Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ



* 1. Знать символику и правила применения флага следопытов и звеньевого флажка

 

& Флаг следопытов (рис. 30) представляет собой полотнище прямоугольной формы размером 1,5 х 1м, разделенное вертикальной и горизонтальной линиями на четыре равновеликих прямоугольника. Левый верхний (прилегающий к древку) и правый нижний прямоугольники должны быть ярко-синими, остальные - белыми. В центре флага располагается треугольная эмблема «Следопыт».

Значение элементов флага:

крест в центре - следопыты верят в Иисуса Христа. Он - центр их жизни и их организации;

синий цвет -верность, бёлый -чистота, цвет одежды праведности. Иисус призывает нас быть верными Ему, и тогда те, кто сохранили верность, получат белые одежды праведности при Его втором пришествии;

красиый цвет - Иисус пролил Свою кровь на кресте, принеся Свою жизнь в жертву за наши грехи;

золотистый цвет - подчеркивает ценность веры следопытов в Господа: «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота... »(1 Пет. 1:7);

тpu стороны- 1) следопыты верят в триединого Бога-Отца, Сына и Святого Духа;

2) в организации следопыты получают умственное, физическое и духовное развитие;

щит - щит веры; меч- меч духовный, который есть Слово Божие. Этим оружием следопыты силою Божией ведут духовное сражение.

надпись "Следопыт"говорит о принадлежности ко Всемирной организации, т.е. что все следопыты подчиняются определенным правилам, одинаковым для всех членов этой организации.

На правом нижнем - синем - прямоугольнике белыми буквами пишется название отряда (клуба, организации).

Расчехленный и развевающийся флаг следопытов означает, что отряд (клуб) в данное время проводит мероприятие: занятие, сбор, лагерное собрание, поход и т.д. В перерывах между занятиями, во время ночлега, при переезде отряда на транспорте флаг зачехляется. В расчехленном состоянии флаг следопытов может быть поднят на мачте.

Звеньевой флажок (рис. 31) - идентификационный знак звена. Он показывает местоположение звена как членам данного звена, так и другим участникам мероприятия. В месте, где стоит секретарь звена с флажком, должны построиться члены данного звена по команде "Становись" и подравняться по нему в зависимости от команды. По командам, которые отдаются отряду, секретарь звена перемещает флажок в соответствующие положения, говоря этим, что звено восприняло команду.

Размеры полотнища флажка указаны на рисунке. Цвет 10-сантиметровой вертикальной полосы возле древка - ярко-синий (как на флаге следопытов), остальной части полотнища - белый. Эмблема звена (по размеру должна помещаться внутри квадрата 13 х 13 см) располагается примерно в центре белой части флажка, ниже ее пишется название звена. Эмблему и название члены звена выбирают и объясняют сами.

Для первого занятия вам понадобится флаг следопытов. Покажите его следопытам и спросите, какой символ они видят в центре. Того, кто ответит «крест», попросите показать, где он его видит. Предложите следопытам объяснить символы флага. Затем быстро повторите значение каждого символа. После этого раздайте следопытам с. 48 дневника ступени.

 

Рис. 30 Флаг клуба следопытов

На следующем занятии поделите звено на пары и покажите, как правильно расчехлять и зачехлять флаг следопытов,

Зачехление и расчехление выполняют две пары: трое ребят выполняют роли знаменной группы, один - директора клуба. Он расчехляет флаг, меняется ролями со знаменосцем, тот зачехляет флаг, затем первая пара становится ассистентами знаменосца, а ассистенты - «директором клуба» и знаменосцем. Особое внимание при этом обращайте на то, чтобы полотнище флага не касалось земли.

На этом же занятии расскажите о звеньевом флажке.

На следующем занятии - зачет в форме опроса. Пригласите помощников помочь Вам в приеме зачета

Итак, на это требование можно отвести 3 занятия:

1. Символы флага следопытов.

2. Обращение с флагом следопытов. Звеньевой флажок.

3.Зачет.

 

180 см

* 2. Провести 3 подвижные игры (на воздухе) и 3 спокойные игры (в помещении)

 

& Необходимый теоретический материал помешен в главе «Занятия следопытов».

Предлагайте следопытам разучивать новые игры с младшими звеньями или со своим звеном. Сделать это можно так. У наставника младшего звена узнайте, когда он запланировал проведение новой игры. Предложите ему помощь одного из своих следопытов. Этому следопыту расскажите правила новой игры (если он их не знает) и предупредите, что на следующем занятии он должен будет разучить эту игру с младшими. Перед следующим занятием следопыт должен будет показать Вам конспект игры и рассказать правила игры Вам так, как он будет это делать на занятии с младшими …

…Если он при проведении игры в основном придерживался рекомендаций (см. советы наставникам по проведению игр) - ему можно отмечать проведение игры в журнале.

Во время различных мероприятий (вечеров отдыха, выходов на природу и т.п.) часто бывает, что один из следопытов предлагает друзьям поиграть в игру, напоминает правила, и ребята подхватывают предложение. В таком случае этому следопыту также можно отмечать проведение игры.

Для работы над этим требованием отводится время специальной части занятия: «Разучивание игр или строевые тренировки».

 

* 3. Подготовить доклад о трех библейских пророках или назвать имена, хотя-бы 10 библейских авторов и их профессии и расказать о языках, которыми написан оригинал Библии

 

& В доклад о библейском пророке должны (кроме его имени) входить:

1) период истории, когда действовал пророк (например, до потопа, вавилонский плен, переход через пустыню и т.п.);

2) какие части Библии написал этот пророк (или кто записал его пророчества в Библию);

3) основные опыты с Господом;

4) обстоятельства передачи пророчества;

5) значение его пророчества для его современников (покаялись, обозлились, взялись за труд и т.п.) и для нас сегодня.

Кто-то может писать доклады на страницы и страницы, а кто-то - с трудом на 2 предложения. Пусть в докладах детей будет просторно мыслям. Объем в 1 страницу формата А4, или близко к тому, посилен каждому. И совсем не обязательно выбирать хорошо известных пророков. Вот некоторые имена: Анна, Девора, Самуил, Исайя, Енох, Даниил.

 

& Имена и род основных занятий людей, писавших Библию, можно найти в различных библейских справочниках и в самой Библии.

Библию писали "будучи движимы Духом Святым" около 35 "святых Божиих человеков". 3ачастую Бог призывал их на это служение, как говорится, "от плуга и станка". Вот некоторые примеры:

Моисей - принц /пастух;

Павел - богослов / изготовитель палаток;

Иисус Навин - командующий армией;

Даниил - премьер-министр;

Петр - рыбак;

Лука - врач;

Амос-пастух;

Матфей - таможенник;

Захария - левит;

Ездра - государственный служащий.

Языки оригинала Библии. Большая часть Ветхого Завета была написана на древнееврейском языке (это не тот язык на котором говорят иудейские раввины сегодня). В древнееврейском языке нет знаков для обозначения гласных звуков. Более того, большинство основных слов состоят из трех согласных. Многое сказано коротко. Например, Пасторский псалом (Пс.22 в рус. Библиях) состоит из 86 слов в русском переводе, из 122 в английском и лишь из 57 слов на языке оригинала Гласные добавлены в еврейское письмо около 200 г.н.э.

