Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ



Общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ и теми отношениями, в которые люди вступают в процессе этого производства. Общественное бытие возникает вместе со становлением чел. общества и существует относительно независимо от индивидуального или общественного сознания. Общественное бытие - это объективная обществ. реальность, первичная по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Одной из важнейших категорий характеризующих общественное бытие, является труд — целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов для удовлетворения своих потребностей. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.

Выделяют объективную и субъективную стороны общественного бытия. Объективная — существует вне зависимости от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребность в пище, жилье, состояние материального производства и полит. системы. Субъективная сторона — это сознание и воля людей, которые присутствуют в деятельности и отношениях между людьми и являются их основными родовыми признаками, отличающими их от животных.

Вопрос о соотношении общественного бытия людей, как реального процесса их общественной жизни и их общественного сознания — один из основополагающих вопросов социальной философии. Ответ на него проясняет, насколько полно общественное сознание людей отражает их бытие. В этом обнаруживается степень понимания происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособительной и творчески преобразующей деятельности.

Этот вопрос решается во многих фил. концепциях, материалистических и идеалистических. Его решение играет большую роль в исследовании общества и понимании отдельных социальных явлений в экономике, социальной, политической и духовной жизни.

Уровень развития общества и способ производства не зависят от воли и сознания вступающего в жизнь поколения, но во многом определяют его сознание. Тезис о том, что бытие определяет сознание, отражает, истинное положение вещей является верным способом изучения общества. Общественное бытие воздействует на общ. сознание через государственный строи, хозяйственные и правовые нормы, политические приоритеты.

Понимание общественного сознания как отражения общ. бытия указывает на объективную сторону его развития. Содержание экономических, политических, нравственных, религиозных и других взглядов и теорий есть отражение соответствующих сторон жизни людей, их общественного бытия, В совокупности эти взгляды и теории представляют собой самосознание общества, т. е. осознание им всех сторон своей жизни в их связи и развитии.

Общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход позволяет объяснить развитие общественного сознания с позиций социального детерминизма, и указывает на объективные и субъективные причины тех или иных проявлений общественного сознания. При определяющей роли общественного бытия сознание обладает относительной самостоятельностью, т.к. оно представлено многообразными формами (философия, религия, право и т.д.). Изменения в общественном бытии не могут вызвать мгновенного изменения во всех формах общественного сознания, - оно опирается на наличие традиций, привычек.

Общественное сознание может с опережением определять тенденции развития общества, это является причиной его активности. Общественное сознание представляет собой единство воззрений, стремлений, интересов людей, живущих в общих условиях социальной среды. История общественного сознания отражает историю общественного бытия.

 

Философия истории

Исторический процесс - поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, политических систем и духовной жизни. Философия истории — это попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества его идеалов и целей, это философско-исторический анализ общества. Эта проблема волновала мыслителей античности Геродота, Фукидида.

Начало фил. истории в Европе заложил Августин в своем труде “О граде Божьем”. Он указал, что началом исторического процесса стало сотворение богом человеческой личности, а сам исторический процесс есть длительный процесс спасения человечества и обретения им единства с Богом. Эта концепция господствовала в европейской философии до конца 18 в. Как светскую науку, философию истории сформировал в 18-19 вв. франц. просветитель Вольтер. Он освещал исторический процесс не хронологически, а осмысливал ход. событий философски. Немецкий философ Гердер в труде «Идеи философии истории человечества» дал широкую панораму всей мировой истории.

Большой вклад в развитие этой темь, внес Гегель, который утверждал, что всемирная история направляется с Востока на Запад, фил. истории у него направлена к прошлому и будущему. В России этой проблемой занимались такие фил. и историки как Н.Карев, В.Хвостов, В.Герье. В 20 в. развивалось марксистское понимание истории, разрабатывались концепции “технологического” детерминизма, культурологические и цивилизованные подходы к историческому социальному развитию.

Предмет и специфика фил. истории раскрывается при рассмотрении ее функций:

Гносеологическая — познаются закономерности и содержание развития человеческой истории.

Методологическая — философия истории изучает принципы и методы философско-социологического анализа развития общества.

Мировоззренческая — формирует понимание сущности и смысла истории человечества.

Теоретическая — удовлетворяет потребность в концептуальном осмыслении историч. процесса.

Практическая — дает научное объяснение исторических фактов, систематизирует их, внедряет теоретические знания в практическую жизнь.

Прогностическая — способствует пониманию перспектив человечества.

Первые попытки определить проблемы философии истории сделал Гердер. Основным он считал вопрос: «Откуда мы и куда идем».

Значительный вклад в конкретизацию этих проблем внес Э.Бернгейм. С течением времени проблематика философии истории конкретизировалась и свелась к следующему:

- Предмет и проблематика фил. истории, как науки.

- Источники и логика развития человеческой истории.

- Эволюция соц. форм, многообразие истории.

- Многомерность социального бытия и действие общих законов.

- Особенности развития социальных систем.

- Проблемы социального детерминизма и прогресса.

- Периодизация и хронология истории.

- Специфика истор. пространства и истор. времени.

- Принципы реконструкции исторического прошлого.

- Объективное и субъективное в обществ, развитии.

- Перспективы всемирной истории и человеческой цивилизации.

- Культура и социальная эволюция.

- Взаимодействие чел. и истории, роль личности.

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: одни рассматривают историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности, другие видели определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом — это точка зрения большинстве. Среди подходов к истории как внутренне логическому и закономерному процессу наиболее распространены: формальный, цивилизованный, культурологический, а также иные фил. подходы, рассматривающие историю как объективный закономерный процесс.

