Определение социального партнерства, его основные черты. Объекты и субъекты партнерских отношений
для современного этапа развития общества харак- терно признание возрастающей роли человеческого фак- тора в сфере труда, что обусловливает повышение кон- курентоспособности и эффективности экономики в це- лом. вложения в человека в развитых странах Запада стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которыми необходимо разумно пользоваться. характерно высказывание крупного японского менед- жера, сооснователя фирмы «сони» акио Мориты: «Мно- гие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, то же оборудование и
сырье, как в европе и сШа, добиваемся более высокого уровня качества. они не понимают, что качество дают не станки, а люди»1. необходимо отметить, что именно в японии тради- ционно наиболее распространенной является система по- жизненного найма работников. нанимаясь в ту или иную фирму, японец сразу же узнает, какие перспективы откры- ваются перед ним (повышение оплаты труда, продвижение по службе, получение льготных, беспроцентных кредитов и т. д.) через несколько лет безупречной работы. работ- ник сразу же оказывается в атмосфере, которую в японии называют «фирма – одна семья», где каждый чувствует поддержку друг друга, а не крик со стороны начальника. в случае сложного финансового положения фирмы из него выбираются сообща. и если нужно пойти временно на снижение заработной платы, то эта процедура начина- ется не снизу, а сверху – с уменьшения окладов руково- дителей фирмы. Человеческий фактор оказывается несравненно эффек- тивнее, чем введение режима временной занятости, уси- ление командно-административных начал в управлении. в японии, как и в других развитых странах, стремятся к гармонизации отношений между трудом и капиталом, прибегая к использованию механизмов социального пар- тнерства при разумном учете интересов сторон коллек- тивных трудовых отношений. Здесь давно усвоили, что социальное партнерство возникает при наличии не просто стихийного спонтанного согласия, но и осознанной потреб- ности в согласованном поведении и общем упорядочении общественных отношений. очевидно, социальное партнерство лучше всего может быть реализовано лишь в условиях демократического об- щества, поскольку его жизнь как бы погружена в развет-
1 Морита Акио. сделано в японии. история фирмы «со- ни». М.: прогресс: универс, 1993. с. 62.
вленную структуру договорных обязательств. субъекты договорных, договорно-правовых отношений взаимодейс- твуют как свободные, юридически независимые партнеры. в демократическом, гражданском обществе управление основано на горизонтальных связях – предложении одно- го субъекта и согласии другого. термин «социальное партнерство» учеными трактует- ся по-разному. и.о. снигирева, российский специалист в области трудового права, полагает, что «социальное пар- тнерство представляет собой систему взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающуюся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регули- ровании трудовых и иных социально-экономических от- ношений»1. по мнению российского ученого в.н. Киселева, «соци- альное партнерство есть специфический тип обществен- ных отношений, присущий обществу рыночной экономи- ки на определенном этапе его развития и зрелости»2. К.н. Гусов и в.н. толкунова, авторы учебника «трудо- вое право россии», считают, что «социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, является ком- промиссом (консенсусом) их интересов, т. е. оно означает переход «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству»3. Здесь, в частности, обращает на себя внимание форму- лировка «конфликтное сотрудничество», которая выра- жает объективную реальность, присущую коллективным трудовым отношениям в условиях рыночной экономики.
1 новое в законодательстве о коллективных договорах и со- глашениях: практический комментарий. М., 1992. с. 49. 2 Киселев В.Н., Смольков В.Г. социальное партнерство в рос- сии. М., 1998. с. 44. 3 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. трудовое право россии: учеб- ник. М., 2006. с. 121.