Часть Ветхого Завета написана на арамейском языке ( часть кн. Ездры, Даниила, одна из рукописей кн. Иеремии...). Арамейский - это месопотамский язык, который со временем стал основным языком Ближнего Востока. Вероятно, это был язык, на котором разговаривал Иисус. Официальные служащие в правительствах Вавилона и Персии вели делопроизводство на арамейском языке и на нем же писали письма.

Греческий язык стал всемирным во время завоеваний Греции, и даже когда через короткое время на мировую арену вышел Рим, латынь никогда не была основным языком в первые два столетия новой эры. Все 27 книг Нового Завета были написаны на греческом, несмотря на то, что многие из его авторов говорили на арамейском или на других языках. Вполне вероятно, что один из наиболее ранних переводов Нового Завета был сделан на арамейском языке. Дополнительные материалы о языках Библии см. в урочнике субботней школы за 1 кв. 1999 г.

На рисунке 32 приведены цитаты на языках оригинала двух библейских текстов: Ин. 1:1 (на греческом) и Быт. 1:1 (на древнееврейском).

Не объявляйте сразу тему первого занятия. Предложите следопытам небольшую викторину (можно с небольшими призами). Расскажите несколько интересных историй из жизни пророков, а следопыты должны назвать имя пророка, с которым произошла данная история. После такой викторины можно сказать: «Воистину, жизненный путь пророков заслуживает восхищения. Когда мы изучаем эти истории, мы видим, какие чудеса может совершить Господь, и наша вера укрепляется. В ходе работы над требованием *3 нам с вами предстоит более подробно познакомиться с историями жизни библейских пророков». Расскажите более конкретно о том, что должно входить в доклад, какой срок дается на эти исследования. Предложите детям прямо сейчас выбрать библейских пророков, о которых они будут собирать материал. При этом приложите максимум усилий, чтобы дети не обменивались информацией, кто о ком будет писать. Пусть каждый определится сам. Если остается время, пусть следопыты прямо здесь, на занятии, начнут выбирать необходимую информацию из Библии и других доступных им источников (возьмите на урок хотя бы 2 библейских справочника).

Через определенное время (3-5 недель) следопыты должны принести свои доклады на занятие. Тем, кто не успел закончить, разрешите поработать еще неделю.

Но может случиться, что кто-то из следопытов настолько не приучен вести самостоятельные исследования, что за 3-5 недель ничего не напишет. Такому «нетворческому» следопыту можно дать задание: пользуясь библейским справочником составить таблицу:

 

 

Книга Библии Кто ее писал
Имя Профессия
     
     

 

Также этому следопыту нужно будет выучить информацию о языках Библии (сделайте ксерокопию начала комментария этого требования и вклейте в его дневник ступени). Выполнив эту работу, он отвечает на Ваши вопросы: называет по памяти хотя-бы 10 авторов книг Библии и их профессии и рассказывает хотя-бы о 2 языках, которыми написан оригинал Библии.

Таким образом, на работу над этим требованием нужно выделить хотя-бы 2 занятия:

1. БИБЛЕЙСКИЕ ПРОРОКИ. Д.з. примерно на месяц: подготовить доклад.

2. ЗАЧЕТНОЕ. Дети, не подготовившие доклад, берут материал по авторам и языкам Библии, а зачет сдают на других занятиях во время сдачи зачетов по другим требованиям.

       
 
* 31 Библейские пророки
 
* 32 Библейские пророки и яз. ориг. - зачет

 

 


* 4. Знать следы 10 видов зверей или птиц. Сделать гпсовые отпечатки 3 видов следов

 

& Следы в следовой дорожке имеют такие признаки, как длина шага, ширина следовой дорожки, разворот, когда отдельные отпечатки направлены наружу или вовнутрь следовой дорожки, недонос, занос, перекрытие следов и т. п. Признаки пребывания - это различные признаки, свидетельствующие о присутствии зверя. Сюда относится большое количество таких вещественных доказательств, как, например, задиры, отметки, лежки, следы лежания, купания, чесания, экскременты, гнезда и места купания в пыли.

По следовой дорожке, дополненной признаками пребывания, можно прочесть много интересного: определить, выходили ли парнокопытные из укрытия, выбирались ли из чащи или скрывались в лесу. Следы показывают, как животное передвигалось, шло ли шагом, ползло, кралось, бежало ли рысью или галопом, убегало от кого или пересекало чью-то дорогу, перескочило через препятствие, прыжком спаслось от засады и так далее.

При выслеживании и троплении зайцев и кроликов можно распознать, когда они прыгали, петляли, вставали на задние лапы и осматривались, делали сметки, залегали в убежище или когда они поднялись или были вспугнуты. Хищные животные подкрадываются и подстерегают добычу, передвигаясь мелкой рысью, внезапно срываются в галоп или же скрываются в берлогах, а затем выходят го них. Птицы, прилетая, приземляются, а затем опять вспархивают, оставляя следовую дорожку, по которой удается определить, передвигалась птица шагом или совершала побежки. Секреты природы открываются только при внимательном наблюдении. Прежде чем отправиться на лесную экскурсию, следует хорошо продумать свое снаряжение, которое должно обязательно включать записную книжку, линейку, карандаш для зарисовки следов, а также мешочек с гипсом для изготовления слепков. Тогда впечатления, с которыми мы вернемся, будут еще богаче. А помогут разобраться в следах страницы и рисунки этой книги.

Итак, подготовившись как следует к выходу в лес, мы переживем много волшебных минут, полных волнений и напряжения.

 

Рис. 33. Скелет нижней части конечностей и отпечатки пальцев в следах Рис. 34. Лапа и ее отпечаток

Измерение, зарисовка и отливка следов.Скелет нижней части конечностей (рис. 33): различия в строении ноги у лошади (А), оленя (Б), свиньи и собаки (В), положение и число пальцев (1-5). Отпечатки пальцев в следах: а - очертании отпечатка однокопытной ноги неподкованной лошади; б-двупалый след оленя, вкотором отпечатались лишь средние пальцы — копыта (3-4) и не отпечатались задние копытца (2-5); в четырехпалый след дикой свиньи с отпечатками пальцев двух копыт (3-4) и двух задних копытец (2-5), г -четырехпалый отпечаток лапы собаки с отпечатками четырех пальцев (второго, третьего, четвертого и пятого), но без отпечатка первого (большого) пальца, угорый расположен выше.

Лапа и след (рис. 34): левая передняя лапа ежа (сверху). При осмотре с нижней стороны видны подушечки различной величины мозолистых бугорков и пять пальцев (1, 2, 3, 4, 5) с длинными когтями; наружный палец (5) несколько выдвинут вперед. Пятипалый отпечаток левой передней лапы ежа (внизу) сзачерненными отпечатками подушечек пальцев (1-5), с крупным отпечатком главной подушечки и меньшими отпечатками второстепенных мозолистых бугорков.

