Проблема базовых потребностей человека
Изучая вопрос формирования мотивационной сферы личности обнажился момент, что все новые мотивационные формирования личности строятся на основе уже существующих мотивационных отношений (процессы обуславливания, опосредования). Вопрос: откуда берутся самые первые мотивационные отношения? Базовые потребности – потребности, свойственные человеку как представителю вида, а не как социальному существу (генотипически заложенная). Первая точка зрения: человек наделен теми же биологическими потребностями, что и животные, т.е. в смысле потребностей мы от животных не отличаемся, а отличаемся возможностью дальнейшего научения. Например, пищевая потребность становится опо-средованной у человека различными моментами. Другая точка зрения: нужна базовая потребность, которая служит основой развития человека как личности, она биологически природна. При этом замечается, что все предусмотренное природой, для реализации, может быть искажено какими-то особенностями жизни (от условий жизни зависит проявление тех или иных особенностей человека). Вопрос: почему люди различаются своими базовыми мотивациями? – вид не должен быть однотипичен, не выгодно выпускать в мир одинаковых индивидов, особенности индивида – заготовки вида, патология – вариант нормы, заготовленной природой. Типы базовых потребностей. 1) Познавательная потребность. Она эволюционирует в филогенезе. Познавательная потребность обуславливает приобретение опыта (ею уже обладают обезьяны). Изначально ребенок и детеныш обезьяны не очень различаются, потом детеныш более активно развивается (объяснение в физическом превосходстве). Но затем у ребенка качественное изменение: открывается мир значений, человек устремлен в мир абстракций. Ребенок видит нечто, что расположено за предметами. Условия госпитализма – при хорошем уходе дети вырастают психическими уродами (причина: не было постоянного эмоционального контакта). Значит познавательная потребность вторична. 2) Потребность в общении. Ее развитие зависит от наличия взрослого. Комплекс оживления и т.д. (развитие общения в онтогенезе). Лисина: именно общение является катализатором познания, условие развития всех других линий человека. Типы отклонения, описанные в связи с общением. Шизоидный тип – замкнутость: невыраженность потребности общения – независимое развитие. Конформный тип – подражание – как механизм развития своей мотивационной сферы. Источник эволюционного развития – перенимает опыт других. Истероидный тип – жажда внимания – удовлетворение потребности в общении. 3) Сексуальность. Потребности в сексуальной сфере у ребенка вытесняются общепринятыми нормами. Отсюда своеобразное развитие. 4) Тревожность (Неофрейдизм) – потребность в защищенности, безопасности – тревожность индикатор. Тревожность – целесообразная реакция, защитная реакция от внешних условий, от мира. Функции тревожности: блокировка других потребностей (старается быть более незаметным); поиск опасности (опасность существует потенциально, ее надо найти). Степень выраженности тревожности: тревожный (сензитивный) тип – самая выраженная тревожность. Последствия: низкий уровень мотивов, комплекс неполноценности, чувство вины, способность к подлинным чувствам, повышенные моральные требования к себе. Неустойчивый тип: – низкая тревожность. Последствия: склонность к праздности, удовольствию, отсутствие ориентиров в будущем. Эти два типа в рамках тревоги направленной на мир. Есть еще два типа, которые отражают уровень тревожности по отношению к своим ошибкам (действиям). Психастенический тип: высокая тревожность. Боится своих ошибок. Нерешительность. На словах все хорошо, а на деле не выходит. Защита – педантизм. Гипертивный тип: низкая тревожность. Отсутствие каких-либо колебаний при действии. Состояние тревоги, потребность в защищенности вносит вклад в формирование мотивации избегания (определяет уровень мотивации, уровень притязаний). Насколько человек в жизни ориентирован на будущее. 5) Игровая потребность. Обеспечивает мотивационное развитие человека (Эльконин). Игра – среда в которой формируется будущее человека. Функция: развитие, упражнение навыков. Такая потребность служит катализатором развития человека, создает возможности. 6) Эстетическая потребность. Эта потребность отрывает человека от всего остального животного мира. а) эстетическая потребность – производная игровой потребности. Эстетическая деятельность – игра взрослых. б) эстетическая деятельность сводится к общению. Существует ли подлинно базовое эстетическое? Чувство красоты прекрасного. Теплов: музыкальные способности: способность эмоционально воспринимать, чувство меры, ритма. Как правило, базовые потребности имеют биологические корни. Специфика их проявления, состоит в том, что они проявляются в особых человеческих условиях (в отличие от потребностей животного). Потребности распадаются на отдельные составляющие: механизмы, реализующие их (общение: экспрессия, переживание, подражание и т.д.). Возможности социального управления мотивационным развитием: норма – больше возможностей, патология – возможности ограничены. Базовая потребность определяет общую картину личности, при разнообразном содержании (базовая мотивация создает стиль, а затем эта форма наполняется содержанием). Непрерывный рост потребностей у человека в отличие от их ограниченности у животных. (К. Маркс: Рост потребностей и рост народонаселения – два основных фактора развития человечества.) Если удовлетворение потребности связано с положительными эмоциональными переживаниями, то возникает желание продолжать эти потребности. Потребности образуют иерархическую систему: доминирующие, актуальные, потенциальные. Потребность проявляется в определенных действиях, по которым ее можно распознать. Познавательные процессы зависят от потребностей. Характеристики потребностей: модальность (в чем именно возникает нужда); сила (степень потребностного напряжения); острота переживания (при неудовлетворенной потребности); временные – кратковременные, устойчивые, периодически возникающие. Половые различия: у мужчин чаще проявляется потребность в риске, соперничестве, в уважении, во власти; у женщин более выражена потребность в общении, заботе о других. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|