Здавалка
Главная | Обратная связь

Взаимодействие общественных объединений и избирательных комиссий как фактор идеологического обеспечения избирательных кампаний



В демократических государствах выборы являются важнейшей составляющей политического процесса. Выборы — это главный способ избрания представителей в органы власти. Выборы предусматривают, что власть принадлежит самим людям, что она идет снизу вверх. Там, где этого нет, выборы и представительные учреждения могут существовать, но они не решают, кто и как будет управлять обществом.

Представители — это люди, которые действуют от имени или во имя других людей в процессе принятия решений. В отличие от королей и вождей, представители наделяются полномочиями избирателями, перед которыми они ответственны.

Проведение выборов в органы государственной власти связано с нарастанием политической деятельности, когда претенденты вступают в конкурентную борьбу и предпринимают усилия, чтобы привлечь на свою сторону потенциальных избирателей.

Таким образом, избирательная кампания — это совокупность действий, предпринимаемых партиями, избирательными объединениями, кандидатами и их командами для достижения предвыборных целей. Избирательная кампания — это конкурентный процесс, в ходе которого идет соперничество между его участниками за возможность влиять на массы, за право обладать престижными позициями в политической иерархии. Для того чтобы соперничество не выливалось в острое противостояние и кризисы, в каждой стране принимаются законодательные нормы, регламентирующие ход избирательного процесса.

В Республике Беларусь действует Избирательный кодекс, принятый в 2000 г. В нем закреплено положение о том, что подготовку и проведение выборов разного уровня обеспечивают Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, а также соответственно избирательные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, по выборам депутатов Палаты представителей, по выборам депутатов местных Советов депутатов, комиссия по референдуму. Центральная комиссия возглавляет систему избирательных комиссий и комиссий по референдуму, действующих в период подготовки и проведения выборов и республиканских референдумов.

Центральная комиссия — постоянно действующий орган, являющийся юридическим лицом. Она организует проведение выборов, осуществляет на всей территории республики контроль за исполнением законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутатов, образует избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей. Центральная комиссия оказывает избирательным комиссиям методическую и организационно-техническую помощь, дает заключения о правомочности выдвижения кандидатов в члены Совета Республики, регистрирует инициативные группы граждан и т. д. Она призвана обеспечивать соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов.

Политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы из числа своих членов, а также граждане путем подачи заявления могут выдвигать в соответствующую территориальную, окружную, участковую комиссию только по одному представителю. Лица, входящие в состав комиссии, не имеют права принимать участие в агитации за или против отзыва депутата, за или против законопроекта или иного вопроса, вынесенного на референдум. Государственные органы, общественные объединения, организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям в осуществлении ими своих полномочий.

Избирательные комиссии должны обеспечить открытое, гласное, честное проведение выборов. Они знакомят население с избирательными программами политических партий, сообщают гражданам сведения о кандидатах в депутаты, о результатах голосования.

В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь политические партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей, областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов. См.: Избирательный кодекс Республики Беларусь. Мн., 2000. С. 35—38.

Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу только одного кандидата из числа своих членов. Первичная организация политической партии, выдвигающей кандидата в депутаты, должна быть создана в установленном порядке на территории соответствующего избирательного округа, района, города не позднее, чем за шесть месяцев до выборов. Гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, инициативным группам, доверенным лицам предоставляется право свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов, их политических, деловых и личных качеств.

Агитация проводится за или против кандидата на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, во время встреч с избирателями. Местные исполнительные и распорядительные органы совместно с соответствующими комиссиями обязаны содействовать проведению встреч кандидатов с избирателями. Кандидаты имеют право на изготовление предвыборных плакатов, призывов, заявлений, листков, фотоматериалов. Для размещения агитационных материалов выделяются определенные места. На всех участках для голосования не позднее, чем за 14 дней до выборов оформляются стенды с информационными материалами о кандидатах.

Большая роль в проведении выборов, организации избирательной кампании отводится средствам массовой информации.

В Избирательном кодексе Республики Беларусь закрепляется равное право кандидатов пользоваться государственными средствами массовой информации. Порядок, количество выступлений кандидатов в Президенты, в депутаты Палаты представителей по телевидению и радио устанавливаются Центральной комиссией. Кандидаты в депутаты местных Советов депутатов имеют право на одно бесплатное выступление по местному государственному радиовещанию. Республиканское радио каждое утро и республиканское телевидение каждый вечер обязаны по требованию Центральной комиссии предоставлять возможность передавать информацию о ходе избирательной кампании. За десять дней до выборов не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами.

В ходе предвыборной агитации не допускаются: пропаганда войны; призывы к насильственному изменению конституционного строя, к нарушению территориальной целостности государства; распространение материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Кандидаты не вправе раздавать гражданам денежные средства, подарки, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые товары и услуги, кроме агитационных материалов. Государственные средства массовой информации бесплатно обнародуют материалы, представленные избирательными комиссиями, и предвыборные программы кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей. Политические партии, другие общественные объединения, граждане не вправе оказывать иную материальную помощь при проведении выборов, кроме перечисления денежных средств во внебюджетный фонд, создаваемый Центральной комиссией. Предполагается, что эти средства будут поровну распределяться между кандидатами. Закон не предусматривает формирования индивидуальных финансовых фондов кандидатов.


Избирательный кодекс устанавливает ответственность лиц, препятствующих тем или иным способом свободному осуществлению гражданами права участвовать в выборах, вести предвыборную агитацию. Лица, совершившие подлог документов по выборам, заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования и другие нарушения, несут ответственность, установленную законодательством. Заявления о нарушениях требований Избирательного кодекса, поступившие в комиссии, должны рассматриваться в трехдневный срок, а поступившие в день выборов — немедленно.

Важное значение имеет присутствие наблюдателей во время проведения выборов. Наблюдателями могут быть представители политических партий, общественных объединений, избирательных блоков, трудовых коллективов, доверенные лица кандидатов, представители международных организаций и других государств. В день выборов они имеют право находиться в помещениях для голосования до подведения его итогов.

Свободное проведение выборов, участие в их организации представителей общественных объединений, трудовых коллективов, граждан делает их важным фактором формирования легитимной власти. Открытое голосование, проведение выборов, освещение этого важнейшего политического мероприятия в средствах массовой информации позволяет прийти к власти наиболее подготовленным людям, достойно выполняющим миссию народного избранника.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.