Здавалка
Главная | Обратная связь

Получить специализацию «Первая помощь (повышенную)»



 

&Требования специализации "Первая помощь (повышенная)".

1. Получить специализацию "Первая помощь (базовую)";

2. Объяснить, в какой очередности оказывать помощь, если пострадавших несколько;

 

3. Уметь оказывать первую помощь при: - переломах;
- укусах змей, насекомых, животных; - горной болезни;
- ранах, кровотечениях; - растяжений и разрывах связок;
- удушье;
- сотрясении мозга; - острых заболеваниях брюшины. - поражении электрическим током;

4. Знать, в каких точках следует пережимать сосуды при сильных внешних кровотечениях. Уметь находить эти точки на себе.

5. Уметь транспортировать пострадавших разными способами с использованием подручных средств. Знать особенности применения транспортировки каждого способа.

6. Уметь "накладывать шины и обездвиживать вывихнутые/переломанные кости с использованием подручных материалов.

7. Уметь делать искусственное дыхание.

8. Написать список того, что должно быть в групповой аптечке в многодневном походе/лагере.

А поскольку для получения повышенной специализации нужна и базовая, то приводим также требования специализации «Первая помощь» - базовой.

1) Что нужно делать, чтобы в походе/лагере не получить травму, не простудиться, не получить обморожения?

2) Знать, как оказывать первую помощь при:

- потертостях и мозолях; - обморожениях и переохлождениях; - ожогах; - тепловом и солнечном ударах; - порезах и ссадинах; - малых кровотечениях; - ушибах; - поражении молнией. - вывихах; - отравлениях; - утоплении; - укусах змей, насекомых; - кровотечении из носа; - попадании инородных тел в кожу, глаз, ухо, дыхательные пути.

3) Знать правила перевязывания. Уметь делать повязки разных видов. Знать особенности их применения.

4) Во время похода показать инструктору правильно скомплектованную индивидуальную аптечку. Знать назначение каждого из ее компонентов.

Можно считать, что следопыт может оказать доврачебную помощь, если он:

- знает симптомы травм и критических состояний и может правильно диагностировать их;

- знает, какие меры нужно предпринять для оказания доврачебной помощи, и в какой последовательности;

- умеет останавливать большие внешние кровотечении пальцевым пережатием сосудов и наложением жгута;

- умеет обрабатывать раны медикаментами из переносной аптечки;

- умеет накладывать повязки на разные участки тела;

- умеет обездвиживать разные участки тела при необходимости сделать это;

- умеет правильно транспортировать пострадавших с травмами разной локализации.

Наиболее методически сложно добиться первых двух пунктов. Посадить детей и некоторое время им читать лекции по этим темам, да еще и предлагать конспектировать за лектором - метод, неподходящий для 11-12-летних подростков. Даже взрослые не всегда успешно учатся таким методом. Для детей же выдумать что-то интересное просто необходимо.

Мы надеемся, что инструктор по доврачебной помощи в Вашем клубе следопытов проводит занятия интересно и увлекательно. Но все-таки рискнем предложить еще один метод, который был опробован в Центрально-Украинской организации следопытов в феврале 2000 г. при подготовке к игре-экзамену «03».

Составляются две таблицы: «Диагностика» и «Меры первой помощи».

Уменьшенные копии этих таблиц получили участники семинара, который проводился 16-18 февраля 2003 г. в Украинском гуманиатрном институте (Лесная Буча).

В таблице «Диагностика»каждая колонка соответствует определенной травме или критическому состоянию. Какому - определяем по знакам «+» и «-», стоящим в данной колонке. Знак «+» означает, что симптом наблюдается при данной травме всегда, знак «±» - что симптом может проявляться, а может и нет. Названия травм выписаны на отдельные карточки, снабженные «липучками». Следопыты должны определить, какая колонка соответствует какой травме, и прикрепить названия в соответствующие колонки.

Каждая строчка таблицы «Меры первой помощи»соответствует определенной мере, каждый столбик - определенной травме/критическому состоянию. Поле таблицы не заполнено и покрыто скотчем (заламинировано). Следопыты должны знать очередность применения мер помощи и, исходя из этого, маркером (лучше всего - фирмы «centropen») проставить цифры 1,2...6 и значки «*» (м.б. необходимо в зависимости от симптомов) и «-» (ни в коем случае не применять) в соответствующие клеточки таблицы.

