Здавалка
Главная | Обратная связь

Категория личности в системе современного научного знания. Междисциплинарный характер проблемы личности.



Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств чел-ка. Она явл. системным образованием, т.е. все психич. процессы, кач-ва и св-ва связаны между собой и влияют друг на друга.

Личность в системе др. наук (междисциплинарный характер). Проблема личности носит междисциплинарный характер, находясь в поле зрения социальных и естественных наук.

При анализе проблемы развития индивидуальной жизни Л возникает мысль о выделении одной науки, описывающей феномен личности - персонологии. Ведущей в изучении феномена личности явл. именно психологическая наука.

К. Н. Корнилов - «личность в целом» невозможно изучать в рамках психологич. науки, т.к. понятие Л очень сложное по своей стр-ре.

Ковалев пишет: «Когда говорят о Ψ личности, то некоторые психологи имеют в виду только исследования индивидуально-психологических особенностей человека. Такое определение предмета психологии личности неправильно. Психология личности имеет своим предметом духовный мир личности».

Д. Н. Узнадзе - личность нужно исследовать как единое целое, а не как отдельные акты психической деятельности. Б. Г. Ананьев считал, что при изучении личности важным явл. выделение некоторых осн. хар-к: Л относится к опр. поколению и занимает опр. же положение в семейной стр-ре.

В исследованиях личности по-разному переплетаются проявления чел-ка: мотивы деят-сти, соц. роли, психофизиологические хар-ки, типы высшей нервной деятельности, внешность, способности, мировоззрение, самосознание, характер и т.п.

Мораль и нравственность явл. единой составляющей личности.

 

2.Уровни исследования личности: философско-литературный…

Философско-литературный периодОсобенности периода: Ψ в рамках философии; «наивная Ψ»; изучение вопросов о нравственной и соц. природе чел-ка; первые попытки определения личности и того, что человек может назвать своим, личным. Этапы: •Антич-ность. В объяснениях структуры Л сущ. 3 направления: 1-ое объяснялось законами движения и развития материального мира. 2-ое (Аристотель) ориентировалось не на природу в целом, а только на живую природу, трактовка психич. как способ организации поведения живых сис-м. 3-е душевная деят-ность индивида зависит от форм, кот. создаются человеч. культурой (понятий, идей, этических ценностей) •Средневековье. Развитие арабоязычной науки; схоластика, теологическая Ψ •XVII век. Декарт – открытие рефлекса, противопоставление тела и души – дуализм; Спиноза - построение психологич. учения о человеке как целостном существе, духовно-телесном •XVIII век. Развитие ассоцианизма как течения, объясняюшего развитие психич. мира чел-ка (Гартли); солипсизма (Беркли) - отрицание любого бытия кроме сознания. Клинический период ( XIX – нач. XX)Центр внимания психиатров - особенности Л, обычно обнаруживающиеся у больного чел-ка есть практически у всех здоровых людей, а у больных они гипертрофированны. Особенности: •метод наблюдения и интроспекции - основной в описании особенностей Л; •сужение представлений о Л как особом феномене, попытки определения Л; •концентрация на определении черт; •концентрация на патологии; •отсутствие целостного описания Л; •появление первичных экспериментов и математической статистики.ЭкспериментальныйЛазурский разработал процедуру проведения естественного эксперимента. Айзенк - метод математической обработки данных. Олпорт заложил основы теории личности - «теория черт». Кеттелл ввел метод факторного анализа, выделил, определил и описал ряд реально существующих факторов личности, или черт личности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.