Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие значения слова



Обратимся теперь к другому, очень важному вопросу. Если предметная отнесенность слова развивается у ребенка в течение пер­вых двух лет жизни, формируясь лишь постепенно, то спрашивается, заканчивается ли на этом настоящее, психологически полноценное развитие значения слова?

Ребенок 3-3,5 лет прекрасно знает, что такое «кошка», «чашка», «петушок», «рыбка», «окно», и никогда не спутает одну вещь с дру­гой. Значит ли это, однако, что слово завершило свое развитие и как клеточка языка и как элемент сознания уже полностью готово?

В течение ряда поколений психологи считали, что слово - это просто знак, замещающий вещь, что основная функция слова заклю­чается в обозначении вещи; поэтому они думали, что эта функция к 3 годам складывается и слово завершает свое развитие, так что все дальнейшее развитие сводится лишь к обогащению словаря и разви­тию морфологического значения и синтаксических форм слова. Так представляли дело все исследователи, начиная с классика психоло­гии В. Штерна и кончая более поздними современными авторами.

Оказалось, однако, что это положение совершенно не соответ­ствует истине и что на самом деле значение слова вовсе не заканчи­вает свое развитие к такому раннему периоду, как 3-4 года.

Выяснилось, что дальнейшее развитие слова заключается в том, что даже после того, как оно приобрело четкую предметную отне­сенность и эта предметная отнесенность стала уже устойчивой, раз­витие слова касается уже не предметной отнесенности, а обобщаю­щей и анализирующей функции слова, иначе говоря, его значения.

Так, если слова «магазин», «собака» или «уголь» имеют одну и ту же предметную отнесенность и для ребенка 3 лет, и для ребенка 7 лет, и для школьника, и для студента, то это совершенно не значит, что это слово имеет для каждого из этих этапов развития одно и то же значение.


Как показал JI.C. Выготский, на каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную отнесенность, приобретает все новую и новую смысловую структуру, оно меняет и обогащает систему связей и обобщений, которые стоят за ним, что означает, что значение слова развивается. Вместе с тем Л. С. Выготский пока­зал, что в онтогенезе наблюдается также глубокое психологическое изменение значения слова, изменение его системного строения, т. е. что за значением слова на каждом этапе стоят различные психологи­ческие процессы. В этом и состоит положение о смысловом и сис­темном развитии значения слова в онтогенезе, которое вместе с тем является положением о смысловом и системном развитии сознания, отражающим внешний мир через посредство слова.

Остановимся на этом положении в самых общих чертах. Возь­мем, например, слово «магазин». Слово «магазин» имеет для ребен­ка 3 лет совершенно точную предметную отнесенность. Это не стол, не животное, не книга, это именно магазин, где можно что-то ку­пить. Предметная отнесенность этого слова оказывается к этому пе­риоду уже достаточно прочной. Однако возникает вопрос: остается значение слова «магазин» неподвижным или оно меняется?

Безусловно, значение этого слова меняется по мере развития ребенка. На ранних этапах слово «магазин» обозначает какое-то ме­сто, откуда ему приносят приятный, хрустящий хлеб, конфету или пряник. Поэтому за словом «магазин» у ребенка кроются аффектив­ные связи, и по сути говоря, это еще не объективное значение слова, это, скорее, аффективный смысл, который имеет в его жизни «магазин».

Для ребенка позднего дошкольного или раннего школьного воз­раста «магазин» означает уже конкретное место, куда ходят поку­пать продукты, куда иногда его посылают за покупками. Этот мага­зин находится на углу или через дорогу. Слово «магазин» лишается у него только аффективного значения, смысл постепенно становится дополнительным, подчиненным; ведущую роль приобретает нагляд­ный образ конкретного магазина, определенная функция магазина; когда ребенку позднего дошкольного возраста в соответствующем контексте говорят слово «магазин», оно вызывает у него целую кон­кретную ситуацию магазина, где покупают вещи или продукты.

Совершенно другое значение имеет слово «магазин» для взрос­лого, например для экономиста. Предметная отнесенность остается прежней, но за словом «магазин» кроется уже целая система поня­тий, например экономическая система обмена, или формула «деньги - товар - деньги», или форма обмена (социалистический обмен, коо­перативный обмен, капиталистический обмен) и т. д. Значит, смы­словое строение слова «магазин» не остается одним и тем же, оно меняется, его значение развивается.


