Возрастная периодизация психического развития⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
В нашей стране на основе данных современной отечественной возрастной психологии практикой образования приняты следующие основные периоды развития детства: Так, французский психолог Р. Заззо строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Он выделял шесть периодов: 0-3, 3-6, 6-9, 9-12, 12-15, 15-18. И считал, что задачей психологов является не установление некоторых новых возрастных стадий, а только психологическое объяснение уже существующих. П.П. Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как со- Фрейд считает «системообразующим» фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов,различающихся господством определенных эрогенных зон. Ж. Пиаже предложил периодизацию детского развития на основе теории когнитивного (интеллектуального) развития. Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития: сенсомоторная стадия (0-1 8 мес), дооперациональная (18 мес-7 лет), стадия конкретных операций (7-1 2 лет), стадия формальных операций (после 12 лет). Стадии сменяют друг друга в строго указанном порядке. Каждый нормальный ребенок должен последовательно пройти все стадии.
Познакомимся с периодизацией детского развития, разработанной Л.С. Выготским.
Выделим некоторые наиболее существенные личностные новообразования возрастных периодов: Каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, возникающих к концу этапа, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и Кризисы возрастного развития являются результатом неудовлетворенности потребностей (депривации) ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с ос- Каждый переходный или критический период - результат перестройки социальной Движущие силы психического развития 1. Противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни, приводит к возникновению новых потребностей. Появляется новый могив деятельности, в соответствии с этим деятельность перестраивается, совершается переход к новой стадии развития психической жизни ребенка.
2. Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций. На каждом возраст-
3. Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным зве-
а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными предметами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм,
4. Суть движущих сил психического развития и становления личности четко представлена в возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным 1. В основе периодизации - закономерная смена двух типов ведущих деятельностей.
П е р в ы й т и п - это деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок - общественный взрослый».
В т о р о й т и п - это деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельность в системе «ребенок - общественный предмет».
Единство возрастных и индивидуальныхособенностей развития
Психическое развитие и становление личности в онтогенезе предполагают, что возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными. С другой стороны, мы можем говорить о том, что формирование индивидуальности личности, т.е. того непо- Дети очень неравнодушны к своей внешности, которая уже в дошкольном возрасте фокусирует их напряженные эмоциональные переживания и эмоционально окрашенные рассуждения. Сложности психического и личностного развития, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте, во многом обусловлены половым созреванием. Любой ребенок самоценен уже потому, что он появился на свет, что ему дарована жизнь.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|