Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема № 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии



ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Туревская Е.И.

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.–М., 1979;

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.–М., 1997;

3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Т.2.–М., 1994;

4. Обухова Л.Ф. Детская психология.–М., 1996;

5. Мухина В.С. Возрастная психология.–М., 1998;

6. Абрамова Г.С. Возрастная психология.–М., 1997;

7. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.–М., 1980;

8. Хрестоматия по детской психологии / Сост. Г.В. Бурменская.–М., 1996.

 

 

Тема № 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

 

1. Определение и содержание предмета возрастной психологии;

2. Проблемы современной возрастной психологии;

3. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками;

4. Стратегии исследования и методы возрастной психологии.

 

 

1 Определение и содержание предмета возрастной психологии

Для обозначения данной области психологического знания использу-ют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенно-стях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

изменения, которые происходят в психике и поведении человека при пе-реходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть раз-личны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памя-ти...) – эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от си-туативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вни-манию) – революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

понятие возраста – определяется как специфическое сочетание психи-ки и поведения человека.

 

Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое под-готовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рожде-нии, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок всту-пит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно силь-но «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым со-зреванием детей.

закономерности, механизмы и движущие силы психического разви-тия;

детство – предмет возрастной психологии по Обуховой – период уси-ленного развития, изменений и обучения.

 

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорово-го человека.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.