Рис. 35 Изменение следов грызунов Рис. 36. Копыта и задние копытца и их измерение

Измерение следов грызунов (рис. 35: вверху -очертание переднего

четырехпалого следа с частично отпечатавшимся большим пальцем; внизу — контур левого заднего пятипалого следа с отпечатавшимся большим пальцем. Длину (б) и ширину (а) следа измеряют без отпечатка когтей таким образом, что в длину включают размер от переднего края отпечатка подушечки самого длинного пальца до заднего края отпечатка главной

подушечки мозолистого бугорка или до конца отпечатка пяточной части следа, если она отпечаталась в следу. Ширину измеряют на уровне наиболее раздвинутых пальцев, т. е. от внешнего края отпечатка подушечек их мозолистых бугорков.

Копыта и задние копытца (рис. 36): 1- часть конечности парнокопытных животных с передними копытцами (Б) и задними копытцами (А), которые отпечатываются в следу; 2 - отпечаток пары копыт лося с вытянутыми в длину подушечками (пяточной частью), за которыми в следу видна пара поноготок; 3 -след двойного; копыта оленя без отпечатка задних копытец в следу.

Измерение пяточной части копыта: длина пяточной части (В) и ширина пяточной части (Г) могут быть хорошими вспомогательными признаками для идентификации следов.

Копыта и копытный защип (рис. 37): 1 - отпечаток копыта (А) и задних копытец (Б) передней ноги оленя на бегу, представляющий собой след с широко раскрытым защипом носков копыт; 2 - отпечаток копыта без отпечатка задних копытец в следе задней ноги спокойно идущего оленя, при этом защип незначительно раздвинутых носков узкий (недостающий отпечаток задних копытец на рисунке обозначен пунктиром).

Измерение ширины защипа (В): 3 - в следу измеряют ширину защипа -расстояние между парой носков копыт (здесь след оленя на бегу).

Скелет нижней части лапы птицы и ее отпечатки (рис.38): скелет нижней части конечности птицы (А), служащий для передвижения по земле, имеет плюсневые и заплюсневые кости, сросшиеся в так называемую цевку, которая обычно бывает неоперенной. К концу цевки присоединяется четыре пальца (1-4), причем большой палец (1) направлен назад. Также часто направлен назад еще один палец (4), который является наружным и называется оборотным пальцем.

Правый и левый следы совы (В) с направленными назад обратным (4) и большим пальцами (1), и с двумя другими (2, 3), направленными вперед. След птицы с отпечатком всех четырех пальцев (Б); для сравнения

приведен контур пятипалого

следа млекопитающего

животного (Г), в котором

внутренний (большой) палец

направлен вперед.

Измерение и зарисовка

следов (рис. 39): 1

деревянная рамка с простой

сеткой из тонкого шпагата,

которую можно дополнить и

более мелкой сеткой для

детального расчленения

наблюдаемого следа и его

зарисовки; 2 - блокнот с

миллиметровой бумагой с нанесенными

вспомогательными линиями,

на такой бумаге можно легко

зарисовать очертания и

отдельные элементы следов;

3 - в размерах следов

измеряют длину (А) (включая

длину когтей, если они явно

заметны) и ширину (Б); 4 -

определение направления

следовой дорожки (А),

ширину шага (Б), длину шага

(В), угол отклонения следа

(Г), и, если можно отличить

друг от друга передний след

(а) от заднего (б), отмечают, в

какой последовательности

они расположены; 5 - элементы

Рис. 38. Скелет конечности птицы и отпечатки ее лапы

Рис. 37 Копытца и копытный защип

 

оленьего следа, в котором отпечатаны две половинки копыта без задних копытец; А - копытный защип - это небольшой выступ снега или почвы между отпечатками копыт; Б - грань или верхнее роговое покрытие копыта отчетливо отпечатывается как передний край копыта; В - холмик образуется после отпечатка копытного свода; Г - валик — узкая полоска снега или почвы между отпечатками двух половинок копыта; Д - подушечка или пяточная часть выпуклой задней части следа.

Рис. 39. Измерение и зарисовка следов

Отливка следов (рис.40):

1 - гипс жидкой консистенции, полоска рисовальной бумаги шириной около 2 см, канцелярская скрепка, резиновая чашечка, в которой разводят гипс; 2 - вода, которую используют для разведения гипса в резиновой чашке, должна быть чистой; гипс засыпают в воду в небольших количествах, но следят, чтобы он был не слишком жидким, но и не густым; 3 - полоску бумаги разворачивают на необходимую длину в зависимости от размера отливаемого следа, перед этим след очищают щеточкой или перышком или выдувая нежелательный мусор; 4 -гипсовый раствор заливают в форму небольшой высоты, пока она не будет наполнена до края бумажной полоски; гипс затвердевает приблизительно в течение 10 мин, затем отливку извлекают небольшой лопаточкой. На только что затвердевшую отливку наносят данные о следе, названии вида и даже месте находки. Дома слепок отмывают от глины щеткой под струей воды и оставляют его на несколько дней досохнуть; 5 -деревянные материалы для изготовления копии подлинного следа; 6 - порядок работы при копировании отливки (о) в формовочной глине (Л), которую приготовляют в деревянной рамочке (В) на стеклянной подставке или на гладкой плитке.

Материал укрепляют оконной замазкой (пластилином) (В); б – негативную отливку следов отпёчатывают на мягкой формовочной глине (поперечный разрез); г - глину оставляют затвердевать, затем подливают воды (Г) и снимают с подставки.

Внимание! При отливке из гипса другим способом негативную отливку следует покрыть жиром или воском для того, чтобы позитивная отливка не приклеилась к негативу; в этом случае гипс льют на отливку, чтобы предотвратить образование пузырьков.

При отливке следов на снегу найденный след сначала посыпают гипсом, и только после этого заливают раствор гипса.

Измерение следов птиц (рис.41):

А - кроме длины и ширины птичьего следа, в случае необходимости измеряют также и другие параметры, к которым относятся длина среднего пальца (а) и его ширина у основания (б), или же определяют и длину наружного пальца или даже внутреннего пальца, измерения которого проводят аналогичным способом, как при определении длины среднего пальца. Если в птичьем следу не отпечатался задний палец, то, как обычно, измеряют длину следа вплоть до самого заднего края следа.

Птичий след и задний палец лапки: в следах птиц может отпечататься задний палец в разном виде и располо­жении, как это свойственно тому или иному виду птиц; в некоторых следах он, как правило, не отпечатывается; Б - след серой цапли (здесь показан левый) имеет самый длинный средний палец (3) с обозначением места, в котором измеряют ширину среднего пальца у основания (б),чуть более короткие наружный (4) и внутренний (2) пальцы, причем самый короткий задний палец (]), который на всю свою ширину сдвинут от продолжения направления среднего пальца; В - в следе белого аиста (здесь левого) отпечатывается задний палец в виде короткой овальной и в зависимости от состояния опорной площади более или менее глубокой впадинки;

Г - отпечаток левой лапки серого журавля без отпечатка заднего короткого пальца.