При таком изменении значения слова меняется не только его смысловая структура, меняется и та система психологических про­цессов, которая стоит за этим словом. У маленького ребенка веду­щую роль здесь занимает аффект, ощущение чего-то приятного. Для старшего дошкольника и младшего школьника ведущую роль играет наглядный опыт, его память, воспроизводящая определенную ситуа­цию. А для ученого-экономиста ведущую роль играет система логи­ческих связей, которая стоит за этим словом.

В качестве второго примера возьмем слово «собака». Для ма­ленького ребенка собака - это либо что-то очень страигаое, если она его укусила, либо что-то очень приятное, если он растет вместе с собакой и привык играть с ней. Таким образом, слово «собака» име­ет аффективный смысл, и в этом аффективном смысле состоит суть слова. На дальнейшем этапе за словом «собака» сразу же возникает конкретный опыт (можно кормить собаку, собака сторожит дом, собака охраняет от воров, собака несет ношу, она дерется с кошкой, она может и укусить). Иначе говоря, за словом «собака» начинает стоять целый ряд практических наглядных образов и ситуаций. Для школьника, а тем более для студента собака - это животное, которое включается в целую иерархию взаимно подчиненных понятий.

Сказанное можно было бы изобразить следующими двумя схе­мами (рис. 1). Из этих двух схем видно, что система построения зна­чения слова в период, когда аффективное значение уже отошло на задний план и заменилось конкретным образом, и система, когда понятие стало отвлеченным, совершенно различны.

За наглядно действенным или ситуационным значением слова стоят наглядные практические связи или наглядные ситуации, каж­дый элемент которых входит с этим словом в связь на разных осно­ваниях (собака - живет в будке, охраняет дом, кусает и т. д.).

Совершенно другой характер носит структура значения слова на последующих этапах. Здесь она уже входит в систему иерархически связанных и взаимно подчиненных категорий. Она приобретает, как говорят лингвисты, парадигматический характер, включая данный предмет в иерархическую систему отвлеченных противопоставле­ний: такса - это не эрдель и не дворняжка, но они относятся к одной категории; такса - это собака, но не кошка; собака и кошка - это животные, но не растения и т. д. Эти отдельные категории иерархи­чески взаимоподчинены, образуют систему отвлеченных понятий и отличаются тем самым от наглядных ситуационных связей, харак­терных для слова на более ранних этапах развития. На стадии на­глядных понятий решающую роль играют наглядно-ситуационные, предметно-действенные связи, а па стадии абстрактных понятий - вербально-логические, иерархически построенные связи. Следова­тельно, можно сказать, что значение слова меняет не только свою
структуру, но и ту систему психологических процессов, которая ее осуществляет.

(ребенок) кусается


(хозяин) слушается хозяина
(посторонний) лает сторожит дом (дом)
собака

 

 


ходит на поводке (хозяин)

дерется с кошкой (кошка)


 

 


живое

"неживое


 

 


животные

растения


домашние животные
дикие животные

 

 


     
  собака  
лошадь ■
■ кошка

 

I I

такса дворняжка

«Тузик» «Тяпка»

б

Рис 1.

Таким образом, вслед за Л.С. Выготским мы можем сделать вы­вод, что значение слова развивается даже и после того, как предмет­ная отнесенность слова достигла своей устойчивости, и что оно ме­няет не только свою смысловую структуру, но и свое системное строение.

Этот факт означает вместе с тем, что наше сознание меняет свое смысловое и системное строение. На раннем этапе развития ребенка сознание носит аффективный характер, оно аффективно отражает мир. На следующем этапе сознание начинает носить на­глядно-действенный характер, и слова, через посредство которых отражается мир, возбуждают систему практических наглядно-

А I' Пурин

действенных связей. Только па завершающем этапе сознание приоб­ретает отвлеченный всрбалмю-логнчсскнй характер, отличный от предшествующих этапов как по своему смысловому, так и по своему системному строению, хотя и па этом этапе связи, характеризующие прежние этапы развития, в скрытом виде сохраняются.

В контексте нашего изложения следует остановиться и на неко­торых более специальных вопросах, которые могут служить сущест­венным дополнением к сказанному выше.

До сих пор мы оперировали только очень простыми словами: «магазин», «уголь», «кошка», и па этих словах мы проследили факт развития значения слова, его смыслового и системного строения. Од­нако существуют сложные слова, у которых имеются особенности, отличающие их от всех использованных нами для примеров простых вещественных слов. Есть, например, так называемые относительные слова, которые приобретают свое подлинное значение гораздо позже.

