Здавалка
Главная | Обратная связь

Пояснительная записка



Программа предназначена для общеобразовательных школ. Она разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий.

Актуальность программы обусловлена прежде всего тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству (см. журн. «Начальная школа». — 2004. — № 10). В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально- творческой деятельности». В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.

Еще одно важное требование стандарта — знакомство детей с центрами отечественной музыкальной культуры — реализуется в данной программе с помощью материалов, представленных в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве.

В соответствии с новым стандартом в нашу программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.

Кроме того, актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что она направлена на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2001 г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ. Автор программы принимала участие в разработке этой концепции.

Особое внимание в этом важном документе уделено повышению роли художественного, в том числе музыкального, образования, в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально- культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений. В концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арттерапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе — к одаренным детям.

Программа для третьего класса, как и предыдущие программы, разработана с опорой на главную цель преподавания музыки в школе — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.

Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:

• музыкально-информационная культура,

• культура музыкального восприятия,

• музыкально-исполнительская культура,


• музыкально-релаксационная культура.

Содержание и уровень развития каждого из этих компонентов неразрывно связаны с характеристиками музыкальной направленности личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие ее способностей.

Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся. К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.

Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности. Они могут эффективно развиваться и в процессе музыкального образования. В учебнике, созданном на основе данной программы, предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и самореализации, а также самостоятельной поисковой и авторской музыкальной деятельности.

Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности (Шадриков В.Д. Духовные способности. — М., 1998). Данные способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д.). Эти способности дают духовный импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.

Таким образом, музыкальное образование в начальной школе должно способствовать повышению культуры личности учащегося на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей.

На это направлена целостная система задач музыкального образования в начальной школе:

• формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев, Интернета и т. д.);

• формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

• формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учащихся, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков элементарного музицирования и импро- визации на детских и простейших народных музыкальных инструментах;

• формирование музыкально-релаксационной культуры, освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов


дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии);

• формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально-творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции;

• формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.

Программа разработана на основе междисциплинарного и личностно ориентированного подходов к общему музыкальному образованию в нескольких широких контекстах.

Аксиологический (ценностный) контекст программы является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике современной культурно-информационной среде. Данный контекст программы призван способствовать вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной культуры.

Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образы- идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т. д.

Психологический контекст программы позволяет осуществлять психологическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально- образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.

Семантический контекст программы, заключающийся в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов, обеспечивает существенное обновление и систематизацию традиционного семантического пространства уроков музыки. В данном пространстве выделены приоритетные значения, смыслы и образы музыкального искусства, обладающие высоким социализирующим и психолого- педагогическим потенциалом. Семантическими «узлами» целостного музыкально- развивающего пространства в нашей программе становятся:

— музыкальные образы природы, семьи, детей и детства, родного дома, Родины;

— музыкальные образы сказочных героев, обладающих теми или иными добродетелями;

— музыкальные темы и образы, отражающие наиболее важные для воспитания, обучения, развития и оздоровления современных школьников способы взаимодействия человека с природой, другими людьми и искусством.

В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников нами была положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях.

В эту систему мы включили следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке; музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке; музыкальные предметы и предметный мир в музыке.


Исторический контекст разработки программного содержания позволяет показать взаимосвязь историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох, цивилизаций, народов и стран. Средствами музыкального искусства у детей формируются как интерес к музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других стран, так и представления о музыке старинной и современной, классической и народной.

Культурологический и этнокультурный контексты программыобеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений и музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах. Для этого предусмотрено «вживание» детей в конкретные музыкально-бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на улицах города, в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, цирке и т. д.).

Информациологический контекст программы предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации.

Экологический контекст программы предусматривает формирование и развитие у школьников средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите.

Художественно-эстетический контекст программы создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности.

Арт-терапевтический контекст программы дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика.

Следует отметить, что в программе отражены арт-терапевтические методики, адаптированные специалистами для работы учителя с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. При этом все арт-терапевтические упражнения вошли только в вариативную часть программы и не являются обязательными.