Всю таблицу пройти за одно занятие практически невозможно. Поэтому лучше сделать таблицы разрезными: разрезать по вертикали на такие части:

1) ушибы, вывихи, переломы, растяжения;

2) кровотечения, ожоги;

3) солнечные/тепловые удары, обморожения, сотрясения мозга, синдром сдавливания,

4) остальные случаи.

За одно занятие лучше разобрать одну часть из каждой таблицы и выучить одну-две перевязки или способа обездвиживания.

Остановка кровотечений и обработка ран - отдельное занятие. Но это может быть знакомо детям по предыдущим ступеням.

При изучении перевязок некоторое время уходит на сматывание бинтов. Разрешить эту проблему можно так:

1) пока в работе один бинт, помощник сматывает другой;

2) заготовить к занятию необходимое количество тренировочных бинтов, чтобы не было необходимости аккуратно сматывать предыдущий во время занятия.

Еще одно занятие - зачетное: обе таблицы должен заполнить каждый в одиночку. Другие в это время могут сдавать перевязки/обездвиживание/остановку кровотечения/транспортировку. Практика показывает, что на заполнение таблицы уходит 20-25 минут.

Для того, чтобы ускорить сдачу зачета, можно:

- предложить заполнить не всю таблицу, а ее часть. Вот только в частях зачетной таблицы должны быть представлены травмы из разных частей учебных таблиц;

- ребят, наиболее активных во время каких-либо этапов игры-экзамена "03", освобождать от зачета по этим этапам на зачетном занятии;

- для самых догадливых готовить карточки с описанием политравм (напр., открытый перелом с кровотечением; ожог с шоком). Для таких не нужно будет сдавать зачет по таблицам;

- готовить несколько уменьшенных копий таблиц, куда ребята смогут вписать необходимое от руки. Еще раз обращаем внимание, что в зачетных таблицах расположение столбцов/строчек лучше делать не таким, как в учебных.

Итак, на изучение первой помощи лучше отвести 7-8 занятий. Лучше всего, чтобы эти занятия проводили опытные спепиалиты. Но если у них нет возможности заниматься с детьми, пусть потренеруют хотябы Вас,

 

 

 


25. Знать не менее 20 обозначений на топографических картах. Уметь сориентировать карту. Пользуясь топографической картой, провести группу по маршруту похода, хотя-бы однодневного.

 

& Топографические карты - это географические карты масштабов 1:1000 000 и крупнее (1:500 000; 1:200 000; 1:100 000; 1:50 000; 1:25 000), подробно изображающие местность - поверхность земной суши с прилегающей к ней прибрежной полосой морей и океанов.

Все, что изображается на топографических картах, можно объединить в такие группы: населенные пункты, искусственные сооружения, пути сообщения, рельеф, гидрография и растительность. Основной тактической картой считается топографическая карта масштаба 1:100 000 (в 1 см 1 км). Следопыты применяют такие карты наиболее часто для планирования походов и ориентирования на местности во время походов.

Следопыты должны знать не менее 20 условных обозначений применяемых на тех картах, которые есть в вашем клубе (отряде) следопытов. Прежде всего, ребята должны знать, как обозначается рельеф местности горизонталями с бергштрихами, пути сообщений, водные артерии и искусственные сооружения.

По общему характеру поверхности различают равнины горизонтальные, наклонные, выпуклые и вогнутые.

Холмистый рельеф является одной из разновидностей, равнинного рельефа. По форме и строению неровностей различают также плоскоравнинный, волнистый, ступенчатый, овражно-балочный и другие разновидности равнинного рельефа.

Все многообразие неровностей, из которых слагается рельеф земной поверхности, можно в основном свести к следующим пяти элементарным формам:

1) Гора — значительное куполообразное или коническое возвышение с более или менее явно выраженным основанием — подошвой. Небольшая горка округлой или овальной формы с пологими (менее 30°) скатами и с относительной высотой не более 200 м называется холмом, а искусственный холм - курганом.

