Здавалка
Главная | Обратная связь

Становление системы социального партнерства в новейшей истории Беларуси



 

процесс формирования цивилизованных социально- партнерских отношений, как свидетельствует опыт раз- витых стран, сложный и долговременный. Беларусь, как


 

 

и другие государства – участники снГ, пока проходит

«начальную школу» становления и развития социального партнерства.

характерно, что в советские времена термин «социаль- ное партнерство» в официальной лексике даже не употреб- лялся. и это не досадное упущение, а твердая идеологи- ческая установка. долгие годы в ссср социальное парт- нерство рассматривалось как некая ловушка, сопряжен- ная для профсоюзов с соглашательством, предательством классовых интересов трудящихся.

но, как убеждает практика, отлаженные и четко дейс- твующие механизмы социального партнерства, договор- ное регулирование оплаты и условий труда, занятости и других социально-трудовых вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях, на уровне предприятий (организаций) выполняют роль своеобразных социаль- ных стабилизаторов. они позволяют, если не устранять, то значительно смягчать возникающий дисбаланс между экономической эффективностью и социальной справедли- востью.

следует отметить, что механизм социального парт- нерства в Беларуси стал фактически формироваться лишь в 1990-е годы. 15 декабря 1992 г. Законом республики Бе- ларусь «о внесении изменений и дополнений в КЗот рес- публики Беларусь» в белорусское законодательство был введен термин «социальное партнерство».

начавшийся процесс формирования механизма соци- ального партнерства проходил в сложных условиях. уро- вень жизни подавляющего большинства населения резко снижался. Многие отрасли экономики и науки оказались разрушенными. социальная напряженность в трудовых коллективах достигла критической отметки. стихийные забастовки, несанкционированные митинги приобрели массовый характер.

в этой взрывоопасной атмосфере профсоюзы Белару- си выступили инициаторами создания правовой базы и


 

 

механизмов социального партнерства, позволяющих объ- единить усилия нанимателей, профсоюзов и государства в социально-трудовой сфере, ослабить очаги напряженнос- ти. по инициативе и с участием Федерации профсоюзов Беларуси (ФпБ) – крупнейшего профсоюзного объедине- ния страны – 24 ноября 1992 г. был принят Закон респуб- лики Беларусь «О коллективных договорах и соглаше- ниях», а 18 января 1994 г. – Закон республики Беларусь

«О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Эти законодательные акты положили на- чало созданию основ социального партнерства, развитию коллективно-договорного регулирования трудовых от- ношений, установлению примирительных процедур для урегулирования разногласий между нанимателями и ра- ботниками (их представителями), определению порядка и условий проведения забастовок.

в развитии многоуровневой системы регулирования коллективных трудовых отношений важную роль сыгра- ли указы президента республики Беларусь «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» от

15 июня 1995 г. № 278, «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профессиональных союзов» от 16 декабря 1997 г. № 639,

«О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» от 5 мая 1999 г. № 259.

Беларусь в числе первых в снГ приняла разработан- ную на трехсторонней основе Концепцию развития сис- темы социального партнерства. она была подготовлена во исполнение указа президента республики Беларусь от

15 июля 1995 г. № 278 «о развитии социального партнерс- тва в республике Беларусь». согласованный вариант Кон- цепции и программа мер по ее реализации были одобрены национальным советом по трудовым и социальным вопро- сам 12 марта 1997 г. (протокол № 11/42).

трудовой кодекс республики Беларусь, в котором при- водятся основополагающие правовые положения о со-


 

 

циальном партнерстве, исходит из того, что социальное партнерство как форма взаимодействия органов государст- венного управления, объединений нанимателей, профес- сиональных союзов, других представительных органов работников в социально-трудовой сфере, имеет своей це- лью согласование интересов сторон на договорной основе в рамках (пределах), допускаемых государством.

в современных условиях социальное партнерство объективно становится одним из важных компонентов социальной политики государства в сфере труда, поли- тики, направленной не на бесплодное противостояние работников и нанимателей, а на их взаимодействие, что отвечает целям стабильности и поступательного разви- тия общества.

Коллективно-договорное регулирование трудовых от- ношений в республике получило значительное распро- странение. накоплен определенный практический опыт защиты трудовых и социально-экономических прав работ- ников. в стране создана система органов социального пар- тнерства, в том числе национальный совет по трудовым и социальным вопросам, отраслевые и территориальные комиссии, согласительные комиссии на предприятиях в организациях и учреждениях. сформирована система тру- довых арбитражей, работает республиканский трудовой арбитраж.

в основе созданной системы коллективно-договорного регулирования – Генеральное соглашение между прави- тельством, объединениями нанимателей и профсою- зов. его выполнение регулярно рассматривается на засе- даниях национального совета по трудовым и социальным вопросам.

на основе Генерального соглашения заключаются от- раслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы развития и социаль- ные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. по состоянию на 1 января 2007 г. по инициативе профсою-


 

 

зов заключено 54 республиканских отраслевых, 70 област- ных и 332 районных, городских тарифных соглашений. действует 17 747 коллективных договоров в организациях разных организационно-правовых форм во всех отраслях экономики республики. влияние коллективных догово- ров распространяется на 3,5 млн работников организаций, пенсионеров и учащихся1.

аналитический обзор действующих договоров и со- глашений показывает возросший уровень принимаемых сторонами обязательств, широкое использование респуб- ликанскими комитетами, советами профсоюзов возмож- ностей социального партнерства в защите трудовых и со- циально-экономических прав своих членов. содержание коллективных договоров стало в большей мере формиро- ваться на основе Генерального соглашения между прави- тельством республики Беларусь, республиканскими объ- единениями нанимателей и профсоюзов на 2006–2008 гг., соответствующих тарифных и местных соглашений.

в Беларуси, идущей по пути формирования социаль- но ориентированной рыночной экономики, осуществляет- ся либерализация различных сфер экономики. Как долго продлится этот процесс и какие тенденции возобладают, предсказать сегодня достаточно сложно. вместе с тем мож- но утверждать, что в перспективе альтернативы социаль- ному партнерству, позволяющему гармонизировать инте- ресы субъектов социально-трудовых отношений, судя по всему, не существует.

 

 

1 см.: Коллективно-договорное регулирование // Федерация про- фсоюзов Беларуси [Электронный ресурс]. Минск, 2007. режим до- ступа: http://www.fpb.by. дата доступа: 25.09.2008.


 

 

Тема 3

ОСнОвные ПРИнцИПы







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.