На с. 50-56. дневника ступени помещены рисунки отпечатков лап зверей, объединенные по количеству пальцев в переднем и заднем следах:

Эти картинки можно увеличить и изготовить рисунки следов в натуральную велечину (на с.50-56 указаны длины некоторых следов), пользуясь которыми, можно лучше объяснить следопытам особенности следов. Данные о натуральных размерах следов можно найти в книге "Следы зверей и птиц" (автор К. Долейш).

Различные интересные истории, «прочитанные» по дорожкам следов животных, можно найти в книге: Формозов А.Н. «Спутник следопыта». - М.:МГУ,1989.

Для работы над этим требованием понадобятся: рисунки в натуральную величину следов животных, встречающихся в вашей местности; книга «Спутник следопыта»; названия животных (на карточках), рисунки следов которых сделаны; около 1 кг строительного или медицинского гипса и другое соответствующее оборудование для отливки следов (см. рис. 40). Изучение активизируется, если предстоят соревнования, в программу которых включена проверка знания следов.

На каждом из занятий покажите рисунки следов животных, встречающихся в вашей местности, и объясните различия между следами, показанными на каждой из с. 50 –56 дневника ступени. Попросите помощников подготовить (взяв, например, из книги «Спутник следопыта») и на занятии рассказать интересную историю из жизни животных, «прослеженную» по их следам. В заключении занятия предложите следопытам при включенном секундомере разложить карточки с названиями видов животных под соответствующие картинки со следами, а после 3-4 таких попыток заполнить соответствующую страницу в дневнике ступени.

На зачетном занятии (его лучше проводить после соревнований) каждый следопыт должен в одиночку разложить названия видов животных под картинки, подобные которым он мог видеть только на соревнованиях. Картинки, которые есть в приложении 3 к этой книге, используйте только для зачетного занятия и соревнований уровнем не ниже областных! Если эти рисунки увеличить на ксерокопировальном аппарате, установив увеличение «А4àАЗ», то получатся рисунки следов животных в натуральную величину:

 

 

Рис. 41. След птицы и его измерение

 

üрис. ПЗ. 1 - волк; üрис. ПЗ.2- домашняя кошка; üрис. ПЗ.3 - крот; üрис. ПЗ. 4 - лиса; üрис.ПЗ. 5- дикий кабан; üрис. ПЗ. 6 - еж; üрис. ПЗ. 7 - заяц; üрис. П3.8 - домашняя собака; üрис. П3.9- косуля; üрис. ПЗ. 1 0 - белка; üрис. П3.11 -рысь; üрис. ПЗ. 12 - мышь.

Итак, на работу над этим требованием можно отвести 9 занятий и предусмотреть участие следопытов в соответствующих соревнованиях.

1. Следы на с.50 План каждого из этих занятий:

2. Следы на с. 51 1) различия следов на указанных страницах;

3. Следы на с. 52 2) 1-2 интересные истории (можно из книги

4. Следы на с.53 «Спутник следопыта»);

5. Следы на с.54 3) положить карточки под соответствующие

6. Следы на с. 55 картинки (на время, по 3 попытки).

7. Следы на с.56

üУчастие в соревнованиях по начальной следопытской технике

8. Изготовление слепков из гипса. Лучше всего делать на лагерном собрании.

9. Зачетное занятие. Только теперь можно использовать картинки из приложения 3. Изготовленные из гипса отпечатки дети приносят на это занятие.

                   
 
* 41 Следы
 
* 42 Следы
 
* 43 Следы
 
* 44 Следы
 
* 45 Следы
 
 
* 46 Следы
 
* 47 Следы
 
* 4 НСТ - Следы
 
* 48 Изготовление отпечатков следов
 
* 49 Следы - зачет

 


* 5 Записать хотя-бы 1 человека в клуб следопытов, субботнюю школу или на заочные библейские курсы

 

Если занятия в клубе следопытов ведутся интересно и разнообразно, то наиболее общительные дети уже на третье-четвертое занятие приводят своих друзей. И если 9-10-летние дети могут остаться в клубе просто из-за того, что им интересно, то для 12-13-летнего подростка немаловажен факт его принятия коллективом. Как важно наставнику уже с первой встречи формировать звено как дружный, слаженный коллектив, в котором тем не менее рады новеньким. Необходимо пресекать (увещеваниями и требованиями, а если недостаточно - вплоть до временного отстранения от занятий) всякие попытки создания каких-либо элитных группок, бойкотов или превращение отдельных членов звена в изгоев. Добрый, но строгий наставник не допустит насмешек, сарказма, вызывающего поведения в адрес кого бы то ни было из детей, а на такие проявления будет реагировать решительно и твердо, но вместе с тем любя грешника. И одновременно, такой наставник будет разнообразным в своих методах обучения, будет увлекать ребят за собой. И тогда не надо будет долго напоминать им о необходимости выполнения этого, да и многих других требований.

Наиболее эффективно приглашать новых ребят на специально приготовленные для этого мероприятия: дни открытых дверей, сборы - старты (1-2- часовые игры с заданиями по различным направлениям следопытства), лагерные собрания, презентации. Позаботьтесь о том, чтобы именно приглашающий вводил новичка в курс дел (об этом отчасти сказано в комментарии к требованию 3).

Можно предложить родителям новеньких дать письменное разрешение на прохождение их ребенком испытательного срока. В течение этого срока наставник усиливает контроль за посещаемостью занятий, а приглашающие ребята помогают ему в этом. Дружеская поддержка - основной залог того, что новенький останется в отряде.

Требование подписывается после того, как приглашенный/ная прошел/шла церемонию посвящения или регулярно посещал/а Субботнюю школу в течение не менее 3 месяцев.

Засчитывается также запись нового человека на заочные библейские курсы (для детей 7-11 лет есть детское отделение ЗБК — «Небесная жемчужинка»). При этом выполнение требования подписывается в том случае, если этот новый человек ответит по 2/з от всего количества тем, предусмотренных для студентов ЗБК.

* 6. Уметь связывать жерди веревками несколькими способами. Изготовить предмет лагерной мебели, только из жердей и веревок

 

& В странах, где клубы следопытов существуют не один десяток лет, следопыты не представляют себе лагерное собрание, на котором бы не было различных сооружений, связанных веревками из жердей, а не сбитых гвоздями. Чтобы научиться изготовлять такую "мебель", нужно уметь выполнятъ 4 основных вида вязок: квадратную, диагональную, параллельную и непрерывную.

Квадратную (крестоооразную) вязку пременяют для связывания жердей, пересекающихся под прямым углом, когда с одной жерди на другую будут передаваться большая нагрузка например:

üдля связывания несущей жерди площадки наблюдателя и вертикальной опоры смотровой вышки;

üдля связывания несущей жерди крышки стола с его ножкой).

