Тема № 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологииСтр 1 из 11Следующая ⇒
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Туревская Е.И. Литература: 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.–М., 1979; 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.–М., 1997; 3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Т.2.–М., 1994; 4. Обухова Л.Ф. Детская психология.–М., 1996; 5. Мухина В.С. Возрастная психология.–М., 1998; 6. Абрамова Г.С. Возрастная психология.–М., 1997; 7. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.–М., 1980; 8. Хрестоматия по детской психологии / Сост. Г.В. Бурменская.–М., 1996.
Тема № 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
1. Определение и содержание предмета возрастной психологии; 2. Проблемы современной возрастной психологии; 3. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками; 4. Стратегии исследования и методы возрастной психологии.
1 Определение и содержание предмета возрастной психологии Для обозначения данной области психологического знания использу-ют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенно-стях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития. Составляющими предмета возрастной психологии являются: • изменения, которые происходят в психике и поведении человека при пе-реходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть раз-личны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памя-ти...) – эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от си-туативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вни-манию) – революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; • понятие возраста – определяется как специфическое сочетание психи-ки и поведения человека.
Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое под-готовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рожде-нии, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок всту-пит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно силь-но «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым со-зреванием детей. • закономерности, механизмы и движущие силы психического разви-тия; • детство – предмет возрастной психологии по Обуховой – период уси-ленного развития, изменений и обучения.
В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорово-го человека.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|