе над ступенью могут дети не младше 11 лет 9 месяцев. Если ранее они уже работали над другими ступенями, то к началу работы над этой ступенью должны выполнить все базовые требования той ступени, над которой работали ранее. Наставникам, наоборот, рекомендуется иметь личные зачетные карточки нескольких ступеней, хотя бы трех, и работать одновременно над ними всеми.

2.ПОСЕТИТЬ НЕ МЕНЕЕ 3/4 ОТ ВСЕГО КОЛИЧЕСТВА ЗАНЯТИЙ ЗА ПЕРИОД РАБОТЫ НАД ТРЕБОВАНИЯМИ СТУПЕНИ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

После того, как были проведены занятия, походы, зачеты и т. д. по всем требованиям ступени, наставник подсчитывает по журналу количество проведенных занятий и количество занятий, посещенных тем или иным следопытом. Количество занятий, необходимое для выполнения требования, определяется по правилу нахождения дроби от числа (математика, 5 класс).

Например, за год проведено 44 занятия. Тогда для выполнения требования необходимо посетить не меньше, чем: 44 : 4 х 3 = 33 (занятия).

3. ЗНАТЬ И УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ ОБЕЩАНИЯ И ЗАКОНЫ СЛЕДОПЫТОВ (ЗАКОНЫ – ТВОРЧЕСКИМ ПУТЕМ)

&Gзаконы следопытов
  • Начинать день с Господом
  • Честно выполнять свой долг
  • Заботиться о своем теле
  • Не отводить глаз
  • Быть вежливым и послушным
  • В храме Божием ходить осторожно
  • Жить с песней в сердце
  • Выполнять поручения Бога
ОБЕЩАНИЕ СЛЕДОПЫТА Милостью Божией я буду чистым, добрым и верным; я буду соблюдать Законы следопытов: я буду слугою Бога и другом людей.

Объяснение каждого Закона и каждой строчки Обещания можно найти в программе церемонии посвящения (приложение 1) и на с 2,3 дневника ступени.

Законы следопытов - первая тема занятия следопытов по новой ступени, Обещание - вторая тема. Перед объяснением Законов можно сделать такое вступление: «Когда мы начали заниматься в организации следопытов, нас объединили в небольшие группы. Для того, чтобы группа могла слаженно действовать, в ней должны быть определенные правила. Предложите, поначалу, правила, по которым вы хотели бы, чтобы жило наше звено». Запишите предложения детей. Когда предложения начнут повторяться, можно сказать: «За 50 лет существования организации следопытов в ней выработались законы, которые теперь одинаковы для следопытов всего мира. Но когда мы познакомимся с этими законами и Обещанием, вы увидите, что все ваши предложения учтены». Дальше можно рассказать все Законы следопытов и объяснить своими словами их значение, но не в том порядке, в котором они записаны выше. Начинать лучше с таких Законов: «Честно выполнять свой долг», «Заботиться о своем теле», «Быть вежливым и послушным», «Жить с песней в сердце». Потом подойти к следующей группе: «В храме Божием...», «Выполнять поручения Бога». И закончить законом «Начинать день с Господом». Потом, подытоживая, можно быстро повторить Законы, теперь уже в том порядке, в каком они записаны, объяснив каждый. Раздайте детям Законы (с. 2 дневника ступени). Задание на следующее занятие - выучить наизусть законы следопытов (дословно) и их объяснение (можно своими словами).

На следующем занятии сначала проверяем знание Законов следопытов у тех, кто их выучил. Потом можно быстро разъяснить библейскую позицию относительно обетов и обещаний (Мф. 5:34-37; Втор 23:21; Чис. 30:3; Еккл. 5:3-4; книга «С Иисусом на горе благословений» (автор Джордж Найт). - К.: Джерело життя, 1998. - с. 145-152). Можно вспомнить библейские примеры и случаи, когда давались обещания. Потом, говорим о том, что у следопытов тоже есть свое Обещание. Объясните детям каждую его строчку. Потом - быстрое повторение, как на прошлом занятии. Теперь достаньте список предложений к каким Законам или строчкам Обещания относятся то или другое их предложение. Сделайте вывод, например такой: «Законы и Общение следопытов достаточно подробно оговаривают поведение следопытов, не только в отношениях между собой, а и со старшими, с Богом». Убедите детей согласиться с Законами и Обещанием, но не действуйте на их волю: просто обоснуйте необходимость этого.