В программе использованы различные виды арт-терапии. Это прежде всего музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цвето- терапия и драматерапия.

Методологической основой формирования концептуальных основ данной программы явились труды Л. С. Выготского по культурно- исторической психологии, например «Ребенок и его поведение» из книги «Этюды по истории поведения» J1.C. Выготского и А.Р. Лурии (М., 1993); идеи Г.Д. Гачева об отражении в искусстве национальных образов мира, о которых рассказано в его книге «Национальные образы мира» (М., 1993) и др.

При создании данной программы были учтены результаты исследований ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Е.А. Бодина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.A. Рапацкая, О.П. Радынова, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, JI.B. Школяр и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин и др.).

Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:

— сквозного тематического планирования;


— выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;

— общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;

— общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

В четвертом классе школьники продолжат путешествие по Музык альномумиру. Сначала они отправятся на музыкальной Машине времени по маршруту от Древней Руси до современной России, а затем с помощью Музыкального глобуса посетят выдающиеся памятники мировой музыкальной культуры и наиболее распространенные формы ее бытования.

В каждом классе предлагаются различные темы, которым соответствуют определенные образовательные маршруты. Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал которых делится на инвариантную и вариативную части, что обеспечивает возможность разноуровневого обучения.

Темы завершаются тренингами и творческими проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, музыкальный салон, викторина, музыкальный спектакль, театрализованное представление и т. д.).

Программа для третьего класса структурирована в виде четырех больших тем: «В концертном зале», «В музыкальном театре»,«В музыкальном музее» и «Школа Скрипичного Ключа». Их общая характеристика дана ниже.

.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс

Основы музыкальных знаний. Воображаемое путешествие в Германию, на родину И.С. Баха. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. Воображаемое путешествие в Австрию, на родину В.А. Моцарта. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора.

Продолжение знакомства с музыкальными формами: рондо, канон. Музыкальные турниры поэтов-певцов, выступления бродячих музыкантов, домашнее музицирование обитателей рыцарских замков. Общее представление о трубадурах, менестрелях, миннезингерах и мейстерзингерах.

Полонез — танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Вальс как бальный танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Менуэт, гавот, мазурка и полька как бальные танцы и музыкальные пьесы танцевального характера. Карнавал — одна из традиционных форм европейской светской и простонародной культур.

Музыка как «зеркало» истории человечества. Музыкальные «отражения» истории России от древних времѐн до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Композитор И.Ф. Стравинский. Связь его творчества с русским фольклором. Сочинение музыки к балетам на русские темы. Понятие «симфоническая поэма». Композитор Г.В. Свиридов и его произведения, посвящѐнные Родине, истории и традициям народной культуры. Интонации народной музыки в песнях, хоровых и симфонических произведениях Г. Свиридова. Художественно-образное содержание и музыкально-выразительные средства кантаты Г. Свиридова «Деревянная Русь».


Повторение понятия «кантата». Связь церковной музыки с жизнью и историей русского народа. Обиходные песнопения русской православной церкви, посвящѐнные церковным праздникам. Православный партес. Хоровые партесные концерты. Понятия «тропарь», «кондак», «стихира»,

«антифон», «концерт для хора». История колокольных звонов на Руси. «Отражения» духовных стихов в русской классической музыке. Скоморохи и смеховая культура Древней Руси. Образы скоморохов в русской классической музыке. Сказочные образы и сюжеты в музыкальном искусстве. Связь оперы с русским фольклором. Отражение в опере образов Древней Руси, русского народа, исторических событий, интонаций и жанров русских народных песен.

Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах.

