Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка достижений и методология аттестации руководителей и специалистов



Одним из важнейших элементов процесса управления персоналом является необходимость постоянно оценивать достижения, результаты деятельности трудовых коллективов и отдельных работников,

соотнося их с нормативами, предыдущим уровнем или используя мнение компетентных экспертов. Поэтому постоянным видом деятельности службы Управления персоналом является анализ результатов, достигнутых организацией в целом и всех объектов —субъектов фирмы в отдельности (подразделений, групп, работников), а также анализ причин, вызвавших те или иные отклонения от ожидаемых результатов. Положительные тенденции позволяют утвердиться в правильности ранее принятых решений, достаточно высокой адекватности моделей поведения, а отрицательные указывают на неадекватность модели, неэффективность решений и побуждают к совершенствованию принципов и методов управления персоналом.

Ключевую роль в этом процессе играет система оценки конечных результатов деятельности, выработки принципов и подходов к подбору критериев оценки их уровня. В частности, для самой службы УП речь идет о критериях оценки результатов по элементам кадровой политики. Речь идет о тех составляющих системы управления персоналом, в которых проявляются субъективные элементы, интересы сторон, особенности взаимодействия.


В том, как сформулированы и определены цели деятельности коллективов и работников, отражается культура организации, видение ею своих перспектив, ее отношение к персоналу, а также принципы организации труда и построения коммуникаций. Индивидуальный труд оценивается не так, как коллективный. Даже набор критериев оценки другой: коллективный труд предполагает сотрудничество, взаимопомощь, постоянное взаимное координирование деятельности, чего не всегда требует индивидуальный труд. Принципиальное значение имеет и то, соотнесены ли интересы организации с интересами коллектива: фирма, работники которой являются членами сильного профсоюза, вынуждена считаться с его требованиями, что зачастую снижает ее конкурентоспособность.

В условиях грамотного построения системы оценки конечных результатов, как правило, удается увязать интересы организации трудовых коллективов и работников, разработав систему сквозных показателей. В условиях горизонтальной коммуникации, где персонал рассматривается как главное достояние фирмы, такой подход вообще является единственно возможным. Рассмотрим заслуживающий внимания подход к построению системы сквозных показателей конечных результатов труда организации, разработанный в США. В его основе — единство критериев оценки конечных результатов для всех субъектов организации — от уровня предприятия в целом до рабочего места, обеспечивающее увязку целей, интересов всех субъектов — работников, групп, организации.

Известный американский специалист в области управления П. Друкер (Peter F. Drucker) проанализировал факторы успеха предприятий, Питерс и Уотермен разработали признаки «образцовых» фирм, а Скотт Д. Синк на этой основе сформулировал семь групп критериев результативности управления, пригодных для разработки сквозной системы показателей результатов деятельности в фирме. Их достоинство (а это именно критерии, а не показатели) в пригодности для всех звеньев и подразделений предприятия — от фирмы в целом до рабочего места. Единство критериев позволяет обеспечить и единство деятельности всех в направлении достижения общих целей. Важность же показателей для работника общеизвестно: он принимает их, как конкретные задания, рубежи, за достижение которых хорошо платят. Категории показателей таковы[78]:

1.Действенность. Достижение цели. Получение нужных вещей: а) вовремя (своевременность), б) с нужными свойствами (качествами), в) в нужном количестве. Производимая продукция должна найти потребителя и удовлетворить спрос в полной мере и без претензий со стороны потребителя.

2. Экономичность. Соотношение ресурсов, которые следовало потребить при производстве продукции, и фактически потребленных ресурсов.

3. Качество. Пригодность для использования, своевременность, наличие определенных признаков, особенно таких, как удовлетворенность потребителя. Ведь потребитель — высший судья ! Только он имеет право оценивать качество.

4. Производительность. Это коэффициент, равный отношению измерителя действенности к измерителю экономичности: количество продукции к количеству потребленных ресурсов (включая трудовые), количество с учетом качества или своевременности выпуска к количеству ресурсов и т. п. Часто применяются и относительные показатели, выражающие темпы изменений параметров.

5. Качество трудовой жизни. Реакция людей на условия труда в организационных системах: удовлетворенность трудом, чувство безопасности, уверенность работников и т.д.

6. Нововведения. Творческий процесс приспособления продукции, услуги, процесса, структуры к внешним и внутренним требованиям, запросам, изменениям. Поддержание пригодности продукции с точки зрения потребителя, а также уровень инновационного поведения работников.

