Здавалка
Главная | Обратная связь

ВЕЧЕР ТЕМАТИЧЕСКИЙ, Тематический вечер,



ВИДЕНИЕ, способность воспринимать окружающее зрением (художественное В., детское В. мира. Внутреннее В.), это закон образного

мышления актера, режиссера (Словесное действие. Кинолента видений).

 

ВИДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ, Внутреннее видение.

ВИДЕОКЛИП, Клип.

ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ. Способность воссоздавать воображением образ реальных и небывалых явлений. Умение образно представить

своим внутренним зрением, оживить воображением слово, понятие, явление.

 

ВИДЫ ИСКУССТВА, реальные формы художественно-творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом материального

воплощения художественного содержания (словесным - для литературы, звуковым – для музыки, объемно- пластическим - для скульптуры и т. д,). Художественная информация, заключенная в каждом из В. и., обладает специфическим характером, поэтому содержание произведения одного В. и. не может быть адекватно передано на языке др. В. и. При взаимодействии иск-в происходит как бы два процесса: 1) приспособление к «смежному»

иск-ву, и тогда возникает необходимость каждого иск-ва видоизменяться и одновременно искать свой язык, утверждающий самобытность и неповторимость данного вида; 2) синтез искусств, в результате к-рого новому виду иск-ва приходится создавать свои уникальные средства для воплощения его содержания.

 

ВИРТУОЗ, ВИРТУОЗНЫЙ (ит. virtuoso, < лат. virtus - доблесть, талант)

1) Исполнитель, (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой иск-ва.

2) Человек, достигший в работе высший степени мастерства.

3) Свойственный виртуозу, технически совершенный.

 

ВНИМАНИЕ, способность сконцентрироваться на каком либо определенном реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе,

рассуждении и т. д.) в данный момент времени. В. - основа внутренней техники актера и режиссера. Различают непроизвольное, произвольное и постпроизвольное В. Непроизвольное В. имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Этот вид В. характеризуется тем, что выбор объекта производится чел-ком неосознанно, стихийно, независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта - новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр.. Объектами непроизвольного В.

актера являются зрители, сам актер и его партнер (не как образ, а только как его коллега по работе). В. в массовом действе - это непредвиденные реальные обстоятельства, жизненные факты, возникающие в момент творческого действия. Физиологическое проявление этого вида внимания ориентировочная реакция. Произвольное В. заключается в том. что выбор

объекта производится сознательно, преднамеренно и требует со стороны исполнителя и зрителя волевых усилий. Оно отличается

активным' характером и сложной структурой; по происхождению связано с трудовой деятельностью. В условиях затрудненной деятельности оно

предполагает использование специальных приемов сосредоточения, поддержания распределения и переключения В. Сценическое В. требует сосредоточенности как на реальных, так и на воображаемых объектах. В массовом действе, главным объектом произвольного В. исполнителей являются зрители, участники праздника. Задача режиссера, ведущего, исполнителя - направить жизненное В. зрителя на игровое художественное действие, увлечь его объектом сценической или праздничной игры.

Постпроизвольное В. возникает на основе произвольного В. и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития автоматизации

деятельности, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение и

сохраняется сознательная целенаправленность внимания, стремление к цели уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма. В массовом действе постпроизвольное В. проявляется в моментах духовного контакта, активного творческого соучастия исполнителей и зрителей, при к-ром чел-к вовлечен

в атмосферу художественной и жизненной игры (когда зрителям не хочется расходиться или отпускать исполнителя со сцены). В зависимости от того, где находится объект внимания - во внеш. мире или в субъективном мире чел-ка выделяются внимание внешнее (сенсорно-перцептивное), к-рое обращено на объекты внеш. мира и является необходимым условием познания и преобразования окружающего мира, и внутреннее (интеллектуальное), обращенное на объекты субъективного мира чел-

ка и является необходимым условием самопознания и самовоспитания.

Различают три круга В.: малый (сосредоточенность действующего лица на логике своих поступков), средний (общение с партнерами на сцене, зрителями и участниками происходящего в данный момент игрового эпизода) и большой (все зрители в зале, на площади и реальное пространство выходящее за круг игрового общения на площади, улице и т. д.). Переходы из

одного круга В. в другой обусловлены логикой внутр. жизни образа и логикой сквозного сценического или праздничного действия и изменениями жизненных и игровых обстоятельств.