Заканчивая занятие, можно попробовать торжественно повторить Обещание следопытов, так, как это будет делаться на следующих занятиях.

Потом детям дается задание (можно на месяц): продумать инсценировку Законов следопытов, пантомиму или приготовить обсуждение для группы. Дети могут даже написать небольшой стих на тему Законов следопытов. Вариантов может быть много, так как это - творческое задание. Основной здесь должна быть идея: Законы следопытов и повседневная жизнь.

Подготовившись, дети выступают перед своими же товарищами по звену или всем клубом.

Если в Вашем звене дети проходили Обещание и Законы следопытов при работе над предыдущими ступенями, им можно сразу дать задание самостоятельно повторить Обещание и Законы, и их значение.

Таким образом, изучение и проверку Обещания и Законов можно провести за 3 занятия (все их можно проводить в субботы):

1. ЗАКОНЫ СЛЕДОПЫТОВ, собираем предложения к правилам, рассказываем значение Законов; бегло проверяем на занятии. Д.з.: выучить Законы и их значение.

2. ОБЕЩАНИЕ СЛЕДОПЫТА: библейская позиция; Обещание и его объяснение; вывод «Ваши предложения учтены». Д.з. 1) Творческая обработка Законов; 2) Выучить Обещание и значение каждой его строчки.

3. ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОВ: Помощники и/или Вы проводят зачет по знанию Обещания следопытов. Затем следопыты демонстрируют творческое объяснение Законов. Так и не придумавшие ничего творческого должны хотя бы сдать содержание Законов и их объяснение. В этом случае им ставится зачет на с. 4 дневника ступени, необходимый для допуска к церемонии посвящения. Но для подписи в зачетную карточку ступени (с. 5 дневника ступени) следопыт должен придумать объяснение творческим путем.

           
 
31 Законы следопытов
 
32 Обещание
 
33 Обещание творчески

 


 

4. Прочитать книгу «Найти верный путь» (автор Д.Доуард) или «Путь к победе» (автор Л.Максвелл) и сдать тест по содержанию прочитанной книги

Чтобы заинтересовать детей книгой, можно на занятиях (во время, отведенное для чтения клубной книги) выразительно, красиво читать наиболее интересные места из книги.

Книгу следопыты должны прочитать дома. Перед тем, как ставить это задание, распланируйте время так, чтобы дети за год успели еще прочитать книгу, указанную в требовании 21. Пусть, например, Вы отвели детям на чтение книги «Найти верный путь» 2,5 месяца и поставили задание 26 сентября. Тогда 12 сентября можно было бы прочитать первый рассказ «Почему мы так поступаем», 26 сентября - второй «Я буду чист или О свиньях и людях», в течении этих месяцев - еще два-три рассказа и периодически интересоваться у следопытов, как идут дела, предлагая пересказать тот или другой рассказ. А приблизительно 10-12 декабря на занятии те, кто прочитал, напишут тест по содержанию книги. Рекомендуем предложить для чтения не всю книгу сразу. Пусть те из следопытов, кто только принят в организацию, прочитают только следующие рассказы:

«Почему мы так поступаем»;

«Придите к Господу»;

«Я буду чист или О свиньях и людях»;

«Я буду добрым»;

«Быть хорошим спортсменом - достаточно ли этого?»;

«Линдсей, костыли и снежки»;

«Беда интригана»;

«Вилли и мешок с деньгами»;

«Свободное падение Гарольда»;

«Вопрос директора»;

«Я буду слугой Господа. Почему Малыш Джимми оказался выше всех»;

«Истинная любовь к ближнему»;

«Готовиться к встрече со львом»;

«Избранные для дальнего путешествия»;

«Озадаченный юноша»;

«Я не буду отводить глаз. Глядеть правде в глаза»;

«Я буду вежливым и послушным. Маска вежливости Джея»;

«В святилище я буду ступать тихо. Что значит подлинное почитание

Господа?»;

«Я пойду, чтобы исполнить поручения Господа. Внести оживление в

изучение Библии».