7. Прибыльность. Мера или совокупность мер, характеризующих взаимосвязь между финансовыми ресурсами и характером их использования: соотношение доходов и издержек, прибыль на активы, прибыль на инвестиции и т. д.

включает оценку деловых качеств и результатов труда по набору параметров, сведенному в следующую формулу:

L =K]Xl2 + К2Х I2,

где L — комплексная оценка качеств руководителя или специалиста;

К1 — профессионально-квалификационный уровень работника, зависящий от уровня его образования, опыта работы (стажа) и творческого подхода к работе;

11 — оценка деловых качеств, требуемых исполнением обязанностей на данной должности, определяемая экспертным путем по набору существенных признаков с учетом их весомости;

К2 — оценка сложности выполняемых функций, учитывающая с помощью балльной системы и удельной значимости такие параметры, как характер работы (содержание труда), разнообразие, комплексность работ, самостоятельность выполнения работ, масштаб и сложность руководства, дополнительные виды ответственности (материальная или моральная);

12 — оценка непосредственных результатов труда по количеству плановых и внеплановых работ, качеству и срокам выполнения.

*Методические рекомендации по оценке сложности и качества работы специалистов (для установления квалификационных категорий и дифференциации должностных окладов). — М.: Экономика, 1989.

Согласно этой методике, оценка осуществляется аттестационной комиссией. Для работы комиссии непосредственный руководитель заполняет личную карточку аттестуемого и аттестационный лист, расчетная группа определяет величину общей комплексной оценки. Аттестационная комиссия проводит собеседование с работником, устанавливает его соответствие или несоответствие занимаемой должности и дает некоторые рекомендации по перемещению, а руководитель предприятия принимает то или иное окончательное решение.

Рассмотрим подход к определению деловых качеств работников, применяемый в указанных методических рекомендациях. Отбор признаков деловых качеств производится с учетом требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (выпуск 1989 года), но может быть изменен и дополнен с учетом требований конкретного рабочего места. Каждый признак имеет четыре уровня проявления, оценивается экспертами и членами аттестационной комиссии в баллах: низкий — 1, средний — 2, выше среднего — 3, высокий — 4. Оценка по каждому из отобранных признаков устанавливается каждым экспертом и заносится в регистрационную форму, приведенную в табл.7.4. Усреднение оценок экспертов может производиться как на стадии выставления баллов, так и после расчета оценки совокупности деловых качеств. В первом случае рассчитывается средняя арифметическая балла по каждому признаку, во втором — средняя арифметическая оценок совокупности деловых качеств, выведенных экспертами.

Таблица 7.4. Регистрационная форма балльных оценок признаков, определяющих деловые качества специалистов конструкторских служб машиностроительного предприятия

  Признаки деловых качеств Удельная значимость признака Балльная оценка призна­ков с учетом их удельной значимости (а..х х.) v и <'
   
1. Компетентность 0,33 0,33 0,66 0,99 1,32
2. Способность четко организовать и планировать свой труд ч 0,07 0,07 0,14 0,21 0,28
з. Сознание ответственности за выполняемую работу 0,25 0,25 0,50 0,75 1,00
4., Самостоятельность и инициатива 0,14 0,14 0,28 0,42 0,56
5. Способность осваивать новые вопросы и использовать новые методы 0,08 0,08 0,16 0,24 0,32
6. Работоспособность 0,08 0,08 0,16 Q.24 0,32
7. Способность поддерживать контакты с другими работниками 0,05 0,05 0,10 0,15 0,20
ИТОГО 1,00  

 


Оценка всей совокупности деловых качеств производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и может быть выражена формулой:

 

где i — порядковый номер любого признака деловых качеств; n — число признаков;

ау — j-й уровень i-го признака у аттестуемого работника (в баллах);

xi — удельная значимость i-ro признака в общей оценке деловых качеств (в долях единицы).

Например, деловые качества инженера-конструктора 2 категории И. И. Иванова характеризует следующий уровень признаков:

• компетентность—3,

• способность четко организовать и планировать свой труд—3,

• сознание ответственности — 3,

• самостоятельность и инициатива — 2,

• способность осваивать новое —-4,

• работоспособность — 4,

• способность поддерживать контакты с другими работниками —4.