Взаимосвязь музыкального искусства и искусства кино. Роль технического прогресса в развитии музыкального искусства. Общее представление об истории возникновения и развития звукового кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах. Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Роль музыки в укреплении мира и дружбы между разными странами и народами. Песни послевоенных лет. Творчество композитора и педагога Д.Б. Кабалевского. Песни советских композиторов (А. Пахмутовой и др.) о космосе и космонавтах. Музыка на спортивных состязаниях, олимпиадах. Гимны, песни о спорте, спортивные марши и другие музыкальные произведения. Общее представление о жанре авторской песни и о движении авторской песни в России. Известные создатели и исполнители авторских песен. Колыбельные песни и их роль в воспитании и развитии личности ребѐнка. Колыбельные песни народов России, воплощѐнная в них народная мудрость.

Музыка и свадебные песни как часть традиционной народной свадьбы. Отражение в свадебных песнях народов России складывавшихся веками представлений о семейном счастье и благополучии. Понятие «фольклор». Фестивали фольклора в России. Известные российские фольклорные ансамбли: «Карагод», «Казачий круг», «Судьбинушка» и др.

История гитары. Традиционная семиструнная гитара, электрогитара и еѐ различные виды — сологитара, бас-гитара и ритмическая гитара.

Первоначальное представление об устройстве гитары, особенностях еѐ звучания и основных способах игры на ней. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: И.С. Бах «За рекою старый дом» (русский текст Д. Тонского). Канон «Слава солнцу, слава миру!» (муз. В.А. Моцарта, русский текст А. Мурина). «В старом замке» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Бал как одна из традиционных форм европейской светской культуры и бытования классической танцевальной музыки. Краткая история и традиции проведения балов в различных европейских странах (Австрии, Германии, Франции и др.). Современные балы в Вене и других европейских странах. Общее представление о правилах поведения на балах. Повторение песен танцевального характера из программ для 1-3 классов. Начало мелодии «Полонеза» М.-К. Огинского на звук «А».

Исполнение на звук «А» мелодии одного из вальсов И. Штрауса. Повторение песен вальсового характера из программ для 1-3 классов. Основы дирижирования. Дирижирование воображаемым оркестром, исполняющим вальс. Исполнение на звук «А» мелодии одного из менуэтов.

Повторение песен танцевального характера из программ для 1-3 классов. «Песня Зайца и Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). «С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). Повторение русской народной песни (по выбору учащихся). Повторение или разучивание старинной русской народной песни. Разучивание песни «Вербочки» (муз. А. Гречанинова, сл. А. Блока) и (или) обиходных песнопений. «Вечерний звон» (муз. народная, сл. С. Козлова). Русская народная песня «Скоморошья плясовая».

Элементарное музицирование. Ритмические и мелодические импровизации на тему «Скоморошья потеха» на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах. Начало песен Садко и колыбельной песни Волховы. Русская народная песня «На торгу». Хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева). «Крейсер "Аврора"» (муз. В. Шаинского, сл. М.


Матусовского). «Марш весѐлых ребят» из кинофильма «Весѐлые ребята» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). Песнивоенных лет. Песни о войне, написанные в послевоенный период. «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского), «Хотят ли русские войны?» (муз. Э. Кол- мановского, сл. Е. Евтушенко), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), «Мальчишки» (муз. А. Островского, сл. И. Шаферана). «Солнечный круг» (муз. Островского, сл. JI. Ошанина). «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельдмана, сл. В. Войновича).

«Трус не играет в хоккей» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова). Авторские песни (по выбору учителя и учащихся). Например, «Люди идут по свету» (муз. Р. Ченборисовой, сл. И. Сидорова), «Песенка Ослика» (из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» (муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц). Повторение русских народных колыбельных песен из программ для 1-3 классов (по выбору учащихся). Разучивание русской народной песни «Зыбка поскрипывает». Русские народные свадебные песни (например, «Отдавали молоду») и песни о счастливой многодетной семье (например, «Семейка»). Свадебные песни других народов России (по выбору). Повторение народных песен. Разучивание песни «Московская кадриль» (муз. Б. Темнова, сл. О. Левицкого).

Элементарное музицирование: Музыкальные импровизации. Озвучивание одного из изображений. Импровизированное озвучивание с помощью деревянных музыкальных инструментов. Исполнение на металлофоне, треугольнике или валдайских колокольчиках ритмических рисунков различных колокольных звонов. Озвучивание иллюстраций. Ритмическая импровизация на ударных музыкальных инструментах. Исполнение нескольких аккордов на гитаре.