 

КУЛЬТУРА

• Термин «культура» происходит от латинского - возделывание, обработка, воспитание, развитие. В истории культура понималась как “воспитанность, соответствие идеалам гуманизма и просвещения.

Французские энциклопедисты в 18 в. дали следующее определение: культура - это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное), в отличие от природных вещей и явлений. Культура — это все, что человек производит, и сам способ данного производства. Культура не сводима к вещам, произведенным человеком, а распространяется на общественные отношения и продукты духовного производства. Культура - результат взаимодействия природы, отдельных людей и общества в целом.

Культура как совокупность всех материальных и духовных ценностей генетически связана с природой, с обществом и конкретными людьми, которые ее создали. Но после своего рождения культура приобретает свойство автономности (судьба пирамид, московского Кремля). Самым существенным философским признаком предмета культуры является его двойственность и двухкачественность. Уже при создании каменного топора видно, что в этом изделии есть природные качества (вес, прочность) и качества вложенные в него производителем. Поэтому любой образец культуры несет в себе систему природных и социальных качеств, В этой двойственности — суть культуры как общественно-исторического способа адаптации человека к миру.

Мир культуры включает в себя процесс и результат человеческой деятельности. Живя в мире культуры, будучи сам культурным явлением, человек оставляет после себя феномены материальной культуры (дети, вещи) и духовной культуры (идеи). Тем самым он общается с прошлым, настоящим и будущим, включаясь в движение мировой истории.

Культура явилась способом очеловечивания бытия и самого человека. В процессе удовлетворения физиологических потребностей формировалась телесная культура человека, как базовый фундаментальный слой культуры.

Обеспечение себя пищей, защита от внешних проявлений среды требовали все более совершенной организации жизни общества, и на этой основе зародилась новая грань культуры — ее организационная форма. Новая стадия развития потребовала принципиально нового уровня организации культуры - обеспечение технологической деятельности путем управления людьми. Так зародилась идея государственности. Самообеспечение и управление как явление культуры принимали формы символического выражения. Зачастую причиной этого была необходимость подтверждения социального статуса человека и общества. Культура во многом носит символически-знаковый характер.

В зависимости от материальных или духовных потребностей людей культура делится на материальную и духовную. Историческая типология разбивает ее по эпохам: культура древнего мира, Средневековья, Возрождения, Нового времени, современная культура.

В человеческой истории культура выделялась по различным основаниям. Концепция обособленных культур, идея Н.Я.Данилевского, который выделил 10 основных культур, указал на свойство локальности культур, борьбы друг с другом и внешней средой. Концепция замкнутых культур” О.Шпенглера представляет противопоставление культуры и цивилизации как целого и части.

Современное определение культуры определяет ее как способ и содержание жизни людей, характеризующийся воспроизводством, потреблением и распределением мат. и духовных ценностей, нормами и принципами жизни, социальными институтами и системой общественных отношений. Культура со временем отождествилась с цивилизацией. Она соответствует более высокому уровню развития по сравнению с варварством. Культура используется для раскрытия содержания искусства и всей эстетической жизни общества. Она взаимосвязана с цивилизацией, которая являются необходимым условием существования зрелой культуры. Культура выражает особый способ освоения человеком мира и самого себя, является ориентиром развития цивилизации.

 

 

ЛИЧНОСТЬ

Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей. Но понятия личность” у древних греков не существовало, т.к. сложилась сильная зависимость граждан от законов полиса и упорядоченности высшего уровня.

Родоначальника «философии человека» Сократа в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «личность». Идеалы стоической философии с их штампом беспристрастной личности уравнивали всех людей перед лицом рока. Теологические доктрины средневековья освободили человека от космологической зависимости, но растворили чел. индивидуальность, поставив его в полную зависимость от воли Бога.

Статус человека как индивидуальной и полноценной личности был осознан а эпоху Возрождения.

Лишь в 16 в. «ренессансное» мышление осознало значимость человеческой личности.

Человек рассматривается как «индивид» в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид — это всегда один из многих, он безличен.

Понятие «индивид» и «личность» являются противоположными по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств чел., его биологические и социальные качества, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богат; т.к. каждый человек — индивид. Говоря “человеческий индивид», имеют в веду лишь родовую общность людей и единичного представителя чел. рода. Когда происходит конкретизация этого понятия – указание на другие качества, ограничивается объем понятия, выделяются особенности социальной группы. Чем выше степень конкретизации понятия, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. Далее путем персонификации индивида отдельного человека логически мы приходим к индивидуальному представителю чел. рода. Предельно персонифицированный индивид есть личность.

Это понятие включает в себя как общие и особенные признаки, так и единичные и уникальные свойства человека.

Личность — это человек с ярко выраженными социальными признаками и соц. индивидуальностью, это активный, целеориентированный субъект отношений и созидательной деятельности.

Личность — это всегда конкретный человек, носитель сознания. Личность ориентируется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятельность и несет ответственность перед обществом за свои поступки. Одной из черт, присущих личности, является наличие самоуважения и достоинства. Основными способами выражения достоинства личности является совесть, долг и честь,

Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнедеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни, особенностях поведения: Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности.

Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Поэтому личность - итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Личность выступает носителем и выразителем всего общественно — социального. Она тем значительнее, чем в большей степени аккумулирует социально-культурный опыт человека и вносит свой вклад в его развитие.

По своей структуре личность представляет собой устойчивую, скоординированную, саморегулирующуюся систему элементов содержания, включающих в себя: духовный мир, социально-ролевой комплекс, природные качества. Эти составляющие образуют целостность, которая явл. характеристикой взаимоотношения чел. с системой общ. отношений.

Типологическое определение личности основано на идее, что ее формирование - закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Основные социальные типы личности: социально-классовые, социально- профессиональные, национально-этнические.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.