Согласно вышеприведенной таблице, определяются баллы, соответствующие уровням признаков и учитывающие их удельную значимость. Сумма баллов составляет общую оценку деловых качеств аттестуемого:

11= 0,99 + 0,21 + 0,75 + 0,28+0,32 + 0,32 + 0,20 = 3,07.

С аналогичной подробностью в методических рекомендациях приводятся расчеты и других показателей комплексной оценки качества работы и достижений работников.

Одна из сложных методических проблем — определение состава экспертов, правомерных высказать компетентное мнение о тех или иных качествах аттестуемого. Одним из подходов к решению этой проблемы является так, называемая «360° аттестация», т. е. аттестация, при которой сотрудник оценивается всесторонне: руководителем, коллегами, и своими подчиненными[79].

Американская практика аттестации исключает типизацию процедур этого процесса, ориентирована на индивидуальные оценки. Периодичность — разная на различных предприятиях (в среднем — 1 раз в год). Однако, в период реорганизации фирмы «Крайслер» ее руководитель Ли Якокка проводил аттестацию ежеквартально. В качестве экспертов-оценщиков обычно выступает менеджер- управляющий, т. е. начальник аттестуемого, экспертный совет (комитет контролеров), коллеги и подчиненные аттестуемого, сторонние специалисты, сам аттестуемый (метод самооценки). Возможны комбинации из этих групп оценщиков. Для установления оценки используются различные методы: опросные листы с закрытыми или полуоткрытыми вопросами, графические шкалы рейтинга работников, анкеты различных типов, методы наблюдения за работниками (особенно в критических ситуациях), методы классификации, попарного сравнения качеств, управления по целям[80]. Последний связан с постановкой перед сотрудником конкретных измеряемых и развивающих целей, что делается в сотрудничестве начальника и работника, с последующей оценкой степени достижения целей.

формой обучения с целью подготовки специалистов широкого профиля, владеющих всеми операциями на участке, признается профессиональная ротация (для закрепления навыков) в сочетании с участием в работе кружков качества, наставничеством, в котором ведущая роль принадлежит мастеру участка, и поощрением теоретического обучения любой формы, вплоть до повышения уровня общего образования. План профессиональной подготовки разрабатывается на каждом участке на год и ориентирует рабочих на освоение всех рабочих мест участка, превращение в рабочего-универсала. План профессиональной подготовки на участке завода «Тоёты» показан на рис.7.1.*

*МонденЯ. «Тоёота»: методы эффективного управления. — М.: Экономика. 1989. С. 151.

На каждом участке существуют стандартные карты трудового процесса (маршруты движения и зоны обслуживания), которые изменяются в связи с изменением длительности такта потока на данной линии. Поэтому профессиональная ротация может осуществляться с периодичностью, признанной целесообразной для данного участка: от 2 часов до смены. При этом ежедневный график ротации по рабочим местам мастер уточняет, согласуя его с состоянием здоровья работников и планом их обучения.

Обучающую функцию в Японии выполняют и кружки качества, при том, что их значение гораздо более многообразно:

• творческий по своей сути труд в кружке качества стимулирует активность, снижает утомляемость

работников, повышает интерес к работе;

• постоянная учеба в кружке качества повышает квалификацию, а успехи и достижения в нем

повышают ценность работника для фирмы, создают гарантию занятости, способствуют приобретению контекстуальных навыков;

• атмосфера доброжелательности, внимания к человеку развивает чувство коллективизма,

способствует удовлетворению потребности в уважении и самоуважении, в причастности, формирует имидж фирмы как гуманной организации;

• успешное решение проблем в кружках способствует улучшению конечных результатов

деятельности фирмы, что повышает значимость кружков и укрепляет чувство собственного достоинства их членов;

• кружки качества способствуют самовыражению, реализации творческого потенциала работников. Все это вместе определяет положительную мотивацию работников к труду и стремление к

постоянному развитию, повышению уровня профессионализма.

Организация деятельности кружков качества также направлена на повышение удовлетворенности трудом с помощью использования факторов повышения привлекательности труда ( по теории его обогащения):

— ясное понимание цели работы;

— постоянное обучение, воспитание, развитие;

— обеспечение свободы в выборе средств и методов достижения цели;

— наличие эффективной и оперативной обратной связи: о результатах рассмотрения специалистами предложения члена кружка ему сообщается практически сразу;

— поощряется коллективная работа;

— обеспечивается тесная связь с руководством как форма демократизации управления*.

