Модуль 3. Особенности психического развития человека в различные возрастные периоды.
Комплексная цель модуля 3: сформировать у студентов систему знаний о возрастных изменениях психики человека в разные периоды жизни. Краткое содержание учебного материала модуля 3: Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл. Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве. Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Особенности когнитивного развития ребенка в раннем возрасте. Особенности развития эмоциональной и речевой сферы ребенка в раннем возрасте. Основные психологические новообразования в раннем возрасте. Кризис трех лет. Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения со взрослым (М.И.Лисина) и со сверстниками. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Характеристика других видов деятельности дошкольника. Особенности развития познавательной, эмоциональной, речевой сфер в дошкольном возрасте. Развитие личности в дошкольном возрасте. Основные новообразования в дошкольном возрасте. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д. Б. Эльконин). Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Причины школьной дезадаптации. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, начальные формы труда). Особенности общения со сверстниками. Развитие личности младшего школьника. Особенности развития Я-концепции. Проблема «кризиса» подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Психологическая характеристикам подросткового возраста в трудах Л.С.Выготского. Развитие интересов (доминант) в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности подростка (Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Уровень притязаний подростка. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний. Причины нарушения формирования самооценки. Аффект неадекватности. Развитие аффективно-потребностной сферы. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла. Переходный характер юношеского возраста. Юношеский возраст в различных культурах. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Формирование индивидуальною стиля мышления. Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э.Эриксон). Условия осуществления выбора в профессиональной, идеологической и сфере межличностных отношений. Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как время поиска себя и переход к стабильному образу жизни. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет). Средняя зрелость (середина жизни). Построение карьеры. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Возможности обучения в зрелых возрастах. Стабильность и изменения личности в зрелости (Э.Эриксон, ДЛевинсон). Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Роль психологического и личностного факторов в процессе старения. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации. Проектное задание модуля 3: Написать эссе. Примерный перечень тем эссе: 1. Дружба, любовь и подростковая сексуальность. 2. Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. 3. Кризис личности в отрочестве, кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе. 4. Кризис новорожденности. Комплекс оживления и его значение. 5. Кризис одного года. Появление новой социальной ситуации развития. 6. Кризис семи лет и его основная симптоматика. 7. Кризис трех лет и его симптомы. 8. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка. 9. Общение младшего школьника с родителями и другими взрослыми. Роль личности учителя в обучении и воспитании. 10. Основные новообразования раннего детства. 11. Основные психические новообразования младенческого возраста. 12. Основные теденции в развитии речи ребенка в раннем детстве. 13. Особенности общения со сверстниками в младшем школьном возрасте. Виды общения в обучении. 14. Особенности развития ребенка, воспитывающегося в условиях дефицита общения. 15. Особенности формирования ценностных ориентаций и жизненные планы старшеклассников. 16. Проблема готовности ребенка к школьному обучению. 17. Психологическая характеристика молодости, взрослости, зрелости как стадий онтогенеза человека. 18. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте. 19. Психологические проблемы взаимоотношений старшеклассников с учителями и родителями. 20. Развитие познавательных процессов у ребенка младшего школьного возраста. 21. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. 22. Развитие форм общения с взрослым в дошкольном возрасте. 23. Различные типы развития отношений подростка и взрослого. 24. Разнообразие типов личности взрослого человека. 25. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. 26. Социальная ситуация жизни людей пожилого возраста. Социально-психологические типы старости. 27. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности, определяющий психическое развитие младшего школьника. 28. Центральное новообразование личности в подростковом возрасте. 29. Юность как социально-психологическое явление. Психологическая готовность к личностному самоопределению. 30. Юношеская субкультура. Методические рекомендации к выполнению эссе: Эссе - это рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Структура эссе: 1. Титульный лист. 2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. 3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. Хорошо проверенный (и для большинства - совершено необходимый) способ построения любого эссе - использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы. 4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Критерии оценивания эссе: Оценкой «отлично» оценивается реферат, в котором соблюдены следующие требования: 1.Знание и понимание теоретического материала: a. определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; b. используемые понятия строго соответствуют теме; c. самостоятельность выполнения работы. 2.Анализ и оценка информации: · грамотно применяет категории анализа; · умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; · способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; · диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); 3.Построение суждений: · обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; · дает личную оценку проблеме. 4.Оформление работы: работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; · соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; · оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; · соответствие формальным требованиям. В случае несоответствия выполненной работы студентом требованиям к написанию эссе преподаватель на свое усмотрение снижает оценку. Если большинство изложенных требований к эссе не соблюдено, то работа не засчитывается. Список литературы: Основная: 1. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. 2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998. 3. Обухова А.Ф. Детская психология. - М., 1995. 4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. – СПб., 2004. – 276 с. 5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001. Дополнительная: 1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991. 2. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. // Психологический журнал, 1996. Т.17. №6, с.60-71. 3. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: «Просвещение», 1991г. 4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: уч. пособ.для студентов пед.вузов. /Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.‑ М.: «Академия» 1999. 5. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. 6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2002.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|