Как известно, интересы субъектов коллективных трудо- вых отношений отнюдь не тождественны. для профсоюзов наиважнейшая задача – добиться до- стойной заработной платы, повышения уровня жизни ра- ботников, улучшения условий их труда, то есть обеспече- ния охраны труда в самом широком смысле этого понятия. у нанимателей, органов государственного, хозяйс- твенного управления превалирует интерес, связанный с обеспечением желаемой динамики развития производс- тва, укреплением трудовой и производственной дисципли- ны, снижением издержек и получением прибыли. и хотя интересы профсоюзов, нанимателей и органов государства по данным позициям не могут быть полностью тождест- венны, по многим из них они все же пересекаются, что объективно и создает почву для взаимодействия и сотруд- ничества. в условиях формирования социально ориентирован- ной экономики социальное партнерство призвано быть одним из инструментов государственной политики в сфере труда. в 1999 году в послании национально- му собранию республики Беларусь президент Беларуси а.Г. лукашенко отметил, что «общая социальная на- правленность экономики в качестве одного из важней- ших компонентов предполагает обеспечение социального партнерства между государством, профсоюзами и союза- ми предпринимателей». в трудовом кодексе республики Беларусь (далее – тК республики Беларусь) законодательно закреплены общие правила регулирования коллективных трудовых отно- шений, основные принципы социального партнерства, а также порядок разрешения коллективных трудовых спо- ров. статья 352 определяет социальное партнерство как форму «взаимодействия органов государственного управ- ления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников,
уполномоченных в соответствии с актами законодатель- ства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально- экономической политики государства, основанную на учете интересов различных слоев и групп общества в со- циально-трудовой сфере посредством переговоров, кон- сультаций, отказа от конфронтации и социальных кон- фликтов». тем самым определено целевое предназначение соци- ального партнерства в сфере труда – разработка и реали- зация социально-экономической политики государства с учетом интересов работников и нанимателей. представляется, однако, что юридическая трактовка социального партнерства лишь как формы «взаимодейс- твия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов...» заметно су- жает не только сущность, но и сферу влияния этого исто- рически обусловленного общественного феномена. Более точно следовало бы толковать социальное парт- нерство как возникшую на определенном этапе обществен- ного развития систему отношений между нанимателями, государственными органами и представителями наемных работников, основанную на поиске баланса интересов раз- личных слоев и групп общества в социально-трудовой сфе- ре посредством переговоров, консультаций, отказа от кон- фронтации и социальных конфликтов. в качестве субъектов социального партнерства выступают органы государственного управления, объ- единения нанимателей и объединения наемных работ- ников, поскольку именно они являются основными ни- телями интересов в сфере социально-трудовых отноше- ний (более подробно субъекты социального партнерства будут рассмотрены в теме 6). на рис. 2 приведена схема взаимодействия участников социально-трудовых отно- шений.
Рис. 2. взаимодействие участников социально-трудовых отношений
в качестве объекта социального партнерства вы- ступают социально-экономические интересы и возникаю- щие в связи с ними общественные отношения, выражаю- щие реальное положение, условия, содержание и формы деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей и слоев; качество и уровень их жизни под углом зрения справедливого распределения общественно- го богатства в соответствии с качеством и мерой труда, как осуществленного в настоящее время, так и в прошлом. социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально допустимой и социально мо- тивированной системы социального неравенства, обуслов- ленного разделением труда, различиями в месте и роли от- дельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве. в самом общем виде объектом социаль- ного партнерства в сфере социально-трудовой деятельнос- ти являются отношения по поводу: а) производства и воспроизводства рабочей силы и тру- довых ресурсов; б) создания, использования и развития рабочих мест, рынка труда, обеспечения гарантий занятости населения; в) защиты трудовых прав граждан; г) охраны труда, осуществления промышленной и эко- логической безопасности и т. д.
социальное партнерство следует рассматривать не как состояние, а как процесс, как динамическое равновесие развивающихся интересов всех его субъектов. основные направления развития, цели и задачи соци- ального партнерства зависят от уровня согласованности действий и возможностей его субъектов, от конкретной со- циально-экономической ситуации их взаимодействия. Эффективно функционировать социальное партнерс- тво может лишь при системном подходе к его органи- зации (рис. 3). социальное партнерство как система вос- принимает воздействие регулируемых и стихийных фак- торов общественной жизни и посредством соответствую- щего инструментария формирует в обществе отношения доверия и конструктивного сотрудничества. такие отно- шения не могут возникнуть при отсутствии полноценных субъектов социального партнерства, отлаженных меха- низмов их взаимодействия, высокой культуры сотрудни- чества.
Рис. 3. система социального партнерства
социальное партнерство как особая система обще- ственных отношений характеризуется следующими ос- новными чертами: 1. субъекты партнерских отношений имеют не только общие, но и принципиально различные интересы. Эти инте- ресы иногда могут совпадать, но никогда не могут слиться. 2. социальное партнерство – это взаимовыгодный про- цесс, в котором заинтересованы все стороны. 3. социальное партнерство – важнейший фактор фор- мирования институтов гражданского общества, а именно объединений нанимателей и работников, осуществления их цивилизованного диалога. 4. социальное партнерство – альтернатива диктатуре, поскольку реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных уступок, путем достижения компромисса, со- гласия и установления социального мира. социальное пар- тнерство – антипод социальному соглашательству, бес- принципным уступкам одной стороны в пользу другой. 5. отношения социального партнерства могут быть де- структивными и регрессивными, если доминирующей их основой будет опора на силовые методы. солидарность со- здается и держится на взаимной выгоде, а не на власти и силе. 6. в социальном партнерстве нередко проявляется двойственность отношений, содержащих в себе как пози- тивные, так и негативные стороны. К примеру, нередко профсоюзы Запада выступают против структурных изме- нений в экономике, сдерживая тем самым ее развитие.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|