Здавалка
Главная | Обратная связь

Конфликт, кризис, чрезвычайная ситуация: определение и соотношение понятий.



Вопросы к экзамену по Теории конфликтов и кризисов

 

1. Конфликт, кризис, чрезвычайная ситуация: определение и соотношение понятий.

2. Социально-психологические трактовки: теории агрессии, фрустрации, депривации.

3. Социально-структурные трактовки конфликтов. Структурные и институциональные факторы коллективного насилия.

4. Динамические теории: основные стадии развития конфликта.

5. Теория рационального выбора в исследовании конфликтного поведения.

6. Понятие конфликтного климата: продуктивный и деструктивный стили поведения. Способы формирования продуктивного стиля в процессе управления конфликтом и кризисом.

7. Урегулирование, разрешение и контроль над конфликтом.

8. Односторонние и двусторонние способы управления конфликтом и кризисом.

9. Третьесторонние способы управления конфликтом и кризисом

10. Переговоры и посредничество: основные характеристики, структура, роли, приемы.

11. Международные механизмы коллективной безопасности: исторический обзор.

12. ООН как система коллективной безопасности.

13. Асимметричные угрозы безопасности: природа, признаки, вызовы государственному управлению

14. Новые типы конфликтов в информационную эпоху: кибервойна и информационная война.

15. Новые типы конфликтов в информационную эпоху: сетевая война.

16. Терроризм: прошлое и настоящее.


 

Конфликт, кризис, чрезвычайная ситуация: определение и соотношение понятий.

Кризисы и конфликты сопровождают всю историю человеческой цивилизации. Как подсчитали норвежские исследователи Н.Палмер и Г.Перкинс, с 3600 г. До н.э. человечество лишь около 300 лет жило в условиях мира, а все остальное время воевало, проведя 14,5 тысяч войн общей продолжительностью более 26 тыс.лет, и заплатив за это в качестве прямых и косвенных потерь свыше 3,5 млрд. человеческих жизней. Государственные служащие и лица, принимающие политические решения вынуждены признать тот факт, что конфликты и кризисы потенциально могут иметь место в любой сфере их ответственности.

Кризисные ситуации требуют с их стороны последовательных действий, направленных на восстановление общественного доверия и целостности управленческих механизмов, в то время как чрезвычайные ситуации могут также потребовать усилий, призванных ограничить масштабы ущерба для людей, их собственности и окружающей среды. Исторический опыт показывает, что чрезвычайные ситуации легко перерастают в политические кризисы и, в свою очередь, в политические конфликты там, где власть теряет контроль над развитием событий.

«Кризис» - один из самых употребляемых (а порой и злоупотребляемых) терминов в современном политическом лексиконе. Некоторые авторы определяют термин «кризис», происходящий от греческого krisis (решение, приговор, решительный исход). В большинстве словарей кризис определяется как «ключевая точка», «поворотный момент», «резкое изменение», «крутой перелом». Таким образом, кризисная ситуация предполагает переход качественно иным формам отношений, механизмам регулирования, ценностным приоритетам.

Другой подход к определению кризиса предполагает определение сущностных характеристик кризисной ситуации. Анализ различных внешнеполитических ситуаций показывает, что к числу таких характеристик можно отнести следующие:

· необходимость принятия действенных решений;

· восприятие угрозы лицами, принимающими решения;

· возрастание степени неопределенности, чрезвычайности обстоятельств и временных ограничений; а также

· ощущение того, что результаты развития событий будут иметь определяющее значение для будущего.

Природу же кризисной ситуации характеризуют, по всей видимости, следующие признаки: кризис а) несет угрозы высокоприоритетным целям структуры, принимающей решения; в) ограничивает временные рамки ответных действий; и с) несет элементы неожиданности для лиц, принимающих решения.

Выделяют также следующие признаки кризисной ситуации:

- внезапность, неожиданность, быстрота, лавинообразность развития событий;

- нарастание возможностей резкого ухудшения ситуации;

- увеличение непредсказуемости развития ситуации;

- качественное снижение управленческих возможностей, и даже утрата управляемости.

При этом, признак неожиданности вовсе не указывает на отсутствие рутинизированных процедур анализа и управления подобными ситуациями. Скорее, он указывает на неспособность лиц принимающих решения предвидеть возникновение данной ситуации в конкретный момент времени и в конкретных обстоятельствах.