Оставшиеся рассказы можно дочитать на следующей ступени. Если же следопыт прочитал указанные выше рассказы при работе над ступенью «Друг» или «Спутник», то на ступени «Исследователь» он должен дочитать книгу до конца.

Если есть достаточное количество помощников, можно вместо теста провести устный опрос. Но как для теста, так и для устного опроса можно применить такие вопросы:

ü С каким "вирусом " рождается каждый человек? Как этот "вирус" проявляется?

ü Для чего нам необходима милость Божья?

ü Какие есть виды духовной грязи? Чем она опасна?

ü Почему две девочки не выполнили слов выученного ими библейского текста?

ü Каких качеств не хватило двум следопытам-бейсболистам?

ü Какие качества проявила подруга девочки на костылях?

ü Как поступила Ревекка со своим сыном? Что она приобрела и что утратила?

ü Что сделал человек с мешком с деньгами, выпавшим из грузовика? Почему этот человек так поступил?

ü Какие границы нарушил парашютист-новичок?

ü Как понять выражение "человек, за которым нужно присматривать"? В чем опасность такого стиля поведения?

ü Почему Малыш Джимми был смелым?

ü Как четыре священника проявили истинную любовь к ближнему?

ü Какой "лев" представляет опасность для современной молодежи? Почему?

ü Почему автор решил избрать троих ребят для будущего многодневного путешествия?

ü Как влияет стиль питания на наше мышление и поведение?

ü Что означает выражение "идти туда, куда смотришь"?

ü Вежливость была для Джея лишь маской. Из чего это было видно?

ü В чем должно проявляться наше уважение, когда мы находимся в храме? Почему?

ü Почему троим мальчикам стало интереснее изучать Библию?

 

По характеру ответов на эти вопросы можно определить, читал следопыт книгу или нет. Аналогично составляются вопросы по остальным рассказам книги, а также по книге "Путь к победе".

Итак, для выполнения этого требования отводится время на специальной части занятия - «Чтение клубной книги».

И только на сдачу зачета (или написание теста) отводится одно занятие, в т.ч. та его часть, которая предназначена для работы над требованиями ступени. Зачет можно провести и на Субботнем занятии.

Клубная книга -тест  

 

5. Знать названия и расположение книг в Библии и разделы, по которым их групируют. Уметь находить каждую из книг в Библии. Уметь пользоваться симфонией (библейским указателем)

& Расположение книг в Библии:

Ветхий Завет Новый завет
Пятикнижие Моисея: Евангелия:
Бытие; Исход; Левит. Числа; Второзаконие. Матфея Марка Луки Иоана
Исторические книги: Историческая :
Иис.Нав. Судей Руфь 1Цар. 2Цар. З Цар. 4 Цар. 1 Паралипоменон 2 Паралипоменон Деяния Апостолов Соборные послания апостолов:
        Иакова 1 Петра 2 Петра 1 Иоанна 2 Иоанна 3 Иоанна Иуды
Поэтические:        
Иова; Псалтырь; Екклесиаста; Песнь Песней; Послания ап.Павла:
Притчи; Римлянам 1 Коринф. 2 Коринф. Галатам Ефесянам Филиппийцам Колоссянам 1 Фессалоникийцам 1 Тимофею 2 Тимофею Титу Филимону Евреям
Больших пророков:      
Исайя; Иеремия; Плач Иеремии; Иезекииля; Даниила;      
Малых пророков:   Пророческая :
Осии Иоилл Амоса Авдия Ионы Михея Наума Аввакума Софонии Аггея Захарии Малахии Откровение Иоанна.