2) Котловина - замкнутая чашеобразная впадина обычно с пологими скатами. В некоторых котловинах дно заболочено или занято озером.

3) Хребет - линейно вытянутое возвышение, постепенно понижающееся к одному или обоим своим концам. Линия, соединяющая противоположные скаты хребта, называется водораздельной линией, или водоразделом. Ее часто называют также топографическим (географическим) гребнем, или просто гребнем.

Горный хребет - цепь гор, простирающаяся в одном направлении. В продольном разрезе гребень горного хребта представляет собой волнообразную линию. Его выступающие части образуют вершины. В плановом начертании хребет обычно имеет весьма извилистый и ветвистый вид, который придают ему отходящие в стороны горные отроги и их более, мелкие ответвления.

Вытянутые возвышения с очень пологими скатами, незаметно переходящими в равнину, называются увалами.

4) Лощина - вытянутое углубление, понижающееся в одном направлении; имеет скаты с четко выраженным верхним перегибом - бровкой. Линию по дну, к которой направлены скаты лощины, называют водосливом, или тальвегом; иногда она является ложем ручья. Лощины обычно хорошо задернованы, часто бывают заросшими кустарником или лесом; дно иногда заболочено.

Большие и широкие лощины с пологими скатами и слабо наклонным дном называются долинами. В горной местности, встречаются узкие и глубокие лощины с почти отвесными, обрывистыми скатами; они называются ущельями.

К разновидностям лощин относятся также овраги и балки. Овраги - это большие глубокие промоины с крутыми незадернованными скатами, образованные временными водостоками. Их длина может достигать 5-10 км, глубина - 30 м, ширина - 50 м и более. Овраги имеют широкое распространение и встречаются в самых разнообразных условиях - на равнинной и холмистой местности, на склонах гор и долин. Они образуются и из года в год увеличиваются под действием талой и дождевой воды в рыхлых и легкоразмываемых грунтах (лёсс, глина, суглинок). С течением времени овраг, достигнув водоупорного слоя, перестает расти в глубину, скаты его выполаживаются, зарастают травой; овраг превращается в балку.

В предгорьях и на возвышенных каменистых равнинах иногда встречаются узкие, глубоко прорезанные реками расщелины с почти отвесными или ступенчатыми щеками — это каньоны. Их глубина может достигать нескольких десятков, а иногда и сотен метров. Дно каньона обычно бывает целиком занято руслом реки.

5) Седловина — понижение на гребне хребта между двумя смежными вершинами; к ней с двух противоположных направлений, поперечных к хребту, подходят своими верховьями лощины. В горах дороги и тропы через хребты проходят по седловинам, которые называются перевалами. Сущность изображения рельефа горизонталями.На топографических картах рельеф изображается горизонталями, т. е. кривыми замкнутыми линиями, каждая из которых представляет собой изображение на карте горизонтального контура неровности, все точки которого на местности расположены на одной и той же высоте над уровнем моря.

Чтобы лучше уяснить сущность изображения рельефа горизонталями, представим себе остров в виде горы, постепенно затопляемой водой. Допустим при этом, что уровень воды последовательно останавливается через одинаковые промежутки по высоте, равные h метров (рис. 27).

Каждому уровню воды, начиная с исходного (линия АВ), будет, очевидно, соответствовать своя береговая линия (CD, KL, MN, RS) в виде замкнутой кривой, все точки которой имеют одну и ту же высоту.

Эти линии можно рассматривать и как следы сечения неровностей местности уровенными поверхностями, параллельными уровенной поверхности моря, от которой ведется счет высот. Исходя из этого расстояние h по высоте между смежными секущими поверхностями называется высотой сечения.

Если все эти линии равных высот спроектировать на поверхность земного эллипсоида и изобразить в заданном масштабе на карте, то получим на ней изображение горы в плане в виде системы замкнутых кривых линий ab, cd, kl, mn и rs. Это и будут горизонтали.

