Здавалка
Главная | Обратная связь

Правотворческая инициатива граждан



Правотворческая инициатива – это относительно новый для российского права, впервые предусмотренный Федеральным законом 1995 года (тогда он именовался народная правотворческая инициатива).

Суть рассматриваемого института состоит в предоставлении населению муниципальных образований возможности выносить на рассмотрение органов местного самоуправления проекты правовых актов. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о готовых проектах правовых актов, а не об абстрактных предложениях решить тот или иной вопрос.

Вопросы, связанные с реализацией права не правотворческую инициативу, регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. При отсутствии правового акта органа местного самоуправления данный вопрос регулируется только Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положений которого, в принципе, достаточно для реализации правотворческой инициативы.

Правотворческая инициатива реализуется в несколько этапов.

1. Выдвижение правотворческой инициативы. С инициативой может вступать группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В нормативном правовом акте могут, в частности, устанавливаться численность инициативной группы, процедурные вопросы, связанные с выдвижением инициативы, порядок оформления необходимых документов и требования к ним, перечень сопроводительных материалов (пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование и.т.д.).

Если правовой акт не принят представительным органом муниципального образования, для выдвижения инициативы достаточно собрать подписи не менее 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, сформировав таким образом инициативную группу, и представить в орган местного самоуправления проект правового акта.

2. Рассмотрение проекта. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

3. Доведение результатов рассмотрения до сведения инициативной группы.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

По сравнению с Федеральным законом 1995 года права граждан на правотворческую инициативу несколько сужены. Ранее необходимо было официально опубликовать (обнародовать) результаты рассмотрения народной правотворческой инициативы, что обеспечивало реальную гласность при принятии решения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает доведение результатов рассмотрения инициативы до сведения общественности, по существу возлагая данную обязанность на саму инициативную группу.

Опрос граждан

Опрос граждан – это форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления, используемая на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Опрос граждан проводится по инициативе:

представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

· дата и сроки проведения опроса;

· формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

· методика проведения опроса;

· форма опросного листа;

· минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

По смыслу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» опрос должен проводиться в форме, близкой к социологическому опросу, но с достаточно большой выборкой.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1. за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.