Здавалка
Главная | Обратная связь

Место ФЗ № 131 в системе нормативно-правового регулирования местного самоуправления в РФ. Соотношение с иными федеральными законами



ФЗ № 131 занимает особое место в системе нормативно-правового регулирования местного самоуправления, поскольку устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), т.е. является единственным правовым документом, определяющим на федеральном уровне основы местного самоуправления, имеет, таким образом, исключительный предмет регулирования. В связи с этим изменение общих принципов местного самоуправления допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон (ч.2 ст.4 ФЗ № 131), перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон (ч.1 ст.18 ФЗ № 131). В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Федеральному закону № 131 применяется настоящий Федеральный закон, имеющий по предмету своего регулирования прямую связь с Конституцией РФ (ч.3 ст.5 ФЗ № 131). Таким образом, можно заключить, что ФЗ № 131 имеет приоритет перед другими законами, в том числе федеральными, в рамках своего предмета регулирования. Это однако не может и не должно означать абсолютного верховенства ФЗ № 131 над другими федеральными законами. Речь идет лишь об упорядочивании федерального законодательства в зависимости от предмета регулирования и об обеспечении внутренней согласованности федеральных законов.

ФЗ № 131 имеет кодифицирующее значение для законодательства в сфере местного самоуправления, задает параметры правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления другими нормативными правовыми актами. В ФЗ № 131 разграничиваются полномочия по правовому регулированию местного самоуправления между тремя уровнями публичной власти, а также содержатся отсылки к другим федеральным законам, непосредственно относящимся к сфере муниципального законодательства (регулирующим отдельные аспекты организации местного самоуправления) либо относящимся к иным отраслям законодательства. Так, например, в ст.19 упоминаются федеральные законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в ст.42 говорится о федеральном законе о муниципальной службе, в ст.44 – о федеральном законе, определяющем порядок регистрации устава муниципального образования, в ст.50 – о федеральном законе, регламентирующем порядок возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, ст.80 и 81 – о федеральных законах, устанавливающих особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях и наукоградах. В ФЗ № 131 содержится немало отсылок к федеральным законам, относящимся к другим отраслям законодательства, при этом затрагивающим также отдельные аспекты организации местного самоуправления. Речь идет, в частности, об актах гражданского, бюджетного, налогового, избирательного законодательства, в том числе имеющих приоритетное и кодифицирующее значение в соответствующих сферах правового регулирования, как, например: Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, устанавливающий также гарантии прав на участие в местном референдуме и муниципальных выборах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.