В украинских и английских Библиях соборные послания апостолов находятся после посланий ап. Павла.

Слово "симфония" - греческого происхождения, буквально переводится, как "созвучие". Этим словом называется музыкальное произведение, написанное для оркестра. Этим же словом называют книгу, в которой слова Библии расположены в алфавитном порядке для более удобного их отыскания. Симфонию применяют, чтобы найти, в каких текстах встречается данная фраза или слово. Наиболее часто с помощью симфонии отыскивают текст по фразе или даже слову, входящим в него.

Пусть, например, нужно найти, где в Библии записан текст, частью которого является фраза "Закон был для нас детоводителем ко Христу".

Можно, конечно, найти этот текст по слову "закон". Но список текстов, в которрых есть это слово, содержится на двух страницах симфонии. Слово "Христу" содержится в 21 тексте. Поэтому для более быстрого нахождения лучше взять слово, которое реже других слов встречается в Библии. В данном случае это слово "детоводителем". Оно есть только в одном тексте - Гал.3:24.

Для запоминания последовательности расположения книг в Библии можно выучить с детьми такой стих:

 

 

 

 

Мы Библию Книгою книг называем, В ней авторов многих столетий читаем. И вот, по порядку находим мы в ней, Что первых пять книг написал Моисеи. Сперва Бытие, и Исход, и Левит, За Числами Второзаконие стоит. Иисуса Навина есть книга одна, О судьях Израилевых повесть дана. Паденье Ниневии видел Наум И с башни времен наблюдал Аввакум.  
День гнева Господня Софония знает, Аггей и Захария храм украшают, Малахия видит грядущий конец: Для грешников гибель, для верных - венец.  
О верности Руфи читаем рассказ, Четыре дальнейшие книги для нас Содержат истории Божьих рабов Израильских царств и вражду их врагов. О жизни Христа говорит нам Матфей И Марк, и Лука, Иоанн Зеведей, Деянья Апостолов в книге одной, Послание Иакова к церкви святой.  
Паралипоменон две книги есть нам, А Ездра с Неемией строили храм Царица Есфирь не страшилась царя В терпеньи Иов - пример для тебя. Дальнейших посланий ниходим мы два, Написанных сильною рукою Петра, Затем Иоанна послания три, Иуды письмо из одной лишь главы.  
В Псалмах мы находим всегда утешенье И в Притчах немало благих поучении, У Екклесиаста и вПесни Песней - Любовь Искупителя к церкви Своей А далее Павел апостол писал: К Римлянам одно он послание послал, К Коринфянам два и к Галатам одно, В Ефес и в Филиппы, в Колоссы письмо В Фессалонику два, также два к Тимофею; К Титу, к Филимону, а также к Евреям.  
Пророков Господних есть целый ряд: Исайя с Иеремией стоят И Плач о разрушенном граде святом, Иезекииль, Даниил пред царем.  
Последнюю книгу Иоанн написал: Откровенье Христа, всей жизни финал.  
Осия, Иоиль, Амос и Авдий, Иона во чреве кита и Михей,  

На картинке в дневнике ступени «Спутник» (с. 11) «спрятаны» названия книг Нового Завета. Выучив их с помощью стиха или другим способом, следопыты могут попробовать найти эти названия на с.11. По такому же принципу, как составлена с. 12 дневника ступени «Спутник», можно сделать страниц с книгами Ветхого Завета или скопировать с.8 дневника ступени «Друг» и раздать детям.

Для тренировки в поиске текстов в Библии можно поиграть в игру «Библейский меч»: ведущий называет книгу, главу и номер текста. При этом свои «мечи» следопыты держат в закрытом состоянии в левой руке. На полу можно в качестве контрольной линии положить веревку, один конец которой привязать к неподвижной опоре (например, к спинке стула или ножке стола).