Слушание музыки. Одно из произведений И.С. Баха для органа (по выбору учителя). Пьеса И.С. Баха «Волынка». Егоров «Играет Бах». В.А. Моцарт «Рондо в турецком стиле (из сонаты № 11 ля минор)». В.А. Моцарт. Фрагмент первой части «Симфонии № 40 (соль минор)». М.И. Глинка «Рыцарский романс» из цикла «Прощание с Петербургом» (сл. Н. Кукольника). Сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах. Ф. Шопен «Полонез (до минор)». М.К. Огинский «Полонез «Прощание с Родиной». Фрагменты вальсов И. Штрауса (например,

«Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Прощание с Петербургом» и др.)- Вальсы композиторов-классиков (из программ для 1-3 классов). В.А. Моцарт «Менуэт». И.С. Бах. Гавот (из «Французской сюиты»). Мазурки Ф. Шопена (по выбору учителя). Польки И. Штрауса (сына). С. Рахманинов «Итальянская полька». Р. Шуман «Карнавал» (фрагменты). Песни о карнавале. «Карнавал» (муз. В. Назарова, сл. А. Перова). Фрагменты балета И. Стравинского «Весна священная». Фрагменты симфонической поэмы М. Балакирева «Русь». Фрагменты кантаты Г. Свиридова «Деревянная Русь». Обиходные песнопения различных видов и жанров. Фрагмент одного из старинных хоровых концертов (напри- мер, М. Березовского или Д. Бортнянского). Аудиозаписи различных видов колокольных звонов. Имитации звучания церковных колоколов в русской классической музыке. Например, в опере М. Мусоргского «Борис Годунов», в симфонической поэме С. Рахманинова «Колокола», в опере Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» и других. Аудиозаписи пения старинных духовных стихов фольклорными ансамблями (например, ансамблем «Сирин»). Фрагменты музыки к балету. Например, пляска Жар-птицы, колыбельная, хоровод царевен, пляс поганого Кащеева царства. Фрагменты оперы (например, хор «С крепкий дуб тебе повырасти...», ария Царевны-Лебеди, «Полѐт шмеля» и «Три чуда»). Фрагменты оперы-былины «Садко». Например, три песни Садко, ария Любавы; фрагменты из 4-й картины оперы, происходящей на торговой площади; колыбельная песня Волховы и др. Фрагменты оперы «Князь Игорь» (например, ария Игоря, плач Ярославны, хоры «Солнцу красному слава!», «Ох, не буйный ветер завывал», сцена половецких плясок с хором половецких девушек «Улетай на крыльях ветра», реплики скоморохов Скулы и Ерошки, колокольные звоны. Фрагменты оперы «Иван Сусанин». Например, ария Ивана Сусанина, рондо Антониды, песня Вани, хор «Разгулялися, разливалися воды вешние», полонез, краковяк, вальс и мазурка, заключительный хор «Славься!». Революционные песни (например, «Дубинушка»). «Марш весѐлых ребят» из кинофильма «Весѐлые ребята» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). Д.


Шостакович. Симфония № 7 («Ленинградская»). Песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Песни советских композиторов о защите мира. Например, «Гимн демократической молодежи» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича (из кинофильма «Встреча на Эльбе»), «Бухенвальдский набат» (муз. Д. Кабалевского, сл. В. Мурадели). Кантата «Песня утра, весны и мира» (муз. Д. Кабалевского, сл. Ц. Солодаря). Слушание музыки. «Родина слышит» (муз. Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского). А. Рыбников. Ком- позиция для электронных музыкальных инструментов «Музыка космоса». «Спортивный марш» (из кинофильма «Вратарь») (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача), «До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова). Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, С. Никитина и др. по выбору учителя. Колыбельные песни народов России. М. Балакирев «Колыбельная» (сл. Арсеньева); П. Чайковский

«Колыбельная» (сл. А. Майкова); П. Чайковский «Колыбельная песнь в бурю» (сл. А. Плещеева); А. Лядов «Колыбельная» (из оркестровой сюиты «Восемь русских народных песен»). Старинные русские свадебные песни в исполнении народных певцов. Музыкальные «отражения» народных свадебных песен в русской классической музыке (например, в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и А. Даргомыжского «Русалка»). Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей. Запись музыкального произведения в исполнении на гитаре. Запись романса или авторской песни, исполняемых под аккомпанемент гитары.

Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с портретами композиторов И.С. Баха, В.А. Моцарта, И. Штрауса. Подбор церковных песнопений к картинам и иконам. Знакомство с образами скоморохов в русской живописи. Знакомство с иллюстрациями к сказкам, эскизами де- кораций и костюмов. Знакомство с репродукциями картин, посвящѐнных революционным темам. Знакомство с образами матери с младенцем в живописи и декоративно-прикладном творчестве народов России. Знакомство с картинами и произведениями народного декоративно- прикладного творчества, посвящѐнными свадебным темам.

Музыкально-информационная деятельность. Виртуальная музыкальная экскурсия по Германии, Австрии (Вене и Зальцбургу), по европейским дворцам-музеям.

Поиск информации для сообщения о русских святых Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Невском, князьях Борисе и Глебе), в честь которых созданы церковные песнопения.

Поиск информации для создания творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни и для рассказа о концерте или фестивале авторской песни. Поиск информации о традициях семейного воспитания детей у разных народов России и о роли колыбельных песен в семейном воспитании. Самостоятельный поиск информации о свадебных традициях народов России.

Музыкально-поэтическая деятельность. Сочинение музыки, рыцарских романсов в честь Прекрасной дамы, поэтического текста о Родине, музыкальных «портретов», музыкальной картины, колыбельной, свадебной песен. Выразительное чтение. Сочинение песни к Олимпиаде в Сочи в 2014 г.

Музыкальная драматизация. Мелодекламация текстов. Инсценировка песен, романсов. Пластические импровизации. Выразительное чтение нараспев.

Музыкально-танцевальная деятельность. Разучивание танцевальных движений полонеза, вальса, менуэта, гавота, мазурки или польки.

Исполнение под музыку пластических импровизаций. Пляска-импровизация. Инсценировка. Пластические импровизации. Разучивание народных танцев.

Арт-терапевтическая деятельность. Музыкально-оздоровительные упражнения.


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ К КОНЦУ 4 КЛАССА ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;

• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;

• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;

• эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;

• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;

• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;

• понимания причин успеха в творческой деятельности;

• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• воспринимать музыку различных жанров;

• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• находить и передавать информацию:

- о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;

- о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;

- о старинной танцевальной музыке, об особенностях еѐ музыкально-выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

- о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;

- об обиходных церковных песнопениях, духовных стихах и колокольных звонах;


- о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.)» создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;

- о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;

- об авторской песне;

• определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;

• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов- классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;

• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально- хоровые произведения;

• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;

• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

• определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);

• различать танцевальную музыку по особенностям еѐ музыкально-выразительных средств, рассказывать о еѐ происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

• соотносить выразительные и изобразительные интонации;

• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;

• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально- поэтической и музыкально- пластической импровизации;

• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;


• использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально- хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно- образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движений, играх, действах и др.);

• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);

• использовать доступные методы арт-терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

• представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);

• собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);

• основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно- творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;

• следовать при выполнении музыкально-творческой работы инструкциям учителя;

• руководствоваться определѐнными техниками и приѐмами при выполнении музыкально-творческой работы;

• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально- творческой работы;

• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться

ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;

• :


•осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально- исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

• осмысленно выбирать способы и приѐмы действий при решении музыкально-творческих задач;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ;

• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учѐтом разных критериев;

• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

- находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);

- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;

- выделять художественный смысл различных форм построения музыки;

- различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

- сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

 

- различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;

- устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

- применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;

- сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приѐмы создания образов в музыкальных произведениях;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Коммуникативные


