Здавалка
Главная | Обратная связь

Политическое участие граждан Республики Беларусь в общественных процессах. Общественное мнение как регулятор социально-политических процессов



Политическое поведение — это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, групповой, этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Участие в политике — это конкретные практические действия, включение личности в политическую жизнь. Причем, речь идет о целенаправленных действиях, совершаемых сознательно.

Личность — это потенциальный субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом, необходимо освоить политический опыт, выработать позицию в политическом процессе. М. Вебер писал, что все индивидуальные участники политики делятся на три группы. «Политики по случаю» — люди, которые участвуют в политике время от времени. «Политиками являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на политическом собрании». «Политики по совместительству» — те, кто более активен в политической жизни. Такие люди стремятся попасть в руководящие органы партий, входят в группы поддержки. «Политики по профессии» — это те, для кого политика становится делом жизни.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие характерно для небольших политических общностей, для местного самоуправления, референдумов, собраний, когда граждане непосредственно принимают участие в решении государственных и общественных вопросов. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Посредниками участия в современном мире выступают политические партии, общественные объединения, а его основной формой являются выборы. Отказ от участия в выборах, голосовании называют абсентеизмом.

Опосредованное политическое участие реализуется в условиях представительной демократии. Представительная демократия возникает с появлением парламентов. Основа представительной демократии — делегирование полномочий избранным представителям и их ответственность перед народом. Основным институтом представительной демократии является парламент как представительный и законодательный орган. Принципы представительной демократии: свободные выборы; ответственное правление; контроль общества над властью; развитая многопартийная система.

Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов, как на местном уровне, так и в политической системе общества в целом. Если граждане принимают активное участие в формировании органов власти (в первую очередь представительных), в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии.

В демократическом обществе участие является всеобщим, свободным, инициативным и действенным в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Демократическое политическое участие выступает средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, в проявлении чувства гражданственности.

В условиях демократии властные институты используют политическое участие по принципу обратной связи: активные формы участия позволяют выявить общественные интересы. Право на политическое участие — важнейшее из политических прав. Правовые основы политического участия закрепляются в конституциях и соответствующих законах. Можно выделить основные правовые принципы регулирования политических отношений в условиях демократии: народный суверенитет — признание народа источником и носителем власти; суверенность, демократизм и гуманизм государственной власти; признание принципа верховенства права; разделение властей; многообразие политических институтов, идеологий и мнений; равенство общественных объединений перед законом; закрепление демократических основ политического процесса; определение приемов, методов и способов осуществления политической власти на принципах учета интересов и потребностей различных социальных групп и меньшинств.

Во втором разделе Конституции Республики Беларусь закреплены политические права и свободы: право участвовать в решении государственных дел; принимать участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни (статья 31); право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (статья 38); право на свободу объединений (статья 36); свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (статья 35); право направлять личные или коллективные обращения в органы власти (статья 40). Граждане Беларуси в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к должностям в государственных органах (статья 39). Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни согласно статье 73 Конституции могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Порядок реализации политических прав в Республике Беларусь (например, на создание партий, проведение митингов, шествий, демонстраций) является разрешительным. Он фиксируется в соответствующих законах (Законе Республики Беларусь «Об общественных объединениях», принятом 4 октября 1994г., Законе Республики Беларусь «О политических партиях», принятом 5 октября 1994 г., Избирательном кодексе Республики Беларусь). В настоящее время в данные законы внесены изменения и дополнения.

Партии и общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы. Согласно статье 5 Конституции: «Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах». По состоянию на 2005 г. Министерством юстиции Республики Беларусь зарегистрировано 17 политических партий.

Согласно статье 5 Конституции Республики Беларусь «политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды».

Многочисленными и разнообразными по видам являются общественные объединения. К общественным объединениям относятся профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, религиозные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительские) и др.

Граждане также принимают участие в политической жизни посредством деятельности в органах территориального общественного самоуправления. Территориальное самоуправление — одна из форм самоорганизации и основа демократизации общества. Уровень местной автономии зависит от сформированности политических интересов различных групп. Возможности реализации политических интересов возрастают прямо пропорционально возможностям влияния организованных групп на центры принятия решений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.