По команде ведущего «Мечи - к бою!» следопыты открывают свои Библии и ищут указанное место. Найдя нужный текст, следопыт переступает веревку, а помощник проверяет правильность нахождения текста. По истечении контрольного времени ведущий тянет за другой конец веревки, и она поднимается с пола на высоту 70-80 см.

Можно усложнить задание: прочитать только слова текста, не говоря место, где он записан, а следопыты должны найти этот текст. Это особенно полезно для текстов из объема «Памятных жемчужин».

О симфонии и пользовании ею рассказывается на отдельном занятии. Перед ним наставник выбирает 5...6 текстов, незнакомых следопытам. На занятии после объяснения наставника следопыты тренируются находить предложенные наставником тексты в Библии: два - три в спокойном ритме, еще три - на время. Можно предложить следопытам самим сделать вывод о том, какое слово из текста лучше выбрать для отыскания в симфонии.

Для получения зачета по данному требованию следопыт должен:

ü написать по памяти расположение книг в Библии (см. & в данном требовании);

ü ответить на 3 вопроса такого типа:

"Какие книги расположены после книги Притчей?"

"Перечисли послания апостола Павла в той последовательности, как они находятся в Библии."

"Какие разделы расположены перед книгами Больших Пророков?"

ü найти пять незнакомых текстов в Библии (по заданию проверяющего - по названию книги, номеру главы и текста), не более чем за 30 с каждый;

ü найти три незнакомых текста в Библии, пользуясь симфонией (проверяющий называет и по просьбе следопыта может повторить фразу из текста, не называя ни книги, ни главы, ни номера текста), не более чем за 1мин. каждый.

На работу над данным требованием можно отвести 5 занятий:

1) Книги Нового Завета: стихотворение, расположение книг, тренировка в нахождении текстов, пользуясь схемой. Д.з.: выучить расположение книг в Новом Завете; найти название книг на рисунке.

2) Книги Ветхого Завета: игра «Библейский меч» по книгам Нового Завета (контрольное время по 1 мин. На каждого). Заполнение по памяти с. 12 дневника ступени «Спутник» (помощники потом сразу же проверяют). Изучение книг Ветхого Завета. Стихотворение - полностью. Д.з.: выучить расположение книг в Ветхом Завете. Потренироваться находить тексты в Ветхом Завете.

3) Книги Библии - обзор: игра «Библейский меч» (3 текста из Ветхого Завета и 2 из Нового Завета, контрольное время по 30 с на текст) или подобная. Заполнение по памяти с.8 дневника ступени «Друг» (приготовьте копии на каждого). Следопыты отвечают на вопросы помощников, на 3 вопроса каждый,

4) Пользование симфонией: рассказ и объяснение. Тренировка на 5-6 текстах.

5) Книги Библии и симфония: зачет. Дети пишут по памяти расположение книг и разделы. Затем каждый ищет по 5 текстов по указанным ссылкам (контрольное время по 30 с на 1 текст) и 3 текста с помощью симфонии (контрольное время по 1 мин. на 1 текст).

Если при работе над предыдущей ступенью дети уже изучили расположение книг в Новом Завете, то можно занятия 1 и 2, 3 и 4 соединить.

Между занятиями 4 и 5 должно быть 1-2 месяца, в течении которых следопытам нужно предоставить возможность поупражняться в нахождении текстов в Библии, в т.ч. и с помощью симфонии. Это можно делать при изучении «Памятных жемчужин».

 

                   
 
51 книги Нового Завета
 
52 книги Ветхого Завета
 
53 книги Библии - обзор
 
54 пользование симфонией
 
55 книги Библии и симфония – зачет

 

 


6. Уметь находить на небе Полярную звезду, созвездия Большая Медведица, Малая Медведица. Орион, еще два околополярных созвездия и две планеты. Знать расположение планет в Солнечной системе. Сравнить порядок на небе с неразберихой на земле и сделать духовный вывод.