 

ВОДА, одно из нетрадиционных выразительных средств массового театрализованного представления. В. используется в качестве основного выразительного средства на празднике фонтанов. На фоне специально подобранной музыки синхронно с ее ритмом меняется количество струй, их высота, мощность и подсветку, то можно получить феерическое зрелише. С помощью, фонтанов создается водяной занавес. Современная техника позволяет делать фонтаны. Водопады на стадионах и даже на закрытых сценических площадках. Существуют представления, к-рые целиком строятся на В. (напр., праздник Нептуна, водные феерии в цирке и т. п.).

 

ВОДЕВИЛЬ (фр. vaudeville).

1)Уличная городская песенка во Франции 16 в.

2)Пьеса легкого, комедийного характера с куплетами и танцами.

3)Заключительная песенка в В., комической опере или комедии, обычно выражающая мораль пьесы. (Ср., Мюзикл}.

 

ВОЛНЫ РИТМИ'ЧЕСКИЕ, Ритмические волны.

 

ВООБРАЖЕНИЕ.

1)То же, что фантазия.

2)Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в

целом не воспринимающихся чел-ким в действительности. позволяющая представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя чел-ка в процессе деятельности. В. Входит в любой трудовой процесс и является необходимой стороной любой творческой деятельности (художественной, конструкторской, научной). В художественном, в театральном творчестве -

это способность воспроизводить образы, пережитые раньше в действтельности, комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая эти образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Для режиссера массовых праздничных действий В. - это умение в самом замысле представить себе реальный ход будущего праздничного действа и сверять с этим воображаемым ориентиром свои режиссерские задания, возбуждать образное мышление и стремления всего творческого коллектива.

 

ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение в сознании предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта в поле В., различение

отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование образа В. В

зависимости от доминирующего анализатора различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезиче-ские (двигательные), обонятельные

и вкусовые В ; в зависимости от формы существования материи - В. пространства, В. времени, В. движения, в зависимости от внимания - непроизвольное и произвольное В. (напр., наблюдение). На основе последнего строится система обучения актерскому и режиссерскому мастерству в отечественной театральной школе, создаются индивидуальные,

групповые, массовые игры.

 

ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА, процесс активного личностного общения с художественным произведением, способность увидеть, почувствовать и создать образ в своей душе; это духовное сотворчество воспринимающего с художником, творцом. В В. и. существует уровень непосредственных впечатлений и переживаний. В отдельных случаях восприятие происходит на

уровне внеш. формы художественного произведения, оно ограничивается простым узнаванием, к-рое Аристотель называл радостью узнавания

"Ах как похоже!" Подлинные произведения иск-ва востребуют и формируют в процессе взаимодействия с публикой наиболее сложные и высокие формы внутр. человеческого восприятия. Это не только восприятие линий, красок, звуков, выраженных словами образов, но и того, что скрыто или заключено в них - мыслей и чувств художника, претворенных в образную систему, ощущения в какой форме выражено содержание, каков "язык" произведения. Художественный образ, имеющий целостную природу, чел-к может воспринять не иначе, к'ак сотворив этот образ, воссоздав его в своей душе. Настоящий художник всегда творит по законам человеческого восприятия.

 

ВОСПРИЯТИЕ МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕТСТВАнеразрывно связано с живым непосредственным участием в нем.Оно происходят на разных уровнях от стороннегонаблюдения до личного активного творческогоучастия в сотворении праздничного события.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ, образное чувственное ощущение, духовное состояние, вызванное воздействием выразительных средств, режиссерски организованными образными действенными акцентами в ключевых смысловых моментах массового театрализованного действия и оставляющее эмоциональный след в духовной памяти его участников. Совокупность В. создает' духовный образ праздничного общения, образ праздничного

события.

 

ВРЕМЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО, отрезок времени, к-рое осмысливается праздничным событием.

 

ВТОРОЙ (АКТЕРСКИЙ) ПЛАН.

I) Внутр. духовный «багаж» чел-ка-героя, с которым тот приходит в пьесу. Он складывается из всей совокупности жизненных впечатлений персонажа, из всех обстоятельств его личной судьбы и обнимает собой все оттенки его ощущений и восприятии, мыслей и чувств.

2)В эстрадном действии, в массовом представлении В. (а.) п. - внутр. духовный багаж самого исполнителя, это проявление его личностного отношения к тому, что он изображает на эстраде, его внутр. Личностный диалог со зрителем (с участником праздника).