Вязку начинают с удавки на вертикальной жерди. (см. верхний блок рисунков на с. 57 дневника ступени). Затем попеременно проводят веревку вокруг всех перекладин, чтобы она обвивала их то сверху, то снизу. Заканчивают выбленкой на одной из жердей.

Японский вариант вязания такой вязки проще, но нужно заранее примерно определить средину веревки. Порядок вязания таким способом понятен из нижнего блока рисунков на с. 57дневника ступени. Заканчивают вязание в этом случае прямым узлом.

Диагональную вязку используют, когда жерди нужно хорошо прижать друг к другу, причем они не несут большую нагрузку.

Сначала вяжем удавку вокруг двух перекладин сразу (см. верхний ряд рисунков на с. 58 дневника ступени). Затянув удавку, рядом с ней укладываем еще два - три витка веревки (см. рис. 2 в верхнем ряду), после этого делаем пол-витка вокруг одной из жердей и вяжем вторую диагональ (рис. 3 в верхнем ряду). В конце делаем два-три оборота вокруг всей вязки так, чтобы веревка ложилась над верхней жердью и под нижней, и заканчиваем выбленкой на ближайшей жерди.

Известен также филиппинский вариант вязания диагональной вязки. Его порядок ясен из среднего ряда рисунков на с. 58 дневника ступени.

Для более надежного связывания квадратной или диагональной вязками перед связыванием сделайте углубления в месте соприкосновения жердей.

Непрерывная вязка применяется для формирования покрытий из жердей, подобного сплошному, например, поверхности стола, сиденья стула и т.п.

Перед связыванием делаем небольшие углубления на толстой жерди в тех местах, где с ней будут соприкосаться тонкие.

Порядок вязания непрерывной вязки ясен из нижнего рисунка на с. 58 дневника ступени. Заканчивая вязку делаем по 1 витку вокруг толстой жерди и связываем концы прямым узлом.

Паралельная вязка применяется, когда связываемые жерди паралельные друг-другу. Бывает двух разновидностей: параллельная со смещением и параллельная удлиняющая.

Параллельная вязка со смещением используется, когда после связывания жерди сместятся одна относительно другой, например, при использовании треноги.

Параллельная удлиняющая вязка применяется для связывания жердей, одна из которых будет как бы продолжением другой, например, при изготовлении мачты для флага, когда нет цельной жерди требуемой длины.

Порядок вязания обеих разновидностей ясен из рисунков на с. 59дневника ступени. После вязания параллельной удлиняющей вязки между связанными жердями забиваются клинья.

Чтобы определить необходимое количество веревки для вязки, нужно сложить диаметры жердей и умножить сумму на 40.

Например, вычислим необходимую длину веревки для связывания параллельной вязкой со смещением (см. средний ряд рисунков на с.59 дневника ступени) трех жердей, две из которых имеют диаметры по 4 см и одна 3,5 см:

(4 + 4 + 3,5) х 40 = 11,5 х 40 = 460 (см)

Итак, необходимо около 5 м веревки (4,6 м).

Некоторые лагерные сооружения изображены на с. 60 дневника ступени.

Обучение вязкам проводится после изучения узлоов. Вначале на занятии следопыты тренируются вязать вязки веревкой диаметром 4-6 мм на жердях диаметром 20...30 мм. К каждому занятию по изучению новой вязки можно подобрать предмет «лагерной мебели», который изготавливается с использованием только одной, изучаемой, вязки или двух (изученных на этом и прошлом занятиях). Например, для занятия по изучению квадратной вязки - ворота или вешалку - плечик, диагональной - ворота с распорками, параллельной - подставку для умывания, непрерывной - стол и т.п. Эти предметы ребятам лучше сделать в уменьшенном виде и лишь на следующих занятиях - в натуральную величину, при условии, если в уменьшенном виде изделие сделано хорошо.

Наилучшее время для сдачи зачета - лагерное собрание, день заезда или следующий за ним. Для зачета рекомендуем дать детям задания сделать предметы, наиболее необходимые: стол, лавки, мачту для флага. Изделия типа столов ребята могут сделать не только для своего звена, но и для других звеньев лагеря, особенно для младших. Веревки для этого всем участникам лагеря необходимо предусмотрительно взять с собой, а жерди можно подготовить на месте.

Итак, данное требование можно выполнить за 7 занятий и лагерное собрание:

1. Квадратная вязка;

2. Диагональная вязка;

3. Изготовление лагерной «мебели» с использованием двух изученных вязок. В уменьшенном виде;

4. Непрерывная вязка;

5. Параллельная вязка со смещением;

6. Параллельная удлиняющая вязка;

7. Изготовление лагерной «мебели» с использованием всех изученных вязок. Повторение назначения вязок. Заполнение с. 57-59 дневника ступени;

ü Зачет на лагерном собрании.

               
       

 


* 7. Получить специализацию «Поведение и внешность» или «Христианская семья».

 

&Требование обеих специализаций есть на с. 61-62 дневника ступени.

Руководство клуба выбирает, какую из двух специализаций будут изучать следопыты. Решение принимается, исходя из возможностей общины. Для проведения специализации "Христианская семья" легче найти специалистов (ее может вести руководитель отдела семьи или его помощник), тогда как специализация "Поведение и внешность" более актуальна для подростков данного возраста. Для нее можно пригласить косметолога, пастора, бывшего культуриста, если таковые есть в вашей общине.

* 8. Принять участие в туристическом походе 1 степени сложности и в составлении отчета о походе

 

& Туристический поход 1 степени сложности должен длиться 3-4 дня и иметь протяженность (не менее):

- пешеходный, лыжный - 30 км;

- горный, водный - 25 км;

- велосипедный - 50 км.

Согласно Правилам проведения туристических походов, экспедиций и экскурсий, подготовка к походу должна проходить по такому плану:

1) Выбрать район путешествия. Раздать будущим участникам задания выяснить по литературе географические, метеорологические, биологические, исторические данные о районе похода.

2) Разработать маршрут и график похода: дневные переходы, места привалов для ночлега, приема пищи, радиальные выходы (разрешены до 25% от общей протяженности похода и считаются только в одну сторону).

3) Выяснить транспортные вопросы. Вид и маршруты транспорта, стоимость, расписание движения. Учесть возможность отмены рейсов, особенно пригородных поездов.

4) Отобрать кандидатов (меньше 6 и больше 15 человек не должно быть в группе) на основании:

- физической подготовленности и состояния здоровья;

- выполнения заданий по подготовке по литературе;

- посещаемости занятий;

- материальных возможностей родителей.

5) Решить организационные вопросы проведения похода с туристической маршрутно-квалификационной комиссией (МКК). Дело в том, что пешеходный туризм является видом спорта, за который могут присваиваться спортивные разряды. Так, например, за поход 1 степени сложности присваивается 3-й юношеский разряд, 2 степени - 2-й юношеский, 3 степени - 1 -и юношеский. Поэтому если ребята в вашей группе желают получить за поход спортивный разряд, Вам будет необходимо оформить поход через МКК. Наверняка в Вашей общине, или одной из соседних найдется человек, имеет квалификацию инструктора туризма. Он и подскажет, как это делать и что для этого нужно.