Учащиеся научатся:

- строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;

- выражать своѐ эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре еѐ народов;

- выражать своѐ отношение к искусству; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - - слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учащиеся получат возможность научиться :

- участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 4 КЛАСС

Тема урока Кол- во часов Дата Тип урока Контроль усвоения Основные понятия Дом. задание
  1.Путешествие по миру старинной европейской музыки          
Встречи со знаменитыми композиторами. И. С. Бах   Комбин.   клавесин орган композитор И. С. Бах  
Встречи со знаменитыми композиторами. В. А. Моцарт   Комбин.   канон композитор В. А. Моцарт  
В рыцарских замках   Комбин.   трубадур, менестрель, шпильман, романс, музыкальные образы рыцарей  
На балах.   Комбин.   бал, бальные танцы, ассамблеи  
На балах. Полонез   Комбин.   полонез композитор Ф. Шопен  
На балах. Вальс и его «король» - композитор И. Штраус   Комбин.   вальс композитор И. Штраус  
На балах. Менуэт, гавот, мазурка, полька   Комбин.   менуэт, гавот, мазурка, полька  
На карнавалах: Р. Шумен «Карнавал»   Комбин   карнавал композитор Р. Шумен  
  2. Музыкальное          

 

  путешествие от Руси до России            
С чего начинается Родина?   Комбин.   песни о Родине  
Русь изначальная: И. Стравинский. Балет «Весна священная»   Комбин.   балет композитор И. Стравинский  
Русь изначальная: М. Балакирев. Симфоническая поэма «Русь»   Комбин.   симфоническая поэма композитор М. Балакирев  
Русь православная: церковные песнопения   Комбин.   обиходные церковные песнопения  
Русь скоморошья     Комбин.   скоморохи, скоморошины, народные музыкальные инструменты  
Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар – птица»   Комбин.   балет - сказка  
Русь сказочная: Н. Римский – Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане…»   Комбин.   композитор Н. Римский – Корсаков опера - сказка  
  Русь былинная: Н. Римский – Корсаков. Опера – былина «Садко»   Комбин   опера – былина  
Русь героическая: А. Бородин. Опера «Князь Игорь»   Комбин   героическая опера композитор А. Бородин  

 

  Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»   Комбин   композитор М. Глинка.  
  3.Музыкальное путешествие по России 20 века          
Музыка революции   Комбин.   революционные песни, их темы, образы  
У пионерского костра   Комбин.   пионерские песни, их темы, образы  
В кинотеатре и у телевизора   Комбин.   музыка и кино, музыка и техника  
Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов   Комбин.   песни о войне  
Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович. Симфония №7(Ленинградская)   Комбин.   композитор Д. Шостакович симфония  
Музыка на защите мира: Д. Кабалевский. Кантата Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра, весны и мира»   Комбин.   кантата   композитор Д. Кабалевский  
На космодроме.   Комбин.   песни о космосе и космонавтах  
На стадионе   Комбин.   песни о спорте и спортсменах  
На фестивале авторской   Комбин.   авторская песня, поэты-  

 

  песни         музыканты 20 века  
  4.В гостях у народов России          
У колыбели   Комбин.   колыбельные песни народов России, народная и классическая музыка  
На свадьбе   Комбин.   свадебные песни народов России  
На фольклорном фестивале: выступают фольклорные ансамбли   Комбин.   фольклор фольклорный фестиваль фольклорные ансамбли  
На фольклорном фестивале: кто на чѐм играет?   Комбин.   музыкальные инструменты народов России  
На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного танца   Комбин.   танцы народов России  
  5 Школа Скрипичного ключа          
Урок игры на гитаре   Комбин.   гитара виды гитар игра на гитаре  
Урок фольклора   Комбин.   фольклористы  
Повторение. Игра «Угадай мелодию»   Комбин.      