К числу относительных слов принадлежит слово «брат». «Брат» имеет относительное значение. Не существует брата вообще, как существует мальчик вообще, девочка вообще, старик вообще. «Брат» - это всегда чей-то брат, брат по отношению к кому-то. Это слово имеет относительное значение и по своей природе поэтому отлично от слов «собака», «дерево», «уголь». Усвоение относитель­ного значения слова «брат» по существу формируется на гораздо более позднем этапе развития. Известно, что маленький ребенок может понимать и использовать слово «брат». Однако он понимает и применяет это слово иначе, чем взрослый или чем старший ребенок.

В этом можно убедиться, если спросить его: «У тебя есть брат?» В этом случае он может ответить отрицательно. Однако если ему указать на его брата, ребенок может ответить: «Это Коля».

На следующем этапе положение существенно меняется, и если ребенка спросить: «У тебя есть брат?», он ответит положительно и ска­жет: «Это Коля». Однако если спросить ребенка: «А у Коли есть брат?», он ответит: «Нет, у Коли нет брата». Сам себя ребенок не счи­тает братом Коли потому, что слово «брат» имеет для него не относи­тельное, а абсолютное значение. Таким образом, на этом этапе развития слово «брат» имеет еще конкретное значение и сам ребенок не приме­няет этот термин к самому себе. Лишь позже слово «брат» приобре­тает относительное значение, когда ребенок может абстрагироваться от себя самого и понять, что если Коля его брат, то и он является братом Коли. Эта стадия операционного значения слова «брат» подробно изу­чена рядом психологов, в частности Пиаже, и знаменует усвоение от­носительного значения этого более сложного класса слов.

Можно было бы привести еще и другие примеры. На этот раз примером могут быть не существительные, а служебные слова -
предлоги, союзы, наречия. Слово «под» имеет относительное значе­ние - снизу от чего-то. Но ведь слово «под» произошло от конкрет­ного слова («под - нижняя часть печи», в деревне еще до сих пор говорят «Это под печки») и только на поздних этапах истории при­обрело относительное значение. Слово «вместе» еще полтораста лет назад писалось отдельно - «в месте» (что является отзвуком его кон­кретного характера); слово «вследствие» еще недавно писалось «в следствие», это и является остатком наглядного значения этого слова.

Соответственно изменяется и то психологическое значение, ко­торое имеют эти служебные слова.

Известно, что такие предлоги, как «в» или «на», имеют далеко не одинаковое значение и могут быть применены как в наглядном, так и в отвлеченном смысле («Я пошел в лес» и «Я уверен в этой мысли», или «Хлеб лежит на столе», или «Я надеюсь на этого человека»).

Развитие различного смыслового значения вспомогательных слов (например, предлогов) изучено в психологии еще недостаточно, и можно назвать только немногие работы, посвященные этому во­просу. Еще меньше изучено развитие психологического строения этих вспомогательных слов, и данная проблема требует специально­го пристального анализа.

Перейдем к последнему примеру <...>.

Кроме отдельных слов, имеющих относительное значение, су­ществуют специальные словосочетания, которые также имеют отно­сительное значение. Простые сочетания слов «дом горит», «собака лает» одЕЮЗначно описывают известные события. Если же сказать «брат отца» или «отец брата», то мы уже будем иметь дело со слово­сочетанием, которое имеет специфически относительное значение. Так, конструкция «брат отца» состоит из двух слов: слово «брат» и сло­во «отец». Но ведь эта конструкция не обозначает ни «брат», ни «отец», она обозначает «дядя». Предметная отнесенность здесь не совпадает с непосредственным значением слова, а выводится из отношения двух слов друг к другу. Эти конструкции оказываются особенно сложными для понимания, и ребенок с большим трудом усваивает значения таких конструкций. Некоторое время он оказывается совершенно не в со­стоянии понять разницу между конструкциями «брат отца» и «отец брата». В обоих случаях используются одни и те же слова, хотя зна­чение конструкций оказывается разным. К тому факту, что в языке существуют не только слова, но и словосочетания, имеющие относи­тельный характер, и что они представляют особенную трудность для понимания именно потому, что имеют парадигматическую структу­ру и являются обозначением довольно сложных, иерархически по­строенных логических отношений <...>.

A.M. Шахнарович

Психолингвистичсские проблемы овладения словом как наименованием'







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.