Здавалка
Главная | Обратная связь

Живопись Комниновского периода на периферии (кроме Италии).



Строго говоря, это эпоха Дук, Комнинов и Ангелов, в 1054г умер Константин Мономах (Зоя умерла и он женился на ее сестре Феодоре), потом чехарда, стабилизировалось в 80х, когда пришел Алексей Комнин (Комнины – сер11 – 1204г). В это время живопись не превалирует, это расцвет миниатюры. От монументальной живописи раннего периода (до н12в) почти ничего не осталось. Есть черно-белые фотографии росписей церкви Успения в Никее (1060е, нартекс, погрудная Мария, силуэт подчеркнут контуром, созерцательное нейтральное выражение). На рубеже 11-12в большой мозаичный цикл Дафни, все очень классично, но при этом есть стремление оживить классику. Расцвет периферийных школ приходится на 12-13в. В 1п 11в – аскетичный стиль, 2п 11в – классическое изобилие, 12в – много экспрессии (мир очеловеченных эмоций и чувств), во 2п 12в спиритуалистическое искусство, эпоха крайностей.

Монастырь Дафни. Крестово-купольный октагон на тромпах, рядом с Афинами. 8 арок под куполом: 4 из них тромпы (там Благовещение, рождество, Крещение и Преображение). Стиль характеризуется преданностью классической традиции, и, вместе с тем, большой одухотворенностью. Композиции не перегруженные, легко читаются. Движения естественны, драпировки соответствуют пластике фигур. Выражения спокойные, нет напряжения. В скуфье Пантократор, в простенках пророки. Сейчас мозаики датируют рубежом 11-12в. Высочайшее мастерство, Пантократор, например, из мельчайших кубиков смальты (постепенные переходы тонов, множество оттенков). Сделан тонко и плавно, но основные акценты линиями (здесь линия элемент выразительности). В конхе Богородица на троне (голова не сохранилась), у алтаря лепестковая форма ниши, от конхи, по бокам отходят специальные небольшие ниши – там Михаил и Гавриил, это пространство (наверное вима), перекрыто крестовым сводом. Михаил: молодой с округлым лицом, живым взглядом, пластичный. Диаконник посвящен Николаю Чудотворцу, еще есть изображения святых диаконов. Изображение очень конкретное, почти портретное. Жертвенник посвящен Иоанну Крестителю (в конхе мозаика и святители на своде, остальное позднее). Он взлохмаченный, очень экспрессивный, прибавляется психологическая выразительность, много нюансов. В Благовещении (на тромпе), интересный иллюзионистический прием. Как бы ни перемещался солнечный луч, он бликует в центре композиции, таким образом, в сцене как бы присутствует божественный свет. Все образы спокойные и гармоничные. На западной стороне – Успение Богородицы, сохранились группы апостолов (центр утрачен). Еще есть большая композиция уверение Фомы (он протягивает свой палец, чтобы всадить его в рану Христа). Поцелуй Иуды, Христа пришли арестовывать, страстная и напряженная сцена. А нартексе видимо был большой апокрифический цикл (связан с детством Богородицы). Сцена введения во храм, маленькую Марию приносят к первосященникам (почти не сохранилась), благовестие Иоакиму и Анне. Анна у колодца, ей сверху ангел сообщает о будущем ребенке, из каких то палат выходит служанка (очень любили присутствие случайный свидетелей).

Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве, ок1112г. Следующий ансамбль уже н12в. В это время меняется ситуация, две традиции (классическая и аскетическая) сосуществуют, но и видоизменяются. Данные мозаики относятся к классической традиции (само здания взорвано в 30х, спасли Евхаристию). Очень крутая апсида, мастера из Влахерна. Это высокие благородные фигуры, гармоничные повороты, оживленный ритм, индивидуальны «портретные» лица комниновского типа. Есть и новые черты: фигуры чрезмерно длинные, головы уменьшились, чтобы показать фигуру в шаге, мастер помимо классических приемов (контрапост) использует и чрезвычайные средства (не классические, выдвинутая вперед нога и бедро, а голова повернута назад), у некоторых апостолов получается спираль. Хотя одежды и ложатся мягкими складками, их ритм перенасыщен (дробится поверхность, нет пластической отчетливости), драпировки моделированы за счет пробелов, иногда применяется золото (уже не конструктивные пробела 11в). Золотой фон, нет линий почвы, у всех разные жесты (обращены и к Христу, и друг к другу). Другая физиогномическая типология (нет ширококостности, зато живость взгляда, смотрит в конкретное место, огромный лоб). Еще сохранили 3 фрески: Благовещение (архангел Гавриил), плохо, Богородица сидит на стуле. У Гавриила крупная солидная, но классичная фигура. Николай Чудотворец, а Дмитрий Солунский в ГТГ. Здесь константинопольские мастера делали по русскому заказу, поэтому смешанная декоративная система (мозаики-фрески). В мозаиках все острее и более эмоционально выражено. Много драпировок, они различны, линия контура внизу немного пенится – разнообразие линейных и световых ритмов. Спиритуализация образа и художественной формы одна из основных тем 12в.

Церковь святой Софии в Фессалониках (первый кр-куп). Богоматерь скорее всего, относится к н12в. Все очень широкое и крупное. У нее очень много всячески подчеркнутых линейных ритмов.

Церковь Богородицы Елеусы в Велюсе, ок1080г, Македония. Купольный храм, похож на цветок. Нартекс тоже с куполом, с юга есть предел, он тоже лепестковый и тоже купольный. Ее кладка снаружи нарисована по штукатурке. Здесь фрески, энергия светотеневой моделировки лепит структуру, все чрезвычайно мощно.

Церковь Богородицы Форвиотиссы в Асину, 1105-1106г, Кипр. Базиликальный тип, простое здание, скатная кровля. Обычно все расписано, очень сложно разобрать. Евхаристия, святительский чин. Живопись очень привлекательна, цвет не яркий. Здесь еще много слоев 13в, там все очень ярко. В 12в гамма изыскана, образы эмоциональны, разнообразны. В одежде нет крупных пробелов, которые обычно режут и акцентируют форму. Здесь тонкие и эластичные движения линии. На западной стене большая сцена Успения, над ней небольшие сцены Входа в Иерусалим и Тайной Вечере. Успение – это разнообразное выражение жалости, страдания, горя. В то же время и праздник. На стенах внизу сонмы святых по профессиям. Есть местный оттенок. Лица отмеченны печатью интеллектуального размышления. Взгляды напряженные, углубленные, сосредоточенные. Тонкое письмо, фактура уплощенная, мягкий, тонко стелющийся цвет.

Дмитровский собор во Владимире, ок1195г. Плохая сохранность (западная часть, свод), наиболее чистый вид классической традиции (воплощен византийский идеал – придать классике одухотворенность). Фрески, по сути, умерли, мы видим только контуры. Фигуры похожи на античные статуи, идеальные пропорции, ритмичные интервалы (ровно такие, что фигура самостоятельно пребывает в пространстве), небольшие повороты (спокойное достоинство), за драпировками чувствуется тело. Благородные лики, высокие лбы, внимательные взгляды (живые, а не отрешенные). Но дмитровские фрески скорее исключение, во 2п 12в доминировало экспрессивное, выразительно резкое искусство.