 

ВТОРОЙ (СЦЕНИЧЕСКИЙ) ПЛАН, по- перечная доля сценической площадки, расположенная между первым планом и третьим планом.

В. (с.) п. позволяет воспринимать человеческую фигуру целиком.

 

ВЫМЫСЕЛ, добавка к факту, к-рая изменяет его-обличье, характер, свойства. «Дозировка» В. определяется идеей пьесы, сверхзадачей

художника.

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, внеш. передача психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющихся в мимике (В. д.

липа), пантомимике (В. д. всего тела) и «вокальной мимике» динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, к-рая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. В. д. приобретают характер образного «языка»,

специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Будучи актом общения В.д. превращаются в средства более или менее сознательного воздействия на людей.

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, художественные действия различных видов иск-в, к-рые используются реж-ром в постановке массового театрализованного представления и организации праздничного игрового общения. В. с. Условно можно поделить на традиционные (живое слово,

музыка, свет, хореография, пантомима, театр, киноиск-во, динамическая и статическая проекция, скульптура, спорт, цирк, эстрада), нетрадиционные В. с. (транспорт, животные, вода, огонь, дым, естественное освещение местности) и иносказательные (аллегория, метафора, олицетворение, символ).

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СИНТЕЗ, Синтез выразительных средств.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ, игра артиста перед публикой. В течение одного выступления актер может исполнить несколько номеров.

 

Г

ГАРМОНИЯ(гр. hannonia - созвучие, согласованность, стройность, противоположность хаосу).

1)Согласованность, стройность в сочетании чего-н. (Г. звуков, Г. красок, душевная Г., Г. интересов).

2)Выразительное средство музыки, связанное с объединением тонов в созвучия и последовательностью созвучий в условиях лада. Важное значение в Г. имеют аккорды; в смене аккордов проявляются их ладовые, гармонические функции, а также закономерности голосоведения. Г. во многом зависит от мелодии и в тоже время обогащает, углубляет ее выразительность. 3) (Филос.) эстетическая категория, означает высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различных компонентов в составе целого, отвечает эстетическим критериям совершенства, красоты. Г. - показатель, мерило исторически достигнутого уровня практически-духовного освоения чел-ком окружающей действительности. Г. Объективно проявляется в совпадении внеш. мира с потребностями свободного и всестороннего саморазвития чел-ка. Т.о., она .выступает качественной ха рактеристикой эстетического идеала, (высшей социально-эстетической цели общественного развития). Г. понимается как: объективная возможность отношений чел-ка с миром и досягаемый идеал; субъективно мыслимое и недостижимое совершенство, относящееся к сверхприродной сущности вещей; достижимый лишь в сфере иск-ва идеал красоты, призванной спасти мир; формальная характеристика композиции. структуры эстетически значимых предметов, родственных по смыслу понятиям пропорция, симметрия, мера и др. В иск-ве Г. - это предмет отражения и одновременно художественное воплощение идеала совершенной действительности, а также основание эстетической критики человеческого бытия. Иск-ву принадлежит заслуга открытия многообразия гармонических отношений чел-ка с миром, прогнозирования возможностей гармонического и всестороннего развития человеческой личности. («Золотая пропорция»).

 

ГЕРОИЧЕСКОЕ (гр. he'ros - герой), категория эстетики, раскрываются ценностный смысл выдающегося по своему общественному значению даяния, требующего от чел-ка или коллектива людей (социальные группы, класса, народа) высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности. Будучи одной из форм проявления возвышенного. Г. тесно связано с трагическим. В природе Г. лежит преодоление острых, непримиримых противоречий, что нередко достигается ценой жизни. В иск-ве Г. раскрывается в утверждении высокого эстетического идеала, прежде всего через образ несущих его героев. Г. может выражаться не только через персонификацию, но также и через авторскую позицию (напр., в сатире). Эстетические формы выражения Г. зависят от жанра и вида

искусства, от художественного метода - реалистического, классицистического, романтического и т. д., к-рый лежит в основе творчества художника.

 

ГЕРОЙ (гр. heros - герой).

1) Человек, свершивший выдающиеся по своему общественному значению действия, отвечающих интересам народных масс и требующих от чел-ка личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

2) Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

3) Главное действующее лицо литературного произведения.

4) Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

5) Лицо, привлекающее к себе внимание чем-н. или являющийся предметом восхищения, подражания. (Г. документальный. Реальный Г., Г. лирический. Персонаж, Героическое).\

 

ГЕРОЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ, Реальный герой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.