В одном из отрядов следопытов, наставник которого является школьным учителем, а большинство следопытов учатся в этой же школе, документы для МКК готовила администрация школы. В другом отряде, который функционировал при подростковом клубе ЖЭКа - руководство этого ЖЭКа. Если у Вас есть подобные возможности — можете их использовать.

6) Составить меню и подготовить смету питания.

7) Подготовить смету путешествия. С момента начала сдачи денег все их должен принимать и тратить казначей (назначается из детей или родителей-участников похода). Вы не должны притрагиваться ни к одной чужой копейке!!!

8) Пройти медосмотр и получить справки, в которых должна быть фраза «... в туристический поход».

9) Распределить поручения. В первом походе можно при этом учесть склонности участников. В последующих менять, чтобы все прошли через все должности. Вот некоторые примеры должностей (поручений):

- завхоз по питанию; - завхоз по снаряжению; - казначей; - летописец; - историк (краевед); - костровой; - топограф. - метеоролог; - фотограф; - разведчик; - ремонтник; - повар; - санинструктор;

10) Провести родительское собрание. На нем сообщить дату, маршрут похода, время и место сбора, что и кому взять с собой и, самое главное, согласовать и утвердить смету похода. Объясните родителям исходные данные, которыми Вы пользовались при составлении сметы. Если родители посчитают нужным снизить общую стоимость, остановитесь на цифре, которая устраивала бы всех родителей. Исходя из этой суммы, откорректируйте смету. По окончании похода ваш казначей выступит на родительском собрании с подробным отчетом о расходах.

11) Подготовить снаряжение. Скомплектовать аптечку и рем. набор. Групповое снаряжение распределить среди участников. Взять в аренду недостающее снаряжение.

12) Провести занятие по доврачебной помощи.

13) Распределить участников по палаткам. Составить график дежурств по приготовлению пищи.

На работу над данным требованием можно, кроме самого похода, отвести 3 занятия, проводимые не в Субботние часы:

1) ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ. Повторение правил туристов (ступень «Друг». Если большинство следопытов не имеют степени «Друг», то на данном занятии изучаются такие правила: «В поход идет группа», «Правильно оденься и обуйся», «Возьми аптечку и компас», «Не создавай экстремальных ситуаций», «Еде и питью свое время». Рассмотрев эти 5 правил, дети выкладывают их формулировки из отдельных слов). Распределение поручений и раздача заданий на подготовку по литературе (предварительно составьте список литературы, в которой каждый следопыт сможет найти информацию, соответствующую его поручению).

2) ИНСТРУКТАЖ. Доучивание правил туристов (если следопыты не имеют ступени «Друг»). Следопыты сообщают о выполнении заданий по литературе. Выдается информация организационного характера. Групповое снаряжение распределяется по рюкзакам. Каждому участнику определяется конкретное задание и объясняется, какой материал он должен подготовить для отчета о походе. В ближайшей к вам МКК есть библиотека отчетов о походах. Там Вы можете узнать, в каком порядке пишутся отчеты, и посмотреть примеры - отчеты других групп. Сделайте это ДО занятия.

3) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПОХОДА. На это занятие участники похода приносят материалы для отчета. Следопытам, не сдавшим материалы, подготовить которые им было поручено, зачет в карточку не ставится. Остальным выполнение требования подписывается после того, как отчет о походе был принят МКК или организацией, выпускавшей вашу группу в поход.

               
 
* 81 Подготовка к походу
 
* 82 Инструктаж перед походом  
 
* 8п Поход 1-й степени сложности  
 
* 83 Подведение итого похода  

 

 


* 9. Принять, участие в подготовке и осуществлении звеном проекта социальной помощи.

 

& Некоторые идеи таких проектов приведены в главе «Основные мероприятия» этой книги. При этом примените подходы, описанные в комментарии к требованию 18.

На работу над этим требованием выделите 2 занятия и время для осуществления проекта.

1. Планирование

ü Проведение

2. Подведение итогов

           
 
* 91 Социальная помощь–планир.  
 
* 9П Соц. помощь –осущ. проекта
 
* 92 Социальная помощь–подвед. итогов

 

 


* 10. Составить меню для 4-дневного пешеходного похода (предусмотреть 3-разовое питание. Блюда не должны повторяться в течение дня) и калькуляцию продуктов к нему для группы 6 человек

 

& Меню составляется так.

Расписываем, какие блюда будут на завтрак, обед и ужин. При этом:

- желательно, чтобы блюда не повторялись в течение дня (чай и хлеб, конечно, могут повторяться);

- в меню не было скоропортящихся продуктов. В противном случае, предусмотрите докупку их на маршруте и необходимые условия хранения и транспортировки;

- продукты, пищевая ценность которых не меняется значительно при сушке, лучше взять сушеными (например, сухофрукты вместо свежих, сублимированное мясо вместо свежего, соевый концентрат ("кубики") вместо замоченной сои, сухари вместо хлеба) или консервированными.

Составив меню, проставляем в нем количество продуктов в расчете на 1 чел. При этом вместо традиционных граммов и килограммов иногда лучше применить "единицы", более распространенные в домашнем обиходе: горсть, штуки, ложки.

Затем составляем калькуляцию продуктов: выписываем из меню все названия продуктов (каждое по разу) и считаем количество каждого продукта на весь поход. Для примера приводим калькуляцию продуктов 3-дневного палаточного лагеря: 9 картофелин; 4 моркови; полкапусты; полторы свеклы; 2 огурца; 1 помидор; 2,5 луковицы (репчатый); 3 стебелька зеленого лука; 1 стакан гречки; 0,5 стакана пшена; 1 стакан вермишели; 0,5 стакана гороха; 1 пучок укропа; 10 ягодок шиповника; 2/3 стакана сахара; 0,5 стакана растительного масла; 0,5 лимона; 70...80 г сливочного масла (перетопить); мяту, боярышник,… для заваривания чая - на 2 кружки; 0,5 стакана муки; 0,5 стакана кислого молока или кефира; 1 буханку хлеба; 2 сырых яйца; 0,5 стакана меда или сгущенного молока; 0,5 стакана сухофруктов; горсть щавеля.

В таком виде список продуктов можно раздать детям. Если же предусматривается закупка продуктов, тогда лучше проставлять количество в граммах. Потом рядом с каждым названием пишем стоимость такого количества данного продукта. То, что у нас получилось, смета продуктов.

Сложив стоимости всех продуктов, получаем общую стоимость продуктового запаса.

При составлении меню учтите, какое количество продуктов необходимо для приготовления. Предлагаем вам данные, которые используют туристы, не признающие реформу здоровья, при составлении меню.

ü На 1 чел в суп в т.ч. молочный идет 40... 50 г крупы, в кашу 80... 100 г.

ü Для приготовления молочного супа на 10 чел. идет 1 банка сгущенного молока.

ü На суп для 10 чел. идет 5 кубиков «Gallina Blanca», 3 морковки, 2 луковицы, 8 картофелин (1 кг), 1 банка (625 г) тушенки, а на борщ, кроме того, 2 свеклы, небольшая головка капусты.

