Здавалка
Главная | Обратная связь

Модуль 3. Особенности психического развития человека в различные возрастные периоды.



Комплексная цель модуля 3: сформировать у студентов систему знаний о возрастных изменениях психики человека в разные периоды жизни.

Краткое содержание учебного материала модуля 3:

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.

Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве. Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Особенности когнитивного развития ребенка в раннем возрасте. Особенности развития эмоциональной и речевой сферы ребенка в раннем возрасте. Основные психологические новообразования в раннем возрасте. Кризис трех лет.

Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения со взрослым (М.И.Лисина) и со сверстниками. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Характеристика других видов деятельности дошкольника. Особенности развития познавательной, эмоциональной, речевой сфер в дошкольном возрасте. Развитие личности в дошкольном возрасте. Основные новообразования в дошкольном возрасте.

Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет.

Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д. Б. Эльконин). Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Причины школьной дезадаптации. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, начальные формы труда). Особенности общения со сверстниками. Развитие личности младшего школьника. Особенности развития Я-концепции.

Проблема «кризиса» подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Психологическая характеристикам подросткового возраста в трудах Л.С.Выготского. Развитие интересов (доминант) в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности подростка (Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Уровень притязаний подростка. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний. Причины нарушения формирования самооценки. Аффект неадекватности. Развитие аффективно-потребностной сферы.

Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла. Переходный характер юношеского возраста. Юношеский возраст в различных культурах. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Формирование индивидуальною стиля мышления.

Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э.Эриксон). Условия осуществления выбора в профессиональной, идеологической и сфере межличностных отношений.

Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста.

Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как время поиска себя и переход к стабильному образу жизни.

Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет). Средняя зрелость (середина жизни). Построение карьеры.

Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Возможности обучения в зрелых возрастах. Стабильность и изменения личности в зрелости (Э.Эриксон, ДЛевинсон). Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма).

Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Роль психологического и личностного факторов в процессе старения. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации.

Проектное задание модуля 3:

Написать эссе.

Примерный перечень тем эссе:

1. Дружба, любовь и подростковая сексуальность.

2. Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

3. Кризис личности в отрочестве, кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе.

4. Кризис новорожденности. Комплекс оживления и его значение.

5. Кризис одного года. Появление новой социальной ситуации развития.

6. Кризис семи лет и его основная симптоматика.

7. Кризис трех лет и его симптомы.

8. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка.

9. Общение младшего школьника с родителями и другими взрослыми. Роль личности учителя в обучении и воспитании.

10. Основные новообразования раннего детства.

11. Основные психические новообразования младенческого возраста.

12. Основные теденции в развитии речи ребенка в раннем детстве.

13. Особенности общения со сверстниками в младшем школьном возрасте. Виды общения в обучении.

14. Особенности развития ребенка, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

15. Особенности формирования ценностных ориентаций и жизненные планы старшеклассников.

16. Проблема готовности ребенка к школьному обучению.

17. Психологическая характеристика молодости, взрослости, зрелости как стадий онтогенеза человека.

18. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.

19. Психологические проблемы взаимоотношений старшеклассников с учителями и родителями.

20. Развитие познавательных процессов у ребенка младшего школьного возраста.

21. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

22. Развитие форм общения с взрослым в дошкольном возрасте.

23. Различные типы развития отношений подростка и взрослого.

24. Разнообразие типов личности взрослого человека.

25. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

26. Социальная ситуация жизни людей пожилого возраста. Социально-психологические типы старости.

27. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности, определяющий психическое развитие младшего школьника.

28. Центральное новообразование личности в подростковом возрасте.

29. Юность как социально-психологическое явление. Психологическая готовность к личностному самоопределению.

30. Юношеская субкультура.

Методические рекомендации к выполнению эссе:

Эссе - это рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Структура эссе:

1. Титульный лист.

2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. Хорошо проверенный (и для большинства - совершено необходимый) способ построения любого эссе - использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Критерии оценивания эссе:

Оценкой «отлично» оценивается реферат, в котором соблюдены следующие требования:

1.Знание и понимание теоретического материала:

a. определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

b. используемые понятия строго соответствуют теме;

c. самостоятельность выполнения работы.

2.Анализ и оценка информации:

· грамотно применяет категории анализа;

· умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

· способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

· диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

3.Построение суждений:

· обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;

· дает личную оценку проблеме.

4.Оформление работы:

работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

· соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

· оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

· соответствие формальным требованиям.

В случае несоответствия выполненной работы студентом требованиям к написанию эссе преподаватель на свое усмотрение снижает оценку.

Если большинство изложенных требований к эссе не соблюдено, то работа не засчитывается.

Список литературы:

Основная:

1. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

3. Обухова А.Ф. Детская психология. - М., 1995.

4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. – СПб., 2004. – 276 с.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

Дополнительная:

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.

2. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. // Психологический журнал, 1996. Т.17. №6, с.60-71.

3. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: «Просвещение», 1991г.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: уч. пособ.для студентов пед.вузов. /Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.‑ М.: «Академия» 1999.

5. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2002.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.