По международному соглашению, звездное небо разделено на 88 созвездий. Каждое созвездие имеет собственное название. Звезды в созвездиях обозначаются маленькими буквами греческого алфавита. Некоторые из них также имеют свои специальные собственные названия.

Семь ярких звезд Большой Медведицы образуют созвездие, хорошо известное даже людям, далеким от астрономии.

Рассмотрим для примера название звезд Большой Медведицы (рис. 1). Звезда a имеет название Духбе, которое происходит от арабского «дубб» - «медведь». Дело в том, что арабы одним из первых народов изучили звездное небо и разделили его на созвездия. Звезда b называется Мерак (от арабского «марак» - «брюхо»), звезда g - Фекда (от «фахз» - «бедро»), звезда d - Мегрец (от «маграз» - «начало хвоста»), звезда e - Алиот; звезда z - Мицар (от «мизар» - «середина тела»).

Рис. 1. Схема расположения наиболее ярких звезд созвездия Большой Медведицы

Если присмотреться к звезде Мицар, то можно увидеть очень близко от нее менее яркую и маленькую звездочку Алькор (g Большой Медведицы). Ее видят невооруженным глазом только зоркие люди. По видимости этой звездочки производили отбор новобранцев в стрелки из лука в татаро-монгольской армии. Версия, по которой Мицар означает «конь», а Алькор - «всадник», никак лингвистически не подтверждена.

Звезда hБольшой Медведицы называется Бенетнэш или Алькаид: от арабского «ал-каид-банат-наш» - «проводырь дочек похоронных носилок». Некоторые арабские наблюдатели воображали в очертаниях ковша Большой Медведицы похоронную процессию, впереди которой шли плакальщицы.

 

Рис. 2. Схема отыскания на небе некоторых околополярных созвездий

Если условно соединить звезды a и b Большой Медведицы линией и продолжить эту линию за звезду a (рис. 2, линия 1), a затем отложить на этой линии пять отрезков, равных расстоянию между звездами a и b, то мы найдем яркую звездочку, которая называется Полярной звездой (от греческого «полео» - «я вращаюсь»). В направлении этой звезды уходит земная ось, поэтому наблюдателю с Земли кажется, что в течении суток все звезды совершают медленное вращение против часовой стрелки вокруг Полярной звезды, которая практически неподвижна. Полярная звезда входит в созвездие Малая Медведица, которая, как и Большая Медведица, напоминает своими очертаниями ковш.

Расстояние до Полярной звезды не много, не мало - 472 св. года, дальше, чем до любой из звезд Большой Медведицы.

Соединив условной линией Мицар и Полярную звезду (линия 2 на рис. 2) можно продолжить ее на такое же расстояние (линия 3) за Полярную звезду, и мы можем найти в этой части неба созвездие, напоминающее букву М - созвездие Кассиопея. Условная линия (линия 4), проведенная под прямым углом к линии 2-3 из Полярной звезды, приведет нас в ту часть неба, в которой видны три яркие звездочки, образующие т.н. осенне-летний треугольник: Вега (из созвездия, Лира), Денеб (из созвездия Лебедь) и Альтаир (из созвездия Орел).

Между Большой и Малой Медведицами тянется цепочка ярких звезд, принадлежащих созвездию Дракон. Между «туловищем» Дракона и Кассиопеей находится созвездие из 5 звезд, напоминающее домик, острие крыши которого обращено примерно к Полярной звезде. Это созвездие Цефей.

Если продолжить дугообразную линию ручки ковша Большой Медведицы (линия 5), то можно найти яркую звезду, которая является четвертой по яркости на звездном небе - звезду Арктур. Она принадлежит созвездию Волопас. Рядом с Волопасом очень близко друг от друга почти по кругу расположены несколько ярких звездочек - созвездие Северная Корона. Среди них выделяется самая яркая - звезда Гемма («жемчужина»).