Из рассмотрения сущности горизонталей можно сделать следующее заключение:

а) каждая горизонталь на карте представляет собой горизонтальную проекцию линии равных высот на местности, изображающую плановое очертание неровностей земной поверхности. Таким образом, по рисунку и взаимному положению горизонталей можно воспринимать формы, взаимное положение и взаимосвязь неровностей;

б) так как горизонтали на карте проводятся через равные промежутки по, высоте, то по числу горизонталей на скатах можно определять высоту скатов и взаимные превышения точек земной поверхности: чем больше горизонталей на скате, тем он выше;

 

Рис 27. Сущность изображения рельефа горизонталями

в) заложения горизонталей, т. е. расстояния в плане между смежными горизонталями, зависят от крутизны ската: чем скат круче, тем меньше заложение. Следовательно, по величине заложения можно судить о крутизне ската.

Виды горизонталей.Высота сечения рельефа на карте зависит от масштаба карты и характера рельефа. Обычно она бывает равна 0,02 величины масштаба карты (например, на картах масштабов 1:50000 и 1:100000 нормальная высота сечения соответственно равна 10 и 20 м). На картах же высокогорных районов, чтобы изображение рельефа не затемнялось из-за излишней густоты горизонталей и лучше бы читалось, высоту сечения принимают в два раза больше нормальной (на карте масштаба 1:25000 – 10 м; 1:50000 - 20 м, 1:100000 - 40 м, 1:200000 - 80 м). На картах плоскоравнинных районов масштабов 1:25000 и 1:200000 высоту сечения принимают в два раза меньше нормальной, т.е. соответственно и 20 м.

Горизонтали на карте, соответствующие установленной для нее высоте сечения, проводятся сплошными линиями и называются основными, или сплошными, горизонталями (рис. 28).

Нередко бывает, что важные подробности рельефа не выражаются на карте основными горизонталями. В этих случаях помимо основных горизонталей применяют половинные (полугоризонтали), которые проводятся на карте через половину основной высоты сечения. В отличие от основных половинные горизонтали вычерчивают прерывистыми линиями.

 

Рис. 28 Основные, половинные и вспомогательные горизонтали

 

Для облегчения счета горизонталей при определении высот точек по карте все сплошные горизонтали, соответствующие пятикратной высоте сечения, вычерчиваются утолщенно (утолщенные горизонтали).

Основная высота сечения указана на каждом листе карты — под южной стороной, его рамки. Например, надпись «Сплошные горизонтали проведены через 10 м» означает, что на данном листе все горизонтали, показанные сплошными линиями, кратны 10 м, а утолщенные — кратны 50 м.

 

Изображение горизонталями элементарных форм рельефа.Нарис. 29 раздельно изображены горизонталями элементарные формы рельефа. На. рисунке видно, что небольшая гора (холм) и котловина выглядят в общем одинаково - в виде системы замкнутых опоясывающих друг друга горизонталей. Схожи между собой и изображения хребта и лощины. Отличить их можно лишь по направлению скатов.

Указателями направления скатов, или бергштрихами, служат короткие черточки, расставленные на горизонталях (перпендикулярно к ним) по направлению покатостей, т.е. по направлению, в котором стекла бы вода (см. части 1-6 на рис.29). Они помещаются на изгибах горизонталей в наиболее характерных местах, преимущественно у вершин, седловин или на дне котловин, а также на пологих скатах - в местах, затруднительных для чтения.

 

Рис. 29. Изображение горизонталями элементарных форм рельефа (на фиг. 1-6 пунктиром показаны направления водоразделов, и водосливов)

 

Определять направления скатов помогают также высотные отметки на картах:

отметки горизонталей, т. е. цифровые подписи, на некоторых горизонталях, указывающие в метрах их высоту над уровнем моря. Верх этих цифр всегда обращен в сторону повышения ската;

отметки высот отдельных, наиболее характерных точек местности - вершин гор и холмов, высших точек водоразделов, наиболее низких точек долин и оврагов, уровней (урезов) воды в реках и других водоемах и т. п. На картах масштаба 1:100000 и крупнее отметки высот точек над уровнем моря подписываются с точностью до 0,1. м, а на картах 1:200 000 и мельче - до целых метров. Это надо иметь в виду, чтобы не перепутать точки при указании и отождествлении их отметок по картам различных масштабов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.