Церковь Св. Пантелеймона в Нерези, Македония, 1164г. Царский храм, складный, крестово-купольный (зальный), 5 куполов (особенность). Вся верхняя часть росписи – 16-17в, роспись 12в в нижней части (до железных балок). На восточных столбах фрески-иконы (слева Богородица, справа Пантелеймон, с коробочкой, тк врач), обрамляются красивыми рамами. Тонкие очертания лица, миндалевидные симметричные глаза, архитектурные брови, узкий подбородок. Письмо похоже на иконную плавь, но много оттенков. Диаконник посвящен Богородице, в конхе Оранта, ниже два диакона. У всех в открытом тельном письме есть штрихи – это румяна, но теперь они выделяются не пятном, а тонкой штриховкой (вообще острая линейность начинает заменять пластическую моделировку светотеневых переходов). Апсида: евхаристия, здесь скученность, ощущение, что присутствует толпа. Внизу святители, причем они по размеру больше членов евхаристии, развернуты к середине алтаря, чуть согнуты, в руках развернутые свитки. Святитель: одеяния расчерчены длинными цветными тонкими вертикальными линиями (прием повторен в Старой Ладоге). В лике необычайные моделировки, они подчеркнуто резкие, все линии оттенены, лицо с рытвинами, с контрастами плоти, внутренняя выразительность. На стенах очень большие композиции. Южная: Сретение, Семеон Богоприимец с покрытыми руками принимает младенца Христа, за Богородицей стоит пророчица Анна, за Семеоном Иосиф (?). Центр композиции как бы разорван, но это специально. Там помещается престол. Появляется какая-то экзольтация (пока слегка), то, чего Византия никогда не допускала раньше. Ткани не только покрыты светом, но и излучают его. Далее идет выступ, там Преображение (не полностью). Три ученика пали ниц, у Христа утеряна вся верхняя часть. Тут множество цвета, много переливчатых тонов. Западная стена: Рождество Христово. Появляются нетипичные лица, часто профиль (не типично), выразителен, укрупненный, экспрессивный. Для профилей характерна определенная физиогномика: красные губы и сильно выделяющийся подбородок. Самая известная – северная стена, там Пьета. Перед ней еще есть грань, где ход в Иерусалим и на другой стороне Снятие Креста. Во всех куполах образ Христа. В центральном, не сохранился, Вознесение. В одном из 4х Христос-Эммануил. Есть еще Христос Ветхий Днями. Все в единстве, хотя много контрастов (великолепная классика сосуществует с акетизмом – сухие изможденные лица святителей в алтаре, все доведено до предела). Следующее поколение мастеров, в основном, следует этим приемам, только углубляет их. Приемы становятся резче, экстравагантнее.

Такое искусство (эмоциональное и динамичное) широко распространяется. К нему относятся и фрески монастыря Ватопед и Рабдуху на Афоне, церкви Врачей-бессребреников и Стефана в Кастории , Георгия в Курбиново, в Старой Ладоге, Аркажах, Спаса на Нередице в Новгороде и др. Стиль такого искусство часто называют динамичным, а некоторые его поздние модификации маньеристическим (Курбиново). Утрируются черты, избыток драпировок, ослепляющий свет, спиральные крутящиеся позы.

Церковь Николая ту Касинци в Касторье, греческая Македония, 1160-1180е. Маленькая, 1н базилика, прибавились акценты, все резче. Такое искусство распространилось по провинциям. В ликах есть внезапные высветления, которые разрушают цельность формы, но зато есть экспрессивные акценты. В Успении лики доходят до гротеска.

Церковь святого Георгия в Курбиново, 1191г. Высокий удлиненный сарай. Святители обычно в фас, сейчас повернулись к центру, в центре престол, на котором на литургическом блюде лежит младенец Христос – это случилось впервые в Византийском искусстве. Много утрированности. Носы потеряли комниновскую выточенность (мясистые), губы –губошлепы. Глаза близко посажены. Это искусство получило термин – Поздне комниновский маньеризм.

Монастырь Иоанна Богослова на Патмосе, 1180е (капелла Богородицы). Это как будто реакция на маньеризм, утверждаются сила, крепость и устойчивость, внутреннее и внешнее величие. Пластичные и красочные формы, утвердительная интонация (но здесь успокоение в отрешенности). Синий фон, обобщенные силуэты, фрески большие непропорционально к помещению (искусство крупных форм и образов), телесное и ощутимое. Глаза уменьшились, острый взгляд. Интересна Троица (где-то вроде тимпана): они сидят уже перед тельцом (которого обычно несет Авраам), а тот несет яблоко? ангелы одинаковы. Иоанн, рядом ученик, ему слышится божий глас, диктующий ему Апокалипсис. На торцовой стороне Богоматерь на троне с Михаилом и Гавриилом. Трон как бы задрапирован.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.