Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема № 5. Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)



1. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего дет-ства.

2. Развитие психических функций в раннем возрасте.

3. Проявление личности в раннем возрасте.

4. Кризис 3-х лет.

 

 

1 Предпосылки предметной деятельности формируются еще в мла-денческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятель-но, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.

Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали про-блему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:

1 этап: 1-1,5 года – ребенок не знает функций предметов;

2 этап: 2-2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;

3 этап: после 2,5 лет – отделение действия от предмета, ребенок осваи-вает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усво-енные способы действия на другие предметы).

В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

2 Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде все-го, что раннее детствосензитивно к усвоению речи.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полуго-да) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.

К 1 году словарь ребенка – 10 слов;

К 1г.8м. – 100 слов;

К 2 г. – 300 слов и более;

К 3 г. – 1000-1500 слов.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место дей-ствия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ре-бенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия ребенка

Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные фор-мы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на воспри-ятии и действии с предметами.

3 Этапы развития личности:

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого перио-да, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сде-лать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игно-рируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как по-ложительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и про-чие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слеза-ми или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действитель-но расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую иг-рушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у ко-торого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связа-но с зарождающимся в это времясамосознанием. Примерно в 2 года ребе-нок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, пер-вичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начина-ется, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка осознание не толь-ко своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ре-бенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка все-гда максимально завышена.

Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают» ребенка на новый, уровень развития.Начинается переход-ный период — кризис 3 лет.

 

4 Кризис 3-х лет

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

1) Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это пред-ложил ему определенный взрослый человек(ребенок игнорирует требова-ния одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими доста-точно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.

2)Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, чтоемуэтого очень хо-чется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок до-бивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется,или совсем не хочется, или давно расхоте-лось.

3)Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок мо-жет начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбро-сить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведе-ния (порядков);

5) своеволие – т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стре-миться к самостоятельности намерения, замысла.

6) протест–бунт, который проявляется в частых ссорах с родителя-ми; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окру-жающими, в постоянном конфликте с ними»

7) деспотизм – диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.