Здавалка
Главная | Обратная связь

Нормативно-правовые различия в создании особо экономических зон в РФ



Показатели различий Промышленно- производственные ОЭЗ Технико-внедренческие ОЭЗ Портовые ОЭЗ[6] Туристско-рекреационные ОЭЗ
По созданию создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра Создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных сцдов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского и речного порта, аэропорта   создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ  
По расположе- нию не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований Создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 50 кв.км.   может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований
По включению территории   не должны включать в себя полностью территорию   Может включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования  
По размещению объектов жилого фонда   не допускается размещение объектов жилищного фонда   допускается размещение объектов жилищного фонда
На момент создания земельные участки, образующие территорию ОЭЗ не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц   не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских, организаций могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристско-рекреационную ОЭЗ, могут относиться к землям особо охраняемых территорий  
За исключением земельных участков, которые представлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты
Показатели различий Промышленно- производственные ОЭЗ Технико-внедренческие ОЭЗ Портовые ОЭЗ Туристско-рекреационные ОЭЗ
По расположе- нию объектов На момент создания на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур). За исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций На момент создания на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности
По правовой форме резидента Резидентом признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия Резидентами признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия)
По порядку[7] осуществ- ления предприни- мательской деятельнос-ти Резидент вправе вести на территории ОЭЗ только промышленно-производственную деятельность Резидент вправе вести на территории ОЭЗ только технико-внедренческую деятельность Резидент вправе осуществлять в ОЭЗ только портовую деятельность[8], а также в предусмотренном соглашением об осуществлении деятельности ОЭЗ случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского, речного портов и аэропорта Резидент вправе осуществлять в ОЭЗ только туристско-рекреационную деятельность
               

По отношению к другим видам зон главными различиями ОЭЗ тyристско-­ рекреационного типа – на данной территории тyристско-рекреационные зоны будут производиться не товары, а услуги, которые несут в себе не только экономическое, но и социальное значение, могут создаваться на территории сразу нескольких муниципальных образований и даже субъектов РФ, при этом площадь занимаемой территории не ограничена.

Необходимыми условиями для создания экономических зон являются:

· Политическая стабильность в стране и в тех регионах, где создаются ОЭЗ.

· Стабильная и всесторонняя законодательная база, определяющая экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и др. права ОЭЗ.

· Природно - географическне условия (местоположение территорий, где создаются ОЭЗ, близость к транспортным магистралям, , агроклиматических ресурсов и др.).

· Хорошо развитая инфраструктура связи, транспорта, социальных условий, энергетики.

· Развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию ОЭЗ (банки, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, транспортные услуги).

Наличие (или создание) эффективной структуры административного управления ОЭЗ, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления

В результате проведенного Правительством РФ конкурса на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа в 2007г. (рис.1). Было создано семь зон, каждая из которых имеет свою специфику:

 
 

 

 


Рис.1. ОЭЗ туристско-рекреационного типа созданные на территории РФ в 2007г.

Иркутская область – площадь зоны до 4 кв.км. Цель проекта – создание всесезонного курорта мирового уровня для различных сегментов туристов из России, стран СНГ и Европы на побережье озера Байкал, а также горных территориях вблизи п. Листвянка (Иркутской обл.). Планируется развитие следующих видов туризма: деловой, водный, лыжный, экологический.

Республика Бурятия – площадь ОЭЗ «Байкал» до 701 кв.км. Цель проекта – формирование центра международного туризма на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта, формирование условий для быстрого и устойчивого развития региона. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: горнолыжный, спортивный, экологический, оздоровительный, экскурсионный, водный.

Алтайский край – ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» площадью до 33 кв.км. Цель проекта – проведение на территории зоны международных соревнований по технике водного туризма. Планируется развивать спелеотуризм и водные виды спорта (рафтинг, байдарки, каяки).

Калининградская область – ОЭЗ «Куршская коса» площадью до 67 кв.км. Цель проекта – формирование благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности региона путем реализации адаптивных к европейским стандартам хозяйственных механизмов, а также активизации развития экологического туризма. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: экологический, водный, экскурсионный, велотуризм.

