Основные принципы социального партнерства
принципы социального партнерства –это основопола- гающие идеи, выражающие сущность, основной смысл со- циально-партнерских отношений. впервые эти принципы были закреплены в 1919 году в уставе Международной ор- ганизации труда (Мот) и Филадельфийской декларации о целях и задачах Мот (1944 г.), получили дальнейшее свое развитие в конвенциях и рекомендациях Мот и в декла- рации Мот об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации. основными принципами социального партнерства (ст. 353 тК республики Беларусь) являются: 1. Равноправие сторон. в Конвенции Мот № 144 «о трехсторонних консультациях для содействия примене- нию международных трудовых норм» предусмотрено, что предприниматели и трудящиеся должны быть представ- лены на равной основе в любых органах, через посредство которых осуществляют консультации. равноправие не означает равенство, а означает равноправное положение. применительно к партнерским отношениям это выража- ется в том, что:
а) в коллективно-договорном процессе стороны коллек- тивных трудовых отношений для ведения коллективных переговоров создают на равноправной основе (из равного числа представителей и с равенством прав, свобод и обя- занностей) комиссию из уполномоченных представителей; б) примирительная комиссия для разрешения коллек- тивного трудового спора формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе; в) национальный совет по трудовым и социальным вопросам, советы по трудовым и социальным вопросам, комиссии по коллективным переговорам также формиру- ются на принципах паритета и равноправия; г) каждая из сторон коллективных трудовых отноше- ний может направить письменное требование другой сто- роне (выступить с инициативой) о заключении, изменении или дополнении коллективного договора (соглашения). 2. Соблюдение норм законодательства. субъекты социального партнерства в своей деятельности должны руководствоваться актами законодательства, междуна- родными нормами права. нормативными актами для сто- рон партнерских отношений являются также соответс- твующие коллективные договоры и соглашения. нормы коллективных договоров и соглашений, ухудшающие по- ложение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными. 3. Полномочность принятия обязательств. пол- номочие – это официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел. полномоч- ный – обладающий какими-либо полномочиями. рекомен- дация Мот № 163 «о коллективных переговорах» преду- сматривает, что стороны, ведущие коллективные перегово- ры, должны наделять своих соответствующих участников переговоров полномочиями, необходимыми для ведения и завершения переговоров, с учетом любых положений о консультациях в рамках их соответствующих организа-
ций. при заключении коллективных договоров, соглаше- ний представители сторон должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия. органы системы социального партнерства должны принимать решения в рамках их полномочий. если будет установлено, что в отраслевых (тарифных) соглашениях предусмотрены иные нормы по сравнению с коллективными договорами, необходимо проверять, за- ключено ли отраслевое тарифное соглашение в соответс- твии с компетенцией сторон. в противном случае приме- няются нормы коллективного договора. 4. Добровольность принятия обязательств. прин- цип добровольности принятия обязательств проявляется в следующем: а) законодательно закреплено право, но не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений, этот вопрос находится в сфере самостоятельного принятия ре- шения сторонами; б) предусмотрен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в содержание коллективно- го договора (соглашения). стороны, при соблюдении требований трудового ко- декса, самостоятельно решают вопрос о включении в его содержание тех или иных условий. действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций тру- дящихся под господством предпринимателей или органи- заций предпринимателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль пред- принимателей или организаций предпринимателей, рас- сматриваются как вмешательство (Конвенции Мот № 98). 5. Учет реальных возможностей принятия реаль- ных обязательств. Этот принцип тесно взаимосвязан с принципом добровольности принятия обязательств. Кол- лективные договоры, соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязатель-
ства. необходимо учитывать реальные возможности сто- рон и воздерживаться от выдвижения требований, реали- зация которых превышает существующие возможности. 6. Обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства. сто- роны должны действовать добросовестно, признавая, что они могут преследовать (и преследуют) разные цели, иметь несовпадающие интересы. они должны действовать доб- росовестно и не уклоняться от выполнения заключенных компромиссных совместных решений. стороны должны выполнять договоренности и испол- нять принятые обязательства, в противном случае сторо- на, нарушившая договоренности, должна понести ответст- венность. согласно пункту 3 рекомендации Мот № 91 «о коллективных договорах», всякий коллективный дого- вор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. ответственность сто- рон за неисполнение норм коллективного договора, согла- шения закреплена в ст. 376 тК республики Беларусь: «За неисполнение норм настоящей главы и обязательств, пре- дусмотренных коллективным договором, соглашением, стороны несут ответственность в соответствии с законода- тельством, коллективным договором, соглашением». в статье 55 тК республики Беларусь предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность, предусмотрен- ную настоящим Кодексом и иными законодательными актами. Министерству труда и социальной защиты рес- публики Беларусь предоставлено право контролировать выполнение социальных гарантий, коллективных согла- шений по вопросам, относящимся к его компетенции. 7. Отказ от односторонних действий, нарушаю- щих договоренности. поскольку договор – это взаимное согласование воли сторон, не допускается совершение од- носторонних действий, нарушающих договоренности. сто-
роны в соответствии с белорусским законодательством не имеют права препятствовать ведению коллективных пере- говоров. так, в соответствии со статьей 9.18 Кодекса респуб- лики Беларусь об административных правонарушениях, непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информа- ции, необходимой для ведения коллективных переговоров, влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. 8. Взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации. Этот принцип конкретизиру- ется в рекомендации Мот № 163 «о коллективных пере- говорах». в пункте 3 указанной рекомендации закреп- лено, что: при необходимости должны приниматься соответс- твующие национальным условиям меры, чтобы стороны имели доступ к информации, необходимой для компетент- ного ведения переговоров; предприниматели частного и государственного секто- ров должны по просьбе организаций трудящихся представ- лять информацию о социально-экономическом положении производственного подразделения, в рамках которого ве- дутся переговоры, и предприятия в целом, необходимую для компетентного ведения переговоров; если разглашение части этой информации может на- нести ущерб предприятию, ее представление может быть обусловлено обязательством считать ее в необходимой мере конфиденциальной. представление информации мо- жет определяться соглашением, заключенном между сто- ронами, ведущими коллективные переговоры; государственные органы должны представлять необ- ходимую информацию об общем социально-экономичес- ком положении страны и соответствующей отрасли в той мере, в какой разглашение такой информации не наносит ущерба национальным интересам.
в соответствии с рекомендацией Мот № 129 «о связях между администрацией и трудящимися на предприятии», создание атмосферы взаимопонимания и доверия на пред- приятии должно облегчаться путем быстрого распростра- нения и обмена возможно более полной и объективной ин- формацией по различным аспектам жизни предприятия и социальным условиям трудящихся.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|