Здавалка
Главная | Обратная связь

Лечебная гимнастика и массаж



 

Стабильность и нормальное функционирование коленного и голенос­ топных суставов зависит от состояния окружающих мышц. С помощью массажа и специально подобранных упражнений укрепляются ослаблен­ ные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряженные.

 

Массажпроводится курсами по 12 -20 процедур, ежедневно или че­рез день, с перерывами между курсами 2-^4 недели. Интенсивность мас­ сажа постепенно увеличивается к середине курса. Необходимо избегать резких, болезненных движений, у ребенка должно оставаться приятное ощущение после массажа.

 

Исходное положение (и. п.) — ребенок лежит на животе, под голено­ стопный сустав кладется небольшой валик.

Массаж спины: поглаживание, растирание (кончиками пальцев, «пиле­ние», гребнеобразное), разминание, снова поглаживание. Не забывайте: погла­ живание проводится несколько раз на каждой массируемой области, после каждого приема. Поглаживание всего тела — в начале и в конце сеанса.

 

Поясничпо-крестцовая область: поглаживание, интенсивное рас­тирание, разминание по типу надавливания или сдвигания, поглаживание

 

в направлении от позвоночника в стороны и немного вниз.


 


•Ягодичная область: поглаживание в круговом или Х-образ-ном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирую­ щие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание.

 

Задняя поверхностьбедра:поглаживание в направлении от под­коленной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание одной или двумя руками, легкие ударные приемы (похлопывание, рубле­ ние одним-двумя пальцами), поглаживание.

 

Задняя поверхность голени: общее поглаживание от пятки вверхдо подколенной ямки, растирание дифференцированное — наружная часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко, внутренняя поверхность (внутренняя головка) — более интенсивно. Раз­ минание одной или двумя руками по всей мышечной группе. По внутрен­ ней поверхности — легкие ударные приемы. По наружной — вибрация, растягивание. В конце — обязательное поглаживание.

 

Область коленного сустава — коррекция: поглаживание боковыхповерхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю по­ верхность (внутренний мыщелок бедра). При надавливании на внутрен­ ний мыщелок бедра одной рукой, другой — удерживайте голень в ниж­ ней трети и старайтесь привести ее к средней линии (рис. 246).

 

Ахиллово сухожилие: поглаживание и растирание (щипцеобразное).И. п. — ребенок лежит на спине, под коленями — валик.

у Передняя поверхность бедра: поглаживание, мягкое, но тщатель­ное растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от ко­ ленной чашечки вверх и кнаружи.

V Передне-боковая поверхность голени:поглаживание отстопы

вверх до колена, легкое растирание, поглаживание.

 

V Коленный сустав— коррекция: круговое поглаживание обла­сти сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедрен­ ной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением голени (рис. 247).

 

V Стопа:поглаживание по тыльной поверхности от пальцев кголеностопному суставу, растирание граблеобразное или попереч­ ное, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно — вокруг внутренней лодыжки, растирание внутреннего края стопы, поглаживание.

 

После массажа обязательно проделайте несколько упражнений (см. главу «Плоско-вальгусные стопы»).

 

Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах.


 


 
 

 


Рис. 246. Корригирующий прием. I момент


 

 


Рис. 247. Корригирующий прием. II момент 293


Проводится поочередно для одной ноги, затем для другой. Можно помогать малышу, сгибая его стопу одной рукой, другой — фиксиро­ вать голень.

 

Вращение стоп.Сначала одна стопа вращается в обе стороны, за­тем — другая. Если надо, помогайте малышу, только вращение должно быть мягким, безболезненным.

Захват игрушки стопами.Предложите ребенку захватить и удер­живать стопами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький мячик и т. п.).

 

Упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в день, один раз после массажа, другой — во время ежедневных занятий, включая их в обычный комплекс.

 

Некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза сидя ио-турецки.Поэтому следует сажать ребенка таким образом какможно чаще.

 

Вставание из позы сидя по-турецки.Малыш сидит по-турецки.Предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп. Помогайте ребенку, поддерживая за руки. При повторении упражнения следует ме­ нять положение ног так, чтобы в и. п. сидя сверху была поочередно то левая, то правая нога.

 

Приседание с разведением колен.Поддерживая ребенка под мыш­ки или за руки, научите его приседать с широким разведением колен. Полезно сидение на корточках таким же образом, необходимо только следить за положением стоп: они должны полностью опираться о пол и стоять параллельно.

Вставание на носки.Предложите ребенку встать на носочки и по­тянуться вверх, затем опуститься на полную стопу.

Ходьба на наружных краях стоп.Попросите малыша пройти немно­го, опираясь на наружные края стоп:

 

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенку ноет.

 

Ходьба на двускатной ребристой доске.

 

Ходьба по «узкой дорожке»(рис. 248). Приучайте малыша ходить

и стоять со стопами, установленными близко друг к другу. С этой целью можно использовать любую неширокую (10-15 см) доску, полосу на ков­ ре, можно нарисовать «узкую дорожку» мелом, отметить ее веревками. Следите за правильностью ходьбы на прогулке, водите ребенка по брев­ ну на детской площадке, поребрику тротуара и т. п.


 


 
 

 

 


Рис. 248. Ходьба по «узкой дорожке»

 

 

Упражнение в воде.

 

Все вышеперечисленные (кроме двух последних) можно делать во время купания. Теплая вода снимает излишнее напряжение мышц и облегчает дви­ жения. Полезно также ходить по рифленому коврику, подпрыгивать на нем.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.