*Кружки качества на японских предприятиях. — М.: Изд-во стандартов, 1990. С. 8-13.

Рабочие Производственные операции
 
А У П  
В У П
С У

 

Д П У  
Е П У    
F У П  
Мастер

 

О — рабочие, прошедшие обучение поданной производственной операций;

У—рабочие, находящиеся в процессе обучения;

П — рабочие, которым запланировано обучение в этом году.

Рис. 7.1. План подготовки рабочих На производственном участке « Тоёты»

Социально-психологическими и организационными факторами успешного сотрудничества является система пожизненного найма, отсутствие тенденций к достижениям за счет других (все равно повышение по службе не наступит раньше достижения определенного возраста), поощрение сотрудничества, а не соперничества, соревнования, а не «борьбы за выживание», культивирование чувства единства с организацией и понимания, что личный успех и благополучие возможны только вместе с ней.

Советский опыт в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов и руководителей в условиях рыночной экономики и становления рынка труда, на котором зачастую предложение труда опережает спрос, а экономические условия ставят предприятия на грань выживания, представляется пригодным лишь частично. Положительно должна восприниматься система всеобщего среднего образования, бесплатного получения профессии и образования любого уровня, развитые образовательные комплексы крупных организаций, ведомств. К примеру, при Металлическом заводе имени XXII съезда КПСС в Ленинграде существовал завод-ВТУЗ, ПТУ, учебные мастерские и много других учреждений, обеспечивавших получение образования, повышение квалификации и переквалификацию не только работникам завода. Содержание этих образовательных учреждений в современных условиях признано невозможным, в основном, по экономическим причинам. В то же время получают развитие те формы, которые ближе к принятым в странах с развитым рынком. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть опыт ведущих фирм США, с тем, чтобы по мере становления отечественного рынка попытаться его использовать.

В крупных, стабильно работающих компаниях США перед службами управления персоналом ставятся задачи воспитания и подготовки управленцев нового типа, сочетающих максимальный профессионализм с высоким личным потенциалом, способностью лидировать в любых изменяющихся условиях, прогнозировать, планировать и обеспечивать реализацию целей. Важную роль в решении этой задачи играют так называемые системы формального обучения, организуемые крупными компаниями. В компании «Дженерал Электрик» работают курсы для менеджеров всех шести уровней управления по трем направлениям:

• профессиональное (преподается инженерное дело, производство, маркетинг, финансы, трудовые

отношения);

• общее (преподается планирование работы, решение проблем, принятие решений,

интервьюирование);

• управленческое, где обучение связано непосредственно со спецификой рабочего места управленца.

Сроки обучения на курсах от 2 дней до 8 недель. В качестве преподавателей выступают как сторонние, так и лучшие специалисты собственной компании, для которых такая деятельность является признанием их заслуг и ценности для фирмы, способом удовлетворения потребностей в уважении и самоактуализации, стимулом к систематизации знаний и продолжению развития.

В промышленности США практикуются такие формы повышения квалификации:

• работа в целевых группах по разработке специальных перспективных проектов;

• прохождение университетских курсов по образованию взрослых;

• решение конкретных задач, содержащих интерес и вызов;

• горизонтальные ротации в рамках фирмы и ее филиалов, в том числе зарубежных;

• консультирование и преподавательская работа;

• освоение университетских программ с целью получения магистерской степени;

• деятельность по трудоустройству увольняемых, позволяющая погрузиться в проблемы соответствия качеств работника и требований рабочего места, специфику разных профессий, человеческую психологию (особенно полезно для менеджеров служб управления персоналом);

• консультирование по вопросам профориентации и планирования карьеры.

При обучении менеджеров применяются методы «инцидента» и «имитации», ролевые и управленческие игры, метод обратной связи, методы групповой динамики, конференции и лабораторный метод. Преимуществом пользуется метод анализа конкретных ситуаций. Свыше 200 вузов США ведут подготовку по курсу «Управление персоналом», что отражает тенденцию к восприятию сотрудников фирмы как основного фактора ее процветания*.

*Стрижов С. Г. Повышение квалификации управленческих кадров (опыт США)./ /РЭЖ, 1992, № 7.