ü В кашу на 10 чел. идет 2.625 г - банки тушенки.

üНа 1 чел. в день идет 20 г сливочного масла, 200 г хлеба, 40 г сыра, 40 г сала, 50 г колбасы, 100 г печенья, 50 г конфет.

ü При приготовлении бутербродов с рыбой на 6 чел, идет одна 250 г - банка (лучше всего - сардины в масле).

ü На приготовление картофеля вареного на 1 чел. идет 3 картофелины. К картофелю на 10 чел. идет 3 банки рыбных консервов или 2 банки тушенки.

ü На приготовление напитков идет: на 1 чел. 2 г заварки или 2 г концентрата «Кофейный напиток» (ячмень, цикорий,...) или на 10 чел. 0,5 кг сухофруктов или на 1 л 30... 40 г какао-порошка.

В этом списке замените продукты, которые не соответствуют учению нашей церкви о здоровом образе жизни, и раздайте следопытам. На занятии они составляют в общем виде каждый свое меню, не проставляя количество продуктов. Вот, например, как может выглядеть такое меню:

1 день - Завтрак – Каша рисовая Котлета соевая Чай Бутерброд с вареньем 2 день и т.д. - Завтрак - Блинчики луковые Майонез Чай из трав Бутерброд с вареньем  
-Обед- Борщ украинский Компот из сухофруктов Печенье -Обед- Суп рисовый Бутерброд с соевыми консервами Напиток из сухофруктов Печенье
-Ужин- Каша гречневая Салат из редиса Напиток из шиповника Печенье - Ужин - Каша пшенная салат из моркови Паштет из фасоли Чай
       

На этом занятии дети получают домашнее задание: проставить количество продуктов (в расчете на 1 чел.) на приготовление блюд по составленному меню. К следующему занятию меню должно будет выглядеть, к примеру, так:

1 день - Завтрак - 1 . Каша рисовая рис - 80 г морковь - 0,5 шт. масло слив. – 10 г соль - 0,5 ч. лож. 2. Котлета соевая соя (предв. сваренная) - 0,5 стак. картофель - 0,5 шт. яйцо - 0,5 шт. лук репч. - 0,25 шт. морковь - 0,25 шт. сухари - из 150 г белого хлеба соль - 0,25 ч. лож. 3. Чай травы - 2 г сахар - 1 ст. лож. 4. бутерброд с вареньем хлеб варенье - 0,25 стак.  
-Обед- 1.Борщ украинский картофель - 0,8 шт. капуста - 80 г лук - 0,25 шт. свекла - 0,25 шт. укроп - 1/6 пучка морковь - 0,25 шт. фасоль - 1 ст. лож. Соль - 0,25 ч. лож. Томат, паста/соус— 1 ст.л. Майонез = 0,5 ст. лож. 2. Компот из сухофруктов сухофрукты - 0,5 стак.   3. Печенье -25 г  
-Ужин- 1.Каша гречневая гречка - 80 г масло слив. – 10 г соль - 0,25 ч. лож.   2. Салат из редиса редис - 3 шт. масло раст. - 0,5 ст. лож. лук зел. - 1 стебелек     3. Напиток из шиповника шиповник - 5 ягодок сахар - 1 ст. лож. 4. Печенье - 25 г
                 

2 день

- Завтрак -

1. Блинчики луковые с майонезом 2. Чай

лук репч. - 2 шт. травы - 2 г.

яйцо - 0,5 шт. сахар – 1 ст.лож.

мука - 1,5 ст. лож. 3. Бутерброд с вареньем

масло раст. - 2 ст. лож. Хлеб – 50 г

майонез -2ч.лож. Варенье – 0,25 стак.

 

-Обед-1. Суп рисовый 2. Бутерброд с соевыми консервами

рис - 40 г картофель - 0,8 шт.

хлеб- 100 г консервы соевые - 40 г

лук - 0,2 шт. 3. Напиток из сухофруктов

морковь - 0,3 шт. сухофрукты - 0,5 стак.

варенье - 1 ст. лож.

4. Печенье - 50 г

-Ужин-

1. Каша пшенная 2. Салат из моркови

пшено - 80 г морковь - 0,5 шт.

масло раст. - 1 ч. л. масло раст. - 0,5 ст. лож.

масло слив. - 10 г капуста - 50 г

соль - 0,25 ч. лож. лук репч. - 0,25 шт.

лук репч. - 1/6 шт. соль – 1/8 ч. лож.

 

3. Паштет из фасоли

фасоль - 1 ст. лож.

лук - 0,25 шт.

чеснок – 1/6 головки

масло раст. - 2 ч. лож.

соль – 1/8 ч. лож.

4. Чай

травы - 2 г

сахар - 1 ст. лож.

На следующем занятии наставник рассказывает и показывает на примере, как составить калькуляцию продуктов. Тут же, на занятии, ребята составляют калькуляции продуктов каждый к своему меню. Успевшие правильно выполнить эту задачу и выполнившие все предыдущее (составившие меню с указанием количества продуктов) получают подпись в зачетную карточку. Если наставник обнаруживает какие-либо ошибки, он может отложить проставление подписи до следующего занятия.

Те, кто не успел закончить калькуляцию на этом занятии, приносят на следующее.

На вышеописанное меню калькуляция продуктов выглядит так, как показано в таблице.

 

Таблица калькуляции продуктов

    Продукты и их расчет на 1 чел На 6 человек
Рис- 80 г + 40 г =120 г 720 г
Гречка 80 г 480 г
Пшено. 80 г 480 г
Картофель: 0,5 шт. + 0,8 шт. + 0,8 шт. » 2 шт. 12 шт.
Лук репчатый 0,25 шт. + 0,25 шт. + 0,2 шт. + 1/6 шт. + 0,25 шт. + 0,25 шт. » 3,5 шт. 21 шт.
Морковь: 0,5 шт. + 0,5 шт. + 0,25 шт. + 0,25 шт. + 0,3 шт. » 2 шт. 12шт.
Капуста: 80 г + 50 г =130 г » 800 г
Свекла; 0,25 шт. 1,5 шт.
Соя: 0,5 стак. 3 стак.
Фасоль; 1 ст.л. + 1 ст.л. 12 ст. л.
Чеснок: 1/6 головки 1 гол.
Лук зеленый 1 стеб. 1 пуч.
Петрушка: 1/6 пуч. , 1 пуч.
Укроп: 1/6 пучка 1 пуч.
Яйца: 0,5 шт. + 0,5 шт. 6шт.
Мука: 1,5 ст. л. 9 ст. л.
Шиповник; 5 ягод 30 ягод
Сухофрукты: 0,5 стак. + 0,5 стак. 6 стак.
Масло раст.: 0,5 ст. л. + 2 ст. л. + 1 ч. л. + 0,5 ст. л. + 2 ч. л. 36 ст. л.
Масло слив.: 10г + 10г + 10г + 10г 240 г
Соль: 0,5 ч.л. + 0,25 ч.л. + 0,25 ч.л. + 0,25 ч.л. + 0,25 ч.л. + 0,25 ч.л. + 1/6 ч.л. + 1/6 Ч.Л. 12 ст. л.
Сухари: Из 150 г белого хлеба Из 900 г хлеба
Травы для чая: 2г+2г+2г » 40 г
Хлеб: 400 г 2400 г
Сахар: 1 ст. л. + 1 ст. л. + 1 ст. л. + 1 ст л. 24 ст. л.
Варенье: 0,25 стак. + 0,25 стак. + 1 ст. л. 24 ст. л.
Печенье: 25 г + 25 г + 50 г 600 г
Майонез: 0,5 ст, л. + 2 ч. л. 6 ст. л.
Томатная паста/соус: 1 ст. л. 6 ст. л.
Редис: 3 шт. 18шт.
Консервы соевые: 40 г 1 банка

