Здавалка
Главная | Обратная связь

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий



Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется в форме субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Для финансирования отдельных государственных полномочий в бюджетах субъектов Российской Федерации создаются региональные фонды компенсаций в режиме целевых бюджетных фондов (ст. 63 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Региональный фонд компенсаций формируется за счет:

· субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами;

· иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации.

Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в региональный фонд компенсаций и из регионального фонда компенсаций местным бюджетам, определяется в федеральном законе и законе субъекта Российской Федерации пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат).

Общий размер субвенций определяется раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Тема 3 § 1. Ответственность в системе местного самоуправления

В системе местного самоуправления применяются три основных вида ответственности: перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами.

Ответственность перед населением носит конституционно-правовой характер.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяет в рамках ответственности перед населением одну конституционно-правовую санкцию — отзыв.

Отзыв — это досрочное прекращение полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в связи с утратой доверия населения.

Ключевой для понимания института отзыва является правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-п1 «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”». Данная позиция вполне применима к институту отзыва в целом. Позиция суда заключается в следующем.

1. Отзыв не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, федеральный законодатель обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов.

2. Процедура отзыва должна быть усложненной по отношению к процедуре выборов. Голосование по отзыву должно назначаться лишь при условии, что собраны подписи весьма значительного числа избирателей по отношению к голосовавшим на выборах соответствующего должностного лица. Отзыв может иметь место лишь по решению большинства всех зарегистрированных избирателей, а не большинства принявших участие в голосовании.

3. Основанием для инициирования процедуры отзыва должно быть конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке.

4. Процедура отзыва должна обеспечивать лицу возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва, а избирателям — проводить агитацию как за отзыв, так и против отзыва, а также гарантировать всеобщее, равное, прямое участие избирателей в тайном голосовании по отзыву.

Конституционный Суд Российской Федерации применил в отношении института отзыва конструкцию сложного юридического состава. На первом этапе должен быть официально установлен некий факт, являющийся основанием для начала процедуры отзыва. И лишь после этого избиратели могут, при условии сбора необходимого числа подписей, высказаться по вопросу об отзыве выборного лица. Такое решение исчерпывающим образом характеризует правовую природу института отзыва, сочетающего в себе элементы конституционно-правовой и политической ответственности.

Данная позиция была воспринята федеральным законодателем.

Нормативную базу института отзыва в системе местного самоуправления составляют Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 24 и 71), а также уставы муниципальных образований. Регулирование данного вопроса в законах субъектов Российской Федерации не допускается.

Кроме того, порядок голосования по отзыву регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации о местном референдуме с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пределы применения законодательства о референдума в рамках процедуры отзыва не вполне ясны. Очевидно, что оно распространяется на процедуру собственно голосования по отзыву и подсчета голосов. Между тем применение законодательства о референдуме к вопросам, связанным с подготовкой и проведением процедуры отзыва, вызывает сомнения.

Процедура привлечения к конституционно-правовой ответственности с населением включает в себя несколько этапов.

1. Выдвижение инициативы по отзыву

Инициатива по отзыву может исходить только от избирателей соответствующего муниципального образования (в случае отзыва выборного должностного лица местного самоуправления) или от избирателей соответствующего округа (в случае отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления). Поскольку Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регламентирует формы выдвижения инициативы, данный вопрос должен решаться в уставах муниципальных образований. Правовыми формами выдвижения инициативы могут быть: создание инициативной группы по сбору подписей, выдвижение инициативы проведения собрания граждан (конференции граждан).

2. Проверка наличия оснований для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основанием для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является совершение конкретных противоправных решений или действий (бездействия), подтвержденное вступившим в законную силу решением суда (ч. 2 ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Уполномоченный орган местного самоуправления должен проверить наличие вступившего в законную силу решения суда. В случае если требуемое основание имеется, уполномоченный орган санкционирует проведение сбора подписей в поддержку инициативы по отзыву либо созывает собрание граждан (конференцию граждан).

В принципе, не исключено установление процедуры, при которой наличие оснований для отзыва проверяется на стадии назначения голосования. Однако проведение сбора подписей или собрания граждан (конференции граждан) в условиях, когда наличие оснований для отзыва формально не подтверждено, представляется нецелесообразным.

3. Поддержка инициативы по отзыву

Поддержка инициативы по отзыву выявляется посредством сбора подписей либо путем принятия соответствующего решения собранием граждан (конференцией граждан).

В случае если предполагается отозвать депутата представительного органа местного самоуправления, единственно возможным способом поддержки инициативы по отзыву может являться сбор подписей.

4. Назначение голосования по отзыву

Орган (органы) местного самоуправления проверяет(ют) документы, свидетельствующие о поддержке населением муниципального образования инициативы по проведению отзыва. В случае сбора подписей производится проверка их действительности, в случае проведения собрания граждан (конференции граждан) проверяется процедура подготовки и проведения данных мероприятий. Проверка может быть возложена на избирательную комиссию муниципального образования, представительный или иной орган местного самоуправления.

В случае если инициатива поддержана в установленном порядке, уполномоченный орган местного самоуправления назначает голосование по отзыву.

5. Агитационная кампания

Как указывалось выше, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не дает прямого ответа на вопрос о пределах применения законодательства о референдуме при отзыве.

Во всяком случае процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Что же касается инициативной группы, а также иных лиц, вопрос о порядке их участия в агитационной кампании по отзыву остается открытым. Существуют две возможности: субсидиарное применение законодательства о референдуме или регулирование данного вопроса уставами муниципальных образований.

6. Проведение голосования и подсчет голосов

Данная процедура регламентируется законодательством о референдуме.

7. Подведение итогов голосования

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.