 

Учебно-тематическое планирование уроков музыки в 4 классе

№ п/ п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
теоретические практические
Раздел 1: Путешествие по миру старинной европейской музыки  
Раздел 2: Музыкальное путешествие от Руси до России  
Раздел 3: Музыкальное путешествие по России 20 века  
Раздел 4: В гостях у народов России  
Раздел 5: Школа Скрипичного ключа  
Итого:  

Календарно-тематическое планирование уроков

по основам православной культуры и светской этики в 4 классе.

Учебное пособие для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2010

Автор:

А. В. Кураев

Учебникдля 4-5 классов «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

А. В. Кураев

Москва «Просвещение» 2010

 

Методические рекомендациипо реализации модуля « Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Г.А.Шешерина, И. В. Клемешова, И. Н. Кирсанов, Р. Х. Лубянкина, иерей Игорь Груданов

Тамблв: изд-воТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010

 

 

Количество часов в год – 35 Количество часов в неделю – 1 Количество учебных недель – 35


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 4 КЛАСС

Тема урока Кол- во часов Дата Тип урока Контроль усвоения Основные понятия Дом. задание
Россия – наша Родина   Комбин.   Родина, Отечество, культурные традиции, духовный мир человека  
Культура и религия   Комбин.   культура, религия, православие  
Человек и Бог в православии   Комбин.   Бог, Творец, свобода, разум, совесть, доброта, любовь  
Православная молитва   Комбин.   Православие, молитва, молитва – просьба, молитва – благодарение, молитва – словословие, благодать, святые, «Отче наш»  
Библия и Евангелие   Комбин.   христианин, христианство, Библия, Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, апостолы, притча  
Проповедь Христа   Комбин.   проповедь, духовные сокровища, Иисус Христос, Нагорная проповедь  
Христос и его крест   Комбин.   воплощение, Богочеловек, Рождество Христово, глгофа, жертва Христа, крест Христов, распятие, символика креста  
Пасха   Комбин   пасха Христова, Спаситель, пасхальный гимн, пасхальное яйцо, «Христос воскресе!».  

 

            Христианский пост  
Православное учение о человеке   Комбин.   душа – дар Божий, отличие человека от животных, свобода, внутренний мир человека, «болезни души»  
Совесть и раскаяние   Комбин.   добро, зло, грех, совесть, раскаяние, покаяние  
Заповеди   Комбин.   10 заповедей, скрижали  
Милосердие и сострадание   Комбин.   милосердие, сострадание, милостыня, понятие ближнего в христианстве  
Золотое правило этики     Комбин.   золотое правило этики, неосуждение  
Храм   Комбин.   храм, кадило, канун, поминание, алтарь, икона, благословение, иконостас, царские врата  
Икона   Комбин.   икона, отличия иконы от светской живописи, церковнославянский язык  
Творческие работы учащихся   Комбин.      
Подведение итогов. Праздничные проекты   Комбин.      
Как христианство пришло наРусь   Комбин.   церковь, святая Земля, крещение, крещение Руси, исповедь, Святая Русь  

 

Подвиг   Комбин.   подвиг, жертва, жертва Богу, подвижник  
Заповеди блаженств   Комбин.   Нагорная проповедь, дух, духовность, Царство Божие, вера, «нищие духом», блаженный  
Зачем творить добро   Комбин.   причины, побуждающие христиан творить добро, святой, самоотверженность  
Чудо в жизни христианина   Комбин.   Святая Троица, патриарх, чудо, добродетель, главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь  
Православие о Божием суде   Комбин.   Божий суд, причины, побуждающие христиан творить добро. Богохульство, бессмертие  
Таинство причастия   Комбин.   Тайная вечеря, причастие, христианские таинства, апостол, литургия  
Монастырь   Комбин.   Монастырь, монах, инок, правила монашеской жизни, послушание, монашеский обет, нестяжание, постриг  
Отношение христианина к природе   Комбин.   Творец, книга природы, ответственность человека за сохранение природы, милосердие  
Христианская семья   Комбин.   семья, венчание, обручальное кольцо, тактичность  
Защита Отечества   Комбин.   защитники Родины, святые, оборонительная война,  

 

⇐ Предыдущая567891011121314





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
            справедливая война <