По масштабу кризисные ситуации могут быть локальными, региональными, национальными или международными. Например, природные катастрофы (наводнения, смерчи, землетрясения и т.д.) обычно приобретают локальный или региональный масштаб. Эпидемии могут достигать национальных и международных масштабов.

Кризисные ситуации также могут быть классифицированы по таким основаниям, как степень угрозы (высокая или низкая), степень неожиданности (высокая или низкая), и степень оперативности принятия решения.

Слова кризисная ситуация и чрезвычайная ситуация часто используют как синонимы, однако с точки зрения государственного управления следует провести различие между ними.

Чрезвычайной следует считать ситуацию, отклоняющуюся от нормы и требующую незамедлительных ответных действий, выходящих за рамки обычных рутинных процедур, с целью минимизации ущерба для граждан, собственности или окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации могут иметь природный (стихийный), техногенный или гуманитарный характер (например, проблема беженцев, грубые нарушения прав человека).

В свою очередь, кризисной следует считать ситуацию, представляющую некоторый вызов общественным представлениям о должном положении вещей, традициям, ценностям, защищенности, безопасности или целостности государства. Признак кризиса приобретает проблемная ситуация, регулятивные меры в отношении которой назрели, при этом промедление с их реализацией чревато ущербом для интересов граждан, общества и государства.

Таким образом, ситуация чревата кризисом в тех случаях, когда 1) реакция государства воспринимается как слишком жесткая, эгоистическая, дискриминационная либо беспомощная, либо 2) действия государства представляются недостаточными. При этом, чрезвычайная ситуация может перерастать в кризисную в случае, если возникает ощущение того, что государство не способно контролировать ситуацию. (эпидемия болезни)

 

1) Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве (столкновении) сторон в целях его разрешения.

2) Конфликт имеет место между двумя и более сторонами, которые являются основными, или прямыми участниками (субъектами) конфликта. Кроме основных, бывают косвенные участники (третьи стороны), которые не принимают активных действий в конфликте, но поддерживают ту или иную сторону, либо оказывают содействие в урегулировании конфликта. С точки зрения управления конфликтами, значение имеет то обстоятельство, что далеко не всегда субъекты, или стороны конфликта – и прямые, и косвенные – очевидны.

3)Само по себе наличие тех или иных противоречий, различий, противоположностей – это необходимые, но недостаточные характеристики конфликта – последний начинается тогда, когда силы, являющиеся носителями противоречий, начинают взаимодействовать. Спектр конфликтных действий включает в себя выдвижение требований и обвинений, угрозы, ультиматумы, массовые акции, столкновения (в том числе вооруженные), и т.д..

4) Следующее понятие, которое часто встречается в теории конфликта – предмет конфликта, т.е. то, по поводу чего возникает конфликт между сторонами.
5) Следует также различать такие понятия, как интересы и позиции сторон конфликта. Принято считать, что интересы сторон носят объективный характер, и в силу этого могут не всегда и не в полной мере осознаваться участниками конфликта. Под позицией обычно понимается то, как участники формулируют свои интересы и цели, а также то, как стороны заявляют о них (артикулируют). Позиция может быть жесткой, если она сформулирована и заявлена в виде требований или ультиматумов, не допускающих иных вариантов, или мягкой, если позиция апеллирует к диалогу и совместному поиску решений, не исключает компромиссные варианты и уступки. Возможность управления конфликтом часто предполагает поиск неосознанных, неартикулированных интересов, либо изменение в их приоритетности в глазах того или иного участника, в целях преодоления (кажущейся) несовместимости позиций сторон.

6) Следует отметить, что по мере развития конфликта могут меняться не только его участники, но и предмет спора. Из этого следует, что конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно развивается фактически по всем параметрам, и именно факт развития, изменения конфликта открывает возможности для управленческого воздействия, урегулирования его. Суть управления конфликтом как раз и заключается в том, чтобы целенаправленно изменить параметры ситуации и сделать возможным нахождение мирного взаимоприемлемого решения. Вместе с тем, следует учитывать, что развитие конфликта может идти и по прямо противоположному пути – по пути ухудшения условий для его урегулирования.

Таким образом, конфликт представляет собой взаимодействие взаимозависимых сторон, в восприятии которых присутствуют несовместимые цели и вмешательство со стороны друг друга в процесс достижения этих целей.

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.