Нормативно-правовые различия в создании особо экономических зон в РФ
По отношению к другим видам зон главными различиями ОЭЗ тyристско- рекреационного типа – на данной территории тyристско-рекреационные зоны будут производиться не товары, а услуги, которые несут в себе не только экономическое, но и социальное значение, могут создаваться на территории сразу нескольких муниципальных образований и даже субъектов РФ, при этом площадь занимаемой территории не ограничена. Необходимыми условиями для создания экономических зон являются: · Политическая стабильность в стране и в тех регионах, где создаются ОЭЗ. · Стабильная и всесторонняя законодательная база, определяющая экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и др. права ОЭЗ. · Природно - географическне условия (местоположение территорий, где создаются ОЭЗ, близость к транспортным магистралям, , агроклиматических ресурсов и др.). · Хорошо развитая инфраструктура связи, транспорта, социальных условий, энергетики. · Развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию ОЭЗ (банки, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, транспортные услуги). Наличие (или создание) эффективной структуры административного управления ОЭЗ, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления В результате проведенного Правительством РФ конкурса на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа в 2007г. (рис.1). Было создано семь зон, каждая из которых имеет свою специфику:
Рис.1. ОЭЗ туристско-рекреационного типа созданные на территории РФ в 2007г. Иркутская область – площадь зоны до 4 кв.км. Цель проекта – создание всесезонного курорта мирового уровня для различных сегментов туристов из России, стран СНГ и Европы на побережье озера Байкал, а также горных территориях вблизи п. Листвянка (Иркутской обл.). Планируется развитие следующих видов туризма: деловой, водный, лыжный, экологический. Республика Бурятия – площадь ОЭЗ «Байкал» до 701 кв.км. Цель проекта – формирование центра международного туризма на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта, формирование условий для быстрого и устойчивого развития региона. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: горнолыжный, спортивный, экологический, оздоровительный, экскурсионный, водный. Алтайский край – ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» площадью до 33 кв.км. Цель проекта – проведение на территории зоны международных соревнований по технике водного туризма. Планируется развивать спелеотуризм и водные виды спорта (рафтинг, байдарки, каяки). Калининградская область – ОЭЗ «Куршская коса» площадью до 67 кв.км. Цель проекта – формирование благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности региона путем реализации адаптивных к европейским стандартам хозяйственных механизмов, а также активизации развития экологического туризма. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: экологический, водный, экскурсионный, велотуризм. Ставропольский край – площадь ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды» до 17 кв.км. Цель проекта – создание современного бальнеологического курорта, для чего необходимо качественное улучшение сервиса, достижение большей гибкости в оздоровительных программах, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие смежных видов туризма. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: рекреационный с бальнеологическим направлением, экологический, деловой спортивный, познавательный. Особым направлением развития туристско-рекреационного потенциала ОЭЗ должны стать инновационные технологии бальнеологического лечения и новинки мировой СПА – индустрии. Краснодарский край – площадь до 20 кв.км. Цель проекта – развитие инженерной и туристской инфраструктуры высокого мирового уровня, что будет способствовать перераспределению туристских потоков по сезонам года, доступности отдыха широким слоям граждан. В ОЭЗ планируется развивать следующие виды туризма: пляжный, деловой, оздоровительный, водный, спортивный. ОЭЗ будет создана в Краснодарском крае на следующих территориях: 2 в Анапе, 1 в Геленджике, 1 в Туапсинском районе, 1 в Сочи.[9] Резидентами особо экономической зоны - признаны: · физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в т.ч. временно находящиеся за его пределами; · юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; · предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; · дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, с местонахождением в РФ; Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны - признаются индивидуальные предприниматели, коммерческие организации (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством. Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ устанавливаются: · административный режим; · порядок предоставления налоговых преференций; · режим землепользования. Так, на федеральном уровне предусмотрено: · освобождение резидентов туристско-рекреационной ОЭЗ в течение первых пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога; · для налогоплательщиков, имеющих статус резидентов туристско-рекреационной ОЭЗ, определено снятие 30% ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды; · законами субъектов РФ для организаций – резидентов ОЭЗ возможно устанавливать пониженную налоговую ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ. Лишение лица статуса резидента ОЭЗ допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности. Резиденты вправе вести на территории ОЭЗ только деятельность, которая соответствует их типу: · в промышленно-производственной ОЭЗ - производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация; · в технико-внедренческой ОЭЗ - создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. · в туристско-рекреационной ОЭЗ - деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно- курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод. Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ в соответствии с законодательством РФ. Лицо, намеревающееся получить статус резидента ОЭЗ, представляет в органы управления особыми экономическими зонами заявку на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, содержащую: · сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны; · сведения о площади земельного участка, необходимого для осуществления предполагаемой деятельности заявителя; · сведения о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для осуществления предполагаемой деятельности заявителя. К заявке прилагаются: · копия свидетельства о государственной регистрации; · копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; · копии учредительных документов (для юридических лиц); · бизнес-план по установленной форме; · положительное заключение банка или кредитной организации на представленный бизнес-план; · иные документы, предусмотренные законодательством РФ для осуществления туристско-рекреационной деятельности. Не позднее чем через десять рабочих дней после приема документов органы управления ОЭЗ принимают и направляют заявителю решение о поддержке бизнес-плана и о заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности или об отказе в заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности с указанием мотивированных оснований отказа. Решение о создании ОЭЗ на территориях субъекта РФ и муниципального образования принимается Правительством РФ. Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ. В течение тридцати дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании ОЭЗ заключают соглашение (далее - соглашение о создании ОЭЗ), в котором устанавливаются: · объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета; · план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории; · комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования; · права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета расположенное в границах ОЭЗ, а также на объекты инфраструктур этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные; · порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктур; · порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и расположенным в границах ОЭЗ, после прекращения существования ОЭЗ; · обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ; · порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ; · обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению ОЭЗ, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории ОЭЗ на срок ее существования; · обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению ОЭЗ, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории ОЭЗ на срок ее существования; · иные условия, предусмотренные Федеральным законом. Особая экономическая зона создается на двадцать лет, срок существования продлению не подлежит.[10] Досрочное прекращение существования ОЭЗ допускается только в случае, если: · это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства; · в течение трех лет с даты создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты; · в течение трех лет подряд в ОЭЗ ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность. Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством РФ.[11] ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|