Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте.



Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становитсяМЫШЛЕНИЕ.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от на-глядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивиду-альные различия: среди детей психологами выделяются группы «теорети-ков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словес-ном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практиче-ские действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У боль-шинства детей наблюдается относительное равновесие между разными ви-дами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления – фор-мирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ре-бенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; , Л.В. Занкова).

В начале младшего школьного возрастаВОСПРИЯТИЕ - недоста-точно дифференцированно. Из-за этого ребенок «иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b). Хотя он мо-жет целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в ста-за» свойства — в основном, цвет, форма и величина.

Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.

Стадии:

2-5 лет – стадия перечисления предметов на картине;

6-9 лет – описание картины;

после 9 лет – интерпретация (логическое объяснение).

ПАМЯТЬ развивается в двух направлениях — произвольности и ос-мысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызы-вающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яр-кими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не ин-тересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемо-нических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление тек-ста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).

В младшем школьном возрасте развивается ВНИМАНИЕ. Без доста-точной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивает-ся объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распре-деление.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.