Функции служб управления персоналом, в части обучения состоят в выполнении следующих задач:

• анализ уровня соответствия текущих и перспективных требований рабочих мест по всем категориям работающих качествам работников, занимающих эти места;

• подготовка программ обучения, исходя из результатов анализа и перспектив развития фирмы, а также политики предприятия в области внутреннего рынка труда;

• включение мероприятий программ в бизнес-план фирмы со всеми необходимыми видами обеспечения;

• выбор форм и видов обучения персонала на основе анализа картотеки учреждений образовательных услуг и экономических расчетов;

• разработка учебных программ и планов обучения;

• согласование сроков обучения и кандидатур работников с их руководителями;

• контроль за ходом обучения и оперативное регулирование процесса;

• последующий анализ результатов обучения и обобщение информации о деловом общении с образовательным учреждением, его преподавателями и консультантами.

Любой контакт с образовательным учреждением должен рассматриваться как акт делового общения. Подготовка к взаимодействию должна включать все этапы и условия, обеспечивающие успех взаимодействия, включая знания о предмете и субъекте общения, сбор информации и ведение картотеки на образовательные учреждения, прогнозирование вариантов развития его контактов и интересов, возможностей и проблем.

Доля работ по обучению персонала в разных компаниях и разных странах неодинакова: в США функции по подготовке персонала осуществляют до 97 % кадровых служб, специальные программы имеют 45% служб; в Японии 90% крупных фирм разрабатывают программы обучения персонала. В Германии функции по подготовке персонала выполняет 81% отделов кадров, но разработку программ подготовки ведут только 18% фирм, поскольку там высоко развита государственная система подготовки. В Италии только 8%, причем самых крупных фирм, имеют собственные программы подготовки персонала. Вообще, государственная политика в области занятости и обучения существенно влияет на объем работ служб управления персоналом предприятий по обучению сотрудников. Так, в США и Германии доля расходов частных фирм на обучение превышает расходы государства. Поэтому столь велика роль служб управления персоналом в деле обучения.

При определении целесообразности инвестирования в человеческие ресурсы, в том числе и в случае принятия самим человеком решения о поступлении на обучение, подходят методы расчета эффективности инвестирования капитала, например, срока окупаемости инвестиций, приводимые в книге Л. А. Ждановой «Организация и управление капиталистической промышленной фирмой»* :

инвестиции

Т =

ОК

валовая прибыль или валовые накопления

или по такой формуле:


 

где К — первоначальные инвестиции; Кр — величина кредита, используемого для инвестиций; П+ А — валовые накопления (прибыль и амортизация); Акр — амортизация кредита; i — процент на кредит.

*Жданова Л. А. Организация и управление капиталистической промышленной фирмой. — М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987. С. 208.

В «Справочном пособии по НОТ» Е. Л. Смирнова[81] предлагается считать относительную экономию (условное высвобождение) численности работающих Эч за счет прироста выработки в результате повышения квалификации работников по следующей формуле:

Ч„вхРнв

Эч=-------------- -

р ___ р

нв2 нв 1 рнв=- -ХЮО

где Чнв — численность рабочих, увеличивших выполнение норм выработки в результате повышения квалификации;

Рнв — прирост процента выполнения норм выработки рабочими;

Рнв1, Рнв2 — выполнение норм выработки соответственно до и после повышения квалификации, %.

*Смирнова Е. Л. Справочное пособие по НОТ. — М.: Экономика, 1986. С. 364.

Повышению уровня коммуникативной компетентности, умения общаться способствуют методы социально-психологического обучения и коррекции личности. Применение этих методов и его диагностика является прерогативой специалистов высокого класса — социальных и просто психологов.

Широко применяются методы обучения общению, повышению уровня коммуникативной компетентности, дискуссионные (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций морального выбора), игровые, социально-психологический тренинг, психодрама, транзактный анализ Э. Берна, сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности). В результате обучения индивид должен меньше зависеть от «Я—образа» и больше понимать «Я в ситуации»*, т. е. стать более адекватным ситуации. По сути, это методы групповой терапии.

*Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. — М.: Политиздат, 1996. С. 106.

Создатели этой школы исходили из потребности современного бизнеса в сотрудниках, которые не только бы безупречно трудились, но и в целом ряде ситуаций умели бы действовать стремительно и точно, как автомат. Такие требования вытекают из сходства современного бизнеса (с его жесткой конкуренцией) с военными действиями. По-видимому, речь идет не о творцах нового, а о молодых служащих промышленных и торговых фирм со стажем работы 1-2 года, у которых возникли проблемы с принятием решений, с чувством уверенности в себе, с коммуникабельностью, с правильным отношением к своей фирме. За обучение своих сотрудников в «Школе дьяволов» фирма платит $ 1000 за курс, продолжающийся 13 дней. Курсанты должны быть физически здоровы и подготовлены к высоким нагрузкам.

