Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастная периодизация психического развития



В нашей стране на основе данных современной отечественной возрастной психологии практикой образования приняты следующие основные периоды развития детства:
новорожденный - до 10 дней,
младенческий возраст - до 1 года,
ранний детский возраст - от 1 года до 3 лет,
преддошкольный - от 3 до 5 лет,
дошкольный - от 5 до 6(7) лет,
младший школьный возраст - от 6 (7) до 10 лет,
подростковый - от 10 до 14(15) лет,
возраст ранней юности - от 14(15) до 16(17) лет.

Так, французский психолог Р. Заззо строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Он выделял шесть периодов: 0-3, 3-6, 6-9, 9-12, 12-15, 15-18. И считал, что задачей психологов является не установление некоторых новых возрастных стадий, а только психологическое объяснение уже существующих.

П.П. Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как со-
стояние зубов ребенка и выделил:
беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. При этом он считал основными характеристиками возраста вес ребенка, его конституцию, среду и поведение.

Фрейд считает «системообразующим» фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов,различающихся господством определенных эрогенных зон.
Это такие этапы:
1 - оральная фаза (1-й год жизни),
2 - анальная фаза (2-й и 3-й годы жизни),
3 - фаллическая фаза (4-й и 6-й годы жизни),
4 - латентный период,
5 - генитальная фаза (с начала пубертата).
Эти фазы соответствуют бесполому, нейтральному, двуполому и половому детству. 3. Фрейд считал, что тип личности определяется тем, на какой стадии приостанавливается, «фиксируется» развитие индивида.

Ж. Пиаже предложил периодизацию детского развития на основе теории когнитивного (интеллектуального) развития. Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития: сенсомоторная стадия (0-1 8 мес), дооперациональная (18 мес-7 лет), стадия конкретных операций (7-1 2 лет), стадия формальных операций (после 12 лет). Стадии сменяют друг друга в строго указанном порядке. Каждый нормальный ребенок должен последовательно пройти все стадии.

 

Познакомимся с периодизацией детского развития, разработанной Л.С. Выготским.

Возраст Период Примечание
0 — 2 мес. 2 м е с - 1 год 1 год 1 - 3 года 3 года 3 — 7 лет 7 лет 8-1 2 лет 13 лет 1 4 - 17 лет 17 лет Кризис новорожденное™ Младенчество Кризис 1года Раннее детство Кризис Злет Дошкольный возраст Кризис 7 лет Школьный возраст Кризис 13 лет Пубертатный возраст Кризис 17 лет Каждый период включает в себя три фазы: предкритическую, критическую и посткритическую (кроме периода, новорожденное™, который начинается сразу с кризиса)

 

Выделим некоторые наиболее существенные личностные новообразования возрастных периодов:
младенчество - образование, субъективно выражающееся в эмоционально окрашенном самоощущении. Это -предтеча личности, сознания;
раннее детство - появление «Я» («Я сам!») - системного новообразования конца, раннего детства, зарождение самосознания;
дошкольник - важнейшее новообразование - соподчинение мотивов и не менее важное - способность вообра-
жения как основы творческого отношения к деятельности, жизни и самому себе;
младший школьный возраст - произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умственной деятельности; контроль и самоконтроль;
подростковый возраст - сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении;
ранняя юность, или старший школьный возраст, - психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению, включающему:
а) сформированность на высоком уровне психологических структур самосознания школьников;
б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
в) предпосылки индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, потребностей, способностей.

Каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, возникающих к концу этапа, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и
наличие специфических для данного этапа тенденций развития.

Кризисы возрастного развития являются результатом неудовлетворенности потребностей (депривации) ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с ос-
новным личностным новообразованием.

Каждый переходный или критический период - результат перестройки социальной
ситуации развития, в основе которой, с одной стороны, лежит изменение объективного положения ребенка
в системе доступных ему общественных отношений, а с другой - изменение его «внутренней позиции».

Движущие силы психического развития

1. Противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни, приводит к возникновению новых потребностей. Появляется новый могив деятельности, в соответствии с этим деятельность перестраивается, совершается переход к новой стадии развития психической жизни ребенка.

 

2. Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций. На каждом возраст-
ном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям – сензитивность возраста. Нормальное развитие ребенка требует от взрослых понимания сензитивности того возрастного периода, в ко-
тором сейчас находится ребенок: преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение

 

3. Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным зве-
ном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый:

 

а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка,

б) затем выступает образцом эмоциональных отношений,

в) образцом действия с общественными предметами,

г) носителем знаний, культуры, социальных норм,
д) образцом профессионального мастерства и т.д.

 

4. Суть движущих сил психического развития и становления личности четко представлена в возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным 1. В основе периодизации - закономерная смена двух типов ведущих деятельностей.

 

П е р в ы й т и п - это деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок - общественный взрослый».

 

В т о р о й т и п - это деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельность в системе «ребенок - общественный предмет».

Эпоха Возрастной период тип ведущей деятельности
Раннее детство Детство Отрочество (подрост- ничество) 0 - 1 1 - 3 3 - 7 7-1 0 10-14 1 4 - 17 Непосредственно-эмоциональное общение Предметно-манипулятивная деятельность Общение (ролевая игра) Учебная деятельность Общение интимно-личностное Учебно-профессиональная деятельность


5. Движущей силой развития и показателем его нормального протекания является психическое и психологическое здоровье ребенка.

 

Единство возрастных и индивидуальныхособенностей развития

 

Психическое развитие и становление личности в онтогенезе предполагают, что возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными.

С другой стороны, мы можем говорить о том, что формирование индивидуальности личности, т.е. того непо-
вторимого сочетания психологических особенностей личности, которое отличает одного человека ото всех других, происходит в процессе возрастного развития и во многом зависит от меры включения ребенка в ведущую для данного возраста деятельность, от развития его способностей к ее выполнению, от характера общения со взрослыми и сверстниками при выполнении этой деятельности. Существуют половые различия, которые дети весьма рано осознают, а затем довольно остро переживают.

Дети очень неравнодушны к своей внешности, которая уже в дошкольном возрасте фокусирует их напряженные эмоциональные переживания и эмоционально окрашенные рассуждения.

Сложности психического и личностного развития, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте, во многом обусловлены половым созреванием.

Любой ребенок самоценен уже потому, что он появился на свет, что ему дарована жизнь.


 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.