Под ручкой ковша Большой Медведицы находятся 2 не очень яркие звездочки, которые являются основными в созвездии Гончие Псы.

Мы перечислили основные созвездия, которые можно найти в течении всего года. Они находятся вблизи Северного полюса мира, поэтому называются околополярными.

Всю зиму и в начале весны на южной стороне неба наиболее примечательными является созвездие Орион (рис. 3). В этом созвездии прежде всего бросается в глаза цепочка из трех звезд, образующая пояс мифического охотника Ориона. Южнее «пояса» лежат звезды «меча» с известной туманностью Ориона в центре, которая невооруженному глазу видна как едва заметное туманное пятнышко неправильной формы.

 

Рис. 3. Схема созвездия Орион

 

Созвездие Орион упоминается среди других в Ветхом Завете (Ам.5:8, а также под именем Кесиль в Иов. 38:31). А Эллен Уайт с созвездием Орион второе пришествие Иисуса:

«... От голоса Божьего силы небесные поколеблются. Солнце, Луна и звезды сдвинутся с мест своих. Они не исчезнут, но будут поколеблены голосом Божьим. Темные, тяжелые тучи, надвигаясь, сталкиваются между собой. Небеса сворачиваются, и мы можем глядеть через открытый космос на Орион, откуда слышится голос Божий». (Э.Уайт. «Ранние произведения» с. ориг. 41).

Продолжая цепочку звезд пояса Ориона на юг (линия 1) можно обнаружить самую яркую звезду неба - Сириус - входящую в созвездие Большого Пса.

Весной Большой Пес невидам для наблюдения. В конце июня Сириус на короткое время незадолго до рассвета появляется над горизонтом. В Древнем Риме в этот период наступала нестерпимо жаркая погода, сопровождающаяся тропическими лихорадками и эпидемиями. В этот период в Древнем Риме объявлялся перерыв в работе всех учреждений, начинались отпуска. «Пес» по латински «канис», поэтому летний перерыв назывался каникулами. А сегодня школьники и студенты, употребляя слово «каникулы», даже не подозревают, что это связано с созвездием Большого Пса.

Продолжение линии пояса Ориона на север (линия 2 на рис. 3) проходит несколько южнее звезды Альдебаран (звезда a созвездия Телец).

Одной из планет, которые легче других можно найти на звездном небе, является Венера. В течении почти пяти месяцев она появляется на восточной стороне неба и светится перед восходом солнца несколько ярче других звезд. За это она получила в народе название утренней звезды. Это с ней, «звездной и утренней», сравнивается Иисус в Библии. Потом в течение более месяца Венеру нельзя найти на небе. В следующие пять месяцев она первой после захода солнца появляется на западной стороне неба, за что ее же называют «вечерней звездой».

Меркурий, еще одна планета, которую можно найти на небе невооруженным глазом, правда очень-очень редко, расположен еще ближе к Солнцу, чем Венера. Наиболее часто Меркурий приходится наблюдать днем, для чего понадобится телескоп с разделенными кругами. А 15 ноября 1999 года Меркурий прошел между Землей и Солнцем, спроектировавшись на солнечный диск.

Второй планетой, которую может найти на ночном небе каждый (если оно не затянуто облаками), является спутник Земли - Луна.

Поскольку планеты имеют сравнимые с земным периоды обращения вокруг Солнца, для них нельзя составить такие же, как для звезд, принципы поиска на небе. Поэтому ежегодно выпускаются астрономические календари, в которых опубликованы условия видимости планет и программы их наблюдений. В школах, в которых преподается астрономия, такой календарь должен быть. Астрономические календари есть также в планетариях и обсерваториях. Обратившись в ближайшее подобное заведение, можно научить следопытов пользоваться таким календарем.

Расположение планет нашей Солнечной системы (по порядку удаления от Солнца) таково: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Можно использовать такие методические приемы в изучении и выполнении данного требования. Первое по этой теме занятие можно начать с таких вопросов:

Почему период отдыха называется каникулы?