Обучение состоит в освоении 17 дисциплин. Внешняя форма проявления успехов — первоначально нашитые на одежду «17 ленточек позора», снимаемые по мере успешной сдачи зачетов. В. Я. Цветов рассказывает о задачах некоторых из этих дисциплин:

• Воспитание дисциплины мышления: курсант должен ежедневно посылать в свою фирму отчеты о

результатах прошедшего дня, причем с каждым днем лист бумаги для отчета и время на его составление сокращаются, а требования к точности, лаконичности, четкости и полноте повышаются;

• воспитание делового стиля разговора по телефону: говорить следует вежливо, как в храме; информативно, как при закладке данных в компьютер; коротко, как при команде идти в атаку. Клерк должен давать ответ на любой вопрос в течение 2 минут, поскольку от первого звонка в фирму зачастую зависит представление клиента о ней, а телефонное время стоит недешево;

• курсанты учатся коротко, быстро и понятно объяснять другому дорогу, с тем, чтобы так же ставить

на производстве задачи перед подчиненными;

• формирование «позитивного мышления» — заучивание бессмысленного текста из 600 слов, произносить которые нужно громко, четко, уверенно, с отличной дикцией. Так следует на производстве передавать указания вышестоящего руководителя;

• поскольку наиболее трудно при выборе и принятии решения — перейти к действию и совершить его, курсантов учат ускорять реакцию, добиваться цели, мобилизуя физические и душевные силы;

• в каждой фирме есть набор ситуаций, в которых действия персонала должны быть быстрыми, точными, автоматическими, как у стюардессы во время аварии. Курсантов заставляют заучить перечень мер, которые следует предпринимать в 40 ситуациях: если возник трудовой конфликт, банк отказал в выдаче кредита, упал спрос и т. п. Очевидно, что в разработке таких стандартных ситуаций участвует руководство фирмы, посылающей молодого служащего в эту школу;

• по мнению японских специалистов, наиболее частая причина невыполнения приказа начальника —

чувство стыда за поступок, который совершается по приказу. Чтобы добиться безусловной исполнительности в требуемых случаях, у курсантов снижают уровень собственного достоинства: они должны в час пик в людном месте представиться и начать петь песню, пока их пение не перекроет уличный или вокзальный шум. В «репертуар» обычно входит гимн корпорации или школы либо «вокзальная песня», основная мысль которой — «не падать духом никогда»;

• заключительное испытание —групповой ночной бросок на 40 км по горам с сухим пайком, небольшим запасом воды и 30 йенами на всех, чтобы в крайнем случае позвонить по телефону в полицию или вызвать скорую помощь. В группе из 3-5 человек назначается старший, выдается примерная схема маршрута. Чем быстрее группа пройдет маршрут, отметившись во всех контрольных точках, тем больше ей удастся отдохнуть перед началом нового учебного дня, который начинается в 4-30 утра общим построением, подъемом флага школы и пением гимна. Это испытание направлено на воспитание решительности, спаянности, умения действовать сообща, «в команде». Успех, сопутствует тем группам, где рядовые члены подчиняются старшему, у которого — схема маршрута. Группа должна прийти к финишу в едином строю.

Курсант, у которого к концу обучения осталась неснятой хотя бы одна из «ленточек позора», увольняется фирмой, пославшей его в школу. «Школа дьяволов» гарантирует качество обучения.

О приоритетах в системе качеств работников японской фирмы и условиях их выявления и формирования говорит и такой факт*: руководство корпорации «Тоа токусю дэки» направило молодых специалистов, выпускников вузов, на необитаемый остров, считая, что в таких условиях оно за короткий срок составит представление о качествах новичков. Каждому было предоставлено право взять с собой 15 вещей и 5 спичек. Для фирмы было важно узнать, как поведут себя в ситуации, близкой к экстремальной, эти будущие работники, сумеют ли преодолеть стресс, поладить с партнерами, подчинить свои интересы коллективным. Учитывались добросовестность, доброжелательность в отношениях с коллегами. По мнению руководителей фирмы, эксперимент себя оправдал.

*Таранов П. С. Интриги, мошенничество, трюки. — Симферополь: Таврида, 1996. С. 143.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.