 

Таким образом, на работу над этим требованием можно отвести 4 занятия:

1. Составление меню;

2. Составление калькуляции продуктов;

* 103 Меню и калькуляция - зачет  
* 102 Сосоставление калькуляции продуктов  
* 101 Сосоставление меню д/похода
3. Зачетное. Наиболее удачно составленное меню можно использовать для похода 1 степени сложности (см. требование * 8).

 

 

* 11. Провести духовную часть (сказать короткую проповедь) не короче 5 минут.

 

& Духовную часть можно по-другому назвать короткой проповедью. Поэтому в ней должны быть основные элементы проповеди:

- вступление (как правило, случай из повседневной жизни, который концентрирует внимание слушателей на содержании проповеди);

- связка (одно-два предложения, с помощью которых вступление связывается с темой проповеди);

- тема и соответствующее ей центральное место Писания;

- раскрытие темы на основании Слова Божия;

- обобщение темы и духовный вывод для слушающих (и говорящего);

- Божьи обетования дать силу и поддержку для воплощения этого вывода в жизнь;

- молитва с просьбой наполнить нас силой для этого.

Советуем Вам прочитать книгу «Как подготовить библейскую проповедь» (автор – Джеймс Брага). Книга издана в серии «Библейская кафедра» в издательстве «Библия для всех» (Санкт-Петербург, 2000 г.). пользуясь ею, проведите несколько занятий по теории составления проповедей:

1. ВИДЫ ПРОПОВЕДЕЙ, ВЫБОР ТЕМЫ. Д.з.: Выбрать 2 темы, которые волнуют или волновали тебя за последние 2 месяца. Подобрать центральные тексты - по одному к каждой из этих тем.

2. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ. Д.з.; К одной из выбранных тем подобрать несколько библейских текстов, которые бы ее раскрывали.

3. ВЫВОД. ОКОНЧАНИЕ. В начале занятия помощники проверяют выполнение д.з. следопытами. Если в распоряжении директора клуба /наставника нет достаточного количества помощников, то между 2-м и 3-м занятиями каждый следопыт должен показать выполненное д.з. наставнику, директору клуба или пастору общины и выслушать их рекомендации.

На 3-м занятии дети получают новое д.з.: записать вывод и окончание к раскрытой теме.

4. ВСТУПЛЕНИЕ. СВЯЗКА. Даже взрослые проповедники не всегда уделяют должное внимание началу проповеди. Изучите по указанной выше книге главы «Введение» и «Посылка». Обратите внимание на содержание введения и посылки в Ваших коротких проповедях, которые Вы говорите в клубе следопытов. Только когда Вы сами и проповедники, которых слышат дети в церкви, будете примером, только тогда дети воспримут тему этого занятия с пониманием и сами захотят найти интересные введения к своим, уже почти готовым, проповедям.

Д.з. на занятии 4: найти интересное введение к своей проповеди и грамотно составить посылку (связку). Готовую проповедь показать наставнику, директору клуба или пастору.

К 12 годам у ребенка заканчивается формирование умения выполнять все логические операции. Мы с Вами знаем, как 12-летний Иисус удивлял старцев в храме Своими познаниями и чистотой мысли. Но это стало возможным потому, что Его земные родители занимались Его духовным воспитанием, будучи руководимы Святым Духом. Умение сегодняшних отроков мыслить духовными категориями тоже должно быть «навыком приучено». Они должны на своем опыте знать Иисуса. Тогда их проповедь будет идти от сердца.

Примером здесь будет и утреннее домашнее богослужение, и проповедь пастора, и Ваши наставления. Советуем Вам прочитать книгу М.С.Ричардса «Паси овец Моих» (Заокский: Источник жизни, 1994). А пастор или пресвитер Вашей общины смогут помочь Вашим следопытам в совершенствовании умения проповедовать.

Чтобы дети научились проповедовать, они должны научиться:

- черпать духовные уроки при самостоятельном чтении Библии;

- оценивать жизненные ситуации с позиции Слова Божия;

- самостоятельно мыслить и высказывать свои суждения по духовным вопросам.

Поэтому наблюдайте за духовным становлением каждого из Ваших следопытов. Советуйтесь с Господом, коллегами и служителями церкви. В результате Вы увидите, когда тот или иной следопыт «созреет» для проповедования. Заранее предложите ему сказать со временем проповедь. Регулярно проверяйте, как идет подготовка. Посоветуйте ему несколько раз сделать такое упражнение: выделить основные элементы в проповедях, которые говорят проповедники в общине. Наставляйте его, как преодолеть сопротивление дьявола (будет проявляться в лени, нежелании читать Библию, снижении активности на занятиях). Так, чтобы не слышал готовящий проповедь, предупредите остальных детей, чтобы они с пониманием отнеслись к первой попытке своего товарища.

Многие, кто раньше редко говорил публично, нуждаются в том, чтобы предварительно сказать будущую проповедь в пустой комнате, где ее будет слышать только наставник или пастор. Это - хорошая тренировка. Таким путем можно пойти.

После проповеди поддержите следопыта, который проповедовал (многие в такой ситуации считают, что у них ничего не вышло). Трезво проанализируйте сказанную проповедь. Укажите на ОСНОВНЫЕ просчеты. ОТПУСТИТЕ незначительные. Отметьте отличные места, выразите надежду, что скоро будет готова следующая проповедь.

               
 
* 111 Виды проповедей  
 
* 112 Раскрытие темы  
 
* 113 Вывод Окончание
 
* 114 Вступление Связка

 

 


* 12. Получить одну специализацию _ _из_ категорий «Служение» или «Профессиональное обучение» или «Сельскохозяйственные умения» (не полученную ранее)

Слово «ранее» в скобках в конце требования означает «при работе над предыдущими ступенями». Но специализации «Первая помощь (повышенная)», «Поведение и внешность», «Христианская семья» в зачет по требованию * 12 не идут, хоть они и относятся к категории «Служение».

* 13. Уметь посылать и принимать сообщения флажковым семофором или кодом Морзе или на языке жестов

& Знаки флажкового семафора приведены в конце комментария к этому требованию.

Знаки кода Морзе приведены ниже.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.