Какие звери светятся на вечернем небе?

Оттолкнувшись от этих вопросов, можно повести беседу об околополярных созвездиях. Рассказав взаимное расположение созвездий Большая Медведица, Малая Медведица, Дракон, Гончие Псы, Кассиопея, Цефей, можно проверить, как следопыты с первого раза запомнили название созвездий. Рассказывать лучше всего, пользуясь мелом и доской и выполняя на ней соответствующие построения. Дети подписывают названия звезд Большой Медведицы на с.7 дневника ступени «Исследователь».

Затем можно рассказать историю с Алькором, Мицаром и татаро-монголами, после чего продолжить рассказ о взаимном расположении околополярных созвездий. Практика показывает, что 12-летние ребята могут запомнить все эти созвездия за один 20-минутный рассказ. После рассказа предлагаем ребятам найти эти созвездия на рисунке, подобному рисунку 4. на нем изображен участок весеннего неба. Обязательно найдите перед занятием сами все изучаемые созвездия на нем, НО НЕ ДЕЛАЙТЕ НИКАКИХ ПОМЕТОК! Пользуясь подвижной картой звездного неба из учебника астрономии (11 кл.), можно изготовить подобные рисунки неба в разные периоды года.

Можно предложить ребятам найти изученные созвездия на небе при его прояснении. Можно даже договориться в случае прояснения неба созвониться и собраться в определенном месте, где есть хорошая обзорность неба (нет высоких объектов и яркого света).

Дети получат домашнее задание: уметь показывать изученные созвездия на рисунке звездного неба.

На следующем занятии в классе дети показывают созвездия на рисунке (это еще не зачет). Вы рассказываете потом о строении Солнечной системы, условиях видимости планет и астрономическом календаре. Дети учатся им пользоваться. Если в одном из учреждений Вашего населенного пункта есть телескоп, было бы неплохо договориться, чтобы ребята смогли сходить туда и посмотреть в телескоп, найти планеты с его помощью.

Третье занятие - Орион, Сириус и каникулы.

Четвертое занятие - зачетное:

1) Показать созвездия.

2) По астрономическому календарю, карте звездного неба и компасу определить, когда и где можно будет увидеть Венеру и Луну (или другие указанные Вами планеты);

3) Рассказать расположение планет в Солнечной системе.

Духовная часть на четвертом занятии (или в субботу между 3-м и 4-м занятиями по звездам) - порядок во Вселенной. Приведите следопытов к выводу, что благодаря Божьему мудрому управлению все небесные тела движутся по намеченным орбитам; что вмешиваясь в творения Божий на земле, человек вносит лишь беспорядок. В каких бы сферах науки мы не рассматривали достижения, - в конце концов видим, что ради временных удобств человек жертвует своим здоровьем, либо здоровьем или даже жизнью других сотворенных существ. Поэтому Бог сотворит после уничтожения греха все новое, и гармония в природе восстановится.

Дети, участвовавшие в дискуссии во время этой духовной части, записавшие свой или Ваш духовный вывод на с.8 дневника ступени и правильно выполнившие все 3 задания, получают подпись в зачетную карточку.

Рис. 4 Созвездия весеннего неба

Итак, на работу над этим требованием выделяется время на 4 -х занятиях и 1 духовной части;

1. ОКОЛОПОЛЯРНЫЕ СОЗВЕЗДИЯ + Алькор, Мицар и пастаро-монголм, Д.з.: уметь находить изученные созвездия.

2. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

3. ОРИОН, СИРИУС И КАНИКУЛЫ:

ü ДУХОВНАЯ ЧАСТЬ - порядок во Вселенной

4. ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ.

 

                   
 
61 Окополярные Созвездия
 
62 Солнечная система
 
63 Орион, Сириус и каникулы
 
6д Порядок во Вселенной
 
64 Звезды и Планеты - зачет

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.