Лечебная гимнастика и массаж
Стабильность и нормальное функционирование коленного и голенос топных суставов зависит от состояния окружающих мышц. С помощью массажа и специально подобранных упражнений укрепляются ослаблен ные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряженные.
Массажпроводится курсами по 12 -20 процедур, ежедневно или через день, с перерывами между курсами 2-^4 недели. Интенсивность мас сажа постепенно увеличивается к середине курса. Необходимо избегать резких, болезненных движений, у ребенка должно оставаться приятное ощущение после массажа.
Исходное положение (и. п.) — ребенок лежит на животе, под голено стопный сустав кладется небольшой валик. • Массаж спины: поглаживание, растирание (кончиками пальцев, «пиление», гребнеобразное), разминание, снова поглаживание. Не забывайте: погла живание проводится несколько раз на каждой массируемой области, после каждого приема. Поглаживание всего тела — в начале и в конце сеанса.
• Поясничпо-крестцовая область: поглаживание, интенсивное растирание, разминание по типу надавливания или сдвигания, поглаживание
в направлении от позвоночника в стороны и немного вниз.
•Ягодичная область: поглаживание в круговом или Х-образ-ном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирую щие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание.
• Задняя поверхностьбедра:поглаживание в направлении от подколенной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание одной или двумя руками, легкие ударные приемы (похлопывание, рубле ние одним-двумя пальцами), поглаживание.
• Задняя поверхность голени: общее поглаживание от пятки вверхдо подколенной ямки, растирание дифференцированное — наружная часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко, внутренняя поверхность (внутренняя головка) — более интенсивно. Раз минание одной или двумя руками по всей мышечной группе. По внутрен ней поверхности — легкие ударные приемы. По наружной — вибрация, растягивание. В конце — обязательное поглаживание.
• Область коленного сустава — коррекция: поглаживание боковыхповерхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю по верхность (внутренний мыщелок бедра). При надавливании на внутрен ний мыщелок бедра одной рукой, другой — удерживайте голень в ниж ней трети и старайтесь привести ее к средней линии (рис. 246).
• Ахиллово сухожилие: поглаживание и растирание (щипцеобразное).И. п. — ребенок лежит на спине, под коленями — валик. у Передняя поверхность бедра: поглаживание, мягкое, но тщательное растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от ко ленной чашечки вверх и кнаружи. V Передне-боковая поверхность голени:поглаживание отстопы вверх до колена, легкое растирание, поглаживание.
V Коленный сустав— коррекция: круговое поглаживание области сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедрен ной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением голени (рис. 247).
V Стопа:поглаживание по тыльной поверхности от пальцев кголеностопному суставу, растирание граблеобразное или попереч ное, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно — вокруг внутренней лодыжки, растирание внутреннего края стопы, поглаживание.
После массажа обязательно проделайте несколько упражнений (см. главу «Плоско-вальгусные стопы»).
• Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах.
Рис. 246. Корригирующий прием. I момент
Рис. 247. Корригирующий прием. II момент 293 Проводится поочередно для одной ноги, затем для другой. Можно помогать малышу, сгибая его стопу одной рукой, другой — фиксиро вать голень.
• Вращение стоп.Сначала одна стопа вращается в обе стороны, затем — другая. Если надо, помогайте малышу, только вращение должно быть мягким, безболезненным. • Захват игрушки стопами.Предложите ребенку захватить и удерживать стопами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький мячик и т. п.).
Упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в день, один раз после массажа, другой — во время ежедневных занятий, включая их в обычный комплекс.
Некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза сидя ио-турецки.Поэтому следует сажать ребенка таким образом какможно чаще.
• Вставание из позы сидя по-турецки.Малыш сидит по-турецки.Предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп. Помогайте ребенку, поддерживая за руки. При повторении упражнения следует ме нять положение ног так, чтобы в и. п. сидя сверху была поочередно то левая, то правая нога.
• Приседание с разведением колен.Поддерживая ребенка под мышки или за руки, научите его приседать с широким разведением колен. Полезно сидение на корточках таким же образом, необходимо только следить за положением стоп: они должны полностью опираться о пол и стоять параллельно. • Вставание на носки.Предложите ребенку встать на носочки и потянуться вверх, затем опуститься на полную стопу. • Ходьба на наружных краях стоп.Попросите малыша пройти немного, опираясь на наружные края стоп:
Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенку ноет.
• Ходьба на двускатной ребристой доске.
• Ходьба по «узкой дорожке»(рис. 248). Приучайте малыша ходить и стоять со стопами, установленными близко друг к другу. С этой целью можно использовать любую неширокую (10-15 см) доску, полосу на ков ре, можно нарисовать «узкую дорожку» мелом, отметить ее веревками. Следите за правильностью ходьбы на прогулке, водите ребенка по брев ну на детской площадке, поребрику тротуара и т. п.
Рис. 248. Ходьба по «узкой дорожке»
Упражнение в воде.
Все вышеперечисленные (кроме двух последних) можно делать во время купания. Теплая вода снимает излишнее напряжение мышц и облегчает дви жения. Полезно также ходить по рифленому коврику, подпрыгивать на нем.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|