Ставропольский край – площадь ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды» до 17 кв.км. Цель проекта – создание современного бальнеологического курорта, для чего необходимо качественное улучшение сервиса, достижение большей гибкости в оздоровительных программах, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие смежных видов туризма. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: рекреационный с бальнеологическим направлением, экологический, деловой спортивный, познавательный. Особым направлением развития туристско-рекреационного потенциала ОЭЗ должны стать инновационные технологии бальнеологического лечения и новинки мировой СПА – индустрии.

Краснодарский край – площадь до 20 кв.км. Цель проекта – развитие инженерной и туристской инфраструктуры высокого мирового уровня, что будет способствовать перераспределению туристских потоков по сезонам года, доступности отдыха широким слоям граждан. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: пляжный, деловой, оздоровительный, водный, спортивный. ОЭЗ будет создана в Краснодарском крае на следующих территориях: 2 в Анапе, 1 в Геленджике, 1 в Туапсинском районе, 1 в Сочи.[9]

Резидентами особо экономической зоны - признаны:

· физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в т.ч. временно находящиеся за его пределами;

· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

· предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

· дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, с местонахождением в РФ;

Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны - признаются индивидуальные предприниматели, коммерческие организации (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ устанавливаются:

· административный режим;

· порядок предоставления налоговых преференций;

· режим землепользования.

Так, на федеральном уровне предусмотрено:

· освобождение резидентов туристско-рекреационной ОЭЗ в течение первых пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога;

· для налогоплательщиков, имеющих статус резидентов туристско-рекреационной ОЭЗ, определено снятие 30% ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

· законами субъектов РФ для организаций – резидентов ОЭЗ возможно устанавливать пониженную налоговую ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ.

Лишение лица статуса резидента ОЭЗ допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности.

Резиденты вправе вести на территории ОЭЗ только деятельность, которая соответствует их типу:

· в промышленно-производственной ОЭЗ - производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация;

· в технико-внедренческой ОЭЗ - создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

· в туристско-рекреационной ОЭЗ - деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно- курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ в соответствии с законодательством РФ.

Лицо, намеревающееся получить статус резидента ОЭЗ, представляет в органы управления особыми экономическими зонами заявку на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, содержащую:

· сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;

· сведения о площади земельного участка, необходимого для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;

· сведения о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для осуществления предполагаемой деятельности заявителя.

К заявке прилагаются:

· копия свидетельства о государственной регистрации;

· копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

· копии учредительных документов (для юридических лиц);

· бизнес-план по установленной форме;

· положительное заключение банка или кредитной организации на представленный бизнес-план;

· иные документы, предусмотренные законодательством РФ для осуществления туристско-рекреационной деятельности.

Не позднее чем через десять рабочих дней после приема документов органы управления ОЭЗ принимают и направляют заявителю решение о поддержке бизнес-плана и о заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности или об отказе в заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности с указанием мотивированных оснований отказа.

Решение о создании ОЭЗ на территориях субъекта РФ и муниципального образования принимается Правительством РФ.

Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ. В течение тридцати дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании ОЭЗ заключают соглашение (далее - соглашение о создании ОЭЗ), в котором устанавливаются:

· объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета;

· план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;

· комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;

· права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета расположенное в границах ОЭЗ, а также на объекты инфраструктур этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;

· порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктур;

· порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и расположенным в границах ОЭЗ, после прекращения существования ОЭЗ;

· обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ;

· порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ;

· обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению ОЭЗ, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории ОЭЗ на срок ее существования;

· обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению ОЭЗ, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории ОЭЗ на срок ее существования;

· иные условия, предусмотренные Федеральным законом.

Особая экономическая зона создается на двадцать лет, срок существования продлению не подлежит.[10]

Досрочное прекращение существования ОЭЗ допускается только в случае, если:

· это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

· в течение трех лет с даты создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

· в течение трех лет подряд в ОЭЗ ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность.

Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством РФ.[11]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.