Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ



Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека.

В социальной психологии различают разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям.

Условная и реальная группы.Условная группа - это общность людей, существующая номинально. Люди, входящие в эту группу, могут не только не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Они выделяются в группу по определенному признаку, например, команда лучших футболистов мира,

Реальная группа - это фактически существующая группа, общность людей, объединенная реальными отношениями. Как только несколько человек вступают между собой в общение, между ними возникают связи, которые объединяют их в группу.

Группы, специально кем-то организованные для выполнения определенной деятельности, называют формальными,а возникшие стихийно - неформальными.

Формальные группы создаются на основе официальных документов.

Неформальная (неофициальная) группа возникает на основе симпатии, близости взглядов, убеждений, вкусов и пр.

Малая группа насчитывает до 30-40 человек.

Референтная группавыделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референтную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит.

Структура реальной группы.Каждая социальная общность имеет свою историю: зарождается, проходит определенные этапы развития, достигает высшего уровня и иногда прекращает существование.

Начало формирования группы - ассоциация- объединение людей на основе временного и пространственного признаков. Здесь еще нет общей цели, не налажены контакты деловые и личные. Но эти контакты постепенно устанавливаются. И тогда ассоциация перерастает в качественно иную и более сложную группу - группу-кооперацию(корпорация) - замкнутое в самом себе объединение людей. Здесь уже есть единство цели и единство деятельности по ее достижению. Но эта цель и деятельность обособлены, нередко противопоставляются целям других общностей, групп, общества в целом. Нет в такой группе и высокого уровня психологической коммуникативности.

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив.

Коллективом может быть признана лишь группа, объединенная деятельностью, явно полезной для общества, в определении коллектива всегда подчеркивается «вынесенность» целей за рамки данной группы.

В коллективе люди:

а) объединены общими целями совместной деятельности,

б) эти цели обусловлены общественно-полезными мотивами,

в) люди объединены на задачах деятельности, явно полезной для общества,

г) взаимоотношения людей устойчивы, носят характер взаимопомощи,

л) межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности

Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом.

Человек в группе, коллективе вступает в отношения двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофициальные). Деловые и личные отношения составляют систему межличностных отношений. Взаимоотношения между людьми на работе (учебе) подчинены двум видам правил: нормам юридическим (формальным) и нормам моральным (неформальным).

что определяет психологический климат в кол-
лективе?
1. Тип межличностных отношений - соотношение демократизма (коллегиальность в обсуждении и решении
вопросов) и авторитарности (господство воли руководителя при решении всех вопросов). Тип отношений определяет и стиль отношений в коллективе (группе) – от максимально личностно насыщенного до предельно обезличенного, формального, бюрократического. Стиль руководства - демократический, авторитарный и нейтральный (попустительский, либеральный).

2. Степень личной независимости каждого члена коллектива, т.е. широта сферы, в пределах которой сотрудник (работник) имеет возможность действовать и принимать решения самостоятельно.

3. Взаимопомощь и доброжелательность в отношениях.

4. Степень терпимости к разным точках зрения и мнениям по вопросам служебного, а тем более непроизводственного характера.

5. Справедливость и гибкость реально применяемой шкалы поощрения и порицания.

6. Сознание справедливости оценки нашего вклада, уверенность, что с нашим мнением считаются при решении производственных вопросов служат стимулом трудовой деятельности и способствуют созданию благоприятного психологического климата. Административные санкции являются антистимулами.

7. Умение руководителя выявлять, развивать и использовать индивидуальные способности каждого человека, его заинтересованность. Умение доверять людям, контролировать не по мелочам, а по конечным результатам, попусту не дергать и не нервировать их - это умение создать «командный дух».

Взаимоотношения людей в группах в значительной степени зависят от того, как они воспринимают друг друга.

Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние.

«Эффект ореола» - влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Первые впечатления создают определенный ореол - положительную или отрицательную установку на человека. В дальнейшем происходит подстраивание новой
информации об этом человеке к первоначальной.

«Эффект бумеранга».Информация, которая человеку неприятна или передается тем, кто ему неприятен, может не только не переубедить его, а, напротив, еще больше укрепить в его «заблуждении».

«Эффект края»- ряд последовательно предоставляемой информации, когда крайние звенья - первая и последняя информация - запоминаются лучше и оказываются значимее, чем та, что в середине. В применении к общению это означает: по отношению к незнакомому человеку наиболее существенными и особенно весомыми являются первые впечатления, а по отношению к знакомому - последние
новости.

«Эффект снисходительности»- щедрая, иногда излишняя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Этот эффект чаще всего наблюдается у тех, кто получает постоянную эмоциональную поддержку со стороны других людей, кто не тревожен, внутренне уверен в себе. Если человек не уверен в себе и с трудом сохраняет приемлемое о себе представление, он бессознательно стремится принизить других, чтобы в собственных глазах казаться выше.

Эмпатия– это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами.

Укажем еще на одну ошибку восприятия другого человека - «эффект контраста»,или склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например, застенчивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле.

Положение человека в группе зависит от его характера, поведения, способностей и умений.

В каждой группе существует превалирующая эмоциональная атмосфера, от которой во многом за-
висят самочувствие человека и его поступки.

Положение человека, особенно человека школьного возраста, в группе, коллективе влияет на его поведение, психологическое благополучие, развитие нравственных,
интеллектуальных, волевых качеств.

Для более точного изучения положения используют такие психологические процедуры, которые называются социометрией Измерение состоит в суммировании мнений и оценок всех членов группы.

Одним из социометрических методов является метод выбора.Этот метод позволяет определить реальное место человека в деловых и личных отношениях, установить степень популярности членов коллектива, группы, выявить существование дружеских групп, а также причины их образования и распада.

Метод выбора применяется тогда, когда члены группы, коллектива знают друг друга. Они
отвечают на вопросы о желаемых совместных делах или других действиях с членами группы.

Задаваемые вопросы называются критериями выбора,которые могут быть сильными или слабыми. Например, вопрос «с кем бы ты хотел работать?» - сильный критерий, а вопрос «кого бы при-
гласил на экскурсию?» - слабый. Может быть отрицательный выбор - ответ на вопрос, «с кем бы ты не хотел сидеть на одной парте?». Таким образом, выбор может быть взаимным - отрицательным или положительным и безответным.

Массовые социально-психологические явления

Общественное мнение.Оно может формироваться сознательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют общественное мнение, отражающее идеологию того или иного политического направления или государства в целом. Может складываться общественное мнение о том или ином работнике на производстве, преподавателе в вузе, ученике в школе и пр. Общественное мнение иногда формируется стихийно, на основе неточной информации, передаваемой «из уст в уста».

Коллективное переживание.Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, страха, гнева. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную атмосферу, психологический климат.

Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника.Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро нарастает в процессе взаимного заражения.

Причины паники многообразны.

Психологические причины, включающие в себя такие психологические явления, как крайнее удив-
ление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью.

Причины социально-психологического порядка: отсутствие групповой солидарности, утрата доверия к руководству, дефицит информации.. .

Подражание- сознательное или неосознанное копирование образца. Подражание так или иначе присутствует в межличностных отношениях групп, коллективов. Оно помогает выработать идентичные приемы поведения, действия личностей.

Отношение и общение - взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может
быть общения без отношения. Межличностные отношения происходят между мыслящими, думающими и чувствующими людьми. Можно сказать, что межличностные отношения - сущность общения, своеобразный результат его.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.